Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Доска объявлений / Ханну Химанен: Гражданские ценности в школьном образовании. 16-я сессия i-класса-2014. Видео 

Ханну Химанен: Гражданские ценности в школьном образовании. 16-я сессия i-класса-2014. Видео

Ханну Химанен: Гражданские ценности в школьном образовании. 16-я сессия i-класса-2014. Видео 31 мая 2014, 02:17 автор: - Редакция сайта -

1 июня прошла шестнадцатая сессия в рамках программы i-класса 2014 года.

Эксперт: Посол Финляндской Республики в Российской Федерации г-н Ханну Химанен

Тема беседы: Гражданские ценности в школьном образовании

Ведущие: Александр и Светлана Шмелевы

Светлана Шмелева: Сегодня мы проводим беседу с послом Финляндии в России господином Ханну Химаненом. Мы будем говорить о гражданских ценностях в школьном образовании. Защита бывает самой разной, но на самом деле знание о своих правах и обязанностях, навык гражданственности — это в чем-то тоже защита и часть универсального образования.

Ханну Химанен: Большинство слушателей наверняка знает, что в 1948 году в рамках ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, очень важный документ. Позже были одобрены еще две очень важные конвенции: во-первых, по гражданским и политическим правам, и, во-вторых, по экономическим и социальным правам человека. Так что можно сказать, что уже довольно четко определено, какие права имеют граждане разных государств в мире.

Когда мы говорим о гражданских ценностях, мы говорим об обязанностях гражданина. Еще в античной Греции философы говорили о добром человеке или добром гражданине. Это человек, который хорошо играет свою роль гражданина. Есть такие гражданские добродетели, которыми, как предполагается, должен обладать каждый гражданин, чтобы быть полноценным, ответственным членом общества, государства. Эта концепция обязанностей человека была тоже сформулирована в рамках ООН, но это никогда не было официально одобрено.

Группа очень влиятельных личностей, так называемый InterAction Counsil, почти 20 лет тому назад разработала документ, который называется «Всеобщая декларация обязанностей человека», чтобы несколько сбалансировать разницу между правами и обязанностями. Там есть такие положения, например: «Если мы имеем право на жизнь — наша обязанность ценить жизнь. Если мы имеем право на свободу, то мы обязаны уважать свободу других людей. Если у нас есть право извлекать пользу из плодородия земли, то мы обязаны бережно относиться к природным ресурсам, заботиться о них и обновлять их». То есть когда мы говорим о гражданских ценностях, мы говорим о правилах игры, о правилах поведения в обществе.

Школьное образование очень способствует реализации гражданских ценностей, школа — это часть общества. У нас каждая страна, каждое государство имеет свою историю, культуру, свои традиции. Мы живем в окружении очень большого объема информации: СМИ, интернет, социальные сети и так далее. И уже давно в развитых странах пришли к выводу, что школьникам надо каким-то образом учиться вот этим правилам игры, поведению в жизни в качестве гражданина.

В разных странах, конечно, это делают по-разному. В США это называют по-английски civic education, или civics, что можно перевести как гражданское образование. У нас в Финляндии принято говорить об «обществоведении».

Для нас в Финляндии, как и для всех развитых демократических стран, очень важную роль играет Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OESD по-английски). Они проводят очень много сравнительных исследований как между странами — членами этой организации, так и между странами — членами ОЭСР и теми, кто туда пока не входит. Россия уже давно начала процесс присоединения к этой организации, но пока этот процесс из-за украинского кризиса заморожен.

ОЭСР — это очень своеобразная организация, там очень мало формальных критериев членства, но каждая страна — член организации учится у других членов организации. ОЭСР уже провела много международных исследований в сфере образования. И опыт стран — членов ОЭСР показывает довольно четко, что правильно организованное школьное образование помогает школьникам стать хорошими гражданами. В рамках этих исследований ОЭСР оперирует такими понятиями, как civil and social engagement, что можно перевести как «гражданская и социальная вовлеченность».

В этих исследованиях, например, говорится о семи измерениях вовлеченности, именно в смысле гражданского образования. Во-первых, это политическая вовлеченность. Это можно определить как деятельность, нацеленную на воздействие на публичную политику. Во-вторых, это гражданская вовлеченность, деятельность с уклоном на публичность без первоочередной цели воздействия на публичную политику. Третье — явка избирателей на выборах. Четвертое — межличностное доверие, доверие друг к другу. Пятое измерение — институциональное доверие, доверие к властным институтам, правительству, политическим партиям и т.д. Шестое — это толерантность, готовность распространять гражданские права на непопулярные группы населения. И седьмое — это политическая осведомленность о демократических институтах и процессах. Таким образом, когда мы говорим о гражданском образовании, мы уже понимаем, что там очень много важных моментов, которые надо учесть и оценивать.

В ходе этих исследований учащимся задают точные вопросы. У меня на руках опрос учащихся средней школы в возрасте примерно 15 лет. И можно оценить, насколько удачно работали учителя в гражданском образовании.

Приведу вот такой пример. Дается такой лозунг избирательной кампании. Цитирую: «Нам, гражданам, хватит! Голос за Серебряную партию!». Серебряная партия — это условное название. «Голос за Серебряную партию — голос за повышение налогов. Он означает конец экономического роста и трату наших национальных ресурсов. Вместо этого голосуйте за экономический рост и свободное предпринимательство. Голосуйте за то, чтобы в бумажниках у всех осталось больше денег. Давайте не потеряем еще четыре года. Голосуйте за Золотую партию!». И потом задается вопрос: «Это предвыборная листовка, вероятнее всего, подготовлена или Серебряной партией, или партией или группировкой, находящейся в оппозиции к Серебряной партии, или группой, которая пытается убедиться в честности выборов, или совместно Серебряной и Золотой партиями». Студенты должны выбрать один из вариантов ответа и уже можно определить, как они понимают политический язык.

И подобных тестов много. Например: «Почему в 1948 году одобрена Всеобщая декларация прав человека?». Даются варианты ответов: «Чтобы продвигать политические права хорошо образованных людей», или «чтобы создать более благоприятные условия между странами и, может быть, решения конфликтов между ними», или «чтобы гарантировать определенные основополагающие права каждому человеку». Там есть правильный ответ — чтобы гарантировать определенные права каждому человеку. С помощью этих тестов можно получить много информации и сравнивать уровень, качество гражданского образования в разных странах.

У нас в Финляндии есть общие принципы гражданского образования, и у нас в определенных классах преподается такой предмет, как гражданское образование, или обществоведение. Общая цель — показать студенту, как стать достойным, полноценным гражданином. Это значит наблюдать и анализировать современные явления и обстоятельства, представлять, к чему стремиться в будущем, оценивать свой образ жизни и превалирующие тенденции с точки зрения будущего и, последнее, это делать выбор и действовать во имя достойного будущего.

Светлана Шмелева: Как в Финляндии формируется правовое сознание с точки зрения государства? Как формируется навык гражданственности за исключением уроков?

Ханну Химанен: У нас есть проблема — низкая явка на выборах, на парламентских выборах — это 60–65%. В чем причина низкой явки, трудно сказать, может быть, в этом виноваты политики, они просто не привлекают, особенно молодое поколение. В Финляндии у нас обычно участвуют в выборах 12–13 партий. Сейчас в парламенте представлены восемь. И все партии стараются найти известных кандидатов, звезд кино и так далее, телевизионных таких личностей. Многие серьезные политики и наблюдатели думают, что это нехорошо, потому что эти популярные фигуры не умеют работать на ответственных позициях, в правительстве или парламенте. И школьникам надо обязательно объяснить, что это очень важно — голосовать.

Светлана Шмелева: Спасибо, мы переходим к вопросам.

Александр Шмелев: Светлана Панкина из Красноярского края задает такой вопрос. В образовательном процессе есть две стороны: помимо тех, кого учат, есть и те, кто учит. И вот главный вопрос, который возникает в России, во всяком случае, когда разговор заходит об образовании: где собственно взять учителей? Не могли бы вы рассказать, как обстоит с этим дело в Финляндии. Есть какие-то специальные курсы, специальные учебные заведения, которые готовят преподавателей гражданского образования?

Ханну Химанен: Финляндия — это страна, где, чтобы стать учителем, надо получить университетское образование, это профессия, пользующаяся уважением. Я думаю, что большинство из финских учителей очень ответственно относятся к своей профессии, из этого следует, что они так же очень хорошо понимают гражданскую ответственность свою. Кроме того, есть дополнительные курсы, материалы.

Александр Шмелев: Евгений Тищенко из Иркутской области спрашивает, как удается не превратить гражданское образование в воспитание лояльности и покорности, и объясняет, что имеется в виду. Потому что по крайней мере в российских школах весь образовательный процесс построен на том, что учеников учат подчиняться учителю, беспрекословно выполнять то, что он требует. Как в рамках такого процесса не сбиться на то, чтобы и в гражданском образовании воспитывать лояльность и готовность выполнить любое требование власти, что бы она ни делала?

Ханну Химанен: Понятно, что, когда мы говорим о гражданском образовании, мы говорим о политике. Правительство очень уважительно относятся к, можно сказать, автономии школы. Конечно, у учителя есть довольно четкие инструкции, опубликованные школьным ведомством, но политики не могут мешать всем этим процессам. Конечно, учитель не может провозгласить революцию в школе, но может выяснить разные политические мнения. Это баланс свободы и обязанностей.

Александр Шмелев: Спасибо большое. Маргарита Фабрикант из Минска говорит, что, когда она была в Хельсинки, ее поразила вежливость всех подростков, с которыми она пересекалась. Она спрашивает, как в Финляндии удается воспитывать одновременно внутреннюю свободу и внутреннюю самодисциплину.

Ханну Химанен: Приведу такой пример. У нас в этом году исполняется 60 лет такому очень финскому явлению, как «Улыбающийся мальчик» и «Улыбающаяся девочка». Это такие маленькие бюстики, они распространяются с 1954 года. После войны все было очень строго и без каких-либо, скажем, приятных измерений. Надо было работать очень много и т.д. И кто-то подумал, что надо улыбаться, надо облегчить жизнь школьникам. И придумали награду для самых веселых ребят в классе. И вот уже 60 лет она вручается в конце школьного года. У меня тоже такая была, 11 лет мне было тогда. Может быть, это часть ответа. Все же хорошие учители пытаются не только передать информацию, знание и т.д., но и развивают личности.

Александр Шмелев: Наш выпускник из Московской области Станислав Станских интересуется ролью религии в школьном образовании в Финляндии. Учитывая, что в Финляндии есть официальное вероисповедание, даже два, — евангелическое лютеранское и православное христианство. Соответственно, присутствуют ли они как-то в школах? Молятся ли ученики перед уроками? Учат ли они основы церковной веры? Присутствует ли в классах распятие?

Ханну Химанен: У нас две государственные религии, лютеранская и православная. И в школах есть преподавание религии. И это, как говорят, для верующих.

Мы говорим, для членов этих двух церквей. Но сегодня Финляндия, конечно, совершенно другая страна, чем, скажем, 50 лет тому назад. У нас все больше иммигрантов, почти 60 тысяч россиян. Они, конечно, православные, но финская православная церковь подчиняется патриарху в Константинополе, Варфоломею. Все больше и больше мусульман. И есть значительная часть финнов, которые нерелигиозны и не хотят, чтобы их ребенок изучал религию, историю религии и т.д. Так что это возможно — не участвовать в изучении религии.

Александр Шмелев: Нина Колипова из министерства культуры Республики Коми спрашивает, есть ли в Финляндии некоммерческие организации, нацеленные на гражданское образование? И если есть, как строится их работа? Есть ли какое-то взаимодействие с государственным аппаратом, финансовая помощь, гранты? Или они полностью независимы от власти? И как они работают со школами и работают ли?

Ханну Химанен: Есть разные общественные организации, которые занимаются преподаванием таких предметов или материалов. Есть такие организации, которые очень тесно связаны с политическими партиями. Они сегодня слабее, чем раньше. Но есть и гражданские учреждения образования, большую часть средств они получают от государства и муниципалитетов.

Александр Шмелев: Бывают ли среди вот таких некоммерческих организаций, например, организации, получающие финансирование из-за рубежа?

Ханну Химанен: Да, я думаю, такие тоже есть. British Counsil, Альянс Франсез, Гете-институт и т.д. Работают активно в Финляндии и организуют не только языковые, но и другие курсы. Я думаю, что у нас с этим нет никаких проблем.

Московская школа гражданского просвещения выражает благодарность своим партнерам из "Русской планеты" за расшифровку и литературную обработку беседы.



9 комментариев


Евгений Тищенко
27 мая 2014 18:51

Здравствуйте, уважаемый г-н Посол! По мнению ряда российских специалистов (в частности, Льва Львовича Любимого) за последние десятилетия вопросы гражданственности и гражданского воспитания, формирования идентичности стали чрезвычайно актуальными во многих странах. Но особенную остроту они приобрели в нашем Отечестве, в том числе потому, что наряду с проблемой собственно гражданственности возникла почти синонимичная с ней
проблема лояльности — властям, нации, государству, культуре,
родине, историческому прошлому, даже близким, т.е. проблема патриотизма и любви к «родному пепелищу и к отеческим гробам». В связи с чем с новой силой встает вопрос о том, возможно ли при отсутствии государственной идеологии нарастить в школе воспитательный процесс, в первую очередь воспитание, конечно же, гражданственности? И особенно здесь играет красками как раз финский опыт организации образования. В основе финской образовательной политики лежат такие понятия, как «качество», «эффективность» и «равенство». Равенство — центральный принцип, который действует уже на протяжении 40 лет и состоит в справедливом предложении образовательных услуг. Спасибо большое за ответ!

Станислав Станских
1 июня 2014 17:21

Уважаемый г-н Посол Ханну Химанен!
Хотя в Финляндии каждому гарантируетса свобода вероисповедания и совести, евангелическо-лютеранская церковь имеет по Конституции особый статус. Почему церковное устройство и внутреннее церковное управление устанавливаются специальным законом, а не самой церковью?
С уважением, Станислав Станских (выпускник i-класса МШПИ 2012 г.)

Светлана Панькина
1 июня 2014 17:30

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, (признания прав человека и его свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования и к образованию.
Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы.
Учителю, который работает в области гражданского образования, важно обладать не только специальными знаниями, но и личностными качествами. Парадокс и проблема современной российской школы состоит в том, что учитель часто, не обладая высокой культурой гражданственности, присваивает себе право учить этому других!!
Педагог, который готовится к передаче идеи гражданского образования, должен прежде всего сам стать гражданином. Бесспорно, что на плечи учителя ложится огромная ответственность за успешное развитие гражданского образования.
Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране. Спасибо!

Нина Колипова
1 июня 2014 17:42

Уважаемый г-н Посол, спасибо за возможность побеседовать!
Расскажите, пожалуйста, через какие формы работы с учащимися идет воспитание гражданина в образовательный учреждениях Вашей страны: это отдельный предмет, интерактив в виде самоуправления и проч.?
Спасибо!

Станислав Станских
1 июня 2014 17:58

Уважаемый г-н Посол Ханну Химанен!
Является ли религиозность гражданской ценностью для финна?
Расскажите, пожалуйста, о роли религии в школьном образовании, учитывая особую роль евангелическо-лютеранской церкви в Финляндии. Молятся ли школьники перед уроками, учат ли они основы церковной веры и т.д.?
Станислав Станских (выпускник i-класса МШПИ 2012 г.)

Нина Колипова
1 июня 2014 18:23

В дополнение к вопросу, заданному ранее: есть ли в Финляндии НКО, направленные на гражданское образование. и как в целом строится работа НКО, есть ли взаимодействие с гос.аппаратом, финансовая помощь, гранты, или это независимые от власти организации?

Расул Куртаев
1 июня 2014 18:37

Уважаемый г-н Ханну Химанен!

Спасибо за возможность Вас послушать.

У меня, если позволите, вопрос по поводу развития местного самоуправления. Как и по каким законам развивается местное самоуправление в Финляндии? Какие существуют у них проблемы и как они решаются? Спасибо!

Расул Куртаев
1 июня 2014 18:42

Да, чуть не забыл. Хотелось бы дополнить вопрос - существуют ли отдельные программы по развитию отдалённых (горных) территорий и какое внимание их развитию уделяется в Финляндии? Спасибо!

Алексей Нежельский
6 июня 2014 3:56

Хотелось бы узнать о партнерстве в сфере IT образования, также локализации мультимедиа контента для Российской среды. Какие программы это предусматривают.



Путь : Главная / Доска объявлений / Ханну Химанен: Гражданские ценности в школьном образовании. 16-я сессия i-класса-2014. Видео
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр