Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Студенческое самоуправление: опыт Чечни 

Студенческое самоуправление: опыт Чечни

Студенческое самоуправление: опыт Чечни 12 февраля 2014, 09:08 автор: Исраилов Алихан Магомедович

Студенческое самоуправление представляет с собой процесс решения силами самих студентов жизненно важных проблем как в учебной, так и во внеучебной сферах.

Будучи формой общественно-полезной деятельности, самоуправление создает оптимальные условия для формирования активной жизненной позиции молодого человека. В первую очередь, в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет с собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений, что всегда обеспечивало развитие экономики и социального сектора. Кроме того, общественная работа является базой для привития управленческих умений и лидерских навыков, дает возможность практиковать гражданскую ответственность, через сотрудничество с другими, развивать такие ценности как честность, гражданское самосознание, сострадание, ценность культурного разнообразия. В целом, опыт студенческого самоуправления способствует развитию компетентности будущего специалиста, управленческих навыков и качеств, а также вовлеченности студента в научную, общественную жизнь вуза. А потому задача высшего учебного заведения – предоставить своим студентам возможность самореализации, приложения сил и способностей, развития студенческой инициативы, самодеятельности и творчества.

В России нет отдельного закона, который бы определял функционирование органов самоуправления студентов. В вузах, например, Петербурга такие органы зачастую либо создаются «сверху», указом ректора или декана, либо являются преемниками студенческих профсоюзов советских времен, как в СПбГУ, и тоже контролируются ректоратом. Такое «самоуправление» выполняет скорее функцию поддержания имиджа вуза, чем решает реальные проблемы, требующие посредничества между студентами и администрацией.

В западноевропейских вузах студенческие самоуправления действуют в специально установленном законом порядке. Например, Студенческий союз Университета Хельсинки (HYY) имеет давнюю историю – он существует с 1868 года. За столько лет существования он сумел решить многие проблемы, которые сейчас остро стоят перед многими студенческими организациями в России. Прежде всего, Союз смог обеспечить себе полную финансовую независимость от университета. У него есть свой бюджет, большая часть которого формируется из доходов так называемой бизнес-группы при Союзе, и лишь малая часть – из студенческих взносов. На средства своего бюджета Студсоюз создал работающую сеть практически всесторонней социальной поддержки студентов. Студенты, которые приезжают сюда учиться из разных концов страны, имеют возможность снимать недорогое жилье, питаться в дешевых кафе, пользоваться медицинскими услугами в специальных центрах, получать правовые консультации. Представители Студсоюза составляют одну треть на всех уровнях управления университетом, то есть могут оказывать реальное влияние на принятие решений. И надо сказать, такова ситуация на уровне всей страны: в финском законодательстве есть специальный закон о студенческом самоуправлении, который дает ему достаточно много прав, вплоть до возможности влиять на политику внутри страны.

Сегодня студенты, с одной стороны, потребители образовательных услуг, заинтересованные и требовательные участники образовательного процесса. С другой стороны, студенты – основная часть большого университетского коллектива, носители корпоративной культуры. И то, и другое взаимосвязано и должно идти в процессе учебы для полноценного развития студента. И от того, насколько они неравнодушны к делам университета, какой вклад вносят в его достижения, зависит успех в развитии вуза.

В Чеченской Республике три государственных бюджетных образовательных высших учебных заведения и учреждения среднего профессионального образования, и в каждом из них действуют студенческие самоуправления, студенческие профсоюзы, советы молодых ученых и специалистов, студенческие научные общественные организации, которые самостоятельно решают свои вопросы, активно при этом взаимодействуя со всеми структурами и руководствами вузов и ссузов. При проведении различного рода мероприятий, концертов, круглых столов, конференций, спортивных мероприятий, студенческие движения и организации вузов и ссузов играют огромную роль, неся ответственность за то или иное мероприятие.

Для организации системы воспитательной деятельности в Чеченском государственном университете выстроен целый ряд механизмов взаимодействия студентов с руководством вуза, что позволяет успешному развитию студенческого самоуправления. Управление учебно-воспитательной и социальной работы Чеченского государственного университета осуществляет реализацию социальных программ и проектов воспитательной направленности в рамках учебного процесса.

Творческая деятельность является наиболее яркой формой развития и проявления активности, в силу того, что для большинства студентов она открывает новые возможности по реализации своих талантов. В Чеченском государственном университете создали студенческий ансамбль песни и танца «Нийсархой», которая уже успела заявить о себе на сцене талантов. Также параллельно учебы у студентов развивается интерес к научным исследованиям, где они имеют возможность проявить свои навыки и способности в различных научно – исследовательских секторах и кружках, которые организованы в университете. Студенты имеют возможность представить свои научные труды на ежегодной всероссийской научно – практической конференции молодых ученых и аспирантов «Наука и молодежь!».

Если раньше, в период военных действий на территории Чеченской Республики, студенты были отделены от учебного процесса, были сломаны положительные стереотипы о жизни, утрачены лидерские качества, то сегодня, благодаря первому Президенту ЧР, Герою России Ахмат-Хаджи Кадырову, мы возродились из пепла и руин. В последние годы наблюдается повышение интереса определенной части студенчества к деятельности, развивающей личностные способности. Студенты активно участвуют в профильных отрядах, волонтерских движениях, общественных акциях, в научной работе и многих других мероприятиях. Это доказывает то, что студентам не все безразлично, обучаясь в вузе, у них вновь появился интерес, появились новые эмоции, свежие идеи для развития.

Студенческий профсоюз избирается в университете на альтернативной основе, членами профсоюза становятся также представители старостатов институтов и факультетов, научных общественных организаций вуза. Деятельность Студенческого профсоюза направлена на объединение усилий студентов для продуктивного решения их проблем; содействие ректорату в реализации стратегического плана развития вуза; самореализацию потенциала студентов в организации и управлении студенческой жизни.

Опрос студентов о деятельности Студенческого профсоюза показал, что далеко не все знают о его существовании, недостаточно информированы о его целях и задачах. Чтобы достоверно разузнать об этом, я провел специальный опрос среди студентов, как выяснилось, многие студенты не знают о проводимых вузовских, межвузовских, городских, республиканских и районных мероприятиях для студенческой молодежи, несмотря на имеющиеся информационные ресурсы.

Работа Студенческого профсоюза университета может реализовываться по определенным направлениям (секторам) и охватывать все сферы деятельности студентов: научную, учебную, досуговую, социальную. Примерами может служить участие студентов в планировании учебного процесса, выработка предложений по оказанию материальной помощи и морального поощрения студентам; организация охраны правопорядка, поддержка студенческих инициатив, защита прав, временная занятость; организация системы изучения и учета общественного мнения студентов по важнейшим вопросам жизни вуза и создание условий, при которых обеспечивается участие каждого студента в обсуждении проблем, выработке и принятии решений.

Важной задачей остается создание методики учета и единой базы достижений студентов по всем видам студенческой деятельности: научной, учебной, интеллектуально-развивающей, культурно-массовой, спортивной, социально значимой и т.д. На этой основе можно определить рейтинг студента, группы или института; также можно ходатайствовать о назначении повышенной стипендии, стипендии Президента и Правительства и других идах поощрения, а самое главное при этом своевременно выявлять студентов с лидерским потенциалом и целенаправленно развивать их в этом направлении, что даст положительный результат и готового специалиста на рынке труда.

Для некоторых студентов общественная деятельность не является столь важным и приоритетным в их жизни. Внеучебное время становится рабочим временем для одних, временем свободного времяпрепровождения для других. Хотя это совсем далеко не так. Очевидно, что студенты, занятые в студенческом самоуправлении, получат навыки планирования и организации деятельности, научатся ее анализировать, искать и привлекать дополнительные ресурсы.

На мой взгляд, сочетание различных видов студенческого самоуправления и общественной деятельности способствует не только поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем студентов, но и позволяет развивать их инициативу и лидерские качества не только в рамках вуза, но и за его пределами. Студенческое самоуправление дает стимул развития молодого человека как интеллигентная личность с лидерскими качествами, что позволяет ему правильно ориентироваться в жизни.



нет комментариев




Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Студенческое самоуправление: опыт Чечни
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр