Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / Николай Петров: Агитка вместо Шекспира: смена модели выборов 2011-2012  

Николай Петров: Агитка вместо Шекспира: смена модели выборов 2011-2012

Николай Петров: Агитка вместо Шекспира: смена модели выборов 2011-2012 17 октября 2011, 11:17 автор: Петров Николай Владимирович

Еще ни один большой выборный цикл не был отмечен на начальном этапе таким большим количеством скандалов и кадровых пертурбаций, как нынешний. Представляется, что это свидетельствует о резком изменении планов на будущее и, соответственно, всего рисунка кампании непосредственно в ее ходе.

Начнем с миллиардера Михаила Прохорова, сначала призванного Кремлем на пост лидера «Правого дела» (ПД), а потом скандально убранного. Принципиально не только то, что убрали Прохорова, но то, что его заменили Дунаевым-Богдановым, то есть совсем закрыли первоначальный проект. Для либерального антуража на выборах подходит и «Яблоко», но функционал ПД с Прохоровым был куда больше. Он включал расширение политического спектра, в котором «Единая Россия» оказывалась как бы в центре, критикуемая, как слева, так и справа; создание для ЕР удобной мишени в виде партии, лоббирующей интересы «эксплуататоров», наконец, обновление скучного и однообразного зрительного ряда политиков, придание всей кампании драйва.

Участвовал в кастинге и Дмитрий Рогозин. Сначала Минюст подтвердил регистрацию КРО в качестве общественного объединения и обсуждался даже вариант объявления недействительным вхождения КРО в «Справедливую Россию», потом прошли смотрины в Ярославле, сообщалось о якобы ведшемся торге с Кремлем – и Рогозина отправили назад в Брюссель. В результате Народный фронт оказался пустой оболочкой, маскировочной сеткой на ЕР. Без умеренных националистов он выполняет лишь функцию ребрендинга ЕР и дистанцирования от партии В. Путина, делает возможным политические маневры со штабами и руководителями кампании.

Если Прохоров и Рогозин пробовались на роли, но не вошли в состав основных исполнителей, то Алексей Кудрин – вице-премьер и министр финансов до 26 сентября 2011 г., демонстративно ушел тогда, когда стало ясно, что никакие болезненные реформы, включая реформирование бюджетной сферы, налоговую и пенсионную, Путин сейчас проводить не хочет, а сохраняющиеся у правительства деньги, которые могли бы обеспечивать маневрирование при проведении этих реформ, готов потратить на продолжение популистской политики и ВПК.

Особый сюжет - ревизия стратегии развития-2020, над которой по личному заказу В. Путина работает большая группа либеральных экономистов. Первые их доклады активно обсуждались (чего стоит, например, нашумевшая в марте история с докладом рабочей группы по федерализму и местному самоуправлению, который был поначалу подан как от ЕР!). Заметим, что без реального Правого Дела независимо от получаемого им числа голосов, результаты работы над Стратегией-2020 некому внести в повестку дня ни на думских, ни на президентских выборах.

В параллель либеральному проекту 2020 был запущен альтернативный консервативный – программы Народного Фронта, которую должен был разработать специально созданный Институт социально-экономических и политических исследований под руководством Николая Федорова. Он оказался невостребованным, вместо этого было объявлено, что программа ЕР будет составлена на основе довольно рядовых выступлений Путина и Медведева на съезде.

Наконец, объявление о конфигурации власти. Как можно судить по изменениям времени сбора Валдай-клуба в этом году (первоначальной датой было начало декабря, то есть после думских выборов, потом сдвинули на середину ноября), объявить о том, что в президенты идет В. Путин, планировалось много позже.

Заметим, что В. Путин лично сильно вложился в кампанию, проведя с апреля прошлого года по сентябрь нынешнего восемь региональных съездов ЕР в федеральных округах, запустив проект «Народного фронта», инициировав работу над разными вариантами стратегии. И вдруг он сам ломает «своей» партии уже разработанную избирательную стратегию, объявив, что вместо паровоза-Путина у них теперь будет вагон-Медведев.

В каждом конкретном приведенном случае можно найти индивидуальное объяснение, вроде того, например, что Прохоров повел себя чересчур самостоятельно, уходя из предназначенной ему электоральной ниши и проявляя строптивость по отношению к кураторам из Кремля. Однако все складывается в общую картину резкой примитивизации как схемы кампании, так и конфигурации власти.

Несколько особняком стоит история с участием в выборах наблюдателей ОБСЕ. Если, в отличие от прошлого цикла, к нам все-таки приедут долгосрочные наблюдатели, это будет означать, что или власть считает, что более не нуждается в высоком и при этом признанном Европой результате ЕР, или наблюдатели нужны были в рамках уже отвергнутой модели и их просто не успели отменить.

Отвечая на вопрос шведского журналиста в апреле относительно планов на президентские выборы, В. Путин сказал: «Вам понравится. Будете довольны!». Понятно, что имелось в виду не то, что было озвучено 24 сентября. Очевидно и то, что о том, чтобы Европе понравилось, Кремль уже не особенно думает. Это, впрочем, не обязательно означает нового витка напряженности и ухудшения отношений с Западом с переформатированием всего внешнеполитического блока, о чем сейчас поговаривают. Пока мы видим, скорее, индифферентность, отчетливо проявляющуюся в позиции по поводу вступления в ВТО: мы свою часть пути прошли и больше ни на какие уступки не пойдем, а вы, если хотите видеть нас в своем клубе, снимите остающиеся препятствия.

Что должно было быть (реконструкция первоначальной модели)

Итак, со всеми оговорками можно предположить, что изначально думская кампания планировалась живой и конкурентной. Интригу ей должно было придать участие «новых правых» во главе с М. Прохоровым, и Д. Рогозина, который, примкнув к Народному Фронту, мог бы обеспечить приток голосов «умеренных националистов». Весьма трудно представить себе, что «Правое дело» могло бы пройти в Думу, что, впрочем, и не так важно. Важно, что его участие в кампании позволило бы включить в повестку дня программу либеральных экономических и политических реформ, разработкой которых занимается 21 группа экспертов, отчасти курировавшиеся А. Кудриным. Пакет реформ, реализацией которого предстояло заниматься правительству во главе с А. Кудриным, мог быть в каком то виде предложен еще до президентских выборов, которые стали бы, таким образом, не просто голосованием за В. Путина, но и легитимизацией программы действий кабинета, мобилизацией граждан в ее поддержку.

Что стало (картина будущего из настоящего)

Нарастание летом кризисных процессов в Евросоюзе увеличило риски прихода второй волны кризиса в России и заставило В. Путина отказаться от плана проведения реформ сразу после выборов. И реформы, и кризис – это слишком много. Свеж еще опыт 2005 года, появился и новый – чужой, страны Северной Африки. Было, по-видимому, решено дождаться большей определенности с экономическим фоном, отложив реформы на время. Имеющиеся у правительства финансовые резервы позволяют не форсировать реформы еще год-два. Другое дело, что после этого реформы придется проводить независимо от «мировой погоды» и не имея, к тому же, средств, которые могут понадобиться для маневра. Решение отложить реформы до лучших времен и заметное ухудшение отношений с Западом (американская ПРО в Европе, список Магнитского) сделали ненужными многие звенья первоначального плана, от которых и было решено отказаться при переходе к собственно выборной кампании. Выборы теперь будут выглядеть как машина в минимальной комплектации.

Не исключено, что В. Путин, а с ним и страна, отказавшись сейчас от попытки реальной модернизации, не использовали возможность, которая может не повториться.

Николай Петров, член Научного совета Московского центра Карнеги, специально для слушателей и выпускников Московской школы политических исследований



3 комментария


Алексей Расходчиков
18 октября 2011 0:23

Спасибо за системный анализ, Николай Владимирович.

Возможно, что такое количество предвыборных скандалов и кадровых перестановок показывает, что система перестает быть стабильной? Не слишком ли много в последнее время фигур, в том числе близких и дорогих лично членам тандема были безжалостно, со скандалом выброшены с доски?

Вопрос:
Недавнее программное выступление кандидата в Президенты США Митта Ромни мягко говоря имеет мало общего с перезагрузкой). Насколько критичным может быть, на сегодняшний день для России резкое охлаждение в отношениях со штатами? Или имея под боком большого друга в виде Китая, мы можем позволить себе не обращать внимание на претензии из-за океана?

Леонид Телелейко
18 октября 2011 13:29

Уважаемые коллеги, я вот читаю ваши высказывания о политической ситуации в современной России и не могу отделаться от мысли, что Вы как, извините уж за сравнение, малые дети, играющие в те игрушки, которые им дали родители и спорящие чья игрушка самая лучшая в мире. На мой взгляд вся политическая борьба в нашей стране это, как в том анекдоте об ананисте, сравнивающем удовлетворение от связи с женщиной с маструбированием - "жалкое подобие левой руки" . Если же задаваться вопросом почему столько неожиданных и хаотичных событий произошло на сцене нашего провинциального политического театра, то мне думается, что это следствие подковерной конкуренции, которую в вашей стилистике можно назвать борьбой. Только я бы добавил в политический сценарий обсуждаемой статьи очень, на мой взгляд, важную деталь - трагическую аварию самолёта ЯК-42 с хокейной командой в Ярославле в начале международного форума, на котором планировалось мощное паблисити Д. Медведева накануне избирательных компаний Думы и Президента. Извинити за цинизм, но эта авария очень удачно, с точки зрения, скажем мягко, аппонентов Д.Медведева свела на нет столь масштабное мероприятие и заставило окончательно отказаться от мыслей о выставлении своей кандидатуры на второй срок.
И как следствие столь скоропалительное решение об отказе от президенства и неожиданное даже для близкого окружения объявление о договорённостях, прозвучавших на съезде Единой России.

Кроме этого считаю, что происходящие процессы и намечающиеся тенденции есть ни что иное как обострение "политической борьбы" внутри правящего класса, вызванное объективными обстоятельствами. К этим обстоятельствам следует отнести: отсутствие реальной оппозиции правящей группировке, экономический кризис и его обострение с крайне неблагоприятным для России прогнозом на ближайшие годы и реальное в недалёкой перспективе развитие
общественно-политических процессов по сценариям на подобие египетских и даже сирийских.

Николай Петров
19 октября 2011 9:20

Спасибо Вам, Алексей!
Дестабилизация всегда случается в персоналистских системах при приближении реальной или даже формальной передачи власти. Вспомните, как было в прошлый раз - со Сторчаком, Бульбовым, Черкесовым и др.
Что касается Запада, то, на мой взгляд, готовится вариант более жестких отношений - по крайней мере, это следует из слухов о перестановках во внешнеполитическом блоке. Да и в реализуемой модели Запад никакой роли не играет. При этом, если с Америкой можно ожидать, что до конца года все будет просто put on hold, пока там все не устаканится. При этом ведь нынешний довольно прагматичный подход США к нам, по сути не так уж далек от позиции республиканцев. А что касается нынешней риторики, то, во-первых, она носит предвыборный характер, а, во-вторых, на выборах там внешняя политика в целом и мы в частности не будут игратьбольшой роли. С Европой может быть хуже: если мы не вступим в ВТО, это будет означать не сохранение статус кво, а пересмотр нынешних отношений в сторону ухудшения.



Путь : Главная / / Николай Петров: Агитка вместо Шекспира: смена модели выборов 2011-2012
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр