Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Краснодарский край  
Градотекадата:18 августа 2014   время:11:37 ;  автор:Куренов Денис Александрович

Проект Градотека представляет собой инструмент для системного изучения российских городов. На платформе Градотеки для общего пользования собрана наиболее важная статистическая информация о 166 городах России.

В качестве источника статистических данных авторы проекта используют открытые официальные государственные ресурсы (Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИС), Росстат, Генеральная прокуратура, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Министерство культуры, Министерство спорта, Министерство образования, Госавтоинспекция, Министерство экономики, Министерство экологии, Электронный бюджет, Министерство транспорта, Федеральная служба по тарифам), данные Фонда «Общественное мнение», Фонда развития гражданского общества, информационных агентств и др. Система матриц информационной базы Градотеки сравнивает и комбинирует показатели, отображая их в удобной для пользователя форме графиков и рейтингов.

«Мы собираем, систематизируем и визуализируем социологические исследования, превращая их в рейтинги, инфографику и наглядные данные. Мы предоставляем возможность общаться с цифрами без третьих лиц. Мы не аффилированы, беспристрастны и себе на уме», -- заявляют авторы проекта.

Градотека выглядит как цифровой каталог российских городов с их общероссийским рейтингом по разным позициям. Например, лидером среди городов по плотности населения является г. Одинцово, самый большой процент женщин проживает в Великом Новгороде, процент мужчин – в Нальчике, молодежи – в Ставрополе, а самая высокая обеспеченность населения жильем – в Грозном. Страница каждого города содержит полный статистический паспорт, который открывается тремя главными показателями – уровнем безопасности, определяемым на основании данных о количестве преступлений за год (к сведению, самый безопасный город в России, по версии Градотеки, – Грозный); стоимостью жизни и позицией в рейтинге городов, наиболее удобных для ведения бизнеса по версии журнала Forbes. Далее – полная статистическая карта: кроме экономических и социальных показателей, Градотека предоставляет информацию об уровне коррупции, удовлетворенностью исполнительной властью, результатах последних выборов и многое другое.

По мнению авторов проекта, появившаяся, прежде всего, как подспорье бизнесу, Градотека может стать важным ресурсом гражданской активности. «Мы формируем информационную базу для жителей, журналистов и исследователей. Общая картина российских городов оказалась сильно неоднородной, но очень показательной. Мы получили не только рабочий инструмент для горожан и бизнеса, мы получили гражданскую платформу, которая наглядно показывает, где, как и в чем город нуждается на сегодняшний день и на какие направления развития городской среды необходимо обратить внимание. Поэтому, видимо, проект получил неожиданно широкий отклик в социальных сетях. Граждане активно обсуждают показатели своих городов, тем самым мы пробуждаем интерес к гражданской урбанистике. В то же время бизнесмены оценивают инвестиционную привлекательность городской среды разных субъектов, используя Градотеку как удобный канал информации. Мы увидели большой потенциал проекта в области визуализации локального бизнес-климата. Это важный сегмент оценки городской среды, с которым мы продолжим работать. Мы оказалось интересны всем», -- считает автор проекта Виктор Андриенко.

Область применения Градотеки предполагает несколько сценариев:

получение гражданами объективных статистических данных о городской среде на одном ресурсе;

прикладное применение данных Градотеки в качестве аналитического базиса для исследований в социальной и научной сферах, для бизнес-аналитики;

источник официальной статистической информации для СМИ;

политическая и гражданская платформа с наглядными статистическими показателями для развития разных направлений городской среды;

влияние на государственные и частные социологические институты и исследовательские центры с целью повышения объективности и доступности данных для граждан.

Сайт проекта: www.gradoteka.ru



Подробнее
«Орлёнок»: осмысление опыта гражданской жизни дата:01 августа 2013   время:13:43 ;  автор:Федотова Юлия Александровна

«Орлёнок» - это особое пространство, «впитывающее» в себя благодаря приезжающим сюда детям и взрослым из всех концов России практики, отношения и всю цветущую сложность гражданской жизни. Причём на протяжении всех 53 лет своего существования.

Что такое «Орлёнок»?

Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» появился в период так называемой «хрущёвской оттепели» в 1960 году и стал наряду с «Артеком», основанным гораздо раньше (1925 г.), крупнейшим детским воспитательно-оздоровительным учреждением.

«Орлёнок» начала 60-х гг. – это палаточный летний лагерь, куда на лето приезжало около 1500 детей из разных концов СССР.

Современный «Орлёнок» - это федеральный детский центр, размещающийся на территории около 300 га, в котором действуют семь детских лагерей, из них четыре круглогодичных: «Солнечный», «Звёздный», «Стремительный», «Штормовой», три летних «Комсомольский», «Дозорный», «Олимпийский». Кроме этого, в «Орлёнке» есть школа, отдел детского творчества, астрономическая обсерватория, Дом авиации и космонавтики, Дворец культуры и спорта, библиотека, музей, и, конечно же, большой спортивный комплекс. О каждом лагере, педагогическом отделе можно рассказывать бесконечно, поскольку у каждого объекта – своя интереснейшая история, особая нажитость, совершенно особенные люди. Например, Дом авиации и космонавтики в 1969 году открывал Алексей Леонов – большой друг «Орлёнка», с лёгкой руки которого практически весь первый отряд космонавтов побывал в нашем центре, ежегодно у нас проводится специализированная смена «Объединённые космосом».

Ежегодно «Орлёнок» принимает около 20 тысяч детей 11-16 лет из всех регионов РФ. «Орлёнок» полностью автономен в обеспечении своей жизнедеятельности, это небольшой город со своей собственной инженерной инфраструктурой, автобазой, грузопассажирским пирсом, медицинским корпусом, почтовым отделением.

«Орлёнок» изначально задумывался как лагерь комсомольского и пионерского актива, куда направлялись дети по рекомендациям советов пионерских дружин и комитетов комсомола общеобразовательных школ. Кроме того, внутреннее пространство тогдашнего «Орлёнка» существенно отличалась и от «Артека», да и вообще от авторитарной системы воспитания того времени - «бездетной педагогики», «педагогики массовых мероприятий».

Педагогические истоки. Коммунарство

И здесь не обойтись без небольшого лирического отступления про педагогические истоки «Орлёнка». 60-е гг. 20 века дали России такой педагогический феномен, как коммунарство. Опыт коммунарства, коллективных творческих дел, стали хрестоматийными. По мнению Наты Крыловой, коммунарство – это классика современной педагогики свободы, которая сохраняется благодаря духу творческих поисков столь разных и одновременно столь близких друг другу педагогов – И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, А.В. Мудрика, О.С. Газмана, А.Н. Лутошкина, В.П. Бедерхановой и многих других.

Коммунарство возникло в середине 50-х гг. 20 в. в Ленинграде. Именно там родилась знаменитая Фрунзенская коммуна, у истоков которой стояли И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро и Л.Г. Борисова. Ими и была придумана новая методика воспитания, которая являлась своеобразным осмыслением педагогического опыта А.С.Макаренко и С.Т. Шацкого, школ-коммун 20-х гг. Несмотря на то, что коммунарство вошло во все учебники педагогики, осмыслено во множестве диссертаций, рассказать о том, что собой представляло это движение, эта методика, очень сложно. Об этом, кстати, говорил и первый «биограф» коммунарства – Симон Соловейчик. И об этом до сих пор говорят многие люди, в чьей жизни была Фрунзенская коммуна.

Можно выделить несколько основных принципов, на которых «стояло» коммунарство: установка на постоянное добротворчество, абсолютная бескорыстность; забота о людях, пять само-: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ; особые, равные отношения со взрослыми, с педагогами; творчество и коллективизм, по выражению В.Караковского, "в самом высоком смысле слова". Безусловной инновацией был принцип «Сегодня я подчиняюсь, а завтра руковожу» - принцип сменности актива. И ещё важная деталь: коммунарство никто не организовывал сверху, это сообща рождённая идея и воплощённая инициатива детско-взрослого сообщества: жить ярко, интересно, помогать людям: «Наша цель — счастье людей», «Живи для улыбки товарища», «Каждое дело творчески - иначе зачем?»

Распространению коммунарства в стране очень помогал заочный Клуб юных коммунаров (КЮК), созданный С.Л. Соловейчиком при газете «Комсомольская правда».

Летом 1962 года в «Орлёнке» появился отряд из 51 комсомольца, которые лучше всех выполнили задания заочного Клуба юных коммунаров (в скобках замечу, что лагерь был пионерский, и отряд старших школьников – это был определённый выход за рамки). А из Фрунзенской коммуны эту смену приехали семь ребят-коммунаров и трое вожатых – Виктор Малов, Ирина Леонова и Любовь Балашкова. Задача была простая и очень сложная – сделать практикой жизнь по-коммунарски: содружество детей и воспитателей, свобода творчества, духовное возрождение. И всё получилось! С этого сбора пошла цепная реакция: возвращаясь из «Орлёнка» в свои школы, ребята искали близких им по духу учителей, создавали секции Клуба юных коммунаров, вдохновляли взрослых и одноклассников работать, жить как на сборе в «Орлёнке». Этот удачный опыт было решено продолжить, и в 1963 году в «Орлёнке» прошёл 1-й Всесоюзный сбор комсомольцев–школьников, на который приехало уже 500 ребят. Это был огромный риск: с таким количеством старшеклассников никто не работал в детских лагерях, тем ценнее было рождённое на сборе понимание того, что в «Орлёнке» можно и нужно работать со старшеклассниками, что такие смены оказывают значительное влияние на личность подростка, дают хороший результат.

Я полагаю, что идеи коммунарства и его педагогическая технология – коллективно-организаторская деятельность – это уникальная, не имеющая аналогов практика формирования и развития гражданственности молодёжи. И её вполне возможно рассматривать как ресурс для организации жизнедеятельности современных подростков, с одной стороны, и как противостояние таким «оболванивающим» проектам, как «Идущие вместе», «Молодая гвардия» и иже с ними.

Но вернёмся в «Орлёнок» начала 60-х гг. Группа педагогов (Л.А. Балашкова, В.А. Малов, А.В. Мудрик, О.С. Газман, В.Ф. Хозов и др.) во главе с легендарной начальницей «Орлёнка» - орлятской мамой Алисой Фёдоровной Дебольской, вбирая передовой педагогический опыт того времени, разрабатывали уникальную методику работы с подростками в условиях детского лагеря. Коллектив впитывал и модифицировал лучшие региональные практики воспитания и образования детей, которые по сути своей были социально направленными: из Ленинграда привезли коммунарство, из Новосибирска – игровую ролевую деятельность, из Москвы – макаренковскую педагогическую систему и др. Сообща рождались законы и традиции «Орлёнка», которые были не декларируемыми, а реально действующими, и вожатым нужно было овладеть очень непростым умением - проводить коллективные обсуждения и принимать законы. Законы были очень простыми и очень содержательными. Например, закон поднятой руки: если тебе необходимо сказать что-то важное, высказаться в отряде, в группе, просто подними правую руку. Это уважение к говорящему, поэтому выслушай, не перебивая, а если критикуешь – предлагай.

Алиса Фёдоровна сумела создать замечательную, творческую атмосферу: в «Орлёнок» не только и не столько педагоги, сколько интересные талантливые люди, очень разные, с разным опытом. Музыканты, художники, врачи, спортсмены, инженеры становились вожатыми и работали с детьми. На слёте ребят-победителей физических, химических, математических олимпиад 1965 года вожатыми работали физтеховцы Александр Серебров (будущий лётчик-космонавт), Александр Филиппенко (ныне замечательный актёр), Николай Кузнецов (будущий директор Института проблем передачи информации РАН, доктор технических наук), Вячеслав Каменский (ныне заместитель директора Института физических проблем им. П.Л. Капицы, доктор физико-математических наук) и др. В «Орлёнок» приезжали преподаватели из московских, ленинградских университетов, Академии наук, Новосибирского Академгородка.

Гостем «Орлёнка» в 1965 году был и Игорь Семёнович Кон, который говорил: «Лично для меня «Орлёнок» доказал наглядно на все времена: даже в условиях политической реакции, страха, всеобщего почти что ханжества и карьеризма – можно сделать что-то с человеческим лицом. Причем, сославшись на известные цитаты классиков и даже руководителей режима. В этом и заключалась скрытая подрывная сила новой педагогики: если принять слова, звучавшие с трибун, всерьез и посмотреть вокруг, то что-то с чем-то драматически не совпадало…»

1966 год. Разгром

Конечно же, долго такое продолжаться не могло. Усиленно закручивались гайки пресловутой вертикали. В ЦК ВЛКСМ нашлись люди, инициировавшие отторжение идей коммунарского движения, участникам которого в те годы была предъявлена масса обвинений – например, в том, что они противопоставляют себя ленинской пионерии, ленинскому комсомолу, хотят создать свою организацию на местах и пр. Таким образом, постепенно стали закрываться коммунарские клубы, также был закрыт Всесоюзный клуб юных коммунаров в «Комсомольской правде». Вся эта ситуация не могла не отразиться на «Орлёнке» - одном из главных носителей идей коммунарства. В 1966 году в «Орлёнок» приехала комиссия ЦК ВЛКСМ. В результате работы этой комиссии появилось постановление ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостатках в воспитательной деятельности лагеря «Орленок» (июль 1966 г.), после которого произошла смена руководства лагеря. Спустя много лет А.Ф. Дебольская, вспоминая об этих событиях, сказала: «Нас ведь убили тогда, в 1966 году». Основой этого «приговорного» постановления выступил другой документ - постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ «О работе Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок» (протокол № 60 п.13 от 18.03.1966 г.), где и были изложены основные «грехи» орлятских педагогов-новаторов. Сегодня этот документ читается не без улыбки, особенно, например, такие пассажи: «…В «Орлёнке отсутствует главное: жизнь и деятельности В.И. Ленина не стала основой всей воспитательной работы. В лагере нет ни одного портрета В.И. Ленина». Или:  «В лагере утвердилась система форм, методов и приёмов работы, направленных не на воспитание делом, а на бесконечную болтовню ребят. Они только и делают, что спорят, анализируют себя и свои поступки, прожитый день». Однако этот документ изменил судьбу не только многих людей, но и самого «Орлёнка».

Борьба за выживание добрых ростков

И всё-таки «Орлёнок» выжил, несмотря на активное «закручивание гаек» и «взятие ситуации под контроль» вышестоящей организацией. Можно выделить две важные тенденции 70-х гг.: наличие формальной, административной, «заказной педагогики» как результата вмешательства партийных функционеров в педагогическую среду лагеря, а также присутствие ценностей, изначально заложенных в орлятскую педагогику Ивановым И.П., Газманом О.С., Мудриком А.В., Дебольской А.Ф., которые сохранялись, но в неформальном, «андеграундном» виде. Алексей Бруднов, работавший в этот период вожатым в «Орленке», характеризует это время как «скрытую борьбу за выживание добрых ростков, которые пытались растоптать»[4], а также отмечал, что администрация старалась превратить «Орленок» в некое подобие «Артека» - символ вечного праздника и показушного благополучия советских детей, в то время как оставшиеся малочисленные старые кадры пытались сохранить «гуманное лицо» лагеря. Дух инновации, привнесённый коммунарством, при официальном отторжении сохранялся в качестве смысловых аспектов в культурном пространстве лагеря (в законах, традициях, песенной культуре, символике и пр.). В 70-80-х гг. в «Орлёнке» проходит множество слетов, сборов, фестивалей, которые, с одной стороны, подтверждают статус «Орленка» как лагеря ЦК ВЛКСМ общероссийского масштаба, а с другой, транслируют опыт лагеря в пионерские и комсомольские дружины страны. И ещё важный момент: именно в этот период начинает активно работать Школа пионерских вожатых «Ориентир», которая была открыта в 1967 году, но по-настоящему её деятельность «развернулась» в 70-е гг. Создателям Школы удалось найти очень тонкое и верное соотношение коллективного и личностно ориентированного воспитания, которое определялось девизом «Дойти до каждого!»: сделать так, чтобы каждый участник коллектива был активным участником совместной деятельности, чтобы каждому нашлось дело по душе, чтобы каждый мог привнести вклад в общее дело.

Лично для меня и моей семьи этот период важен ещё и тем, что в 1977 году в «Орлёнке» встретились мои родители, приехавшие сюда в Школу пионерских вожатых, а меня вместе с моими мамой и папой воспитывал весь вожатский отряд «Товарищ» детского лагеря «Солнечный».

Второе дыхание. «Комсомольский»

Конец 80-х - первая половина 90-х годов – это, пожалуй, самый кризисный период в истории «Орлёнка» как, впрочем, и всей страны. В 1990 г. была распущена Всесоюзная пионерская организация, в 1991 г. не стало СССР, и тогда же был распущен ВЛКСМ. Все эти процессы не могли не отразиться на существовании «Орленка». С отсутствием пионерской и комсомольской организаций сам статус «Орленка» становится неопределенным, не говоря уже о главных целях, задачах и содержательных аспектах деятельности. Именно в это время разрушается целостность педагогической системы «Орленка», распадаются связи и основы деятельности, происходит жесткая автономизация детских лагерей в рамках «Орлёнка», возникает критическая ситуация с кадровым составом, ежегодная сменяемость которого достигла 80-90%. Материальная база резко ухудшилась, финансирование практически прекратилось. Парадоксально, но именно в этих условиях в «Орлёнке» происходит всплеск социальной активности и педагогического творчества. Начальники детских лагерей «Орлёнка», пытающиеся выжить в новых условиях смены руководства, отсутствия моноидеологии, отсутствия всякого финансирования, начинают выстраивать  партнёрские отношения с различными общественными и государственными структурами для реализации детских программ. Со временем у лагерей появляются постоянные заказчики и организаторы тематических и специализированных программ, в функционал которых входит как финансовая помощь детским лагерям, так и привлечение специалистов для реализации своих программ. Такое сотрудничество способствовало обогащению опыта представителей педагогических коллективов лагерей, освоению ими новых форм работы с детьми и в целом стимулировало формирование новой парадигмы воспитания.

Ярким примером такого сотрудничества является деятельность педагогического коллектива детского лагеря «Комсомольский». В 1990 году в лагере прошёл уже ставший легендарным Сбор-90 - Всесоюзный сбор учащихся-комсомольцев. Модель этой смены была разработана группой учёных Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Е. И. Казаковой и Ю. И. Виноградова совместно с научным работником НИИ общих проблем воспитания АПН России А.И. Гавриковым. Смена проходила в форме игры, рассчитанной на полную самоорганизацию старшеклассников в течение всех 30 дней пребывания в лагере. Идея игры — город «Комсомольский» со своими горсоветом, верховным судом, научным и компьютерным центром, телевидением и т.п. Это сегодня никого не удивишь выборами и PR кампаниями, а тогда это было впервые, и мэром города стал одиннадцатиклассник Индулис Залитис из Латвии. Это было уникальное пространство – как для взрослых, так и для школьников, - пространство диалога, возможности выразить своё мнение и быть услышанным.

Подобные партнёрские отношения складывались у каждого лагеря, и в «Орлёнке» до сих пор с особой теплотой встречают педагогов из Челябинска, Костромы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, ведь в памяти сохранились те замечательные программы регионального взаимодействия 90-х годов.

А что сегодня?

Сегодня «Орлёнку» приходится балансировать между коммерчески ориентированными тематическими программами, которые позволяют зарабатывать дополнительные денежные средства, и государственным заданием, сформулированным нашим непосредственным учредителем – Министерством образования и науки РФ. Это задание выражается в определённом количестве детей, принять которых наш центр обязан в течение года. Вместе с тем содержательные основы своей деятельности мы по-прежнему формулируем сами, опираясь на разнообразные стратегические федеральные документы, как то: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы и т.п.

Сегодня в центре происходит смена поколений начальников детских лагерей, которые активно ищут новое содержание деятельности, а, значит, и лицо своего лагеря. И в «Солнечном» это добровольчество, «Звёздном» - социальная идентичность и диалог, в «Стремительном» - гражданская позиция, гражданское самоопределение, в «Комсомольском» - социокультурная деятельность, в «Олимпийском» - олимпийское образование и здоровый образ жизни, в «Штормовом» и «Дозорном» - гражданское и патриотическое воспитание.

Сегодня в «Орлёнке» возрождаются международные смены, которые не проходили уже много лет. В 2011 году на смену «Диалог культур через диалог личностей» приехали ребята из 9 стран. Они учились выстраивать конструктивный диалог, знакомились с культурным многообразием своих стран.

В 2012 гг. «Орлёнок» получил статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО, и в детском лагере «Солнечный» прошёл молодёжный форум «Вода и Всемирное наследие». Форум был направлен на привлечение общественного внимания степени экологического воздействия человека на воду, актуализацию для молодого поколения необходимости применения технологий «Чистой воды», значимости культурного и исторического наследия воды.

«Орлёнок» также выступил одним из инициаторов возрождения общения с педагогами  крупнейших детских центров на постсоветском пространстве: с 2010 г. мы проводим Фестиваль «Содружество», который собирает наших друзей и единомышленников из России, Украины, Беларуси, Казахстана и Болгарии.

И ещё один интересный проект, который мы реализуем с 2010 года - образовательная программа «Твой след на планете». Суть этой программы – познакомить детей с раздельной утилизацией бытовых отходов, поскольку в «Орлёнке» внедрена система фракционного сбора мусора. Для многих детей это настоящее открытие. Конечно, мы понимаем, что, вернувшись домой, не каждый ребёнок будет сортировать мусор просто потому, что в родном городе нет соответствующей инфраструктуры, но важно, что он здесь задумывается над тем, какой след он оставляет и какими простыми действиями, способами можно сократить собственное негативное влияние на окружающую среду и как можно найти единомышленников для совместных действий в этом направлении.

Я очень надеюсь, что «Орлёнок» сможет и дальше активно воспринимать опыт регионов России, связанный с гражданским образованием, творчески его осмысливать и дарить подросткам, которые сюда приезжают, радость открытий, опыт проживания и участия, важность осмысления себя и других, потребность диалога.



Подробнее
Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Краснодарский край
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр