Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Выпускники / Материалы / Кующие свободу и равенство... Выпускник-2007 Марина Гурьева о семинаре во Франции 

Кующие свободу и равенство... Выпускник-2007 Марина Гурьева о семинаре во Франции

Кующие свободу и равенство... Выпускник-2007 Марина Гурьева о семинаре во Франции 23 декабря 2014, 19:47 автор: Гурьева Марина Владимировна

"Свобода, равенство и братство" - лозунг, по-прежнему актуальный для французов, как коренных (тех, кто живет на протяжении нескольких поколений во Франции), так и иммигрантов (тех, кто переехал во Францию, или тех, чьи родители приехали во Францию). Контрастирует с Россией то, что во Франции люди готовы сами менять систему, чтобы обеспечить свободу, равенство и братство.

Чтобы ощутить многонациональность Франции, достаточно проехаться в электричке в любой из пригородов Парижа. При этом проживая во Франции, нельзя не заметить сегрегации, которая существует: кафе только для черных, арабские районы, районы белых и т.п. Нежелание французских официальных лиц замечать и обсуждать тему многонациональности удивляло на протяжении всего семинара Московской школы гражданского просвещения. Ссылаясь на закон, запрещающий сбор статистики о национальной принадлежности, даже чиновники небольшого города Аркей (население 20 тыс. человек) отказались предоставить данные о числе иммигрантов в городе. Хотя, казалось бы, они должны знать каждого жителя города в лицо.

Особенно это контрастировало со готовностью россиян - участников семинара - упоминать свою национальность. Армянка, армянин/дагестанец, чеченец, татарин, русская, белоруска/русская, и т.д. - состав группы МШГП был как всегда многонационален. То, что объединяло всех, - русский язык, российская ментальность и статус гражданина Российской Федерации. Под ментальностью в данном случае понимается наличие социокультурных парадигм и шаблонов мышления/действий.

Ключевой задачей для любого государства, на мой взгляд, является создание механизма, способствующего интеграции иммигрантов в общество. Основными компоненты: обучение языку страны, куда прибыл человек, наделение статусом гражданина соответствующего государства с вытекающими правами и обязанностями. Язык необходим для социальной, профессиональной и культурной интеграции. Статус гражданина требуется для обеспечения правового и социального равенства. Ментальность - то, что формируется со временем под влиянием социума. При этом многонациональность должна рассматриваться в любом государстве как источник генетического и социокультурного обогащения.

Что стало причиной "арабского бунта" во Франции в 2005 году? Правовое и социальное неравенство. Посещение города, в котором вспыхнул бунт, Клиши-су-Буа, стало одним из самых запоминающихся моментов семинара. Город в 30 тыс. человек находится в пригороде Парижа, населен в основном мигрантами из Северной Африки, Ближнего Востока. По статистике, в середине XX века в городе проживали в основном коренные французы. В настоящий момент, по оценке сотрудников ACLEFEU, более 80% населения - иммигранты, очень много одиноких матерей и безработной молодежи от 16 до 25 лет. Худшая часть города - панельные многоэтажки, где несколько семей делят трех, четырех комнатные квартиры, лучшая - двух, трехэтажные дома. Из достопримечательностей - здание полиции, построенное после "арабского бунта" и напоминающее многократно увеличенный бронетранспортер, здание мэрии - усадьба 17 века, памятник подросткам - первым жертвам бунта.

Организация ACLEFEU, в названии которой обыграна фраза "достаточно огня", создана жителями Клиши-су-Буа после событий 2005 года и уникальна, потому что после бунта ребята решили систематически и мирными средствами бороться за свои права. Начали с того, что на двух миниавтобусах объехали всю страну, пообщались с иммигрантами, собрали проблемы, с которыми они сталкиваются, и на годовщину волнений в Клиши презентовали "Книгу жалоб" с 20 тысячами записями в Париже французским чиновникам. Предложили работать вместе над решениями. А сами начали с малого - сделали центр поддержки иммигрантов в Клиши-су-Буа, стали работать с местной администрацией, лоббируя увеличение количества детских садов, запустили программы для подростков и семей, такие как "Кислород", например (те семьи, которые в течение года активно участвуют в образовательных дискуссиях, походах, получают возможность за символическое плату отдохнуть на средиземноморском побережье Франции летом).

Сотрудники, которые работают в ACLEFEU, и те, кто живут в округе, имеют марокканские, алжирские, др. корни, но они выросли во Франции и считают себя французами. Интегрированы ли они во французское общество? Французский для них родной язык, они граждане Французской Республики, но ... они выросли в анклаве, среди иммигрантов. Плохая социальная инфраструктура Клиши-су-Буа, в первую очередь, в части образования, резко сокращает шансы тех, кто там рождается и живет, на получение достойного профессионального образования, соответственно, на получение стабильного дохода. Социальная изоляция не способствует контактам с коренными французами, а социум формирует особую ментальность, которая пугает коренных жителей Франции.

Анклавы порождают изгоев, которые формально являются гражданами Французской Республики. Коренные французы стараются огородиться от иммигрантов, чтобы обезопасить себя. Соответственно, изоляция иммигрантов усиливается. Это порочный круг, выходом из которого может быть только уничтожение практики изолированных поселений и активное вовлечение иммигрантов в жизнь местного сообщества. То, чем стараются заниматься власти Аркей, например, которые разработали систему вовлечения местных жителей в городские проекты.

Собрания кварталов являются системообразующим звеном в системе, действующий в Аркей. На собраниях представляются и обсуждаются социальные/культурные/инфраструктурные проекты, которые предполагается реализовать в городе, точнее в квартале. Это может быть оборудование детской площадки или организация карнавала. Задача этих собраний не только привлечение местных жителей к обустройству общественного пространства, но и содействие диалогу между людьми, что способствует межнациональному общению и интеграции иммигрантов в местное сообщество.

Проекты наподобие Дома солидарности в Аркей, который походит на советские поселковые Дома знаний, с комнатой игр для детворы, кулинарными, языковыми встречами для взрослых, где работают волонтеры, - лучшее доказательство веры французов в то, что совместными усилиями можно добиться свободы, равенства и братства. А также напоминание россиянам о том, что каждый человек кузнец не только своего счастья, но и социума, в котором он живет.

Программа семинара "Миграции, интеграция и социальная консолидация"

Краткая информация о посещаемых учреждениях

Информация про основные показатели миграции во Франции

Фотографии

Отзывы



нет комментариев




Путь : Главная / Выпускники / Материалы / Кующие свободу и равенство... Выпускник-2007 Марина Гурьева о семинаре во Франции
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр