Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Ярославская область / Ярославль как барометр политической погоды 

Ярославль как барометр политической погоды

Ярославль как барометр политической погоды 05 января 2013, 11:17 автор:

Пожалуй, Ярославль больше других российских городов звучал в этом году в общественно-политической хронике не только федеральных, но и мировых медиа. 1 апреля 2012 г. победителем в выборах на пост мэра Ярославля стал оппозиционный власти кандидат Е.Урлашов.

Затем последовало назначение губернатором Ярославской области С.Ястребова, первого заместителя прежнего мэра Ярославля. В отсутствии в регионе «третьей силы» политический истеблишмент стал делиться по принципу «новая мэрия»-«старая мэрия». События, названные самими участниками избирательной кампании Е.Урлашова как «весенняя оттепель» (с отсылкой на переход к демократичным процедурам и практикам), сегодня развиваются к качественно новому состоянию, условно которое можно назвать «первыми заморозками». И представляется, что причиной данных явлений является не просто противостояние руководства города и региона, власти и оппозиции, а имеет более глубокие корни, связанные с трудностями процесса демократизации российского общества и функционирования гражданского общества.

Локальный политический процесс Ярославской области долгое время складывался в стабильном русле. Демократические выборы региональной и местной власти в г.Ярославле происходили регулярно, с 1991 г. При этом областью и областным центром долгое время руководили настоящие «политические старожилы» - А.Лисицын (губернатор Ярославской области с 1991 г. по 2007 г.), В.Волончунас (мэр г.Ярославля с 1991 г. по 2012 г.). В течение нескольких избирательных циклов населением оказывалась существенная поддержка на выборах обоим руководителям. Уход указанных политических тяжеловесов спровоцировал перестройку годами сложившихся политико-коммуникативных отношений. В Ярославском регионе произошел ряд существенных изменений политико-коммуникативного пространства, причиной которых стала трансформация власти. Наиболее существенно на трансформацию политико-коммуникативного пространства повлияли смены региональной власти в 2007-2008 гг. (назначение губернатором С.Вахрукова) и в 2012 г., выборы мэра г.Ярославля в 2012 г. (выборы мэра Е.Урлашова).

В 2008 г. эксперты отмечали со стороны губернатора С.Вахрукова стремление к контролю политико-коммуникативного пространства, результатом которого стало, с одной стороны, увеличение информационного присутствия нового губернатора и использование новых коммуникационных площадок, с другой – сужение участников политико-коммуникативного пространства; также не нашла своего дальнейшего развития технология прямого диалога с группами общественности.

Ярким показателем состояния политико-коммуникативной сферы в 2012 г. стала кампания по выборам мэра г.Ярославля, ярко выявившая региональные и местные особенности публичной политики. Во-первых, возросший уровень протестных настроений отразился не только на череде и численности массовых митингов, но и на поддержке партии власти и кандидатов на различные должности, публично поддержанные властью. Аналогичные итоги выборов мэра были в Тольятти. Исходя из этого, можно сделать вывод, что уровень поддержки партии власти в крупных городах России значительно ниже, чем по стране в целом. Если обращаться к тезису В.Я. Гельмана о существовании локальных городских режимов, Ярославль продемонстрировал противоречия между сохранением субнационального авторитаризма в политике и попытками создания механизмов эффективного локального политико-экономического управления, призванных заложить основы успешного и устойчивого развития российских регионов и городов в длительной перспективе. Во-вторых, произошло снижение значения административного ресурса на выборах. Третья тенденция – увеличение в политико-коммуникативном пространстве новых каналов коммуникации: Интернет-технологий. Характерная черта выборных кампаний в СМИ 2012 г. – это использование сетевых технологий, публикация текстов из сети Интернет и подготовка журналистских материалов по актуальным темам, обсуждаемым пользователями на форумах и в социальных сетях. Сокращение числа коммуникационных площадок, использование административного ресурса, ограничение допуска на традиционные СМИ оппозиционных лидеров стимулировали ситуацию, когда плюрализм в публичной сфере не запрещается, но альтернативные дискурсы вытесняются на периферию, своеобразным центром которой стал Интернет.

Имея на старте достаточно высокий уровень поддержки населения, медиа-ресурсы, сегодня «новая мэрия» столкнулась с рядом проблем, характерными для местных территорий: при скромном бюджетном наполнении необходимо и поддерживать большой объем жилищно-коммунального городского хозяйства, и выполнять социальные обязательства, и, наконец, воплощать в жизнь главный лозунг избирательной кампании Е.Урлашова – «верну город людям!». Без потока субсидий и субвенций вышестоящих бюджетов, «новой мэрии» не выполнить всех обязательств, однако, и на компромиссы она не настроена, ни с региональной властью, ни с муниципалитетом г.Ярославля, сформированного в октябре 2012 г. из большинства представителей «партии власти», часть которых на этапе избирательных кампаний была поддержана самим Е.Урлашовым.

Примечательно и, даже метафорично, что понижение погодного градуса по Цельсию обратно противоположно «понижению политического градуса»: продолжает увеличиваться негативный потенциал конфликтности в регионе, что ярко видно в медиа-пространстве. Если лидерство в федеральном медиа-позиционировании весьма успешно поддерживается командой Е.Урлашова, то в локальном политико-коммуникативном пространстве наблюдается баланс, зачастую уравновешенный абсолютно полярными точками зрений на одно и то же событие. Это особенно видно в выпусках новостей местных телевизионных СМИ – Городского Телеканала (учредитель – мэрия г.Ярославля) и НТМ (недавно приобретенное региональным Правительством). Оба телеканала имеют высокие рейтинги и примерно одинаково популярны у горожан.

Так, например, тема уборки снега в городе после метели на подконтрольном «новой мэрии» телеканале выходит под нейтральным заголовком «Ярославль приходит в себя после снегопада» , а на областном НТМ – «Ярославль под снегом», «Ярославль утонул в снегу», используются выражение «транспортный коллапс» и критика городской власти . Другая важная тема, которая обсуждается в ярославских СМИ – повышение зарплат бюджетникам. «Новая мэрия» вынуждена принимать непопулярные меры: повышение арендной ставки на муниципальное имущество, в том числе, и в отношении общественных организаций, выполняющих социальные функции, продажа муниципального имущества, экономия на текущих расходах. Данную ситуацию региональное правительство , муниципалитет Ярославля стараются использовать в свою пользу. Заместитель мэра О.Виноградов, используя довольно резкую риторику, заявил: «Либо мы город убирать не будем, либо не проиндексируем зарплаты бюджетникам» .

С одной стороны, «новая мэрия» усиленно ищет компромиссы с городской общественностью, но появляются и «первые заморозки» в этих отношениях – так, готовится акция протеста предпринимателей против повышения налогов местной властью, а ведь именно малый бизнес поддержал Е.Урлашова на выборах весной 2012 г.

Сегодня можно констатировать, что замыкание любой власти в себе и неспособность к обеспечению двустороннего диалога с общественностью провоцирует рост протестных настроений. Публичная политика в России сегодня должна поддержать нормальное воспроизводство гражданственности, в том варианте, в котором она начала активно складываться на региональном уровне, и наладить процесс достижения консенсуса, общественного согласия по актуальным проблемам.



нет комментариев




Путь : Главная / Хроники гражданской жизни / Ярославская область / Ярославль как барометр политической погоды
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр