Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Санкт-Петербург  
Какое доброе дело я могу совершить?дата:31 июля 2013   время:14:10 ;  автор:Потехина Марина Олеговна

В Петербурге достаточное количество демократических партий и организаций, но так же здесь много волонтерских объединений, занимающихся не только самыми разнообразными проблемами, но и попыткой достучаться до людей и помочь им. Например, в Петербурге есть Молодежный центр Эрмитажа и служба волонтеров, где создаются культурные и образовательные программы. Да и в самом Эрмитаже постоянно проходят лекции и семинары на тему искусства. Сотрудники Эрмитажа пытаются приобщить людей к сокровищам культурного наследия и воспитать чувство ответственности за сохранение этого наследия. Мы все помним, что в 2014 году пройдет ряд выборов в регионах страны;  но еще состоится и 250-летие Эрмитажа, что так же важно, так как это то место, где учишься видеть прекрасное. А не увидев его в искусстве, мне кажется, что сложно увидеть его и в людях. Так как гражданское общество — это общество неравнодушных людей. И оно не должно ограничиваться только политической или общественной заинтересованностью. Основа его — Человек, человек как личность, а не только как частица общего или как избиратель.

Мир всегда опирался на гуманитарные концепции, и гуманизм был стержнем формирования личности. Но современный мир заменил гуманизм прагматизмом и технократически-информационной опорой. А с кризисом гуманитарных идей начинают ставиться под сомнение и традиционные понятия смысла жизни. Нравится нам это или нет, но мы — социальные существа, и каждый момент нашей жизни зависит от чьих-либо действий. Поэтому и наше счастье возникает только в связи с нашими отношениями с другими людьми. Стоит всегда помнить, что альтруистические поступки приносят нам счастье. В тибетском языке есть прекрасное выражение «shen dug ngal wa la mi so pa», которое можно перевести как «неспособность выносить вид чужих страданий». Это то свойство, которое помогает нам отчетливо слышать призывы о помощи и разделять чужие страдания, как свои. Чем более мы взращиваем в себе сострадание, тем более по-настоящему этичными и будут наши поступки.

Существует множество волонтеров, которые помогают пожилым людям и детям в детских домах. В Петербурге очень эффективно действует организация «Ночлежка», помогающая бездомным людям не только едой и вещами, но и поиском для них работы. ЛизаАлерт, занимающаяся поиском пропавших людей. Ну и Красный Крест, естественно, как один из символов неравнодушия. И чем больше людей вовлекается в разные волонтерские проекты, тем сильнее укрепляется наше общество. Так как все-таки учиться быть неравнодушным к незнакомым людям — это действительно сложно; и это то, где ты не можешь сразу увидеть результат (как например, в политической деятельности), но это основа гражданского общества, по моему мнению. И это то, чему надо учиться на протяжении всей жизни. У всех нас есть врожденный эгоцентризм, но мы должны постепенно стремиться стать более сострадательными, то есть развить и истинное сочувствие к страданиям других. Мы нравственны, если мы преодолеваем себялюбие и не смотрим на другие творения как на нечто чуждое нам, если мы сопереживаем и сострадаем всему, что нас окружает. Только тогда мы становимся людьми в истинном смысле слова и обладаем этикой, которая никогда не утратит своей сути. Бенджамин Франклин как-то сказал: «Самый благородный в мире вопрос звучит так: «Какое доброе дело я могу совершить?» И я думаю, это тот вопрос, который мы должны задавать себе постоянно.



Подробнее
Мой вклад в развитие демократии и гражданской культуры в России - Сергей Тахтамышев (Санкт-Петербург)дата:16 сентября 2012   время:21:10 ;  автор:тахтамышев сергей александрович

Моя профессия – художник-живописец. После окончания Академии художеств Санкт-Петербурга я помимо живописи постоянно занимаюсь фотографией, еще одним видом визуального искусства, который близок к живописи одинаковыми проблемами: поиском темы кадра, его композиции, цветовых соотношений. С техническими и компьютерными возможностями нашего времени, фотография приблизилась по выразительным характеристикам к живописи.

Разумеется, помимо тривиальной необходимости зарабатывания на жизнь – первостепенной задачи любой профессиональной деятельности, меня интересуют аспекты обратной связи с обществом, ведь любой художник немного мечтает сделать мир лучше, а не только выразить собственное «я». Иначе искусство превратится в ремесленный подход. Задача искусства может быть поставлена шире: от попыток умножить в мире «прекрасное» путем его выделения и отображения до социальной картины, в которой целенаправленно отражается проблема , волнующая художника, с прицельной заостренностью её особенностей. Как писал Маяковский : «Театра не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». Эти слова можно отнести к любому виду искусства, и настоящая живопись – не срисовывание с натуры, а осознанный акт отбора из предлагаемого нужного и усиление его свойств.

Таково, например, творчество Ренато Гуттузо или офорты Гойи. Художник , востребованный в жанре портрета, известный в кругах высшего испанского света, неожиданно обращается к проблемам страны, не боясь инквизиции. Неожиданно, возможно, для зрителя, но кто знает, о чем он думал и переживал, пока писал салонные портреты. Такой выплеск социально-острого «текста», который может быть выражен в любой форме: литературной, живописной, театральной, с помощью киноязыка или фотографии , - может случиться в творчестве любого человека, которому не безразлична судьба страны. Конечно, к этому побуждают часто события : войны, интервенции, революции, деспотизм. Любой человек в такие моменты делает свой гражданский выбор: внутренняя эмиграция или открытое выражение мнения о проблемах страны. Художник делает это не только, как любой другой человек семантическими средствами, он может сделать это с помощью визуальных средств.

У фотографии и живописи, которыми я занимаюсь , есть общее и частное в выражении проблем действительности. Фотограф должен быть в гуще событий, иногда даже с риском для жизни, для того, чтобы стать очевидцем и сделать кадр, который может оказаться потом сильнейшим компроматом. Таковы фотографии из горячих точек, которые стали непровержимыми доказательствами нарушений гражданских прав людей. Или он может сфотографировать что-либо в необычном ракурсе, чтобы привлечь к проблеме внимание. Люди могут заметить то, мимо чего проходили много раз равнодушно.

Эта сторона фотографической деятельности мне близка и есть темы, которые волнуют меня давно, с юношеских лет, с тех пор, как в 19 лет я взял в руки собственный фотоаппарат. Одна из тем – наше уходящее архитектурное наследие и уходящая жизнь нашей деревни и маленьких провинциальных городков. Меня привлекла фотофиксация мест не слишком, возможно, известных, мимо которых проносится мэйнстрим туристических потоков, но тех, которые еще сохранили дух прежнего времени и его неоспоримые преимущества : гармонию человека и природы, утраченную во многом цивилизацией , и несуетность жизни, в отличие от жизни больших городов, где за мишурой малозначащих событий часто не видны общечеловеческие ценности, нет времени подумать для чего и зачем мы живем на белом свете.

К тому же эти деревеньки и городки сохраняют следы многовекового жизненного уклада, устроенного разумно и толково. Градостроительная структура деревень и городков сложилась в давние времена, когда человек прислушивался к голосу природы. Эту утраченную связь хочется удержать не разорванной. Потому и пейзаж, который хочется написать , привлекает поисками гармонии, содержащейся в природе изначально и грамотным вмешательством человека, не вопреки, а вслед её правилам.

По этим причинам, цель пейзажа как фотографического, так и живописного, одна – помочь зрителю почувствовать красоту окружающего мира, вернуть себе ощущение гармонии с ним. Человек, в душе которого царит гармония, способен сохранять большее равновесие и судить о процессах в обществе и своей жизни, чем тот, у которого в душе разбалансировка чувств. В этом плане я вижу цель своей деятельности.

Мне сложно определить, в какой момент я решил стать художником, потому что рисую я с раннего детства. Это естественный процесс, который шел постепенно от детского желания выразить то, что видишь и то, что рождает собственная фантазия, к тому, что это становится делом жизни. Мне было проще в том, что я рос в семье, где родители и родственники были людьми с художественным образованием и отправляли меня в художественные школы с 6 лет. Сначала была детская вечерняя школа при Мухинском училище, потом дневная при Академии Художеств, когда выяснилось, что меня больше привлекает живопись, чем дизайн. Возможно тот факт, что я видел с детства, как отец занимается архитектурным проектированием, определил интерес к рисованию архитектурных объектов в пейзаже, а не только красот природы. А также интерес к путешествиям по городам и весям. Мне сложно сейчас представить себе другую профессию, хотя я, как любой человек, иногда представляю себе иной выбор пути с иными возможностями. Например, судьба заядлого путешественника. Однако для меня важен не только факт пребывания где-то в далекой стране, но дальнейшее отражение и анализ увиденного. Причем, идеи картин приходят иногда быстро под воздействием живых ярких впечатлений, а иногда на них нужно время, чтобы впечатления улеглись и подсознание выполнило работу по обработке насмотренного и пережитого. Иногда в картине отражаются рефлексии, которые логически не просматриваются, именно творческий процесс их вытаскивает наружу и делает их овеществленными. Фотографирование и живопись помогают осознать то, что ты видишь уже потому, что ты создаешь визуальный продукт, который увидят другие люди. Ты смотришь немного чужими глазами, беспокоясь о внятности посыла фотографии или картины , о ясности визуальной информации, поскольку любая, даже абстрактная картина , несет помимо эстетического наполнения информацию. Объясняя другим, ты что-то объясняешь себе.

В этом плане меня отчасти привлекает побочный вид деятельности – преподавание, хотя я не стремился устроиться куда то преподавать из–за заработка, мне временами хотелось передать часть знаний. Одним из опытов была поездка в детский дом и общение с детьми. Я показывал им фотографии и рассказывал про путешествия и работу художника. Для детей гораздо важнее просто общение с какими-то людьми, которого им не хватает внутри замкнутого пространства. Для меня – помимо желания сделать что-то полезное для них, возможность опыта передачи каких-то своих впечатлений и знаний.

Я нахожусь пока в начале творческого пути и , как у любого художника, у меня стоит первостепенная задача набрать профессионализм в ремесле, так как это основа для самовыражения. Совершенствование технических возможностей заботит художника всю его творческую жизнь, невозможно написать роман и даже рассказ, если ты не знаешь языка. Невозможно писать картины, если тебя не слушается кисть.

Однако формальное мастерство соединяется с поисками своего стиля – этого неповторимого сочетания мазка, который оставляет кисть , части творческого почерка художника, особенностей композиции, цветовых сочетаний и тем картин. Всё это вкупе заставляет нас сразу определить авторство картины. Это одна из самых важных задач в процессе становления творческой личности, также как в становлении личности вообще – понять что же ты такое отдельно от человеческого сообщества, какой вклад делаешь лично ты. Если ты повторяешь чужой почерк, чужие композиции, то для чего ты занимаешься вообще творчеством. Только для заработка ? Ни одна творческая личность не смирится с таким подходом к себе, каждый художник, даже, если судьба поставила перед ним жесткую проблему выживания, будет хотя бы немного пытаться писать для себя, для выражения собственной души и в соответствии с собственным взглядом на живопись. В этом плане художественная деятельность – дело индивидуальное.

В тоже время перед художником встают подчас задачи влиться в коллектив, когда он участвует в артельном заказе. Этот вид работы, выполнение большой росписи, может быть храма или общественного сооружения не может быть выполнен в одиночку. Социальная значимость объекта, создание цветовой информационной среды, в которой будут находиться многие люди, - достаточно ответственная задача. Тут личное должно быть подчинено общественному, коллектив решает каким быть в целом проекту.

Для меня подобным опытом стала работа на Шпицбергене, где мы коллективом из четырех человек выполняли роспись фасада школы. Особенность Баренцбурга в том, что это город, в котором жизнедеятельность людей подчинена работе в шахте и одновременно туристическому бизнесу. Многие группы людей приезжают туда в основном из Норвегии и город стремится расширить количество объектов для осмотра, сделать город привлекательным для международного туризма с помощью монументально-декоративного искусства. Ну, и конечно, ставилась задача сделать более комфортной среду для жителей в условиях Арктики, там, где приходится работать в условиях полярной зимы и очень короткого лета, особенно для детей, которые вынуждены тут жить и учиться. Поэтому роспись должна была быть оптимистичной, красочной и отражать национальные ценности: нашу архитектуру, фольклор, то, что без слов демонстрирует нашу самобытность. Для росписи были выбраны объекты исторического и культурного наследия России, для оформления углов здания были выбраны четыре образа Руси – первозданной, белокаменной, былинной и сказочной. Со стороны детской площадки было нарисовано «Тридевятое царство». Большая фреска на фасаде здания, которое стоит в центре Баренцбурга стала ярким акцентом в городе и объектом для рассмотрения туристами.

Из этой поездки я вывез и обратный результат. Я участвовал в выставке в географическом обществе со своими фотографиями и картинами по Шпицбергену и таким образом «рассказал» об окраинных землях, где живут наши соотечественники и куда мало кто добирается. В этом одна из проблем нашей огромной страны – географическая разобщенность людей и я рад, что внес свой вклад в её решение. Любая информация не лишняя, чтобы познакомить с особенностями жизни в различных регионах. Это такая же интересная тема, как провинциальная жизнь маленьких местечек, постепенно исчезающих с карты Родины. Есть ли возможность противостоять излишней централизации и росту городов ? Почему в других странах, например в Скандинавии, люди живут на хуторах не переживая, что блага цивилизации далеко, а у нас нет ? Нормальные дороги, нормальный интернет не позволяют им почувствовать свою отдаленность от других людей. Взамен городской суете они предпочитают постоянное общение с природой, а с природой не бывает скучно, я это знаю, поскольку сам живу до полугода в доме на природе. Вид моей профессиональной деятельности мне позволяет это.

У человека должен быть выбор, где жить, но не должно быть проблемы выживать. Отсутствие мест приложения труда в маленьких городках – это большая проблема. Мне бы хотелось и в дальнейшем обращать внимание на эту проблему и пропагандировать всячески мне доступными средствами те места нашей страны, где люди жили и радовались жизни испокон веков

Сряди ряда поездок была поездка в Алеховщину. Мой фото-отчет о местной керамике , которая была «градообразующим элементом» этого местечка, попал в финский журнал, как иллюстрации к статье об этом старинном вепсском поселении.

Еще из ряда подобных событий были две мои выставки в тутаевском городском музее. Местные художники неохотно тут выставлялись, предпочитая выставки в Ярославле, как более рентабельные. Местное население покупает работы очень мало из-за низких заработков. Ставка на туристов не оправдывала себя. Две выставки, которые я провел подряд два лета дали неплохой результат. Одна из них – выставка графики вообще оказалась удачной, вторая – наполовину живописная, наполовину фотографическая попала на кризис, но тоже себя окупила. Я был доволен тем, что вдохновил местных художников на выставки в музее и немного всколыхнул местную художественную жизнь. В этом году музей закрыт на серьёзный ремонт, но на будущее я вынашиваю планы необычной идеи для выставки, она скорее имеет социальный характер, чем художественный. Я собрал старинные фото города столетней давности и отсканировал фотографии моего деда пятидесятых годов и увидел, что там попали в кадр примерно одинаковые места. Пейзаж за это время довольно сильно изменился и не всегда в лучшую сторону. Связано это с тем, что город потерял много зданий с историческим прошлым, а то, что строится на этом месте - не восстанавливает его облик таким, каким он был раньше. Во многом это происходит из-за равнодушия к архитектурной истории города новых застройщиков. Иногда даже от незнания того, как он выглядел раньше. Моя небольшая задача привлечь к градостроительной истории города внимание. Еще один важный аспект – озеленение и уборка территорий. На это совсем мало обращается внимания и город потерял несколько важных точек, с которых открывался прекрасные виды на Волгу и церкви. Прежние фотографии помогут напомнить о том, что эта проблема тоже существует.

Провести эту выставку для меня не является задачей заработка, более того, мне хочется обратить внимание на проблемы развития города, в котором все мечтают о развитии туризма и забывают о поддержании элементарной чистоты природы и о том, что лучшие пейзажные парки не вырастали сами по себе. В последние годы в городке наметился интерес к организации пространства вокруг своего жилища, благоустройству и малым формам. Пускай всё это делается пока не очень умело, но поддерживать этот интерес очень важно, потому что с любви к своей земле начинается любовь к Родине, как бы выспренне это не звучало. Поставить задачу сделать страну лучше хотя бы в пределах отрезка земли перед своим забором – уже маленькая победа над безразличным отношением к облику своего города.

Еще одной работой было участие в художественном проекте, посвященном трехсотлетию города Пушкин под Санкт-Петербургом. Идеей проекта было сделать выставку картин, на которых были бы нарисованы памятники архитектуры Пушкина , как существующие, так и утраченные или находящиеся на грани исчезновения. Целью – привлечь внимание к восстановлению и поддержанию архитектурного наследия города. Картины экспонировались не один раз, публиковались в печатных изданиях с соответствующими текстами и в день празднования юбилея была организована рекламная акция – аллея художников, когда художники – участники проекта давали мастер-класс по написанию картины вместе с известными личностями – темой картин были опять-таки пейзажи и архитектура Пушкина.

Подобные выставки и проекты мне интересны тем, что их задачи шире простого зарабатывания денег, в них поставлены более широкие, социально-значимые вопросы, поэтому я буду стремиться участвовать в таких акциях и далее.

Профессия художника предполагает погружение в собственный мир и определенную отрешенность от мира внешнего. Для осмысления увиденного и пережитого нужно время и остраненность от событий, тогда из этюда рождается картина, как обобщение впечатлений, как сумма впечатления и мыслей о нем. В этом работа художника отличается от работы фотографа-корреспондента. Совмещение двух видов деятельности для меня интересно разными двумя взглядами на жизнь – остановить мгновение и систематизировать увиденное, создать из сиюминутного нечто вечное.

Предыдущие эссе:

Максим Михайлов (Калининградская область)

Константин Малышев (Алтайский край)

Антон Демидов (Калужская область)



Подробнее
Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Санкт-Петербург
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр