Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / Семинар в Якутии, 28-29 мая: продолжение. 

Семинар в Якутии, 28-29 мая: продолжение.

Семинар в Якутии, 28-29 мая: продолжение. 02 июня 2011, 22:01 автор: Савочкина Людмила Николаевна

Одна из сессий семинара Московской Школы Политических Исследований в Якутии была посвящена Алексею Елисеевичу Кулаковскому. Дискуссию «К 100-летию вопроса о развитии гражданского общества в Якутии: идеи А.Е Кулаковского и современность» вели Александр Согомонов — академический директор, Центр социологического и политологического образования РосАН, Людмила Кулаковская - кандидат филологических наук, доцент кафедры якутской литературы ФЯФК Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и Вячеслав Шадрин - глава старейшин юкагирского народа.

Алексей Кулаковский — якутский советский поэт, ученый-просветитель, основоположник письменной якутской литературы (1877-1926гг). Труды А.Е. Кулаковского имеют непреходящее значение для якутского народа имеет и оказывают благотворное влияние на его интеллектуальное развитие. Поэтому при тоталитарном режиме вокруг его имени шла широкая политическая борьба. Так, якутский обком КПСС последовательно принял пять постановлений. 1 марта 1943 г. бюро якутского обкома партии запретило изучение, печатание и распространение произведений "националиста" Кулаковского. 16 октября 1944 г. официально решило вернуть творчество Кулаковского родному народу, но 6 февраля 1952 г. специальным постановлением бюро обкома, а затем пленума творчество Кулаковского вновь было запрещено. 16 февраля 1962 г. Якутский обком КПСС с некоторыми оговорками, принижающими Кулаковского как основоположника якутской литературы и его роль как общественного и культурного деятеля, вернул поэта родному народу. В годы перестройки бюро якутского обкома партии отменило все оговорки и ограничения.

Александр Согомонов, изучив письмо А. Кулаковского «Якутской интеллигенции», четко уловил в нем настроение автора в плане развития региона. Он отметил остроту письма, его самобытность, ценность как во времена написания, так и для современников. «В Якутии есть задача иметь собственное лицо и А. Кулаковский пишет как создать уникальное лицо территории»,- отметил эксперт. Письму А. Кулаковского «Якутской интеллигенции» в начале 2012 года исполнится 100 лет.

Людмила Кулаковская — внучка ученого. Она занимается его творчеством профессионально, являясь директором Института А.Е. Кулаковского. О своем деде Людмила может говорить часами. Однако, в связи с ограничением по времени, она решила только немного дополнить эксперта. Людмила Кулаковская отметила, что лучшие представители народа всегда боролись за признание Кулаковского. У многих ломались судьбы, многие подвергались гонениям и преследованиям, но, не смотря ни на что, сторонники ученого продолжали поддерживать и пропагандировать его идеи.

В письме «Якутской интеллигенции» Алексей Кулаковский отразил все свои переживания за сохранение якутского народа и его территории, и свою боязнь исчезновения якутской самобытности после массового переселения других народов на территорию Якутии. В частности, он пишет: «Причина явления простая: культурный человек, вооруженный знаниями, почерпнутыми из наук, легче извлекает все полезное из окружающей природы, тогда как дикарь этого не в состоянии делать: он может пользоваться готовыми, видимыми благами природы, которые с размножением людей иссякают, и дикарь погибает, говоря короче, последний момент не может выдержать «борьбы за существование». В силу этой аксиомы мы, якуты, должны вымирать и вымираем. Мы, в свою очередь, так детски–наивно обманываем самих себя мыслью, что пепелища и «отохи», где жили и умирали наши прадеды, принадлежат нам и что мы их никому не дадим.

Поставить бы истого якута–патриота в Питер среди правящих сфер, разбирающих по косточкам улусные и наслежные земли, сделав по волшебству его понимающим все слышанное! Что бы он стал чувствовать и что стал говорить?! Теперь ему хотя говорят и долбят, что земли, на которых жили до сих пор якуты, принадлежат казне, – но он не в состоянии верить, ни воображать, ни переваривать в мозгу это…»

Но не это самое страшное, как считает А. Кулаковский для якутов. Он пишет: «Вторая грозная, более ужасная туча, нашего небосклона воображается мне в образе индусов, китайцев, японцев и т. п. Человек появился на земном шаре сравнительно в позднейший период ее существования. Но, несмотря на позднее свое появление, он успел победить всех других видов животного царства, благодаря исключительно своей способности обмениваться мыслями посредством звуков (т. е. речи). Речь же послужила краеугольным камнем для создания письменности и наук, ставших для человека могущественным орудием в борьбе его не только с животным миром, но и со стихиями  и злыми силами природы».

А. Кулаковский считал, что рациональным средством для якутов являются только «культивизация» и слияние с русскими. Он пишет: «Современным «варварам» стоит только проснуться от вековечной летаргии и сознательно отнестись к своему положению в мире и им совершенно легко идти, хоть вскачь, по готовому уже колейному руслу цивилизации.

Лишь русские и мы – якуты – не можем проснуться от вековечного сна. Скрип заржавевшего механизма жизни Российских народов слышен где–то далеко, – позади течений жизни других народов… % грамотных в России, – этот вернейший знаменательный культурности данного государства, – равен 8–9, тогда он у прочих благоустроенных государств доходит до цифры 90–95. А у нас, якутов, грамотных гораздо меньше слепых и кривых.

Что же мы должны делать: сидеть на судне жизни, не имеющий ни руля, ни ветрил, и нестись по волнам житейского моря туда, куда нас выбросит и разобьет волна слепого случая, или же что–нибудь предпринять, бороться?..

Неужели мы, вольные и здоровые, будем ждать житейскую бурю спокойно лишь, чтобы быть стертыми с лица земли первым ее порывом!

Нет и нет!!! Слишком горько, слишком обидно отказаться от права жить в эпоху человеческого существования, когда человек вступает с полновластным хозяином природы и когда он начинает жить осмысленной, духовной и полной наслаждениями жизнью под сенью лучезарной поэзии, прекрасной эстетики и под защитой всесильной науки и логики!.. Даже утопающий – и тот уж хватается за соломинку.

Единственным рациональным средством является наша культивизация и слияние с русскими, – благо, что помесь с последними дает хорошие плоды. Культивизация была бы необходима и помимо указанных грозных признаков».

Вячеслав Шадрин — глава старейшин юкагирского народа не понаслышке знает о трудностях малочисленных народов. В России численность юкагиров на данный момент составляет 1112 человек. По данным переписи 1970 года, их было еще меньше — 600 человек. Юкагиры — это восточно-сибирский народ, относящийся к древнейшему (аборигенному) населению Северо-Восточной Сибири. Культура юкагиров датируется археологами вторым тысячелетием до нашей эры!

Рассуждая об идеях А. Кулаковского, содержащихся в письме «Якутской интеллигенции», Вячеслав говорит: «Думай не о том, что тебе даст народ, а что ты дашь народу!»

В Якутске А. Кулаковскому в знак его признания воздвигнут памятник. Людмила Кулаковская рассказывала, что никогда раньше у якутов и в помыслах не было обмана, воровства, потому что якуты в первую очередь думали не о себе, живущем сегодня, а о будущих потомках, которые, в случае твоего проступка, будут вечно нести клеймо позора.

И, действительно, в Якутии чувствуется совершенно другая аура и энергетика. Охватывает какое-то приятное спокойствие и умиротворение. Народ очень открытый, доверчивый, трудолюбивый. Но с характером! Иначе, наверное, не выжить в вечной мерзлоте.

Выражаем искреннюю признательность выпускникам Школы, благодаря которым смог состояться данный семинар. Это:

1. Луковцев Федор (2002 г.)

2. Ефимов Василий (2001 г.)

3. Мамруков Николай (2007 г.)

4. Гома Максим (2007 г.)

5. Алексеев Кирилл (2005 г.)

6. Емельянов Олег (2004 г.)

7. Соколов Сергей (2004 г.)

8. Амбросьев Алексей (2007 г.)

9. Бечеканов Петр (2008 г.)

10. Тихонов Тимур (2005 г.)

11. Коврыжник Николай (г. Мирный)

12. Румянцев Василий (2007 г.)

13. Васильев Алексей (2010 г.)

и эксперт Школы - Ильковский Константин — депутат Законодательного Собрания (Ил Тумен) Республики Саха (Якутия).

Предыдущая статья Людмилы Савочкиной о семинаре в Якутии



нет комментариев




Путь : Главная / / Семинар в Якутии, 28-29 мая: продолжение.
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр