Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / Николай Петров: Путинские тупики: унитаризация и вертикализация 

Николай Петров: Путинские тупики: унитаризация и вертикализация

Николай Петров: Путинские тупики: унитаризация и вертикализация 29 января 2012, 18:52 автор: Петров Николай Владимирович

Вторая из серии предвыборных статей В. Путина, написанная с позиций имперских, великорусского шовинизма и представлений XIX века о величии страны, упрощает задачу отбора очередных двух «путинских тупиков» для рассмотрения. Это связанные между собой унитаризация и сверхцентрализация.

Тупик унитаризации

В своих весьма пространных рассуждениях о национальном вопросе и связанных с ним проблемах на перспективу лидер самой большой федерации в мире – по размеру территории и по числу субъектов – умудряется ни разу не использовать понятие «федерализм». Это далеко не случайно, как не случайно и то, что, согласно В. Путину, В. Ленин, как и его современник, президент США Вудро Вильсон, «спекулировал» на «пресловутом» национальном самоопределении. Имя И. Сталина в программной статье национального лидера не упоминается, хотя, по сути, именно его позиция по национальному вопросу Путину по душе.

Не вдаваясь в проблемы этнофедерализма, который существенно усложняет картину, скажу вкратце о федерализме как таковом. На протяжении последнего «путинского» десятилетия последовательно проводились чрезмерная централизация и унитаризация с лишением регионов минимальных автономности и самостоятельности, что превращает гигантское разнообразие страны из ее конкурентного преимущества в тяжелую обузу. Попытки управлять огромной страной из единого центра, принимая универсальные решения без учета весьма различных региональных интересов, в политике приводят к «выравниванию по средней», а в экономике – к консервации дотационности подавляющего большинства регионов. Верхушка региональных управленческих элит, влиятельные и авторитетные в регионах фигуры с опытом публичной политической деятельности заменяются лояльными чиновниками, чья эффективность в ситуации кризиса или, скажем, при осуществлении модернизации крайне ограниченна. Последнее усугубляет проблему, решить которую уже невозможно путем простого перераспределения полномочий.

Крайности всегда плохи, и, если маятник во взаимоотношениях центра и регионов отходит слишком далеко от центра, как это было в конце 90-х, это может угрожать единству страны. Сейчас, однако, когда стараниями Путина маятник уже долго идет в другую сторону и давно миновал золотую середину, наибольшую угрозу представляют собой действия центра, игнорирующие интересы регионов, попытки реализовывать решения, универсальные для всех 83 регионов. Необходим возврат на новом витке спирали к реальному федерализму в сфере управления, подкрепленному федерализмом фискальным, выработка действенных механизмов представительства региональных интересов в центре и учета их при принятии решений, отказ от унификации всего и вся в самых разных сферах, включая политическую, при сохранении общих базовых принципов.

Тупик вертикализации

Знаменитая путинская «вертикаль власти» на деле означает гипертрофированный рост вертикальных субординационных связей в системе управления при атрофии связей горизонтальных. Из-за ослабления горизонтальных перетяжек единой вертикали нет – она расщеплена на множество слабо между собой связанных ведомственных частных вертикалек. Это касается и крайне ослабленного межведомственного взаимодействия с жесткой конкуренцией вертикалей, и разреженности связей между регионами. Воплощение последнего – ситуация с авиасообщением, когда из одного региона в другой надо лететь через Москву. Следствием вертикализации являются безынициативность чиновников, дублирование функций ведомств, утрата системой гибкости и маневренности. Такая армейского образца система управления может быть эффективной в небольшой стране, как, скажем, в свое время в Пруссии, но уже на уровне Германии это не срабатывает.

Сейчас много говорится о необходимости реального разделения властей, о повышении самостоятельности судебной власти и др. В политике все взаимосвязано, и жесткая централизация в случае такой гигантской страны, как Россия, автоматически влечет за собой и подчинение всех властей исполнительной, и усиление полицейского характера государства. Исполнительная власть должна бы выглядеть как ветвь, а не как дубина. Иначе она и вести себя будет, как дубина.

Источник: Слон.ру

Предыдущие статьи на эту тему:

Николай Петров: Путинские тупики: Кавказ



нет комментариев




Путь : Главная / / Николай Петров: Путинские тупики: унитаризация и вертикализация
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр