Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / Новые возможности демократии - выпускник-2010 Дмитрий Клевцов о семинаре в Страсбурге 

Новые возможности демократии - выпускник-2010 Дмитрий Клевцов о семинаре в Страсбурге

Новые возможности демократии - выпускник-2010 Дмитрий Клевцов о семинаре в Страсбурге 09 декабря 2013, 13:19 автор: Клевцов Дмитрий Викторович

Благодарю Московскую школу гражданского просвещения, за возможность увидеть всё своими глазами и поучаствовать в дискуссиях на Международном демократическом форуме в Совете Европы.

Кризис бродит по Европе - кризис демократии.(с)

Не буду описывать церемониальную часть открытия форума, которую проводили Турбьен Ягланд(генеральный секретарь Совета Европы) и Ролан Рис(сенатор и мэр Страсбурга), а перейду сразу к своим ощущениям и мыслям.

На открытии выступала Ирина Ясина, которая поведала мировой общественности о политических заключенных в России. Затронула одну очень не популярную тему - всеобщее избирательное право. Рассказала, что в России есть такое понятие, как проголосовать "по приколу" за кандидата-популиста, который может оскорблять людей и вести себя безответственно(тонкий намек на Жириновского). Я согласен с Ириной, что избиратель должен быть просвещенным и ответственным, но где нам взять другой народ?

Свободы не может быть без ответственности, тем более в сложившейся в мировой практике представительной демократии. Во всем мире падает интерес к политике, явка на выборах падает, молодежь не участвует в партийных политических институтах.

Как привлечь граждан к общественно политической деятельности? Инструментами прямой демократии посредством современных информационных технологий? Электронная прямая демократия, кризис представительной демократии...эти вопросы ставились при открытии форума.

Меня эти проблемы очень интересуют и я с удовольствием посетил интересующие меня тематические сессии - он-лайн петиции и прямая демократия.

На онлайн петициях было два самых успешных мировых проектов - наш российский РОИ и мировой Change.org

РОИ представлял глава Фонда информационной демократии и бывший замглавы Минкомсвязи РФ Илья Массух. Международные эксперты высоко оценили систему РОИ с его системой авторизации и по оценке экспертов этот проект оценен выше Change.org и по примеру РОИ есть желание строить системы в своих странах.

Я не мог не взять слово и выступить со своей репликой. Я представился вице-президентом ФАР и Илья Массух сразу понял, что лестных од я петь не буду. Я сказал, что РОИ появилась в ответ после сбора ФАР 142 тыс подписей за отмену транспортного налога и большинство инициатив на РОИ которые прошли стотысячный порог, автомобильные и проходили при непосредственном участии нашей организации. Илья Исович подтвержал мои слова киванием.

Ну и я перешел к критике - системой РОИ могут пользоваться только участники Госуслуг, которые не очень развиты в нашей стране, соответственно пользоваться системой могут не все, а только те, у кого есть доступ в интернет. Большинство пользователей Госуслуг разово пользуются системой для получения загранпаспорта и не участвуют в РОИ.

Отметил и положительную сторону введения РОИ - некоторые парламентские партии(я не стал рекламировать КПРФ), внедрили подобную систему, но с меньшими требованиями к верификации данных и снизили порог до 20 тыс. При наборе голосов, они обязуются вынести инициативу в Государственной Думе.

Отметил, что некоторые новые инициативы, появляющиеся на РОИ перспективны и ими начинают пользоваться представители как законодательной, так и исполнительной власти. привел пример, когда Фетисов поднял вопрос о прекращении финансировании спортивных команд за счет монопольных госкомпаний, Илья согласительно закивал.

Жаль, что формат сессии не позволял глубоко подискутировать, я бы напомнил и оберег международных коллег, что право вынесения законодательной инициативы в Конституции РФ строго регламентирована статьей 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Можно было бы поподробней рассмотреть указ В.В. Путина №183, которым руководствуется в своей работе РОИ.

Во-первых,подписи собираются на сайте общественной организации «Фонд информационной демократии». Этот фонд сам по себе не имеет права законодательной инициативы и никак не связан с кем-либо из тех, кто такое право имеет.

Во-вторых, в указе нет ни слова о том, кто обязан внести законопроект. Сам президент на себя такое обязательство не берет. При этом в указе Путина есть упоминание о довольно абстрактной экспертной рабочей группе, которая вроде бы должны готовить соответствующие законопроекты. И не более того. Процедура внесения этих законопроектов в Думу в указе Путина не прописана.

Если иностранные коллеги будут внедрять это неплохой инструмент прямой демократии, то я бы их попросил повнимательней отнестись к законодательной составляющей

Удивлен, что присутствующий на сессии, Дмитрий Дедов, как блистательный юрист и судья от РФ в ЕСПЧ не сделал по этому поводу замечание.

На следующий день присутствовал на сессии по прямой демократии.

Удивил меня рассказ коллег из Швейцарии, которые поведали, что не смотря на реализованные инструменты прямой демократии - референдумы, которых проходит порядка 40 в год по федеральным и местным вопросам, наблюдается снижение активности голосований. Молодежь игнорирует возможности, граждане не доверяют представительной демократии.

Я не подозревал, что все так плохо в развитой Европе с ее многовековым опытом демократических инструментов.

Коллега из США поделился, что в представительной демократии законопроекты вносятся "пакетами". В которых могут быть такие разные вопросы как отмена смертной казни, запрет обортов и снижение налога.

А ведь он чертовски прав.

Я на выборах раз в четыре-пять лет, делегирую свое право депутату и он потом творит, что хочет до следующих выборов.

Я например не давал право голосовать от моего имени за "закон Димы Яковлева" и повышения зарплат депутатам, полагаю, если бы вынесли на референдум предложение повысить зарплаты депутатам, то с треском обломались избранники.

Есть потребность у общества, наиболее важные вопросы решать на референдумах. Это бы прибавило легитимности власти, если бы такие спорные законопроекты решали граждане.

Но как ранжировать, каким инструментом? Опять же вспоминая Ясину, качество голосования зависит от образованности и ответственности граждан.

Я задал резонный вопрос - если граждане не пользуются возможностью инструмента прямой демократии, может стоит поставить вопрос о переводе избирательного права из категории права, в категорию обязанностей? Как в некоторых странах есть штрафы за неучастие в выборах, да и наш незаменимый Шойгу недавно об этом обмолвился. ответил мне профессор из Армении - избирательное право, это неотъемлемое право гражданина и неучастие тоже позиция, которую надо уважать.

Что же. будем просвещать.

Не зря мы на форуме часто говорили, что демократия это не только власть большинства, но и гарантия прав меньшинства. А участники форума - активные представители гражданского общества своих стан, по определению меньшинство по сравнению с "диванной" партией соотечественников. Надо убеждать оппонента, а не давить большинством.

Для себя я по итогам форума сделал несколько выводов.

Элементы прямой демократии необходимы в современном обществе и нужно вводить в том числе элементы электронной демократии, но это не отменяет представительную демократию. Но ей требуется капитальное реформирование в современных реалиях. Это должны быть не просто политические популисты, а ответственные эксперты, которые должны подчиняться обществу и желательно не только в момент предвыборного периода.

Надо быть осторожными с прямой демократией, необразованные граждане, под современными системами пропаганды могут наломать дров.

Запомнились заключительные слова Ягланда на закрытии форума - Большинство больше не может навязывать свою позицию меньшинству, в.т.ч.посредством референдума!

А также, не помню кто сказал выражение Энштейна - Мозг, как парашют - его надо держать раскрытым.

Жаль, что не обсуждали историю и природу демократии.

Когда слово демократия появилась в европейских конституциях, в документах ООН. Чем демос отличался от охлеса. Это важно, ведь не зная истории демократию можно превратить в инструмент обмана общества. Ведь старик Энштейн чертовски прав!

Источник: блог Дмитрия Клевцова

PS: Программа семинара (на английском языке)

Фоторепортаж

Отзывы о семинаре



нет комментариев




Путь : Главная / / Новые возможности демократии - выпускник-2010 Дмитрий Клевцов о семинаре в Страсбурге
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр