Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / На стыке зимы и весны - выпускница-2014 Юлия Федотова о семинаре в Голицыне 

На стыке зимы и весны - выпускница-2014 Юлия Федотова о семинаре в Голицыне

На стыке зимы и весны - выпускница-2014 Юлия Федотова о семинаре в Голицыне 29 марта 2014, 10:09 автор: Федотова Юлия Александровна

28 февраля - 1 марта 2014 г. в Голицыно прошёл семинар региональных координаторов проекта "Развитие гражданского образования в российских регионах". Семинар является продолжением начатой в 2013 году работы, связанной с развитием гражданского образования в школах Ростовской области, различных образовательных учреждений Ставропольского края и в ВДЦ "Орлёнок". В 2014 году к проекту присоединились представители ещё двух регионов - Ярославской и Волгоградской областей. Организаторами данного семинара и идейными вдохновителями и координаторами всего проекта являются Европейский центр Вергеланда (г. Осло, Норвегия) и Московская школа гражданского просвещения.

Семинар был направлен на решение ряда задач: оценка промежуточных результатов школьных проектов в регионах; знакомство с новыми участниками проекта; развитие потенциала участников в качестве экспертов в сфере гражданского просвещения в своих регионах; поддержание профессиональных сообществ, заинтересованных в гражданском образовании в регионах. Полагаю, что в процессе работы все эти задачи были успешно решены.

В первый день семинара партнёры из Ростова-на-Дону и Ставрополя представили результаты реализации проектов, запущенных в прошлом году. Проведённая работа позволила говорить о двух моделях реализации проекта по развитию гражданского образования. Первая - "направляющая" модель, в которой руководство проектом осуществляет преподавательский состав кафедры социальных коммуникаций и технологий Южного федерального университета и лично заведующая кафедрой д.с.н., проф. Денисова Г.С., при этом участниками проекта являются преподаватели школ города Ростова-на-Дону и области. Опыт коллег из Ростова показывает, что идея социально-активной личности освоена педагогическими коллективами школ на вербальном уровне ("мы уже давно так работаем"), но не осознается ими как ценность, также педагоги не владеют технологиями формирования социально активной личности. Успешность внедрения идей и технологий гражданского образования зависит, в первую очередь, от заинтересованности администрации школы. И если этой заинтересованности нет, то, как правило, такая школа не включается в проект. Кроме плотного взаимодействия со школами, входящими в состав региональной инновационной площадки (а их на сегодняшний день уже семь), проведена серьёзная работа и в университете: утверждена учебная программа и сделаны 2 набора студентов на программу «Обществознание и правовая защита детства», проведено обучение преподавателей кафедры в области интерактивных методов обучения в сфере прав человека.

Вторая модель, которую условно можно назвать партиципативной, представлена коллегами из Ставрополя. Здесь действует девять проектных площадок в школах города, при этом в каждой школе есть свой руководитель проектной площадки, который вместе с педагогами и детьми определил тематику проекта, реализуемого в школе. В работу проектных площадок включены и университеты Ставрополя, и музеи, и учреждения дополнительного образования. Общую координацию проекта в регионе осуществляет Ольга Бодрова, председатель правления Фонда Мира на юге и Северном Кавказе. Представленный опыт был с интересом воспринят представителями Ярославской и Волгоградской областей, включающимися в проект.

Безусловным открытием семинара стали новые тренеры - Игорь Корниенко, руководитель регионального центра прикладной психологии и социальной работы, руководитель исследовательской лаборатории Львовского областного института подготовки учителей (Львов, Украина) и Мажена Рафальска, эксперт-тренер Совета Европы (Польша). Их первое занятие было посвящено выявлению уровня компетентности и ожиданий участников семинара. Работая с группами, в парах, мы рассматривали комплексный подход к гражданскому просвещению на основе Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образования в области прав человека, которая, кстати, была принята и Российской Федерацией как полноправным членом Совета Европы.

Первый весенний и день - он же второй день семинара был посвящён анализу задач регионального координатора проектов гражданского образования и специфики работы с различными субъектами проекта. Очень интересную сессию провела Мажена Рафальска, представив процесс трансформации польской системы образования, начиная с 1989 г., когда главой польского правительства стал Тадеуш Мазовецки, первый некоммунистический премьер-министр, по 2013 г. Рассматривая процессы, происходившие в польском образовании на протяжении почти четверти века, все участники семинара без труда провели параллели с изменениями нашей системы образования. Но при всей схожести этих процессов школы в Польше, в отличие от наших, получили достаточно большую автономию и находятся в ведении местных органов самоуправления.

Семинар в Голицыно был очень продуктивным и позволил не только представить промежуточные результаты реализации проекта в регионах, но и включить в этот процесс представителей новых регионов, обсудить предстоящие варианты межрегионального сотрудничества. И, что не менее важно, мы все вместе смогли создать замечательную творческую атмосферу, когда тебя окружают единомышленники, для которых гражданское образование - это неотъемлемая часть их профессиональной и гражданской жизни. Огромное спасибо Московской школе гражданского просвещения и Европейскому центру Вергеланда за эту замечательную, плодотворную встречу, вдохновение и полёт мысли!



нет комментариев




Путь : Главная / / На стыке зимы и весны - выпускница-2014 Юлия Федотова о семинаре в Голицыне
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр