Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Республика Башкортостан  
Стерлитамак: Открытый муниципалитетдата:12 января 2014   время:19:23 ;  автор:Ситдикова Гузель Фидарисовна

Я живу в городе с численностью населения в 275 тыс. человек. Город промышленный, широкому кругу россиян известный разве что благодаря пачке пищевой соды, что у каждого в доме на кухонной полке. Моя работа сводится, помимо основных обязанностей, щедро описанных в должностной инструкции, к «очеловечиванию» образа главы муниципалитета в глазах горожан. И здесь я столкнулась с трудностями, знакомыми, вероятно, многим пресс-секретарям и руководителям аналогичных подразделений в муниципалитетах. Проблема первая: инертность горожан в восприятии нового. Вторая – недоверие к муниципалитету. Третье – неверие в то, что хорошее можно делать у себя здесь на местах, а не только за рубежом или в столицах. В то, что это можно делать просто потому, что у тебя работа такая – быть градоначальником.

Стиль руководства прежнего главы администрации нашего города долгие годы оставался типичным для городов национальных республик, получивших относительную самостоятельность во время «парада суверенитетов» осенью 1990 года. Почти 17 лет возглавлял муниципалитет человек, о которых обычно говорят «крепкий хозяйственник». Почти за два десятка лет этот человек сумел создать себе имидж руководителя, главной заботой которого является порядок в городе. Забегая вперёд, скажу, что отголоски его имиджа мы чувствуем до сих пор: люди скучают по твёрдой руке. Однако, как известно, у памяти хороший вкус, и поэтому на конкретные вопросы «Что запомнилось из того периода?», «Перечислите крупные объекты, что были введены в те годы» горожане уже не могут дать такие же конкретные ответы и прячутся лишь за бессодержательной фразой «А тогда всё равно было лучше». Не думаю, что наш вариант радикально отличается от подобных сценариев, развивающихся в других городах.

Затем на посту мэра побывали двое руководителей, практически ничем не запомнившихся горожанам. В 2010 году депутаты городского Совета назначили на должность главы администрации Алексея Изотова – директора нефтехимического завода. В администрацию пришёл молодой профессиональный экономист, на деле представляющий, как работают законы российского рынка, но не придающий значения важности регулярного общения с горожанами и местными СМИ. За дело новый мэр взялся энергично: появились детские сады, современный спорткомплекс, новые дороги и развязки, строятся многофункциональные спортплощадки при школах и проч. Но на Интернет-форумах горожане, обсуждая появление новых объектов, как правило, не связывали это с деятельностью главы администрации. И мэру пришлось подумать о своём публичном образе.

Совершенно очевидно, что существующие каналы коммуникации с горожанами, как то: письма, обращения через Интернет-приёмную, Дни администрации в микрорайонах и трудовых коллективах, личные приёмы граждан, – эти официальные и процедурные во многом вещи явно недостаточны. Во-первых, если ограничиться обращениями граждан, мы получаем в основном аудиторию недовольных горожан, во-вторых, подобное обязательное общение сужается и становится пассивным: муниципалитет зачастую выступает лишь в роли ответчика, не формирующего повестку дня.

При этом запрос на общение с главой администрации среди горожан есть. Так началась работа по проекту «Открытый муниципалитет». В рамках проекта реализуются ежемесячные радиоэфиры «Главная тема» со звонками горожан в студию, регулярные прямые эфиры на кабельном канале, проведение выездных рабочих совещаний на городских объектах с привлечением сообщества журналистов.

По инициативе мэра в городе проводится спортивный турнир «Кубок четырёх мячей», где участвуют команды предприятий и учреждений, пожелавших «погонять мячик» с командой главы. Целью турнира явилось выстраивание горизонтальных связей между коллективами и администрацией города, более тесное взаимодействие между людьми, обеспечивающее симпатию молодому лидеру. В 2013-м году мы провели этот турнир впервые: участвовали 18 команд, шли игры по баскетболу, мини-футболу, настольному теннису и бильярду. На эти состязания приходят коллеги, чтобы поддержать своих, покричать всласть, посмотреть на другие команды. Люди идут охотно, это видно: спортивные эмоции, как правило, не считают нужным скрывать. Как показали мои выборочные опросы представителей разных коллективов, затея удалась. Спорт «сшивает» нас – сталкивает, но и примиряет.

К концу года по традиции глава администрации подводит итоги, встречаясь с редакторами городской газеты, местного телевидения и кабельного канала. Раз в год мы проводим закрытые встречи главы администрации и журналистского сообщества. Смысл встреч сводится к откровенному и доверительному разговору, не предназначенному для публикации или эфира. И журналисты это доверие очень ценят.

Муниципалитет становится более прозрачным, более открытым. В своей деятельности руководитель городской администрации настаивает на непредрешённости результата при абсолютной ясности процедур. В первую очередь это касается реализации всех программ, требующих хоть какого-то финансирования.

Совсем недавно А.Изотова избрали председателем Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан». В своём блоге глава администрации признаётся, что муниципалитетам живётся непросто: подавляет классическая «вилка» ограниченных ресурсов (денежных, кадровых, инфраструктурных) при безграничности проблем современного города или района. При этом муниципалитетам надо развиваться, а не просто платить по социальным счетам. Нам надо смотреть в будущее и стягивать усилия в перспективных узлах, которые в дальнейшем обернутся точками роста. Нам надо учиться опираться друг на друга, доверять друг другу, формировать тем самым гражданское участие и гражданское общество, призывает глава администрации г.Стерлитамака и предлагает межмуниципальный проект «Общее дело». К примеру, в каждом муниципалитете сажают деревья. Можно договориться сажать их в одну неделю, провести соответствующую работу в средствах массовой информации. Таким образом, мы будем знать, как дела у наших соседей в части высадки зелёных насаждений. Одно общее дело – и мы его делаем вместе. И не потому, что так кто-то распорядился, а потому, что сажать деревья – это важно, и поэтому мы об этом заботимся. То же касается и расчистки берегов рек от мусора и многого другого.

А.Изотов предложил своим коллегам несколько таких проектов, которые в случае успеха помогли бы муниципалитетам существенно узнать друг друга. Место проведения разных фестивалей год от года надо менять, поясняет мэр: тогда все желающие смогут быть хозяевами, появится эффект соревновательности, горизонтальные связи между муниципальными образованиями только окрепнут.

Сейчас на городских сайтах идёт обсуждение предложенных инициатив. Отношение у людей к этому разное: кто-то зациклен на уборке и строительстве дорог и не желает ни о чём другом и слышать, кто-то идеи приветствует. Важно отметить, что в обсуждениях многие люди по-прежнему демонстрируют незнание современного законодательства – где заканчиваются полномочия местной власти и включаются механизмы общественного самоуправления. Многим важно обратиться в муниципалитет с жалобой и, получив ответ, что детскую площадку в многоквартирном дворе администрация построить не может, поскольку придомовая территория – общее хозяйство и можно только протокольно, общим собранием собственников решить, что будет располагаться на этой территории, – получив такой ответ, проще махнуть рукой и сказать, что власти бездействуют, в то время как жители исправно платят налоги. Вероятно, должно пройти ещё больше времени, чтобы мы могли понять, что инициатива не наказуема, что жизнь – такая штука, успех которой во многом зависит от энергии действия, что гражданское просвещение – путь долгий, эволюционный, но вполне реальный.

Журналисты признаются, что с момента «запуска» нашего проекта глава стал более понятным. Если честно, я рассчитывала, что они скажут «более открытым», «доступным», о «понимании» я вообще не думала и даже не предполагала, что понятность/непонятность действий или реплик муниципалитета может оказаться трудностью для сообщества журналистов. Хотя, наверно, здесь можно развивать мысль о том, что «понятное» легче принять и сделать частью себя. Мне бы не хотелось, чтобы у вас создалось впечатление, будто мы «тупо пиарим» главу. Нет, мы рассказываем, часто повторяясь, о том, чем живёт город, какие у него болячки, куда мы развиваемся, на что собираем деньги. К примеру, прошлым летом всем городом собирали средства на замену старого памятника из мемориального комплекса «Вечный огонь». Приятно осознавать, что в этом солдате есть и твоя частичка, твой вклад в увековечивании памяти. Конечно, городское хозяйство – чрезвычайно хлопотная вещь, и очень бы хотелось разбудить в жителях любовь к своему городу и побудить к соучастию в городских буднях. Вот так живём.



Подробнее
Стерлитамак: общественная палатадата:10 апреля 2013   время:14:14 ;  автор:Ситдикова Гузель Фидарисовна

Замечали ли вы, что когда какой-нибудь дурной поступок становится достоянием общественности, не то что кому-то эту пакость повторить – и помыслить даже нельзя! Думали ли вы о том, насколько сильна гласность? Если двое знают тайну, это уже не тайна. А если знают десять, сто, тысяча человек? Это знание в конечном итоге материализуется в силу, способную что-то менять. И здесь появляется такая долгожданная пара: «знание – ответственность». Мысль «я ответствен за свой город, улицу, дом», вероятно, и послужила импульсом к созданию в нашем городе своей общественной палаты.

Вообще тема общественного контроля, как говорят сегодня, в тренде. Эксперты уже не первый год работают над этим законопроектом. Возглавляет постоянную комиссию по законодательству об общественном контроле председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Я видела его презентацию расширенного проекта закона и слушала лекцию в рамках семинара Московской школы политических исследований в декабре прошлого года. Признаться, я была просто потрясена глубиной проработки материала, отточенностью и ёмкостью формулировок. Кстати, именно Федотов – среди авторов действующего сегодня закона о СМИ.

Советник Президента РФ Михаил Федотов считает, что закон об общественном контроле должен стать связкой между Конституцией и всем остальным законодательством, реализуя право каждого гражданина на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). И одним из субъектов общественного контроля является общественная палата.

Эксперты полагают, что основной механизм трансформации жителей в граждан запускается через гражданское участие. Часто в законах речь идёт о защите общественных интересов, хотя понятия, что такое «общественные интересы», по словам специалистов, в законодательстве нигде нет. В проекте закона об общественном контроле общественные интересы понимаются как «осознаваемые обществом потребности в обеспечении безопасности, стабильности, устойчивом развитии общества, прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законодательством РФ, общепризнанными международными нормами».

Важно понимать, что нельзя заставить человека войти в сферу общественного контроля, посулив ему какую-то награду. Обещанные плюшки и бонусы такой службы к гражданскому участию не имеют никакого отношения. Это уже чистой воды бизнес. И потом где гарантия, что завтра такому «гражданину» в обмен за его бесхребетное гражданское участие кто-то, посягающий на общественные интересы, не предложит плюшку большего размера или – о, ужас! – даже две плюшки?

В нашем городе достаточно людей, на кого поговорка «инициатива наказуема» действует ровно наоборот. Наши городские активисты рьяно отстаивают свои права. И это вызывает уважение. Однако если думать, что общественный контроль есть сумма подобных людей, значит ошибаться. Представьте себе красивую китайскую вазу – хрупкую, утончённую, с тщательно прорисованными деталями на круглых боках. Вдруг ваза падает и разбивается. Отдельный осколок тоже хорош, особенно если он сохранил какой-то фрагмент рисунка. Давайте склеим вазу. И мы обнаружим, что эффект уже не тот. Даже собранные вместе активисты, отстаивающие каждый в отдельности свои права, никогда не произведут своими действиями того эффекта, что достигается только совместными усилиями по достижению и защите общественного блага. Как не производит должного впечатления искусно склеенная китайская ваза.

В городской общественной палате 21 человек, 10 из которых – утверждённые главой администрации лица. Эти люди избрали путём голосования ещё 11 членов из числа граждан, изъявивших желание поработать в палате и написавших соответствующее заявление. Всего, как сообщают в муниципалитете, было подано 44 заявления на право стать членом городской общественной палаты.

Среди членов палаты – врачи, служители религиозных организаций, представители молодёжи, национальных центров, различных общественных организаций, предприниматели, юристы, пенсионеры, преподаватели. На первом же заседании был избран председатель городской общественной палаты. Им стал известный в городе Дамир Гарифуллин, член общероссийского общественного движения «За права человека», выпускник Школы 2008 года. Кстати, для свежеиспечённого председателя роль руководителя подобных форумов не нова: целый год он возглавлял работу согласительного общественного совета, заседания которого посвящались сложным вопросам ЖКХ. Заместителем председателя стала Лилия Адзитарова, помощник уполномоченного по правам человека по г.Стерлитамаку, директор Комплексного центра социального обслуживания населения, секретарём – Людмила Вихляева, заместитель председателя национального центра «Собор русских в Башкортостане».

В совет общественной палаты вошли, помимо указанных лиц, Олег Королёв, председатель городской организации профсоюзов инновационных и малых предприятий, а также Радик Халитов, председатель городской организации «Всероссийское общество инвалидов». Совет палаты будет встречаться чаще, чем все остальные, в его задачах – координация действий рабочих групп и комиссий, работа с обращениями и запросами граждан.

Уже на первом, организационном заседании палаты зазвучала тема ЖКХ. Заместитель главы администрации Владимир Куликов заметил, что сегодня в сознании жителей нет чёткой границы между тем, что входит в компетенцию муниципалитета в части уборки улиц (город отвечает лишь за свои магистрали, главные и второстепенные дороги), а что является содержанием деятельности управляющих компаний, нанятых собственниками жилья (внутриквартальные территории, уборка подъездов). Сразу же была создана рабочая комиссия по вопросам ЖКХ, в которую вошли члены палаты – пенсионеры Зинаида Макарова и Александр Семёнов, а также приглашённые – заместитель главы администрации М.Зарипов, В.Матюхина, А.Кузенёв. В полномочиях комиссии привлекать экспертов по теме со стороны.

Присутствующие юристы получили первое задание – разработать регламент общественной палаты. Заседания палаты планируется проводить раз в месяц.

Разнородный состав нового субъекта общественного контроля, а также совместная деятельность членов палаты неизбежно приведут к выстраиванию горизонтальных связей в обществе, укрепят его. Но при этом, думается, по-прежнему остаются актуальными вопросы: как научиться не прижимать другого к стенке? Как сохранить высокий градус дискуссии, не скатившись в сферу оскорблений и повышенного тона? Как научиться слушать другого человека и суметь найти то крохотное место (а оно есть непременно!), где встречаются оппоненты и ножи укладываются в ножны? Надеемся, что наша городская общественная палата будет работать профессионально и эффективно. Для этого есть все предпосылки.



Подробнее
Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Республика Башкортостан
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр