Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / О школе / О нас пишут  
12345...11
Газета "Стерлитамакский рабочий" о семинаре Школы в Башкортостанедата:01 июля 2014   время:17:54 ;  автор:- Редакция сайта -

Живя в небольшом городе, даже не в столице региона, нечасто задумываешься о каких-то глобальных тенденциях развития общества, СМИ, экономики, не мыслишь масштабными категориями. И эта оторванность от мира, пожалуй, во многом не позволяет нам успешно функционировать. Каждый регион варится в собственном соку, изредка поглядывая на ближайших соседей. Семинар Московской школы гражданского просвещения и Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив «Российский регион в глобальном мире», прошедший в Стерлитамаке 20-21 июня, – как раз та самая возможность взглянуть на себя как на часть некоего общего организма. И в этой части, как правило, действуют те же механизмы и закономерности, что и в остальных.

В целом география участников семинара оказалась весьма обширной: Башкортостан, Татарстан, Челябинская область, Пермский край, Дагестан, Москва, Санкт-Петербург и другие города и регионы. Семинар проводился при содействии Управления Президента Республики Башкортостан по общественно-политическому развитию. Открыли форум начальник Управления общественно-политического развития Администрации Президента РБ Даниль Азаматов, ректор БАГСУ Сергей Лаврентьев и первый заместитель главы администрации Стерлитамака Геннадий Крупинов.

Благоустройство повседневности

Геннадий Крупинов рассказал участникам семинара о стратегии развития города и брендинге, работа над которым велась полтора года. Долгие годы Стерлитамак позиционировался как город большой химии. Однако времена заводов-гигантов уходят, и для того, чтобы город развивался успешно, ему нужны новые инвесторы, работающие технопарки, молодёжь. А для этого необходимо сделать город легко узнаваемым и привлекательным. Этому и способствует бренд. В качестве бренд-консультанта Стерлитамак приглашал руководителя московской компании «Живые города» Дениса Визгалова. Проводились социологические опросы, круглые столы с участием бизнесменов, художников, журналистов, студентов, велись обсуждения в социальных сетях. В результате за основу была принята идея, связанная с цифрой 3. Город территориально очень легко делится на три части, в городе три крупные реки, три гуся – на гербе Стерлитамака и так далее. Часто в названиях организаций и в наименовании почтовых электронных адресов и сайтов используются три латинские буквы «STR» в качестве обозначения города. Классический пример объёма, позитива, бесконечных комбинаций – пирамидка Мефферта, которая и стала графическим отображением этой идеи. Слоганами стали: «Стерлитамак. Жизнь в объёме», «Стерлитамак 3D: Dом. Dело. Dвижение».

Мы уже писали о бренде и концепции развития города в “Стерлитамакском рабочем” (№ 105 от 31 мая). Кроме этого подробнее познакомиться с брендбуком можно на официальном сайте администрации городского округа sterlitamakadm.ru.

Урбанист, директор по региональному и стратегическому развитию Центра территориальных инициатив «Архполис» Святослав Мурунов напомнил, что бренд – это инструмент, который работает только тогда, когда в обществе есть субъект, готовый что-либо делать. Бренд – это упаковка, и только конкретный субъект может наполнить её смыслом. Тому, как организовать в городе социальную активность, как разбудить в обывателе гражданина, и был посвящён круглый стол со Святославом Муруновым. Спикер делает ставку на индивидуальные сообщества, самоорганизовавшиеся по общим интересам. При этом он отмечает любопытный феномен: люди, участвующие в неформальных сообществах, более счастливы, чем люди с тем же социальным статусом и доходами, но не включённые в сообщества. Основным принципом при создании сети неформальных сообществ в Пензе (именно она послужила примером для разбора) стал принцип: «Дела вместо разговоров». Кроме этого, были выработаны основные правила: мораторий на критику; любая идея имеет право на жизнь; открытый оргкомитет; любое событие должно нести в себе элементы культуры, образования и откладывать отпечаток на городскую среду. Святослав Мурунов остановился на основных приёмах и условиях построения общества социально активных горожан, при этом оставив свободным поле для импровизации с учётом местных особенностей и реалий.

Право на город

Второй день семинара подарил участникам уникальную возможность обсудить не только российский опыт местного самоуправления, но и польский. Этому способствовал совместный проект МШГП и польского Фонда «Образование для демократии» «Самоуправление и гражданская позиция – опыт сотрудничества российских и польских лидеров».

С трёхуровневой системой местного самоуправления в Польше аудиторию познакомил заместитель директора Центра общественной коммуникации мэрии Варшавы Адам Гжегжулка.

В Польше существует чёткое разделение полномочий между этими уровнями. Уровни независимы друг от друга и имеют раздельное финансирование. Важно отметить, что большинство вопросов решает самый мелкий и при этом самый многочисленный уровень самоуправления – гмина. Как совет гмины, так и войт (в сельской местности) или бургомистр (в городах) определяются путём прямых выборов. Пан Гжегжулка отдельно отметил, что некоторые вопросы никак не могут быть решены вне сотрудничества с жителями. К таким вопросам, к примеру, относится пространственное планирование городских территорий. При этом спикер отметил, что в Польше, как и в России, существуют проблемы с активностью граждан: самыми активными оказываются пожилые люди, располагающие большим запасом свободного времени. Тем не менее в крупных городах всё больше становится активных молодых людей 20-30 лет, которым хочется видоизменить окружающее пространство и быть причастными к общему делу.

Такие активные молодые люди хотят участвовать в жизни города, хотят иметь право на город. Последнее и стало лозунгом первого конгресса общественных движений Польши. О конгрессе и общественном анализе бюджета рассказывала Калина Михоцка, глава ассоциации «Калишская городская инициатива», координатор проекта «С городом надо считаться. Гражданский мониторинг бюджета». Михоцка с единомышленниками переняла опыт по мониторингу бюджета у Бразилии и Голландии, адаптировав его к местным реалиям. При этом они открыто заявили, что сами не являются специалистами в этой области, поэтому готовы учиться анализировать вместе с горожанами. Проект был реализован в городах Конин и Калиш. Поначалу организаторам проекта нужно было заинтересовать простых людей.

- Обычные люди не интересуются структурой бюджета, особенностями местного самоуправления, – сказала Калина Михоцка. – А нам хотелось, чтобы жители увидели чёткую взаимосвязь между знанием бюджета и их возможностью повлиять на те или иные аспекты устройства городской жизни.

При этом организаторы проекта честно признают, что бюджет – лишь отправная точка для того, чтобы грамотно отстаивать свои интересы. Если вы подготовлены, если можете вести аргументированный диалог, то и чиновники начинают говорить с вами иначе. С этим выводом согласился и Адам Гжегжулка: если чиновники понимают, что за ними следят жители и (что самое главное) понимают происходящее, это автоматически совершенствует всю систему местного самоуправления.

- Власть чувствует дыхание жителей на своей шее, – резюмировал Гжегжулка.

Лучшие практики российского местного самоуправления продемонстрировала Екатерина Жилякова, главный редактор журнала «Муниципальная власть». Она призвала аудиторию взглянуть на эти практики как на воодушевляющий механизм, как на алгоритм действий. Подробно рассматривались хрестоматийный Мышкин, Покров, Пермь, Пенза, Никола-Ленивец в Калужской области, Архангельская область. По мнению Жиляковой, активное гражданское общество в России в условиях централизации возможно. Однако необходимо преодолеть пассивность жителей и стремление власти полностью контролировать финансовые и организационные потоки.

Особый путь

От вопросов муниципального уровня семинар плавно перешёл к федеральным и даже общемировым. Темой выступления редактора журнала «Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре» Андрея Захарова стал современный федерализм в России и мире. Андрей Александрович продемонстрировал на примере других стран с федеративным устройством, как и для каких целей может использоваться федерализм помимо его основного предназначения – легитимного обеспечения самостоятельности разных уровней власти. Где-то федерация помогала законным путём присоединять новые земли, где-то – ослабить опасного соседа, где-то – обеспечить систему защиты интересов меньшинств. Для России же, по мнению А.Захарова, федерализм – это необходимость, именно федерация обеспечивает сохранность единства нашей многонациональной страны. Все приведённые спикером примеры федераций были призваны напомнить, что федерализм – очень интересная, сложная, динамичная материя, имеющая самое прямое отношение к нашему государству.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин предложил для дискуссии тему, довольно часто обсуждаемую не только в СМИ, но в быту – особый путь России. Что это, как его понимает общество, какой смысл вкладывает в это словосочетание? Согласно весеннему опросу 2014 года от «Левада-Центра», 38 процентов респондентов считают, что страна должна быть особенным государством с особенным путём развития. Особый путь, по мнению россиян, – это человечная экономика, увеличение антизападнических настроений и неготовность общества жертвовать собственным комфортом. Общество устало жертвовать во имя светлого будущего, какие бы формы оно ни принимало в связи с изменениями в государственном устройстве. Но при этом общество хотело бы жить в великом, могучем государстве, с которым считаются другие страны и которое не требует от граждан больших свершений. И неким идеалом жизнеустройства теперь предстаёт поздний СССР 70-х – начала 80-х годов. Из-за особенностей человеческой психологии экономика дефицита, государственное регулирование всех сфер жизни уходят на второй план. На первом остаётся улучшение жилищных условий, ощущение уверенности в завтрашнем дне.

Подобные настроения в обществе бытуют на фоне экономической стагнации в России, о чём подробно говорил Евгений Гонтмахер, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений. Также не слишком жизнеутверждающим было выступление и политолога Николая Петрова, который преподнёс аудитории возможные сценарии развития России в ближайшей перспективе и с учётом всех недавних событий на мировой арене.

Экономический обозреватель «Forbes» Борис Грозовский говорил о взаимоотношениях СМИ и власти. Аудитория обсудила вопросы свободы медиа, их независимости, пропаганды в современных СМИ, распространения соцсетей, закрепощённости медиа со стороны государства и другие.

Рефлексия и медитация

В связи с процессами, происходящими сегодня в обществе, по мнению Евгения Гонтмахера, отмечается запрос на самостоятельных людей, которые не боятся думать, иметь собственную точку зрения и в итоге берут на себя ответственность за свой город, регион и страну в целом.

Менеджер просветительских проектов МШГП Анастасия Гонтарева по итогам семинара отметила важность того, что на подобных мероприятиях люди из различных регионов имеют возможность обмениваться опытом и устанавливать контакты. При этом большим плюсом семинара стало участие в нём в качестве спикеров представителей местной администрации, поскольку такие дискуссионные площадки рождают новые идеи.

Сами же участники семинара выражали благодарность за возможность высказывать различные, порой полярные, точки зрения. Благодарили за свободное выражение мнений и отсутствие заданности процесса, за интересную программу и потрясающих экспертов.

Завершился семинар всеобщей медитативной рефлексией под звуки саксофона. Перед «семинаристами» с несколькими музыкальными композициями выступил стерлитамакский джазмен Александр Денисов.

Источник: Стерлитамакский рабочий



Подробнее
За опытом в Швецию - выпускник-2011 Сайд Хасиев о семинаре в Швециидата:06 июня 2014   время:07:06 ;  автор:Хасиев Сайд-Эми Алхазурович

Думаю, что каждого из нас интересовал вопрос о том, почему люди в отдельных странах живут хорошо, а в некоторых – похуже. в чем же проблема? Связано ли такое положение с объективными причинами или же вопрос кроется в другом? Самым эффективным способом оценки многие эксперты считают сравнение. именно в сравнении, считают они, можно рассмотреть плюсы и минусы, провести параллели и, конечно же, перенять все лучшее и постараться внедрить этот опыт у себя.

На мой взгляд, такую же цель ставили перед собой организаторы международного семинара «Шведский опыт: возможности применения в российских проектах модернизации», который состоялся в Стокгольме в середине мая. Десятки молодых людей со всех уголков нашей страны смогли в течение 3 дней ближе познакомиться как с историей становления Швеции, так и с социально-экономическим развитием этой страны. Этот замечательный семинар стал возможен благодаря плодотворному и эффективному сотрудничеству Московской школы гражданского просвещения и Стокгольмского института переходной экономики (SITE). Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Школу за предоставленную возможность участия в этом проекте, а хозяев семинара – за высококлассную организацию и проведение данного мероприятия.

В ходе трехдневного семинара перед участниками выступили ведущие эксперты как со шведской стороны, так и с российской. Тематика выступлений была самой разнообразной, однако была и связующая нить – многие выступления были нацелены на максимально открытое разъяснение исторического становления Швеции, на состояние общественно-политической системы, развитие системы общественного контроля и институтов гражданского общества. В свою очередь, выступление российских экспертов позволяло провести сравнение в развитии двух стран, вернее сравнение в становлении общественного, политического и экономического уклада в Швеции и России.

Большая часть семинара и лекций прошли в здании Стокгольмской школы переходной экономики, однако были организованы также визиты в государственные учреждения Швеции. В частности, в ходе визита в шведское Агентство по международному развитию и сотрудничеству SIDA, которое также оказало поддержку в организации и проведении данного семинара, нам рассказали о многочисленных программах развития сотрудничества, часть из которых направлены на развитие и углубление отношений с Россией и Восточной Европой. Направления сотрудничества самые разные – начиная с вопросов экологии и заканчивая антикоррупционными программами. Более подробно о сотрудничестве с Россией и перспективных программах рассказали ведущие сотрудники SIDA. Отметим и то, что плодотворное сотрудничество с Россией Агентство ведет с середины прошлого века.

Примечательно, что отдельные программы Агентства SIDA были направлены на развитие средств массовой информации на Северном Кавказе. В частности, десятки журналистов из Чеченской Республики и других северокавказских регионов смогли принять участие в международных семинарах, а также пройти стажировку в Кальмарском медиаинституте FOJO (Швеция). Полученный в Швеции опыт наши журналисты смогли достаточно эффективно внедрить в республиканские СМИ. Ну, а о полученном бесценном «багаже» знаний и говорить не приходится.

За организацию серии стажировок для чеченских журналистов и вклад в развитие журналистского сообщества республики гендиректор SIDA г-жа Шарлотта Петри-Горницка была награждена Благодарственными письмами Парламента ЧР и Министерства ЧР по внешним связям, национальной политики, печати и информации.

Весьма запоминающейся стал визит в Стокгольмскую ратушу, где находится городская мэрия. По словам сотрудников стокгольмской мэрии – главная задача городских властей – создание в столице Швеции максимально комфортных условий как для жителей, так и для многочисленных туристов. В управлении городским хозяйством активно участвуют и простые жители. В Стокгольме на высоком уровне организована работа так называемого электронного правительства, что позволяет минимизировать бумажную волокиту и практически исключить многочисленные хождения по инстанциям.

Для Швеции характерны сильно развитое чувство принадлежности к обществу и высокий уровень участия людей в гражданской жизни: 91% населения Швеции считают, что им есть на кого положиться в трудную минуту. Большинство граждан состоят в тех или иных общественных организациях, принимают непосредственное участие в решении важных для общества вопросов.

Здесь много различных программ по адаптации мигрантов, налаживания диалога между людьми различного социального статуса и профессий. Об одной из таких программ участникам семинара подробно рассказал эксперт SITE Карин Брус. Основной принцип проекта заключается в том, что его участники проводят встречи между собой, знакомятся с культурой и традициями друг друга, национальными кухнями, а порой ходят в гости всей семьей.

Многих участников семинара интересовал основной вопрос: что же позволило небольшой по площади и не обладающей богатыми природными ресурсами Швеции войти в число наиболее развитых стран мира. Между прочим, по уровню жизни населения (основному показателю эффективности государства) эта скандинавская страна входит в число мировых лидеров. Как отметили эксперты, все дело в том, что наравне с принципами капитализма в стране четко соблюдается социалистический принцип равенства. Современная Швеция является одной из стран с наиболее высоким уровнем социальной ответственности. Однако страна к этому шла довольно-таки тернистым путем. В начале XX века в стране, в которой нет богатых природных ресурсов и существенно ограниченные земельные площади, люди не видели перспективы. С конца XIX века и по 1950 год Швецию покинуло более 1 миллиона человек, которые в поисках хорошей жизни перебрались в Америку, где и земли было много, да и природными ресурсами эта страна не обделена. К тому же Швецию от многих остальных стран отличал чрезмерно высокий уровень налогообложения. В этот период страну также покинули наиболее состоятельные шведы, усмотревшие более низкие налоги в соседних странах. К слову и сегодня граждане Швеции отдает государству до 40% от своего дохода.

Именно тяжелая ситуация с массовым оттоком населения из традиционных сельскохозяйственных районов и дефицит рабочей силы вынудили власти Швеции к поиску и внедрению передовых технологий во всех отраслях экономики. В это время также активно развивается профсоюзное движение, активно защищающие права рабочих. Наравне с этим власти стали вкладывать большие средства в фундаментальные исследования и образование. Стабильная и прозрачная общественно-политическая ситуация, высокий уровень образования и гражданской ответственности, а также независимая судебная система сделали эту скандинавскую страну привлекательной для иностранных инвесторов. Современная инфраструктура, новые технологии, активная разработка и внедрение в производство инноваций, а также инвестиции позволили Швеции занять достойное место в числе ведущих экономически развитых стран.

Вместе с тем, считаю необходимым отметить природную скромность шведов, их вежливость и приветливость. Несмотря на высокий уровень благосостояния, здесь редко можно увидеть даже дорогой автомобиль. Скромность, вернее умеренность, ощущается во всем.

Можно ли полностью перенять и внедрить у нас шведский опыт становления и развития общества? Конечно же, нет! К этому шведы шли веками, выстраивая работу всех институтов власти. Но решение тех или иных актуальных вопросов по-шведски – для нас очень актуально. Особенно в части гражданской ответственности и социальной справедливости.

Завершая великолепный шведский семинар, перед участниками выступили основатели Московской школы гражданского просвещения Елена Немировская и Юрий Сенокосов, которые все эти дни были рядом с нами. Они выразили убежденность в том, что и впредь нужно проводить подобные просветительские семинары, перенимать друг у друга опыт, не повторять, а учиться на чужих ошибках, всегда сохранять диалог, уважать интересы друг друга.

Семинар в Стокгольме завершился, но у его участников остались неизгладимые впечатления от знакомства с этой сказочной страной. Большое спасибо организаторам и всем участникам!

Источник: Молодежная смена

P.S. Программа семинара

Другие отзывы

Фотографии



Подробнее
"Открытая газета" о встрече выпускников Школы, проходившей в Голицыне 23-25 апреля 2014 г.дата:21 мая 2014   время:03:13 ;  автор:Чаблин Антон Борисович

Включаю как-то вечернюю программу «Время» на «Первом канале»: все до единой новости посвящены событиям на Украине – в юго-восточных районах и в Киеве.

Словно бы в самой России вдруг перестало происходить всё, хоть сколько-нибудь интересующее население. А между тем российское общество сегодня переживает изменения, ничуть не менее значимые, нежели украинское.

О том, что это за изменения, ведущие отечественные эксперты говорили на недавно прошедшем в Подмосковье семинаре Московской школы гражданского просвещения (МШГП). Выпускником школы является и автор этих строк, также приглашенный на семинар.

Инерция и рецессия

По итогам первого квартала 2014 года экономика в России не росла, а тормозилась. Такой же прогноз Минэкономики дает и на второй квартал. Как пишут в учебниках, это рецессия – смысл слова большинство россиян хорошо выучили еще во времена глобального экономического кризиса 2008-2009 годов.

Тогда официальная пропаганда убеждала общество, что наша страна стала «островом стабильности», который миновала вся жуть, творившаяся на Западе: безработица, инфляция, банкротства банков, разорение заводов...

Правда, когда кризис на Западе миновал, там начался устойчивый экономический рост, в России всё происходило с точностью до наоборот. Российский рынок акций (его состояние демонстрирует уверенность инвесторов в перспективах экономики страны) оказался на 40% ниже, чем в докризисный период. В то время как в большинстве развитых и развивающих стран акции «отросли» дороже, чем было до кризиса.

После окончания кризиса, все экономические показатели России снижались, таковы официальные данные Росстата. Прирост инвестиций в основной капитал (направляемых на развитие производства) четыре года назад составлял 10,8%, а в прошлом оказался ниже нуля – минус 0,2%.

Индекс промышленного производства с 2010 по 2013 год снизился с 7,3% до 0,4% (то есть сейчас рост прекратился). Индекс обрабатывающих производств (а это основа импортозамещающей экономики, которую мечтает построить Москва) в 2010 году составлял 10,6%, а в прошлом – 0,5%. Ну и, наконец, темпы роста ВВП за четыре посткризисных года снизились втрое – с 4,5% до 1,3%.

Урожай погиб, но надо снова сеять

На семинаре выступил один из лучших экономистов страны, бывший ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев, который под давлением властей был вынужден эмигрировать в Париж.

Взгляд в будущее у него пессимистичный: по словам Гуриева, исчерпаны все внутренние ресурсы, которые обеспечивали быстрый рост экономики, – это дешевизна рабочей силы и энергоресурсов (нефти и газа) и недозагруженность производственных мощностей.

И ведь только за счет этих факторов в «нулевые» годы экономика России ежегодно подрастала на 7% (это выше, чем даже при сталинской индустриализации). Хотя она лишь количественно росла, никак не развиваясь.

А сегодня сила «инерции» закончилась, и чтобы дальше обеспечивать такие же темпы, нужны коренные реформы судебной системы, МВД и следкома, полноценная демонополизация, приватизация госимущества, борьба с коррупцией...

Но эти реформы невозможны для нашей политической элиты, ибо тогда ей придется пожирать саму себя (об этом убежденно говорил не только Сергей Гуриев, но и другие выступавшие на семинаре эксперты).

Пушки вместо масла

Ведь обязательства, которые берут на себя власти, постоянно растут: только проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году обойдется в 160 млрд. рублей, а федеральная целевая программа «Развитие Крыма» до 2020 года – еще в 1 триллион.

Исполнение майских указов президента (они гарантируют постоянный рост зарплат региональных бюджетников) в ближайшие полтора года потребует 2 трлн. рублей.

Однако с учетом того, что уже в прошлом году экономика России замерла, рухнула и собираемость налогов. А вместе с тем и наполнение региональных бюджетов, из которых финансируются майские указы: по данным Минфина, объем госдолга всех регионов России за прошлый год вырос почти на 29%, приблизившись к 2 трлн. рублей.

Так что экономический рост в современной России – это не просто журналистский штамп, а залог выживания страны, залог социального консенсуса (негласного договора между народом и властью). Президент Дмитрий Медведев обозначил его как «колбаса в обмен на свободу» – то есть бытовые свободы в обмен на политические.

Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Николай Петров рисует такую картину. Поскольку сегодня уже стало очевидно, что бюджетной «колбасы» на всех не хватает, Москва придумывает новый общественный «договор», который основывается на идеях «особого пути» России, ее величия и, в том числе, военной мощи.

Не случайно доля расходов на «оборонку» в ближайшие три года должна вырасти на 61%, в то время как расходы на образование и здравоохранение – лишь на 22-23%. На этот счет экономист Евсей Гурвич напоминает афоризм из немецких учебников экономики: «пушки вместо масла» – то есть если страна форсированно вооружается, то у нее просто не остается ресурсов, чтобы обеспечивать достойную жизнь гражданам.

Китайский дракон

Когда критики говорят, что в России не хватает денег на инвестиции, они лукавят. Денег в стране предостаточно, но они «утекают»: только за первый квартал 2014 года из страны было вывезено $50 млрд. (в то время как за весь прошлый год – $63 млрд.). Причина, как разъяснил Сергей Гуриев, проста: люди опасаются вкладываться в отечественную экономику, боясь коррупции и конкуренции со стороны «политических» бизнесменов (тех, которые делают бизнес не рыночными методами, а используя силовые связи).

Тут еще и угроза внешнеэкономических санкций со стороны Запада подоспела. Не потому ли и Москва все чаще обращает внимание в сторону Китая: профессор Николай Петров напоминает, что наш азиатский сосед куда менее щепетилен, нежели США и Европа в вопросах прав человека.

А ведь, помнится, еще в 2005 году в послании к Федеральному Собранию Владимир Путин говорил: «Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром».

Сегодня же все отобразилось, словно в зеркале. Отсюда и скандальный лозунг «Россия – не Европа», который общественность с возмущением обнаружила в проекте «Основ государственной культурной политики», разработанном Минкультуры.

Минэкономики создает Национальную платежную систему (что может обернуться запретом на работу в России Visa и MasterCard), обсуждают даже ограничение свободного хождения валюты. И россияне (среди которых треть уже имеют загранпаспорта) в целом это одобряют.

Пустите Дуньку в Европу!

На протяжении четверти века социологический «Левада-Центр» ведет мониторинг общественных настроений в стране, результаты которого озвучил на семинаре директор центра Лев Гудков.

В частности, людям ежегодно задают один вопрос: «Есть ли у России враги?» В 1989 году, когда в СМИ все еще царила советская пропаганда, положительно ответили на этот вопрос 15% опрошенных, в 1994 году их стало 41%, с тех пор это число неуклонно росло, достигнув к прошлому году 78% (более свежих замеров не было).

Вот еще несколько цифр, которые говорят о росте антизападных настроений в обществе (которые, напомнил Лев Гудков, начались задолго и до Евромайдана, и до санкций Евросоюза).

23% опрошенных считают, что ценности России и Запада противоречат друг другу (правда, не уточняя, в чем именно). 61% россиян плохо относятся к США, 53% – к Евросоюзу, еще 11% уверены, что Россию враги окружают со всех сторон.

А ведь подобное восприятие стран-соседей – точно такая ксенофобия, как и та, против которой борются МВД и прокуратура (с нападениями на мигрантов и экстремистскими граффити). К слову, в прошлом году в России было зафиксировано «рекордное» количество межэтнических конфликтов с кровопролитием – почти четыреста.

Лев Гудков объясняет рост ксенофобии (обращенной как внутрь страны, так и на другие государства) тем, что в стране сужается пространство для политических дискуссий и гражданского самовыражения. Раздражение в обществе продолжает накапливаться, и выход оно может найти лишь в ксенофобии – ненависти ко всему «инаковому».

Ведь для обывателя это проще простого – объяснять любой негатив в стране лишь наличием «внешних врагов», национал-предателей, «пятой колонны»... Именно такую риторику предлагает абсолютное большинство из 77 новоявленных политических партий, среди которых лишь пара-тройка позволяет себе конструктивную критику власти.

Бездействует, как считает политолог Николай Петров, даже правительство, переставшее быть органом стратегического управления страной.

Скажем, функции Минэнерго плавно перешли президентской Комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса, которую возглавляет Игорь Сечин (в правительстве уже никаких постов не занимающий).

За какие заслуги перед Отечеством?

Все выступавшие на семинаре вспоминали свежие примеры «завинчивания гаек»: каждый день приходят новости о давлении на отдельные СМИ и известных блогеров, истинная журналистика плавно подменяется пропагандой (что заметнее всего в новостях «Первого канала», с которого мы начали рассказ).

Еще в декабре было создано государственное информагентство «Россия сегодня», во главе которого стал яростный телепропагандист имперских ценностей Дмитрий Киселев (на днях он получил из рук президента орден «За заслуги перед Отечеством»).

Ширятся полномочия силовиков. Например, все активнее внедряется институт «особого» судопроизводства (обвинительный приговор выносится лишь на основе признания обвиняемым вины, которое, как известно, часто просто «выбивается»). ФМС даны новые полномочия, фактически превращающие ее во вторую полицию. ФСО будет тотально контролировать интернет...

Отныне даже запрещены дискуссии о Второй мировой войне (под видом запрета «реабилитации нацизма»). На этот счет высказалась приглашенная на семинар американский ученый-кремленолог Тоби Гати. Она, как истинный либерал-американец, сторонник не запретов, а максимально широкой дискуссии даже на такую болезненную тему, как война. Иначе как же общество поймет, кто мы и куда идем, если не знаем собственную историю?

«Наверное, через двадцать лет наши потомки сделают новые выводы о том, что мы делаем сегодня. И уже наши дети будут смотреть на нас и спрашивать: а как это было возможно, мама?!» – говорит Тоби Гати. Слова эти касаются всего того, что творится нынче в мире. Неужели не будет стыдно перед своими детьми и западным, и российским политикам и пропагандистам за те глупости, которые они твердят о чужих странах?!

Источник: Открытая газета

Автор: выпускник Московской школы 2008 года Антон Чаблин



Подробнее
Роль муниципалитетов в переходе от диктатуры к демократии - выпускник-2012 Рустем Басыров о семинаре в Испаниидата:27 апреля 2014   время:14:55 ;  автор:Басыров Рустем Ришатович

Интервью выпускника Московской школы 2012 года, заведующего отделом по взаимодействию с общественными институтами Управления по общественно-политическому развитию Администрации главы Республики Башкортостан Рустема Басырова, посвященное семинару Школы «Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании», проходившему в г. Мадрид и Сеговия с 31 марта по 3 апреля 2014 года.

Рустем Ришатович, расскажите подробнее о самом семинаре, где он проходил, кто в нем участвовал?

Прежде всего, хочу заметить, что я выезжал в Испанию как частное лицо, а не как госчиновник. Для этого, как требует законодательство, взял отпуск, приобрел билеты и так далее.

Это уже не первый подобный семинар, в котором мне удалось поучаствовать. Ранее я уже участвовал в мероприятиях, проводимых в рамках американского образовательного проекта «Открытый мир», Стокгольмского института переходной экономики, германского фонда Адэнауэра. Для меня, и как ученого, и как чиновника освещаемые на этих семинарах темы важны, поскольку непосредственно входят в сферу моих профессиональных интересов. Так, в Швеции мы рассматривали накопленный там опыт модернизации страны и возможность его использования в России, в Германии изучали современное состояние германо-российских отношений, роль властных элит, институтов гражданского общества, СМИ, церкви, особенности разных моделей демократического развития.

Что касается семинара в Испании, то он проходил в городе Сеговия, в автономной области (автономном сообществе) Кастилия и Леон на северо-западе страны. Среди участников было немало россиян. Здесь и представители региональных и местных органов власти, и гражданские активисты, и журналисты, и руководители общественных объединений. С принимающей стороны также были представители органов государственной власти и местного самоуправления, университетская профессура, политики, общественные деятели.

В рамках заявленной темы – «Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании» – на семинаре были рассмотрены вопросы: взаимоотношения региональных и местных органов власти с центром; территориального устройства Испании; разграничения полномочий и предметов ведения между центром, регионами и муниципалитетами; развития Испании после завершения периода диктатуры Франко (с 1975 по настоящий год).

На открытии семинара присутствовали глава фонда «Вальсаин», доктор юриспруденции, бывший еврокомиссар по правам человека Альваро Хиль Роблес, региональный представитель правительства Кастилия и Леон в Сеговии, а также первый секретарь Посольства России в Испании. Доктор Роблес в своем выступлении пожелал участникам плодотворной работы, выразил уверенность, сто семинар послужит делу укрепления отношений между Испанией и Россией, не только на уровне Мадрида и Москвы, но и на уровне регионов и отдельных муниципалитетов.

Что вы можете сказать об Испании? Изменились ли ваши представления об этой стране после поездки в Кастилию и Леон? В российских СМИ Испания практически не представлена. Пишут, что эта страна как и Греция стоит на пороге глубокого экономического кризиса, что она входит в число самых бедных европейских стран? Так ли это?

Поездка, безусловно, дала мне многое в понимании этой страны, ее народа, культуры, познании проблем, с которыми сталкиваются испанцы, путей их преодоления.

У Испании богатая история. И хотя Испания считалась королевством, большую часть прошлого века в стране правили военные. Одна хунта сменяла другую, что привело к отречению в 1931 году от своего престола последнего из Бурбонов, Альфонса XIII. Лишь в 1947 году Испания была опять объявлена королевством, однако до 1975 года престол оставался незанятым при регентстве «каудильо» Франко. После смерти диктатора, королем был провозглашен Хуан Карлос I, который приступил к демонтажу фашистского режима и демократическим преобразования. В декабре 1978 года в стране была принята новая конституция. А в 1985 году Испания стала членом Европейского Союза.

Что касается экономики, то Испания действительно переживает не лучшие времена. Экономические кризисы 1993 года и 2008-2012 годов тяжело отразились на экономике страны, обнажив ряд традиционных слабостей Испании, негативно влияющих на ее конкурентоспособность. Прежде всего, это низкая по сравнению со странами северо-восточной Европы и Азии производительность труда.

Для испанской экономики характерен высокий уровень безработицы, которая даже в годы бурного экономического роста не опускается ниже 8-10%. Сегодня экономисты говорят уже о 26% безработных. А в Сеуте (владение Испании на побережье Марокко), Андалузии и Эстремадуре она еще выше. Что касается безработицы среди молодежи, то здесь ситуация действительно критическая: в прошлом году в Испании и Греции она приблизилась к отметке 60%. Для любой другой европейской страны это стало бы настоящей катастрофой, но только не для Испании. Скорее всего, официальные цифры безработицы не отражают реального положения дел на рынке труда, поскольку не учитывается наличие большого теневого сектора экономики. Как бы то ни было, Испания по объему ВВП продолжает оставаться четырнадцатой экономикой в мире и пятой – в Европейском союзе.

Что представляет Испания сегодня с точки зрения государственного устройства?

Очень схематично. По конституции 1978 года Испания – это конституционная парламентская монархия. В Основном Законе Испании записано, что король является символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов». Однако его решения могут вступить в силу только после согласования их с председателем правительства.

Конституция наделила законодательной властью двухпалатный парламент, Генеральные Кортесы. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате (Конгрессу депутатов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты (Сената). Примечательно, что Конгресс может большинством голосов преодолеть вето Сената.

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство — Совет министров, оно ответственно перед Кортесами за свою деятельность. Кандидатуру его председателя предлагает монарх, и одобряют Кортесы. Как правило, премьер-министром становится лидер партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. Остальные члены правительства назначаются и увольняются Королем по предложению главы правительства. Высшим консультативным органом правительства является Государственный совет.

Вся территория Испании поделена на области, представляющие собой автономные сообщества. Они имеют свои парламенты и правительства, пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. Каждое автономное сообщество руководствуется уставом, имеющим статус органического закона – закона, имеющего особый статус, занимающего пограничное положение между конституционными и обычными законами. Деятельность органов автономных областей контролируется Правительством, Конституционным и Счетным судами.

Исполнительная власть на местах осуществляется муниципальными советами (их более 8,5 тыс.) Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде.

Надо заметить, что еще задолго до установления режима Франко, Испания уже имела богатый опыт местного и регионального самоуправления. При Франко страна превратилась в жестко централизованное государство, мадридское правительство осуществляло власть на всех уровнях. Права, которыми располагали органы местного самоуправления, были ликвидированы. И только после смерти диктатора и восстановления демократии им вновь были предоставлены значительные полномочия.

Государственное устройство Испании напоминает федеративное устройство. Так ли это?

Отчасти, да. Однако есть нюансы, и они весьма существенны. Чтобы понять это, достаточно задаться вопросом, чего больше всего опасается власть и отчасти сами испанцы? Утраты единства испанской нации и целостности страны. В статье 2 Основного Закона записано: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской Нации, общем и неделимом Отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними».

А в статье 138 закреплено, что (п. 1) «государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности, закрепленного в статье 2 Конституции, заботясь об установлении справедливого и адекватного экономического равновесия между различными частями испанской территории и уделяя особое внимание островным территориям» и (п. 2) «различия в Уставах разных автономных Сообществ ни в коем случае не должны давать им экономических или социальных преимуществ».

И далее, в статье 139: (п. 1) «все испанцы имеют одинаковые права и обязанности на всей территории Испании»; (п. 2) «никакие власти не могут принимать мер, которые прямо или косвенно препятствуют свободе передвижения и выбора местожительства лиц и свободе перемещения имущества по всей территории Испании».

Основную угрозу целостности страны власть видит в призывах к федерализации Испании, которая, по мнению политиков, приведет к расколу страны, прежде всего, по этническому признаку. Так, лидеры сепаратизма в Стране Басков и Каталонии сегодня настойчиво добиваются независимости этих испанских областей, хотя именно эти автономные сообщества располагают самыми широкими полномочиями по сравнению с другими провинциями. Напомню, что 25 марта Конституционный Суд Испании объявил референдум в Каталонии о статусе автономии неконституционным.

Надо заметить, что в испанской конституции много места уделено территориальному устройству страны, формированию и функционированию органов местного самоуправления.

Собственно эта тема и являлась предметом обсуждения на прошедшем семинаре.

Да. Территориальное устройство страны включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные сообщества, причем все они пользуется автономией при ведении своих дел, обладают всей полнотой прав юридического лица.

Муниципии представляют собой отдельные муниципалитеты (населенные пункты), в которых на прямых выборах население избирает советников, а те – алькальдов. Таким образом, создаются муниципальные советы.

Провинции представляют собой объединение определенного количество муниципиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Причем в соответствии с п. 1 статьи 141 Конституции, «любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона». Руководство и автономное управление провинциями осуществляется Собранием представителей или другими представительными органами.

Таким образом, по конституции Испания представляет собой совокупность автономий местных сообществ.

Да, Испания территориально очень самобытна и сложно организована. С точки зрения организации территорий (сосуществование регионов в рамках единого государства) она уникальна. До сих пор в стране не утихает дискуссия о том, исчерпала ли себя модель автономных сообществ, в каком направлении должно дальше развиваться государство.

Что интересно. С принятием в 1978 году демократической конституции в Испании процесс совершенствования структуры власти в центре и на местах не остановился. Он продолжается и сегодня. Поразительно, но испанцы до сих пор сомневаются, правильно ли они все сделали… Этот вопрос они задают в связи с усилением на фоне экономического кризиса сепаратистских настроений в отдельных, прежде всего экономически развитых, регионах, в которых все резче слышны высказывания типа «Испания нас грабит». Кризис действительно больше ударил по развитым регионам, однако именно они больше других провинций получают помощь из центра.

По испанской конституции невозможно дать независимость какой-либо территории без согласия граждан всей страны, поскольку суверенитет принадлежит всему испанскому народу. Поэтому в 1981 году в Испании была создана конституционная комиссия по обсуждению территориальных вопросов, опирающаяся в своей деятельности на мнение подавляющего большинства граждан страны. Реальность такова, что в Испании в рамках конституционного процесса практически невозможно легитимным путем осуществить отделение какого-либо региона, если в нем не нарушаются права местного сообщества. А их соблюдение строго контролируется Конституционным Судом.

Вы хотите сказать, что все проблемы разделения полномочий между центром и регионами в Испании разрешены?

Нет, конечно. Но этому в Испании уделяют первостепенное значение. Повторюсь, все возникающие проблемы государственного устройства, взаимодействия властей по схеме «Мадрид – региональная власть – провинциальная власть – местное самоуправление» в стране стремятся решать в рамках развития конституционного процесса и политической культуры на основе Хартии о местном самоуправлении, принятом Советом Европы в 1985 году. И это не просто слова, а руководство к действию, принципиальная позиция испанского руководства.

Например, в 2011 году в Конституцию Испании был вписан принцип бюджетной стабильности. Что он означает? Мадрид обязан прийти на помощь региону, если у того возникает финансовый кризис. Более того, в Основном законе (статья 142) записано, что «местные бюджеты должны располагать достаточными средствами для выполнения функций, возлагаемых законом на соответствующие представительные органы самоуправления, и формируются в основном из местных налогов, а также из участия в налоговых сборах Государства и автономных Сообществ».

Испанские регионы имеют собственные предметы ведения, законодательно прописана процедура изменения статуса региона и т.д. Конституция Испании закрепляет полномочия региона, причем после 5-летнего срока их можно расширить (к сожалению, в России соответствующий федеральный конституционный закон до сих пор даже еще не разработан). В стране, не являющейся федеративным государством, де-юре и де-факто отдельные испанские регионы располагают сегодня большими полномочиями, чем федеральные земли в Германии и регионы в России!

В Испании 17 автономных регионов и у каждого из них свой индивидуальный набор полномочий, который определяется статутом в соответствии с Конституцией и утверждается Генеральными Кортесами. Существует также практика подписания соглашений между регионами на горизонтальном уровне.

Неравенство субъектов испанской «федерации» постоянно требует внесения корректив во взаимоотношения их с центром. Процесс передачи полномочий от регионов к центру и обратно не останавливается. Национальные регионы хотят выделиться, а остальные регионы хотят «подтянуться» за ними.

Надо отметить, что в Испании много и плодотворно работает Конституционный Суд. Именно он формирует судебную практику для выстраивания автономии областей, их полномочий и взаимоотношение с центром.

О внимании, которое власти Испании уделяют развитию местного самоуправления, свидетельствует принятие в 2013 году закона о рационализации и устойчивости местной власти. Суть этого закона сводится к следующему:

- у каждого уровня власти – только свой круг полномочий;

- местные органы власти вправе осуществлять лишь те полномочия, на которые у них есть финансирование;

- закон исключает исполнение некоторых полномочий в социальной сфере и здравоохранении;

-здравоохранение передано на уровень регионов;

-происходит передача ряда полномочий на уровень провинций;

-муниципалитеты обязаны публиковать ежегодные отчеты о себестоимости предоставляемых муниципальных услуг и т.д.

Еще один красноречивый факт. В 1999 году в стране был принят закон о защите местных автономий от законодательных актов центра или регионов...

В тоже время наши испанские коллеги считают большим минусом отсутствие в Испании органов, которые бы на практике осуществляли координацию де-факто «федеративных» отношений. Они обратили внимание на серьезные недоработки в построении партийной системы, заключающиеся, в частности, в жестком централизме в деятельности политических партийных организаций. В чем это проявляется? Ну, например, региональные партийные лидеры не отчитываются перед своими избирателями, а подотчетны лишь перед партийными боссами в Мадриде. Естественно, снять таких лидеров, если у граждан возникает такая необходимость, без решения центрального партийного руководства практически невозможно.

Итак, мы прояснили, что Испания сегодня – это государство автономий.

Испания – унитарное государство, которое постоянно находилось в состоянии децентрализации (Страна Басков, например, вообще имеет максимум полномочий). Но по сути, это федерация. Так исторически сложилось. Так удобно. Государство не может навязывать ограниченную автономию. Автономии различны, специфичны. Повторюсь, испанцы не любят термин «федерация», хотя у испанских автономных областей больше полномочий, чем у некоторых субъектов в федеративных государствах. Вообще, испанцы пребывают в постоянной дискуссии. Они считают, что это хорошо, правильно, нужно и полезно.

Главный вопрос, на который испанцы сегодня ищут ответ, исчерпала ли себя модель автономий? Вот уже более 200 лет вокруг территориального устройства Испании идут жаркие споры, они стали причиной возникновения трех кровопролитных гражданских войн в XIX веке. И сегодня, по мнению испанских политиков и ученых, проблема территориального обустройства остается исторически до конца нерешенной.

После смерти Франко переход к демократии граждане Испании понимали как децентрализацию страны. Все уже по горло были сыты тоталитарным режимом, диктатом центра. Все жаждали федерализации страны. Но этого не произошло. Конституция 1978 года так и не установила четкой модели федерации. По образному выражению самих испанцев, их страна сегодня – это постоянное выстраивание федеративного дома без чертежей. На самом деле федеративный процесс начался с автономизации, и конституция страны позволяла и дальше его продолжать. В результате достигнута очень высокая степень децентрализации страны, даже выше, чем в некоторых федерациях. Еще раз повторю, де-факто это федеративная модель государства. Социалистическая партия Испании даже предлагала закрепить это в Основном Законе страны, но не нашла поддержки. Сегодня власть Мадрида, по сути, виртуальная. Она практически не предоставляет услуг гражданину. Граждане с ней не сталкиваются, поскольку и образование, и полиция, и здравоохранение и т.д. – это все сосредоточено в регионах и на местах. У центра остались лишь оборона, внешние сношения, налоги и пенсии.

Схожи ли проблемы муниципалитетов в Испании и в нашей стране?

Отчасти, да. Это прозрачность расходов местных бюджетов, коррупция, неправомерное применение норм в градостроительной сфере и т.д. Например, возьмем градоустройство и контроль в данной сфере. Иногда нарушения не связаны напрямую с коррупцией как таковой. Какие механизмы контроля предусмотрены в Испании? Возможность проверки гражданами всех муниципальных актов и оспаривания их в судах. Надо отметить, что испанцы очень часто оспаривают через судебные иски законность тех или иных муниципальных решений. Суд остается весьма действенным механизмом контроля.

Еще одна проблема – большая задолженность муниципалитетов на содержание бассейнов, стадионов и т.д. Сейчас законом определено, что без бюджетного обеспечения ничего строить нельзя. И это правильно.

Надо полагать, что и на уровне муниципалитетов идут политические баталии, бушуют предвыборные страсти и т.д.

Большая проблема, с которой столкнулись власти Испании – низкий процент явки избирателей на муниципальных выборах. Но она характерна не только для этой страны, а в целом для Европы. Вы знаете, что и у нас в России эта проблема присутствует. Так, в начале апреля в досрочных выборах мэра Новосибирска приняло участие менее трети избирателей.

В Испании политические партии, участвующие в выборах, в том числе муниципальных, могут создавать различные объединения. Причем, закон не запрещает создание региональных политических партий. Существует такая мощная лоббистская организация как испанская федерация провинций и муниципалитетов.

А налоговая политика?

Местные образования оставляют себе 13% доходов, остальные делятся поровну между регионами и центром. К оставшимся доходам плюсуются трансферты из центра. Вообще, это сложнейшая тема – региональные налоги. Главные налоги – НДС и НДФЛ. Существенная их часть остается в регионе. В целом, у регионов остается до 50% всех налогов. Около 60% всех доходов государства уходят в регионы и муниципалитеты. Если в регионы передаются полномочия – передаются и финансовые средства. Как я уже говорил, это заложено в конституции страны.

Сегодня в Испании из каждых 100 евро, собранных в виде налогов, 50 евро расходуют регионы, 32 евро – центр, 18 евро – муниципалитеты. Только 20% госслужащих работает на центр, 60 % – на регионы, 20 % – на муниципалитеты.

Однако есть и проблемы. Например, 50% средств, собранных в Каталонии, остаются в Каталонии, тогда как 20 лет назад все собираемые налоги оставались в регионе. Граждане плохо понимают, куда идут их деньги. К тому же функции многих органов власти дублируются, четкое разграничение между ними отсутствует. Прежде всего это касается сферы занятости, жилищной политики.

Складывается впечатление, что Каталония – это сплошная «головная боль» для испанских властей.

Каталония – это вообще особый случай. С самого начала процесса автономизации (федерализации) ее не устраивала степень ее самостоятельности. Это парадокс. Ведь на самом деле уровень этих полномочий у Каталонии выше, чем у любой федеральной земли в Германии. Думается, что причина здесь скорее политико-ментальная, чем политическая. Ведь каталонцы никогда полностью не принимали принципа «кофе для всех». Они всегда настаивали на ассиметричном подходе к регионам, более 200 лет выступали за свой особый статус, в то время как другие испанские регионы об этом и не помышляли. В 2006 году Каталония получила новый статут автономии, однако Конституционный Суд Испании опротестовал его как противоречащий Конституции страны. Несмотря на вынесенный Конституционным Судом вердикт о неконституционности намеченного на 9 ноября 2014 года референдума о независимости Каталонии, региональные власти все же намерены его провести.

Вообще, я должен заметить, что любой федерализм (а автономизация регионов есть лишь одна из форм федерализма) – очень динамичная, сложная и противоречивая система. Процесс федерализации – это всегда торг между центром и местными элитами за полномочия, наполняемость бюджетов и т.д. (сегодня 11 из 17 испанских автономий получают дотации из центра). При этом важнейшим компонентом и двигателем федерализации выступает национальный вопрос, что наглядно видно на примере Страны Басков и Каталонии.

Что представляет собой автономная область Кастилия и Леон?

Кастилия и Леон - самый крупный регион в Испании. Территория этой области простирается от границы с Португалией на западе до Риохи и Арагона на востоке. Кастилия и Леон - это колыбель Реконкисты. Именно с этих земель началось объединение всех испанских земель и развитие испанского языка. В средние века здесь располагались два самостоятельных королевства – Леон и Кастилья, которые в последствие были объединены в одно государство. Современная провинция Кастилия и Леон была создана в результате принятия постановления о независимости 1983 года, когда произошло объединение двух исторических районов – Леона и части Старой Кастилии.

В этой области сосредоточено более четверти всех муниципальных образований Испании (9 провинций и 2248 муниципалитетов). Численность населения в них различна. Есть муниципалитеты всего по 20 жителей. (Всего же в Испании более 8 тысяч муниципальных образований с численностью от 6 (!) до 3 млн. жителей).

Высшим органов законодательной власти в области является парламент, состоящий из 84 депутатов. Сейчас там 53 депутата от «Народной партии» (правые), 29 – от Социалистической партии и два депутата-центриста. Только 19 депутатов работает на постоянной основе. Среди местных законодателей в основном врачи, учителя, медсестры, ветеринары, библиотекари, пожарники, то есть рядовые граждане. Помощники депутатам не положены. Лишь на уровне фракции можно иметь 5 помощников. Испанское правительство имеет своих представителей в каждом регионе и каждой провинции.

Помимо Сеговии, удалось ли побывать в других муниципалитетах?

Да, мы также посетили город Ла Гранха. Население 5,5 тысяч жителей, городской бюджет – 5,8 млн. евро. 70% бюджета формируется за счет собственных доходов. Мэр Ла Гранхи – работающий школьный учитель. Большинство депутатов представительного органа – социалисты.

В Сеговии же большинство депутатов в местном представительном органе также социалисты. Население города – 55 тыс. человек, бюджет – 62 млн. евро. Средняя зарплата учителей, врачей, городских служащих в городе – 1300-1400 евро в месяц. Основная часть доходов бюджета города – трансферты от мадридского правительства. Есть региональные трансферты, целевые, на конкретные проекты и статьи расходов.

Что бы из того, что Вы увидели, Вам хотелось бы перенести на российскую землю?

Это очень сложный вопрос. Понимаете, я вообще не склонен считать, что какую-либо модель общественно-политического развития можно с легкостью взять и перенести в другое общество. Более верным представляется вопрос о том, чему мы можем научиться у наших партнеров? Я часто думаю над этим. После каждой своей поездки в Европу не перестаю размышлять и обсуждать увиденное и услышанное там со своими коллегами, друзьями и единомышленниками: будь то шведский опыт, германская модель демократии или опыт Испании.

Сильное впечатление в Испании на меня произвело бережное отношение жителей к той местности, где они живут и трудятся. Это проявляется и во взаимодействии их с природой, с окружающей средой, и при разрешении проблем выживания и развития сообщества. Испанцы умеют создавать гармонию природного, социокультурного, политического, ментального ландшафтов. Главными принципами строительства муниципального ландшафта выступают легальность, законность, защита муниципальных интересов.

Я думаю, у них это получается потому, что главным действующим лицом процессов преобразований является гражданин, а основным механизмом действия выступает участие. Наши испанские коллеги постоянно повторяли, что в современном мире для обеспечения стабильного развития важна демократическая политическая педагогика, включение (через лидеров общественных ассоциаций) на местном уровне граждан в разработку действенных механизмов распределения потребностей и ресурсов. Общественность, повторяли они, – это тоже орган местного управления. История их страны свидетельствует, что именно муниципалитеты были главным институтом перехода от диктатуры к демократии.

Общаясь с испанцами, я не переставал удивляться отсутствию у них какой-либо агрессии друг к другу: как на бытовом уровне, так и в политической сфере. Это страна, где все стараются договориться друг с другом по любому поводу. У них нет стремления во что бы то ни стало подчинить, подавить, встроить в раз и навсегда заданную схему. Такой уровень политической культуры, я считаю, был бы особенно важен и ценен для нас, россиян. Ведь у нас огромная страна, очень сложно устроенная. Причем, по нашей конституции мы провозгласили федеративное ее устройство, с гарантированным местным самоуправлением. По прошествии двадцати с лишним лет реформ, к сожалению, приходится признать, что и в вопросе строительства федерации, и в сфере совершенствования механизмов местного самоуправления российскому обществу еще предстоит решать очень много вопросов.

Источник: Политическое образование

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Избежать оптического обмана - Дарья Чернышева о семинаре в Зеленогорскедата:05 апреля 2014   время:09:45 ;  автор:Chernysheva Daria Igorevna

Информационное пространство раздирает на куски. Каждый второй «в интернетах» превратился в политолога-экономиста-эксперта по выращиванию гераней практически глобального масштаба. Публика пытается тянуть одеяло на себя и убедить именно в своей правоте. В ход идут очевидно пропагандистские приемы, народ попадает в эти сети и продолжает с ожесточением дискуссию. Каждый уверен в очевидности и логичности своей позиции так, что любые пути к диалогу отсекаются на корню, оставляя лишь место базарной ругани. Прекрасно проиллюстрировал это Даниил Хармс:

Семен Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семёнович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит.

Семен Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семёнович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит.

Семен Семёнович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семёнович не желает верить в это явление и считает это явление оптическим обманом.

Оптический обман – это сегодня любое событие, так как до пользователя доходят лишь искажения и интерпретации. В таком раздоре разобраться практически нереально, поэтому легче всего примкнуть к любой группе и разделять ее позицию механически. Чтобы составить собственное мнение, нужен не только обширный и разнообразный спектр СМИ, но и определенные знания. В то же время «просвещение», «критическое осмысление», «гражданская активность», - в современной России это слова, которые, считается, даже порой неудобно произносить вслух в приличном обществе. Слишком частое употребление негативно отразилось на их восприятии. Однако, именно эти «неудобные» темы стали основными на семинаре «Право. Политика. Экономика. СМИ» Московской школы гражданского просвещения, который прошел в Зеленогорске с 11 по 15 марта. МШГП – это дискуссионная площадка, для тех, кто готов критически осмысливать действительность.

Одним из направлений семинара была тема ответственности - гражданской и личной. Эту идею прекрасно сформулировала Соня Лихт из Белградского фонда политических деятелей: «Строительство лучшей жизни общества – это не задача элиты; это задача общества, наша с вами задача, поэтому мы должны влиять на нее». Необходимо помнить о том, что мы несем ответственность не только за то, что происходит в нашем доме, но и, хотя бы, в своем дворе. Поэтому так важно образование, которое не заканчивается школьной или университетской программой, углубление которого является личным выбором каждого.

Однако личность формируется не изолированно, а внутри социума, который непосредственно влияет на формирование определенного типа сознания. Есть общественные системы, где воспитание складывается таким образом, что человек способен выбрать из предложенных вариантов ценностей, идеалов, убеждений и самостоятельно сложить свою личность, взяв по кирпичику отовсюду. А есть такие, где подобных вариантов нет, поскольку чрезмерно заботливое государство заранее знает, какая система координат наиболее полезна для его граждан.

Нельзя сказать, что выбора совсем нет, просто шансы на осознанный выбор значительно уменьшаются. Почему? Потому что дискуссия исчезает из общественно-политического дискурса: есть определенное, практически сакральное видение, которое и транслируется через СМИ, а самое страшное, что и через учебники истории.Такие учебники – это некий полуфабрикат быстрого приготовления, упрощенная история для однозначного усвоения, имеющая такой же эффект, как обед в Макдоналдсе. Забежал, быстро поел, быстро усвоил, получил гастрит. История же должна учить думать, а не заучивать даты, это блюдо особого приготовления. Человек должен выбрать его из толстенной кулинарной книги, прочитать, как готовить, сходить за продуктами, самостоятельно приготовить и добавить соли и перца по вкусу.

Оказывается, история – штука еще и неоднозначная, изменчивая, меняется в зависимости от того, какое настроение у политической элиты сейчас. Объективно история течет линейно, события нанизываются на нитку времени последовательно, как шашлык на шампур. Субъективно историю можно представить как конструктор, кусочки которого складываются по-разному. В таком случае идет намеренный слом хронологий, когда события развиваются вне логики времени. Например, Высшая школа экономики недавно произвела исследование особенностей коллективной памяти российских студентов, в ходе которого выяснилось, что хронологий новейшей истории России им представляется примерно так: Горбачев был сразу после Сталина. Это не значит, что студенты глупы и недоразвиты. Нет, просто в их (и не только их) восприятии важных и значимых для России событий во временном промежутке между Сталиным и Горбачевым нет!

Исследование также выяснило, чем гордятся и чего стыдятся молодые люди в истории своего государства. Получилось, что все поводы для гордости и стыда находятся в прошлом. Именно доминанта героического прошлого является основной характеристикой коллективной памяти в настоящем. Это лакмусовая бумага того, где находится российское общество и государство и откуда оно черпает свои образы для подражания. Все бы ничего, только невозможно сформировать нормальной идентичности, опираясь на устаревший костыль. Напомним: сегодня актуальной проблемой для государства является поиск коллективной и национальной идентичности. А раз в настоящем не на что опереться, тогда проще взять с полки истории нечто трагическое и величественное одновременно, например, войну, которую все хорошо знают и помнят (спасибо школьной программе), и предложить в качестве главного идентификатора. Существует, правда, риск заплатить за такое единство милитаризацией массового сознания. При таком типе массового сознания оставаться патриотом в мирное время очень сложно, и нужно искать другую объединяющую основу. С другой стороны, всегда найдутся маленькие победоносные войны, чтобы исправить положение.

С повышением градуса публичной дискуссии растет поляризация, позиции становятся все более однозначными, упрощаются. Упрощается личная позиция, общественное мнение, взгляд на историю. Простые конструкции легко усваиваются, в них легко поверить. Реальность же не может быть описана в категориях «хорошо» или «плохо», как пытается это сделать любой «эксперт по общемировым вопросам». В совокупности особенностей сознания и восприятия нарастает и транслируется агрессия, которая приводит только к утрате взаимопонимания. Агрессия – удел мужика с дубиной, а не цивилизационного человека. Читайте книги, господа, вместо того, чтобы засорять поле продуктами своего оптического обмана.

Источник: Liberty.ru

P. S.: Программа семинара (pdf)

Видеозаписи

Аудио

Фотографии

PowerPoint-презентация Екатерины Шульман

PowerPoint-презентация Владимира Гельмана



Подробнее
12345...11
Путь : Главная / О школе / О нас пишут
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр