Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / О школе / О нас пишут  
1...45678...11
Вехи развития - газета "Взятка" (Чувашия) о семинаре "СМИ и общество"дата:06 января 2013   время:12:22 ;  автор:- Редакция сайта -

C 5 по 8 декабря 2012 года в Голицыно состоялся традиционный семинар Московской школы политических исследований «СМИ и общество». Участвовали журналисты, представители медиа-бизнеса, руководители пресс-служб и бизнесмены, общественные лидеры и исследователи из разных регионов России и стран ближнего зарубежья.

Московская школа политических исследований (МШПИ) - российская, независимая, неправительственная, некоммерческая просветительская организация, основанная в 1992 году Еленой Немировской и Юрием Сенокосовым. Она, пожалуй, старейший гражданский институт в России и одна из самых влиятельных неправительственных организаций в стране.

Московская школа политических исследований занимается проведением семинаров для слушателей, представляющих федеральную, региональную, муниципальную российскую власть, гражданское общество и СМИ, а также издательской деятельностью в гуманитарной сфере. За время существования школы из ее стен вышли более ста депутатов федерального парламента, губернаторы, министры, ведущие региональные правозащитники и журналисты. И она является площадкой для обсуждений и размышлений, где собираются люди думающие, небезразличные к жизни своей страны. Девиз МШПИ: «Гражданскому обществу — гражданское просвещение».

На 10-летии школы нынешний президент РФ В.В.Путин, поздравляя, сказал, что «все, кто участвовал в программах Школы, приобретают не только знания, но и новых надежных друзей. Школа сегодня — это просветительский объединяющий центр, где отстаиваются ценности демократии и общественного служения, воспитывается уважение к закону, моделируются инновационные решения».

В этом году Московской школе политических исследований исполнилось 20 лет. За круглой датой десятки семинаров и плодотворная работа. На семинаре присутствовала и редакция газеты «Взятка» с его учредителем Э.В.Мочаловым. И семинар также придал редакции новые силы и творческий импульс, а также поставил перед ней новые вопросы: что ждет печатные СМИ? Подвергнутся ли сферы средств массовой информации слиянию? Как журналисты влияют на гражданское общество?

А что же ждут от нас наши читатели? Конечно же, новых расследований. И мы их не разочаруем.

В течении 4 дней семинара «СМИ и общество» в этом году перед слушателями выступали известные российские и зарубежные историки, экономисты, политики, журналисты, общественные деятели… Вспомним некоторые моменты прошедшего семинара.

Семинар МШПИ «СМИ и общество» открыла Елена Немировская. Она окончила Московский институт архитектуры, защитила кандидатскую диссертацию в Институте философии. Долгое время работала в Институте культурологии Академии наук СССР. Елена Немировская - автор более 100 публикаций по проблемам социологии и культуры в ведущих профессиональных изданиях. Ее судьба необычна, но неразрывно связана с жизнью России. В 1980-е годы квартира Елены Немировской стала настоящим интеллектуальным салоном, где диссиденты и представители московской интеллигенции рассуждали о будущем страны. В августе 1991 года Немировская с мужем - известным в России философом Юрием Сенокосовым - все три дня провела на баррикадах у Белого дома, принимала участие в судьбе защитников Белого дома. В 1992 году Немировская основала Московскую школу политических исследований.

Эстафету в выступлении взял российский философ, политолог и историк, и как отметила Елена Немировская, начиная семинар, «один из уникальнейших специалистов русского либерализма», Алексей Кара-Мурза с темой «Либеральная пресса в России: опыт и уроки». Лекция была информационно насыщена с экскурсами в историю, историческими примерами и параллелями, в ней перемежались историософские размышления. В ходе лекции был сделан акцент и на прессу, без которой реформы невозможны.

Процитируем часть лекции: «наиболее удачные российские реформы – модернизационные, либеральные, гражданские – это комплекс реформ Александра II 1860-х годов. И сразу же вспоминается 1861 год – отмена крепостного права. Действительно, около 50 миллионов человек из рабского состояния стали свободными. Это грандиозный шаг вперед. Но, не будем забывать и земскую реформу, когда люди в регионах могли выбирать земское самоуправление – земские управы, губернские управы. Это все 1860-е годы. Не забудем и знаменитую университетскую реформу, когда университеты получили автономию. И отмену цензуры в значительной степени…» Далее Алексей Кара-Мурза вспоминает знаменитого русского журналиста Аксакова в связи с понятием свободы слова и его мысль: «Иметь слово - родовой признак человека, тем он и отличается от животного. Это дар божий. Человеку дано слово, потому что бог – это слово по христианской традиции. Так вот тот, кто забирает свободу слова, покушается на бога». Действительно, свобода слова у Аксакова получает фундаментальные основания, глубочайшую религиозную санкцию. «Мысль, слово! Это та неотъемлемая принадлежность человека, без которой он не человек, а животное. Бессмысленны и бессловесны только скоты, — и только разум, иначе слово — уподобляет человека Богу. Мы, христиане, называем самого Бога — Словом. Посягать на жизнь разума и слова в человеке — значит не только совершать святотатство Божьих даров, но посягать на божественную сторону человека, на самый Дух Божий, пребывающий в человеке, на то, чем человек — Человек!.. Умерщвление жизни мысли и слова — самое страшнейшее из всех душегубств!» Сказано сильно. Получается, те, кто не дает возможности печататься газете «Взятка» в Чувашии, покушаются на Бога.

Запомнилась и лекция заместителя главного редактора, редактора отдела информации «Новая газета», публициста Андрея Колесникова «Власть, оппозиция, СМИ: нелюбовный треугольник». Тема актуальна, т.к. у нас еще свежи воспоминания отношений Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина и заместителя главного редактора «Новой газеты» Сергея Соколова, которого он вывез в лес для выяснения отношений. Отныне мы знаем: в первую очередь угрозу для журналистов представляют не бандиты и уголовники, а те, кто по долгу службы обязан с ними бороться. По данному происшествию публицист Андрей Колесников в своей авторской колонке написал статью «Казус Бастрыкина. Послесловие». Название же дискуссии-лекции «Власть, оппозиция, СМИ: нелюбовный треугольник» Андрей Колесников назвал метафорической, и высказал свое желание добавить к названию и еще понятие «политическая элита». В лекции была озвучена тема доминирования государственных СМИ в освещении событий происходящих в России и малочисленность профессиональных независимых СМИ. Был поставлен вопрос и о цифровой демократии. Прозвучал риторический вопрос о том, может ли власть игнорировать ее, и помогла ли эта демократия протестному движению добиться диалога с властью. В связи с годовщиной массовых протестов в России развитие получили и новые медийные каналы в Интернете – социальные сети. Но в ней, по мнению Андрея Колесникова, много шума и агрессии, глупости. И из-за нее невозможно вычленить программу. И это было на руку властям для перехвата инициативы в свои руки. Появление оппозиционных лидеров в различных ток-шоу на телевидении также не имело политического веса, и не могло изменить мнение инертной части населения, которая и определяет, какая будет у нас власть. Власть проигнорировала голос гражданского общества. Те надежды, что возлагались на новые медиа по демократизации общества, также не оправдались. А свобода мнений ничего не дает, если человек не способен адекватно воспринимать внешний мир. Медиа принадлежащие власти пародируют свободные средства массовой информации.

Тенденция закрытия целых редакций ввиду нецелесообразности их содержания прослеживается не только у нас, в России. Редактор французской газеты «Le Monde» («Мир» - ред.) Сильви Кауфман затронула эту непростую тему в лекции «Новые СМИ, традиционные СМИ и современная политика». Схожие проблемы и в Европе, и там так же приходится сокращать штат и тиражи. Здесь есть интересный нюанс. В Европе прослеживается преемственность – дед читал Le Monde, отец выписывал Le Monde и сын тоже будет. А вы представьте в России такую преемственность? Сегодня медийная среда меняется очень быстро. Анализ этих изменений также рассматривался в данной лекции.

О том, какие события происходили в России за последнее время на политической и общественной арене поведал журналист Михаил Фишман с лекцией «Год после выборов. Новый опыт». Общественная терпимость падает и рейтинг власти идет вниз, социологи замеряют протестные настроения. Пора делать выводы.

Глава московского бюро журнала «Экономист» Аркадий Островский изменения, касающиеся современных медиа, проанализировал в лекции «Газета как агент изменений». В ходе лекции Аркадий Михайлович вспомнил как по его переводу пьесы известного английского драматурга Томаса Стоппарда «Берег утопий» в Российском Академическом Молодежном театре» был поставлен спектакль, который шел 9 (!) часов. На спектакле присутствовал первый и последний президент СССР М.Горбачев, и он досмотрел спектакль до конца. После чего зал аплодировал ему. Аркадий Островский вспомнил про Горбачева в связи с тем, что сейчас, по его мнению, идет перестройка №2. Исторические процессы, происходящие в последние десятилетия в стране, стали основным фоном его лекции. Понять то, что происходит в стране, по мнению Островского, нужно через призму прессы, так как она предвосхищала и предвосхищает будущее. Аркадий Островский в своем выступлении уделил отдельное внимание и роли журналиста, который посредством СМИ формирует видение на окружающую нас действительность и через влияние на общественное мнение оказывает воздействие на государственный строй.

Еще Ленин сформулировал цель прессы - пропаганда и агитация, и он придавал этому огромное значение. Но, по мнению Аркадия Островского, пресса имела уже огромное значение и ранее. Издатель А.С. Суворин в свое время выпускал газету «Новое время» и пытался формировать идеологию среднего класса. Позже Советский Союз держался на двух столпах - насилии и идеологии. Здесь Аркадий Михайлович сделал небольшой исторический экскурс, который был бы очень интересен любителям истории. Видео вы можете посмотреть на сайте Московской школы политических исследований. Аркадий Михайлович вспомнил и знаменитое письмо Н.Андреевы «Не могу поступиться принципами» (Советская Россия» 13 марта 1988 г.). Впоследствии выясняется, что письмо якобы неизвестной ленинградской учительницы, оказывается, было подготовлено в недрах КГБ. Михаил Горбачев после выхода в свет этой статьи созвал политбюро и два дня шел разбор данного письма. По мнению Аркадия Островского статья была сигналом. Сигнальная система была тщательно отлаженным инструментом в СССР. Статья не могла появиться сама по себе и это было указание для дальнейших действий.

И приватизация уже прошла до развала СССР! Например, в то же время, когда появляется в печати письмо Н.Андреевы «Не могу поступиться принципами», постановлением правительства 85-и предприятиям Советского Союза разрешается вести внешнеэкономическую деятельность. Никто в то время не понимал, для чего это нужно. Среди этих предприятий было и никому неизвестное нефтеперерабатывающее предприятие «Киришнефтегаз», директором которого был нынешний владелец компании Gunvor Геннадий Тимченко. Обладая личным состоянием $5,5 млрд, по версии журнала Forbes в 2011 году он занял 26 место в списке 200 богатейших бизнесменов Росcии. И между этим сигнальным письмом и этими событиями есть прямая связь!

В августе 1989 года постановлением Совета Министров СССР Министерство газовой промышленности СССР преобразовывается в государственный газодобывающий концерн «Газпром» (в 1993 году ставшее РАО «Газпром»). С 1985 года по 1989 годы министром газовой промышленности СССР был Виктор Черномырдин. Преобразованию послужил вот такой приблизительный диалог между ним и председателем Совета министров СССР Николаем Рыжковым (1985—1990).

Ч.: - Николай Иванович, у меня возникла идея. Мы с товарищами прорабатываем ее. Нужно реорганизовать министерство в концерн.

Р.: - А зачем?

Ч.: - Лучше работать будем.

Р.: - Виктор Степанович, ты мне объясни. Ты же министр? Ты добровольно отказываешься от машины, от квартиры, дачи...

Ч.: - Я готов. Не время быть сейчас министром.

Дальше все знают, что произошло с «Газпромом», и кто обеспечил себе, своим детям, внукам прекрасное будущее.

Особо следует отметить, что семинар посетила и Людмила М. Алексеева, председатель Московской Хельсинской Группы. Слушатели встретили ее стоя и с аплодисментами. Тема лекции - «Эстафета поколений». Несмотря на почтенный возраст, ее голос звучал бодро. Запомнилось, как в начале лекции в зале, откуда непонятно, появилась бабочка и порхала 2-3 минуты, и села потом на шторы.

Лекция, в основном с небольшими историческими экскурсами, вращалась вокруг правозащитного движения в СССР и России. Она была весьма насыщенной. На сайте Московской школы политических исследований можно скачать аудиозапись ее выступления. Название лекции она объяснила просто и емко:

«Историю человечества можно представить себе по разному, в том числе как смену поколений. Где каждое поколение получает какой-то опыт от предшествующих, осмысливает этот опыт, что-то усваивает, что-то отвергает, что-то переиначивает и передает свой опыт следующему поколению. И если принять такое видение истории, то ее удобно разделить на двадцатилетние промежутки - когда вступает в жизнь новое поколение...»

Весьма интересной была лекция Председателя Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, секретаря Союза журналистов России Михаила Федотова «Общественный контроль». Тема сложная, но очень важная для нас, для простых граждан. Конституционная норма о праве граждан на участие в управлении делами государства должна получить реальное, а не декларативное воплощение в новом законе об основах общественного контроля в РФ. Такое мнение было стержнем лекции. По мнению Михаила Андреевича одна из ключевых правовых проблем заключается в отсутствии внятной нормативной связки между общественным контролем и Конституцией РФ. Между тем, в статье 32 Конституции РФ говорится о праве граждан на участие в управлении делами государства. Эта норма должна получить воплощение в законе об общественном контроле в РФ. Каждый, кто хочет участвовать в общественном контроле, может зарегистрироваться на электронном портале, но не под вымышленным ником, а под реальным именем с предоставлением подробной информации о себе. В случае регистрации он должен будет о всех своих действиях, связанных с общественным контролем, информировать через портал. При этом, как подчеркнул Михаил Федотов, экспертами могут стать не только доктора наук, но и, например, дворники, которые лучше других могут контролировать уборку улиц.

Занимательным рассказчиком оказался глава бюро агентства ИТАР- ТАСС в Риме и Ватикане Алексей Букалов с лекцией «Скандалы на Аппенинах - от Милана до Ватикана». Тайны папского двора, работа журналиста в Риме весьма интересна. Кстати, в ноябре этого года Алексей Михайлович стал лауреатом «Премии Н.В.Гоголя в Италии». Поздравляем!

Лекция журналиста, шеф-редактора объединенной компании «Рамблер- Афиша» Юрия Сапрыкина «СМИ на грани нервного срыва» также была своеобразна по тематике. Речь в основном шла о СМИ в среде интернет, об ее развитии и состоянии. Также вопрос касался и того момента, когда после массовых протестов годичной давности, государство начало закручивать гайки в отношении СМИ. По мнению Юрия Геннадьевича контроль над СМИ государством носит определенный характер.

Дискуссия также была жаркой. На 1 часе 24 минутах в дискуссию вступил главный редактор газеты «Взятка». Э.В. Мочалов и представил газету, концепцию издания, а также задался вопросом, что публикации в прессе не имеют должной реакции со стороны властей.

Источник: "Взятка"

P.S. Программа семинара (Программа одним файлом)

Видео

Фото

Аудио

Отзывы



Подробнее
Выпускник-2012, уполномоченный по правам человека Ивановской области Андрей Кабанов о семинаре в Польшедата:09 декабря 2012   время:02:43 ;  автор:- Редакция сайта -

Семинар на тему «Современная Польша – от «Солидарности» до самоуправления» стал, пожалуй, наиболее полезным из мероприятий подобного рода, в которых мне довелось принять участие за последние годы.

Поездка в Польскую Республику стала возможной благодаря проекту, реализуемому польским Фондом «Образование для демократии» в партнерстве с Московской школой политических исследований.

Десять дней семинара пролетели как один миг. Программа мероприятия была чрезвычайно насыщенной и продуманной.

Сначала два дня работы в Варшаве. Президентский дворец, Сейм, Сенат, знакомство с работой высших органов власти Польской Республики. Встречи с «легендами» движения «Солидарность» Хенриком Вуецем и Збигневым Буяком позволили «окунуться» в атмосферу польской истории 70-80-х гг. прошлого столетия, понять причины успеха преобразований начала 90-х.

Затем на четыре дня мы разъехались по разным городам и селениям. Мне предстояла работа в воеводстве Нижняя Силезия на юго-западе страны. Центром воеводства является почти семисоттысячный город Вроцлав – один из крупнейших экономических, образовательных и культурных центров Польши.

Структура местного самоуправления, да и территориального деления Польши напоминает российскую. И это несмотря на то, что Россия – государство федеративное, а Польша унитарное. Однако, исходя из заложенного там принципа разграничения компетенции, можно, с определенными оговорками, сравнить польские воеводства с нашими областями, повяты — с муниципальными районами, а гмины — с поселениями и городскими округами. Причем, как и у нас, наиболее проблемным звеном являются повяты, появившиеся лишь в 1998 г. в результате укрупнения воеводств. Их объем полномочий и финансовые возможности весьма ограничены. В Польше не смолкает дискуссия о целесообразности наличия этой ступени управления.

На воеводском уровне имеется представительство и федеральная власть. Ее представляет назначенный Президентом республики воевода, который осуществляет надзор за территориальными органами власти. Однако главную роль в воеводстве играет местный парламент – Сейм и избираемый им Маршал, которые распоряжаются бюджетом и выполняют функции, не переданные повятам и гминам. Таким образом, местное самоуправление современной Польши имеет трехуровневую структуру.

Нам удалось весьма подробно познакомиться с системой управления городом Вроцлав, выполняющим одновременно функции гмины и повята, а также повята Олава и входящих в него четырех городских, смешанных и чисто сельских гмин. Не остались без нашего внимания и вспомогательные органы сельского самоуправления – солтества, объединяющие, как правило, одну деревню. Солтество, возглавляемое избираемым солтысом, работающим на общественных началах, фактически является органом общественного самоуправления, активно работающим с администрацией гмины.

Организаторы семинара не ограничили нас только общением с чиновниками и предоставлением прекрасно подготовленного раздаточного материала. Настоящим откровением для нас стали встречи с различными представителями общественных организаций (вплоть до Ассоциации развития отдельного села и добровольной пожарной дружины). Мы беседовали с коллективами средств массовой информации, членами различных религиозных общин, клубов по интересам и просто с гражданами.

Поощрение гражданской активности, является, без всякого сомнения, одной из сильных сторон польского самоуправления. Польские граждане, объединившиеся для общественно полезного дела или даже по интересам, могут рассчитывать на самую широкую организационную, информационную и финансовую поддержку со стороны муниципалитетов. При этом не обязательно даже регистрировать свое объединение. Через солтысов и городские органы общественного самоуправления, они постоянно взаимодействуют с гминами и, зачастую, берут на себя целый ряд вопросов местного значения, особенно в сфере культуры и спорта. Кроме муниципалитетов и государственных источников они пользуются финансовой поддержкой меценатов, различных благотворительных и гуманитарных фондов. А еще есть 1% от подоходного налога, который каждый польский гражданин имеет право направить на финансирование наиболее близкой ему по духу организации, преследующей цели общественного блага.

Второй сильной стороной польского самоуправления следует назвать финансовую самостоятельность. Размеры бюджетов впечатляют! Наши поселения и районы о них могут, к сожалению, только мечтать. Хотя главные источники бюджета поселений те же – налоги на доходы, землю, имущество. При минимальной оплате труда в 1500 злотых ( 15000 в переводе на рубли) и средней в 3500 налоги, уплачиваемые одним человеком по месту жительства, в разы превосходят наши показатели.

Динамике развития польского самоуправления способствует и политическая конкуренция. На сегодняшний день «правящей партией» в Польше считается «Гражданская платформа», имеющая большинство в обеих палатах польского парламента. А вот в Нижней Силезии к ней относятся прохладно. Здесь большей поддержкой пользуется «Право и Справедливость», а самой максимальной вообще беспартийные . В Польше граждане могут образовывать любые избирательные объединения, которые участвуют в местных выборах. Кстати, и в Сенате Польской республики немало депутатов, не принадлежащих к какой-либо политической партии. Поэтому в Совете Вроцлава большинство имеет беспартийный блок поддержки нынешнего Президента города Рафала Дуткевича, а беспартийный бургомистр городка Олавы опирается в муниципальном Совете на своих сторонников из объединения «За родной город!».

Немалая роль принадлежит средствам массовой информации, причем независимым. Не то чтобы в Польше совсем нет государственных печатных изданий. Они есть! Но выходят они в форме бюллетеня, в котором публикуются официальные документы. А муниципальная газета Олавы скорее напоминает красочный буклет, в котором рассказывается об инвестиционной привлекательности городка, культурных событиях и общественных инициативах.

Распространяется это издание бесплатно. Но самая популярная газета района — частная, полностью хозрасчетная. Еженедельник издается тиражом 12 тысяч экземпляров и распространяется исключительно через сеть розничных продаж. Для 70 тысяч населения повята это огромная цифра. Свой успех, сотрудники газеты объясняют редакционной политикой, направленной на освещение местных проблем и событий. И только их!

Есть в Олаве и свое кабельное телевидение. Уникальное по своей организационной форме. Оно создано в форме общественной ассоциации граждан города. Из 30 тысяч жителей города Олавы 8 тысяч — члены этого объединения! Регулярные членские взносы – единственный источник финансирования телеканала. Никакой рекламы! Члены ассоциации, они же пользователи услуг, избирают правление и посредством своих наказов определяют редакционную и вещательную политику. А правление регулярно отчитывается перед своей аудиторией!

Еще мы побывали в деревеньке Гать. Там всего 450 жителей. И есть свое деревенское интернет-телевидение! Его создал молодой человек, местный житель, и развивает при поддержке солтыса и односельчан. И каждый житель деревни смотрит его передачи.

Последние дни семинара вновь прошли в Варшаве. Своими впечатлениями мы делились с польскими экспертами, в том числе Кшиштофом Хербстом, которого по праву считают одним из авторов ныне существующей польской системы управления. Подкупает, что польские специалисты не идеализируют ситуацию в своей стране. Они признают наличие проблем в экономике, факты коррупции, безработицы, наркомании, алкоголизма.

Но есть и несомненные успехи, которые мне удалось увидеть собственными глазами! Это, к примеру, убранные поля. Это развитые народные промыслы, продукция которых в изобилии представлена на открывшихся рождественских ярмарках. Это современная система образования. Во Вроцлаве обучается 140 тысяч студентов! Среди них, много российских, украинских, белорусских. Я видел качественные дороги и не видел пробок! Я видел рационально организованное транспортное сообщение. А такси в Польше дешевле наших, несмотря на более высокую стоимость бензина! Я видел деревенскую добровольную пожарную команду, работающую на общественных началах, но оснащенную, гораздо лучше наших профессиональных! Как правозащитник, испытал искреннюю радость по поводу создания по-настоящему доступной среды для инвалидов. А самое главное видел «горящие» глаза поляков, гордящихся своей страной и верящих в нее. Эх, как нам сейчас этих глаз не хватает!

Источник: "Власть"

P.S. Семинар «Современная Польша – от Солидарности до самоуправления», организованный в рамках совместного проекта Московской Школы и польского Фонда «Образование для демократии», проходил в Варшаве, Гданьске, Кракове и Вроцлаве с 23 ноября по 2 декабря.



Подробнее
Воспитать из человека гражданинадата:10 октября 2012   время:21:52 ;  автор:- Редакция сайта -

Воспитать из человека гражданина

Педагогический институт Северо-Кавказского федерального университета провёл круглый стол «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах». Собеседниками стали восемь экспертов – представители федеральных и краевых общественных и научно-исследовательских организаций, которые обсудили насущные проблемы воспитания молодых людей с чёткой гражданской позицией.

Основные выводы, к которым пришли эксперты, заключались в следующем: преподавателю необходимо вернуть возможность воспитания учеников и студентов, учитель должен иметь больше свободы выражать своё мнение, но при этом быть тем самым этическим и нравственным эталоном, на который может равняться современная молодёжь. Учитель только тогда сможет воспитать человека гражданином своей страны, когда сам будет грамотным в правовом отношении. Российская идентичность должна формироваться при сохранении самосознания этнических групп (что особенно актуально для Северного Кавказа) и при объединении всех россиян по основным признакам».

Александр Согомонов, академический директор Центра социологического и политологического образования РАН, эксперт МШПИ, член экспертного совета при председателе ГосДумы РФ: «Наш российский учитель истосковался по воспитанию с 90-х годов, когда учителю было практически запрещено говорить то об одном, то о другом. Педагог должен быть учителем и должен удерживать в себе воспитателя, более того, учитель сам должен быть первым потребителем гражданского просвещения. И самое главное здесь − обмен опытом».

Сергей Януш, профессор, доктор исторических наук СГАУ, специалист просветительских программ Фонда мира: «Вектор движения должен быть определён на государственном уровне. Мы должны знать, для чего мы живём именно в этом государстве и чего мы хотим от себя и от государства в целом».

По словам Юрия Васильева, директора Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктора политических наук, мы потеряли воспитательную функцию в сфере образования при формировании гражданских позиций. Потеряли, как ни странно после того, как Россию провозгласили в 1993 году правовым государством. И с тех пор мы не можем понять, что правовое государство должны строить воспитанные в правовом отношении, имеющие высокую правовую культуру, правовое сознание, правовую грамотность люди».

Форум, предшествовавший круглому столу, и само мероприятие выявили одну особенность: теория российского образования отстаёт от практики. Участники круглого стола сошлись на том, что встреча стала стимулом для дальнейшей научно-исследовательской работы и доработке теоретической базы в сфере образования.

Источник: Северо-Кавказский федеральный университет



Подробнее
В Ставрополе пройдет форум по гражданскому воспитаниюдата:10 октября 2012   время:21:25 ;  автор:- Редакция сайта -

В Ставрополе пройдет форум по гражданскому воспитанию

Московская школа политических исследований (МШПИ) 14 сентября в Ставрополе проводит межрегиональный форум под названием «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российский регионах». Ожидается, что в нем примут участие около ста педагогов средней и высшей школы.

Как пояснила корреспонденту «Кавказского узла» менеджер региональных проектов Московской школы политических исследований Марина Скорикова, мероприятие пройдет в рамках проекта «Гражданское образование», который ориентирован, прежде всего, на школьных учителей, преподавателей вузов и других работников образования. Вместе с тем, по словам Скориковой, поднятые на форуме темы будут интересны и широкому кругу людей.

Основная тема форума - методико-педагогические возможности и институциональная готовность современной школы к тому, чтобы гражданско-правовая тематика активнее интегрировалась в образовательный и воспитательный процесс. В рамках форума пройдут открытые дискуссии, где педагоги смогут обсудить актуальные тенденции, задачи и перспективы модернизации образовательного процесса с уклоном в сферу гражданского взаимодействия детей и подростков, добавила Скорикова.

Модераторами дискуссии выступят приглашенные московские эксперты, в том числе ведущий специалист Института социологии РАН Александр Согомонов, один из крупнейших в России теоретиков гражданской идентичности. Партнерами форума выступают общественный «Фонд мира» и педагогический институт Северо-Кавказского федерального университета.

Также, по словам Марины Скориковой, вечером 14 сентября, после закрытия форума состоится встреча выпускников Московской школы политических исследований Ставропольского края.

МШПИ одна из старейших в России общественных организаций, которая занимается вопросами гражданского просвещения, она была создана в 1992 году журналисткой Еленой Немировской и философом Юрием Сенокосовым, с тех пор Школа ежегодно проводит ряд региональных и федеральных тематических семинаров. В частности, отдельные форумы проходят для работников медиа-бизнеса, практиков местного самоуправления, гражданских активистов.

Как пояснил сотрудник школы, в Ставропольском крае насчитывается более сорока выпускников Московской школы политических исследований, в числе которых депутаты Государственной Думы Павел Воронин, Василий Ивер, Ольга Тимофеева, бывший председатель краевого парламента Андрей Уткин, бывший мэр Невинномысска, ныне возглавляющий правительство Волгоградской области Константин Храмов и др.

Напомним, семинары школы политических исследований ранее прошли и в других регионах Юга России. В частности, в Чечне и Краснодарском крае.

Источник: «Кавказский узел»



Подробнее
В Ставрополе участники педагогической конференции выступили за использование интерактива в школахдата:10 октября 2012   время:21:19 ;  автор:- Редакция сайта -

В Ставрополе участники педагогической конференции выступили за использование интерактива в школах

Полиэтничность СКФО требует отхода от авторитарного управления учителя классом, а образование важно основывать на правовой культуре - об этом говорилось 14 сентября во время форума «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения», прошедшего на базе пединститута Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). Ряд директоров школ не согласились с выводами экспертов о важности перехода на западные методы образования.

Палиева: основа гражданского образования – европеизация и глобализация

Как сообщает корреспондент «Кавказского узла», организаторами форума стали Московская школа политических исследований (МШПИ), Центр социологического и политологического образования РАН, ряд вузов Ставрополя (Институт дружбы народов Кавказа, Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Северо-Кавказский федеральный университет), а также Общественный фонд мира. На него, в частности, были приглашены более ста учителей и школьных библиотекарей из Ставрополя и соседних муниципальных районов края.

Открывала мероприятие директор педагогического института СКФУ, бывшая заместитель министра образования Ставропольского края Надежда Палиева. По ее словам, в структуре гражданского образования выделяются четыре основных компонента: «этнокультурная компетенция, этническая самоидентичность, патриотическое воспитание, правовая культура». Важность форума, заявила Палиева, в том, что вырастить все эти качества в ученике может только тот учитель, который сам является носителем патриотизма и гражданственности.

По мнению Палиевой, основой гражданского образования в современном мире должна быть «космополитическая идея мира, идеи глобализации и европеизации». Причем именно от школы в северокавказском регионе требуется «воспитать важнейшие качества - быть гражданином и патриотом России, создать российскую идентичность и гражданственность в широком смысле слов. Это требование обусловлено геополитической спецификой и полиэтничностью СКФО».

Васильев: медиа-среда формирует у молодежи извращенные ценности

Директор Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), доктор политических наук Юрий Васильев считает, что акцент в гражданском образовании должен быть сделан именно на правовой культуре. По мнению Васильева, «мы никак не можем найти точку опоры, чтобы сделать прорыв в воспитании гражданина Российской Федерации… законодательство, в том числе многострадальный закон «Об образовании» очень слабо прописывает вопросы, связанные с воспитанием и особенно правовым воспитанием».

По словам эксперта, для современной медиа-среды характерно формирование у подрастающего поколения опасного «правового нигилизма, неуважения к закону и правосудию, стереотипа: право сильного намного важнее права государства». И при этих условиях агрессивной пропаганды контр-ценностей, уверен Васильев, любые усилия государства по формированию правовой культуры, обречены на провал.

Согласилась с ним и председатель правления межрегионального центра «Российский фонд мира» в ЮФО и СКФО Ольга Бодрова. По ее словам, не только институциональная практика, но даже само словосочетание «гражданское образование» для России все еще в диковинку.

Согомонов: в школе порой господствует манипулирование, а не педагогика

Ключевым на форуме было выступление приглашенного эксперта и модератора дискуссии, Александра Согомонова, академического директора Центра социологического и политологического образования РАН и члена экспертного совета при председателе Государственной думы РФ.

По словам Согомонова, «образование не просто передача профессиональных знаний, а как модернизационный фактор, установка на создание современного человека, является основой всех реформ России».

По его мнению, внедрить западные принципы гражданского образования в современную российскую школу проблематично. И в первую очередь это связано с наличием авторитарных пережитков в школьном образовании. «Вся советская школа строилась на том, что учитель управляет классом… класс приспособлен под власть учителя… потому что у него было четкое представление, где первые, где последние… Это манипулирование, а не педагогика», – считает Согомонов.

Он привел пример ряда скандинавских стран, где сейчас внедряются революционные принципы школьного обучения: например, в школьных зданиях нет стен. Соответственно, учитель лишен возможности применить к ученику такие репрессивные методы, как выгнать из класса, поставить в угол, не пустить на урок.

«В гражданском образовании нет учителя и ученика, оно основано на партнерских отношениях. Просто учитель более знающий», – объяснил Согомонов. Задачу гражданского образования он видит в следующем: «школа должна решать три основные задачи: давать знания, учить их поиску и помогать избавляться от устаревающих знаний… Подлинно активный гражданин умеет видеть проблемы, искать решения и вести совместную деятельность с другими людьми».

Согомонов уверен, что гражданское образование в современной школе должно строиться на пяти основных принципах: отказ от стандарта; гибкий подход; уход от прямого научения и катехизиса; проективный подход; программное растворение. Реализовываться оно должно в интерактивных формах: мастерские, деловые игры, симуляции, «полевые» практики, конкурсы, включенное наблюдение и других.

Полностью согласился с приглашенным экспертом и научный руководитель Малой академии наук и искусств Ставропольского дворца детского творчества Виталий Игропуло. «Система образования, которая господствует в нашей стране, – это система репродуктивная. Шаблоны, стандарты и жесткие требования усилились в связи с введением ЕГЭ. Нужны совершенно новые подходы! Только обладая навыками исследовательского мышления, можно стать гражданином», – заявляет педагог.

Иванникова: воспитывать гражданина нужно на российском опыте

После выступления Согомонов предложил педагогам общение в формате «круглого стола» с приехавшими на форум школьными учителями. Некоторые из них вступили с экспертом в полемику. В частности, завуч средней школы №4 Михайловска Татьяна Иванникова считает, что в гражданском воспитании нужно как можно меньше ориентироваться на западный опыт.

По ее мнению, воспитание гражданина должно основываться на образцах российской и ставропольской литературы и фольклора. В качестве одного из таких базовых произведений Иванникова назвала роман «Преступление и наказание», который, как она поделилась опытом своих уроков, неизменно вызывает живые дискуссии среди учеников.

Педагог согласилась с Согомоновым, что гражданское образование должно строиться на партнерских отношениях, которые она описала следующим образом: «Это когда ученик может, доверяя учителю, после одного из уроков, задать ему такой вопрос: «А верите ли вы в меня? Верите, что через много лет я стану известным человеком?»

Учитель истории и обществознания Наталья Морина из гимназии №24 Ставрополя не согласилась с мнением Согомонова о «манипулятивной» сущности современной школы. «Не надо ругать школу!», – эмоционально заявила женщина. По ее словам, и она лично, и все другие известные ей педагоги придерживаются в работе именно партнерских, равноправных отношений с детьми, что и является залогом формирования гражданственности.

Она согласилась с Иванниковой, что основным инструментом формирования гражданственности должны быть позитивные примеры из российской истории и культуры. «Меня ребята спрашивают: зачем учить историю? Чтобы понимать, что идеал в жизни – не спайдермен, а Александр Невский или Дмитрий Донской», – говорит Морина.

Как сообщал «Кавказский узел», ранее семинары школы политических исследований проходили в Чечне и Краснодарском крае.

Источник: «Кавказский узел»



Подробнее
Как воспитать молодого россиянина одновременно патриотом и «гражданином мира»дата:10 октября 2012   время:20:06 ;  автор:- Редакция сайта -

Московская школа политических исследований (МШПИ) на минувшей неделе провела в Ставрополе форум «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения». Зал пединститута Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) был переполнен: форум был обязательным для посещения для студентов-первокурсников, также приехали на него десятки учителей, психологов и ученых-педагогов со всего края.

Московская школа политических исследований (МШПИ) – одна из старейших в России организаций, которая занимается вопросами гражданского просвещения. В нынешнем году она отметила 20-летие. Основатель и бессменный руководитель школы Елена Немировская за свои труды была награждена государственными орденами Великобритании, Франции и Совета Европы.

За годы работы МШПИ провела более полутора тысяч семинаров, и все они посвящены вопросам гражданственности. Среди самых масштабных проектов школы – «Гражданская энциклопедия», которую на протяжении последних лет пишут десятки экспертов-добровольцев со всей страны. Автор этих срок тоже внес скромный вклад в составление энциклопедии.

Школа проводит в российских регионах выставки с любопытным рефреном: как художники разных стран и эпох воспринимают образ Свободы. Будем надеяться, когда-нибудь такая выставка прибудет и в Ставрополь.

А год назад школа запустила большой проект «Гражданское образование» – это серия региональных семинаров, которые ориентированы на педагогов средней и высшей школы.

Обсуждается на них актуальнейший вопрос: насколько вообще современные школы и вузы готовы к тому, чтобы воспитывать гражданина России?!

Выступавшие эксперты, ища ответ на этот непростой вопрос, были в целом пессимистичны. Например, директор Ставропольского института Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Юрий Васильев обратил внимание на парадокс.

Еще в 1993 году в новопринятой Конституции РФ было записано, что Россия является «правовым государством», однако «Концепция государственной политики в сфере правосознания граждан» была принята лишь год назад. Выходит, двадцать лет подряд мы топтались на месте…

По словам директора пединститута СКФУ Надежды Палиевой, правовая культура – лишь один из многих «кирпичиков» гражданственности. В идеале же школа должна воспитать из ребенка одновременно и патриота России, и «гражданина мира», включенного в европейский и глобальный мир.

А ведь именно Северный Кавказ – это форпост страны, и здесь учитель должен уделять наибольшее внимание развитию российской идентичности. Чтобы вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности у всех была общая моральная «планка» – что хорошо, а что плохо. Иначе мы, чего доброго, скоро повторим печальный опыт старушки Британии, которая нынче уже оказалась разделена на «шариатные» зоны.

Содержание горячей дискуссии, которая развернулась в стенах пединститута вокруг этого непростого вопроса, «Открытая» газета подробно проанализирует в следующем номере.

Источник: Общественно-политическая газета «Открытая. Для всех и каждого»



Подробнее
1...45678...11
Путь : Главная / О школе / О нас пишут
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр