Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / I-класс  
12345...10
Первый федеральный семинар 2014 года в Голицыне (8-14 июня): видеозаписидата:09 июня 2014   время:07:51 ;  автор:- Редакция сайта -

Видеозаписи:

Евгений Гонтмахер (Россия): Общественное развитие в условиях экономической стагнации

Евгений Ясин (Россия): Существует ли новая модель экономического развития?

Ольга Тимофеева (Россия): Кому подотчётна власть?

Лев Гудков (Россия): Что такое «Новый Русский мир»?

Алексей Кара-Мурза (Россия): Гражданское просвещение в России: история и современность

Борис Грозовский (Россия): Как работают доверие и социальный капитал?

Алексей Кудрин (Россия): Экономика и политика в поисках баланса

Алексей Макаркин (Россия): Модернизм и традиционализм в современном российском обществе

Марсия Леви (Великобритания): Является ли британский суд независимым?

Сергей Пашин (Россия): Правда и истина в суде

Михаил Краснов (Россия): Верховенство права и независимый суд - Часть 1

Михаил Краснов (Россия): Верховенство права и независимый суд - Часть 2

Беседа c Александром Волошиным (Россия)

Владимир Рыжков (Россия): Политический процесс и гражданское общество

Мариуш Чепчиньский (Польша): Культурные ландшафты в постсоциалистических городах

Никита Токарев (Россия): Общественное пространство как отражение общества

Дэг Воллебек (Норвегия): Социальное доверие: условия и вызовы

Владимир Плигин (Россия): Государство в условиях вызовов меняющегося мира

Джерол Энок (США): Роль некоммерческих организаций в открытом обществе

Ханну Химанен (Финляндия): Гражданские ценности в школьном образовании

Сергей Алексашенко (Россия): Почему экономика не хочет расти?

Войцех Зайончковский (Польша): О важности гражданского образования

Георг Апенес (Норвегия): Защита данных в современном обществе

Александр Аузан (Россия): Экономическая теория права и оптимизация государства

Кирилл Рогов (Россия): Российский авторитаризм: типология, механизмы , эволюция

Наталья Зубаревич (Россия): Экономика и социум регионов как почва для гражданской жизни

Марек Дамбровский (Польша): Перспективы роста мировой экономики

Эмиль Паин (Россия): Россия после безвременья

Екатерина Деминцева (Россия): Новый порог толерантности

Татьяна Ворожейкина (Россия): Может ли общество изменить государство: новые протестные движения и революция в Украине

Борис Грозовский (Россия): Когда рынок может заменить государство? - Часть 1

Борис Грозовский (Россия): Когда рынок может заменить государство? - Часть 2

Томаш Зарицкий (Польша): Роль интеллигенции в строительстве обществ Центральной и Восточной Европы

Арльд Хумлен (Норвегия): Демократия и международные обязательства

Татьяна Кастуева-Жан (Франция): Мягкая сила России в мире: каналы, инструменты , импульсы

Борис Грозовский (Россия): Язык законодательства - Часть 1

Борис Грозовский (Россия): Язык законодательства - Часть 2

Лев Гордон (Россия): Внутренние ресурсы городов

Борис Дубин (Россия): Историческая память и особый путь

Вадим Межуев (Россия): Будущее и свобода

Вадим Клювгант (Россия): Право на защиту в современных реалиях

Федор Лукьянов (Россия): Россия в глобальном мире

Кадри Лийк (Эстония): Экономические реформы в последнем двадцатилетии и Россия в контексте глобального мира

Даниэль Трейсман (США): Экономические реформы в последнем двадцатилетии и Россия в контексте глобального мира

Закрытие семинара

P. S.:Программа семинара

Фотографии

Презентации экспертов

Отзывы



Подробнее
Развитие без барьеров - выпускник I-класса 2013 Елизавета Строкова о дистантной программедата:03 июня 2014   время:12:17 ;  автор:Строкова Елизавета Евгеньевна

Мое знакомство со Школой политических исследований началось зимой 2013 года, одновременно с двух мероприятий: федерального семинара в Зеленогорске и начала занятий в I- классе-2013. По счастливому совпадению, обе мои заявки были приняты. И вот прошел год, за плечами – семинары и форумы, и диплом выпускника. Можно оглянуться назад и поделиться впечатлениями.

Прежде всего, хочется поблагодарить авторов и исполнителей проекта дистантного просвещения за воплощение замечательной идеи. Идеи, которая продолжает совершенствоваться, развиваясь благодаря упорному труду и энтузиазму своих создателей. В определенные моменты, пространство интернет-коммуникаций объединяет сошкольников, выпускников, а также всех желающих не только из разных регионов России, но и зарубежья. В такие моменты отчетливо ощущается, что мир – без границ. На мой взгляд, прогресс и заключается в том, что люди сами должны делать жизнь более современной, то есть стремиться к разрушению социальных, языковых, этнических барьеров, к пониманию и доверию, к укреплению гражданских и общечеловеческих ценностей через реальные действия.

«Участие в программе полностью бесплатно. Единственное, что вам потребуется - это компьютер с доступом в интернет» -гласит одно из условий на сайте Школы. Что требуется для участников программы дистантного просвещения, так это осознанное желание просвещаться, и самодисциплина. В текущем году был проведен очередной набор участников в I-класс, с увеличением часов. Теперь эксперты дают свои лекции каждое воскресенье, и здорово, что к участию приглашаются все желающие. А если вы по каким –либо причинам не попадаете в режим он-лайн трансляции, то обязательно сможете посмотреть ее в записи, или сможете задать свои вопросы заранее. Также слушателям дается возможность лучше подготовиться к теме, с помощью рассылки материалов эксперта, лекцию которого предстоит послушать.

Основная идея I-класса состоит в непрерывности и доступности гражданского просвещения. Здесь не существует барьеров, например, в виде ограничений по возрасту или степени владения иностранными языками (также как и во всем проекте МШГП). И конечно, ведется поиск лучших экспертов для данных целей, при том, что уже сложился постоянный круг замечательных специалистов в области экономики, политики, общественных и культурных изменений. С их публикациями можно знакомиться на сайте, а также пользоваться библиотекой МШГП. В то же время, учащиеся и выпускники являются не только слушателями, но и полноправными участниками дискуссии.

Так, в рамках дистантной программы, слушатели учатся групповой работе, получая тематическое задание. Например, в программе 2012 нужно было освоить тему «Взаимодействие общества и власти», а в программе 2013 – «Как демократия должна себя защищать». Очевидно, что принцип отбора тем соответствует направленности изменений, которые происходят в общественной жизни нашей страны и политическом процессе.

За период работы дистантной программы в 2013 году были озвучены актуальные вопросы в разных сферах организации общества. В социально-культурном контексте: сравнительный анализ распространенности и значимости ценности доверия в советском и постсоветском обществе, о русской языковой картине мира и отражении базовых человеческих ценностей в языке; в политико-правовом: о государственном устройстве и принципах федерализма, о выборах в России, их значимости и механизмах, о роли местного самоуправления; в экономическом контексте: об угрозах, причинах и следствиях экономического кризиса, о современном положении и перспективах российских городов и регионов с точки зрения экономической и социальной географии; в медийном контексте: об особенностях современных коммуникационных систем и развития журналистики, в том числе социальной. Один из часто транслируемых вопросов очень близок моим интересам, а именно это вопрос о возможности организации общественного контроля, о социальной активности и солидарности.

В сентябре 2013года слушатели имели возможность проверить свои аналитические способности и возможности политического прогнозирования в преддверии единого дня голосования.

Приятным моментом является выбор экспертами лучших вопросов в каждой теме, и их озвучивание, и эта добрая традиция повышает уровень активности участия слушателей. Кстати, победители получают призы. Так случилось, что однажды и мой вопрос стал лучшим, по мнению эксперта, в теме о выборах и общественном контроле.

Партнерами программ дистантного просвещения являются российские организации, например, Общественное телевидение Пермского края, а также зарубежные: Стокгольмский институт переходной экономики и Норвежский институт Международных отношений.

Опираясь на собственный опыт и заложенный интерес, хочу посоветовать настоящим и будущим слушателям по возможности, сочетать участие в I-классе и в очных семинарах. Ведь зачастую темы, обсуждаемые на семинарах и федеральных классах о СМИ, политике, обществе только начинаются, и чтобы продлить свое участие в них, в том числе, создана дистантная программа гражданского просвещения. На сайте школы в разделе, посвященному дистантной программе, можно найти интересующую информацию, а также связаться с бессменным тьютором I-класса, Светланой Шмелевой и директором интернет-проектов Александром Шмелевым. Также специально для информирования участников о предстоящих трансляциях и новостных событиях, используется как электронная рассылка, так и созданная недавно группа в фэйсбуке.

В заключение, хочется пожелать дальнейшего плодотворного развития этой уникальной программе и творческих успехов ее создателям.

P. S.: Список сессий I-класса 2013

Фотографии

Видео



Подробнее
Ханну Химанен: Гражданские ценности в школьном образовании. 16-я сессия i-класса-2014. Видеодата:31 мая 2014   время:02:17 ;  автор:- Редакция сайта -

1 июня прошла шестнадцатая сессия в рамках программы i-класса 2014 года.

Эксперт: Посол Финляндской Республики в Российской Федерации г-н Ханну Химанен

Тема беседы: Гражданские ценности в школьном образовании

Ведущие: Александр и Светлана Шмелевы

Светлана Шмелева: Сегодня мы проводим беседу с послом Финляндии в России господином Ханну Химаненом. Мы будем говорить о гражданских ценностях в школьном образовании. Защита бывает самой разной, но на самом деле знание о своих правах и обязанностях, навык гражданственности — это в чем-то тоже защита и часть универсального образования.

Ханну Химанен: Большинство слушателей наверняка знает, что в 1948 году в рамках ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, очень важный документ. Позже были одобрены еще две очень важные конвенции: во-первых, по гражданским и политическим правам, и, во-вторых, по экономическим и социальным правам человека. Так что можно сказать, что уже довольно четко определено, какие права имеют граждане разных государств в мире.

Когда мы говорим о гражданских ценностях, мы говорим об обязанностях гражданина. Еще в античной Греции философы говорили о добром человеке или добром гражданине. Это человек, который хорошо играет свою роль гражданина. Есть такие гражданские добродетели, которыми, как предполагается, должен обладать каждый гражданин, чтобы быть полноценным, ответственным членом общества, государства. Эта концепция обязанностей человека была тоже сформулирована в рамках ООН, но это никогда не было официально одобрено.

Группа очень влиятельных личностей, так называемый InterAction Counsil, почти 20 лет тому назад разработала документ, который называется «Всеобщая декларация обязанностей человека», чтобы несколько сбалансировать разницу между правами и обязанностями. Там есть такие положения, например: «Если мы имеем право на жизнь — наша обязанность ценить жизнь. Если мы имеем право на свободу, то мы обязаны уважать свободу других людей. Если у нас есть право извлекать пользу из плодородия земли, то мы обязаны бережно относиться к природным ресурсам, заботиться о них и обновлять их». То есть когда мы говорим о гражданских ценностях, мы говорим о правилах игры, о правилах поведения в обществе.

Школьное образование очень способствует реализации гражданских ценностей, школа — это часть общества. У нас каждая страна, каждое государство имеет свою историю, культуру, свои традиции. Мы живем в окружении очень большого объема информации: СМИ, интернет, социальные сети и так далее. И уже давно в развитых странах пришли к выводу, что школьникам надо каким-то образом учиться вот этим правилам игры, поведению в жизни в качестве гражданина.

В разных странах, конечно, это делают по-разному. В США это называют по-английски civic education, или civics, что можно перевести как гражданское образование. У нас в Финляндии принято говорить об «обществоведении».

Для нас в Финляндии, как и для всех развитых демократических стран, очень важную роль играет Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OESD по-английски). Они проводят очень много сравнительных исследований как между странами — членами этой организации, так и между странами — членами ОЭСР и теми, кто туда пока не входит. Россия уже давно начала процесс присоединения к этой организации, но пока этот процесс из-за украинского кризиса заморожен.

ОЭСР — это очень своеобразная организация, там очень мало формальных критериев членства, но каждая страна — член организации учится у других членов организации. ОЭСР уже провела много международных исследований в сфере образования. И опыт стран — членов ОЭСР показывает довольно четко, что правильно организованное школьное образование помогает школьникам стать хорошими гражданами. В рамках этих исследований ОЭСР оперирует такими понятиями, как civil and social engagement, что можно перевести как «гражданская и социальная вовлеченность».

В этих исследованиях, например, говорится о семи измерениях вовлеченности, именно в смысле гражданского образования. Во-первых, это политическая вовлеченность. Это можно определить как деятельность, нацеленную на воздействие на публичную политику. Во-вторых, это гражданская вовлеченность, деятельность с уклоном на публичность без первоочередной цели воздействия на публичную политику. Третье — явка избирателей на выборах. Четвертое — межличностное доверие, доверие друг к другу. Пятое измерение — институциональное доверие, доверие к властным институтам, правительству, политическим партиям и т.д. Шестое — это толерантность, готовность распространять гражданские права на непопулярные группы населения. И седьмое — это политическая осведомленность о демократических институтах и процессах. Таким образом, когда мы говорим о гражданском образовании, мы уже понимаем, что там очень много важных моментов, которые надо учесть и оценивать.

В ходе этих исследований учащимся задают точные вопросы. У меня на руках опрос учащихся средней школы в возрасте примерно 15 лет. И можно оценить, насколько удачно работали учителя в гражданском образовании.

Приведу вот такой пример. Дается такой лозунг избирательной кампании. Цитирую: «Нам, гражданам, хватит! Голос за Серебряную партию!». Серебряная партия — это условное название. «Голос за Серебряную партию — голос за повышение налогов. Он означает конец экономического роста и трату наших национальных ресурсов. Вместо этого голосуйте за экономический рост и свободное предпринимательство. Голосуйте за то, чтобы в бумажниках у всех осталось больше денег. Давайте не потеряем еще четыре года. Голосуйте за Золотую партию!». И потом задается вопрос: «Это предвыборная листовка, вероятнее всего, подготовлена или Серебряной партией, или партией или группировкой, находящейся в оппозиции к Серебряной партии, или группой, которая пытается убедиться в честности выборов, или совместно Серебряной и Золотой партиями». Студенты должны выбрать один из вариантов ответа и уже можно определить, как они понимают политический язык.

И подобных тестов много. Например: «Почему в 1948 году одобрена Всеобщая декларация прав человека?». Даются варианты ответов: «Чтобы продвигать политические права хорошо образованных людей», или «чтобы создать более благоприятные условия между странами и, может быть, решения конфликтов между ними», или «чтобы гарантировать определенные основополагающие права каждому человеку». Там есть правильный ответ — чтобы гарантировать определенные права каждому человеку. С помощью этих тестов можно получить много информации и сравнивать уровень, качество гражданского образования в разных странах.

У нас в Финляндии есть общие принципы гражданского образования, и у нас в определенных классах преподается такой предмет, как гражданское образование, или обществоведение. Общая цель — показать студенту, как стать достойным, полноценным гражданином. Это значит наблюдать и анализировать современные явления и обстоятельства, представлять, к чему стремиться в будущем, оценивать свой образ жизни и превалирующие тенденции с точки зрения будущего и, последнее, это делать выбор и действовать во имя достойного будущего.

Светлана Шмелева: Как в Финляндии формируется правовое сознание с точки зрения государства? Как формируется навык гражданственности за исключением уроков?

Ханну Химанен: У нас есть проблема — низкая явка на выборах, на парламентских выборах — это 60–65%. В чем причина низкой явки, трудно сказать, может быть, в этом виноваты политики, они просто не привлекают, особенно молодое поколение. В Финляндии у нас обычно участвуют в выборах 12–13 партий. Сейчас в парламенте представлены восемь. И все партии стараются найти известных кандидатов, звезд кино и так далее, телевизионных таких личностей. Многие серьезные политики и наблюдатели думают, что это нехорошо, потому что эти популярные фигуры не умеют работать на ответственных позициях, в правительстве или парламенте. И школьникам надо обязательно объяснить, что это очень важно — голосовать.

Светлана Шмелева: Спасибо, мы переходим к вопросам.

Александр Шмелев: Светлана Панкина из Красноярского края задает такой вопрос. В образовательном процессе есть две стороны: помимо тех, кого учат, есть и те, кто учит. И вот главный вопрос, который возникает в России, во всяком случае, когда разговор заходит об образовании: где собственно взять учителей? Не могли бы вы рассказать, как обстоит с этим дело в Финляндии. Есть какие-то специальные курсы, специальные учебные заведения, которые готовят преподавателей гражданского образования?

Ханну Химанен: Финляндия — это страна, где, чтобы стать учителем, надо получить университетское образование, это профессия, пользующаяся уважением. Я думаю, что большинство из финских учителей очень ответственно относятся к своей профессии, из этого следует, что они так же очень хорошо понимают гражданскую ответственность свою. Кроме того, есть дополнительные курсы, материалы.

Александр Шмелев: Евгений Тищенко из Иркутской области спрашивает, как удается не превратить гражданское образование в воспитание лояльности и покорности, и объясняет, что имеется в виду. Потому что по крайней мере в российских школах весь образовательный процесс построен на том, что учеников учат подчиняться учителю, беспрекословно выполнять то, что он требует. Как в рамках такого процесса не сбиться на то, чтобы и в гражданском образовании воспитывать лояльность и готовность выполнить любое требование власти, что бы она ни делала?

Ханну Химанен: Понятно, что, когда мы говорим о гражданском образовании, мы говорим о политике. Правительство очень уважительно относятся к, можно сказать, автономии школы. Конечно, у учителя есть довольно четкие инструкции, опубликованные школьным ведомством, но политики не могут мешать всем этим процессам. Конечно, учитель не может провозгласить революцию в школе, но может выяснить разные политические мнения. Это баланс свободы и обязанностей.

Александр Шмелев: Спасибо большое. Маргарита Фабрикант из Минска говорит, что, когда она была в Хельсинки, ее поразила вежливость всех подростков, с которыми она пересекалась. Она спрашивает, как в Финляндии удается воспитывать одновременно внутреннюю свободу и внутреннюю самодисциплину.

Ханну Химанен: Приведу такой пример. У нас в этом году исполняется 60 лет такому очень финскому явлению, как «Улыбающийся мальчик» и «Улыбающаяся девочка». Это такие маленькие бюстики, они распространяются с 1954 года. После войны все было очень строго и без каких-либо, скажем, приятных измерений. Надо было работать очень много и т.д. И кто-то подумал, что надо улыбаться, надо облегчить жизнь школьникам. И придумали награду для самых веселых ребят в классе. И вот уже 60 лет она вручается в конце школьного года. У меня тоже такая была, 11 лет мне было тогда. Может быть, это часть ответа. Все же хорошие учители пытаются не только передать информацию, знание и т.д., но и развивают личности.

Александр Шмелев: Наш выпускник из Московской области Станислав Станских интересуется ролью религии в школьном образовании в Финляндии. Учитывая, что в Финляндии есть официальное вероисповедание, даже два, — евангелическое лютеранское и православное христианство. Соответственно, присутствуют ли они как-то в школах? Молятся ли ученики перед уроками? Учат ли они основы церковной веры? Присутствует ли в классах распятие?

Ханну Химанен: У нас две государственные религии, лютеранская и православная. И в школах есть преподавание религии. И это, как говорят, для верующих.

Мы говорим, для членов этих двух церквей. Но сегодня Финляндия, конечно, совершенно другая страна, чем, скажем, 50 лет тому назад. У нас все больше иммигрантов, почти 60 тысяч россиян. Они, конечно, православные, но финская православная церковь подчиняется патриарху в Константинополе, Варфоломею. Все больше и больше мусульман. И есть значительная часть финнов, которые нерелигиозны и не хотят, чтобы их ребенок изучал религию, историю религии и т.д. Так что это возможно — не участвовать в изучении религии.

Александр Шмелев: Нина Колипова из министерства культуры Республики Коми спрашивает, есть ли в Финляндии некоммерческие организации, нацеленные на гражданское образование? И если есть, как строится их работа? Есть ли какое-то взаимодействие с государственным аппаратом, финансовая помощь, гранты? Или они полностью независимы от власти? И как они работают со школами и работают ли?

Ханну Химанен: Есть разные общественные организации, которые занимаются преподаванием таких предметов или материалов. Есть такие организации, которые очень тесно связаны с политическими партиями. Они сегодня слабее, чем раньше. Но есть и гражданские учреждения образования, большую часть средств они получают от государства и муниципалитетов.

Александр Шмелев: Бывают ли среди вот таких некоммерческих организаций, например, организации, получающие финансирование из-за рубежа?

Ханну Химанен: Да, я думаю, такие тоже есть. British Counsil, Альянс Франсез, Гете-институт и т.д. Работают активно в Финляндии и организуют не только языковые, но и другие курсы. Я думаю, что у нас с этим нет никаких проблем.

Московская школа гражданского просвещения выражает благодарность своим партнерам из "Русской планеты" за расшифровку и литературную обработку беседы.



Подробнее
Встреча выпускников в Голицыне: Видеодата:26 апреля 2014   время:09:40 ;  автор:- Редакция сайта -

Открытие семинара и Евгений Гонтмахер (Россия): Экономика и политика. В поисках баланса

Беседа с Евгением Ясиным (Россия)

Тоби Гати (США): Эволюция гражданского общества

Ричард Бейкон (Великобритания): Почему каждое правительство ошибается, и что мы можем с этим сделать

Скайп с Сергеем Гуриевым (Россия)

Лев Гудков (Россия): «Русский мир» и русский национализм

Анатолий Вишневский (Россия): Почему демография важнее всего?

Николай Петров (Россия): Сосредотачивающаяся Россия в глобальном мире

Говорим с Иэном Макьюэном (Великобритания), Александром Ливергантом (Россия), Закарием Лидером (Великобритания), Виктором Голышевым (Россия) Джоном Ллойдом (Великобритания), Максимом Трудолюбовым(Россия), Андреем Колесниковым (Россия), Аркадием Островским (Россия), Юрием Сенокосовым(Россия)

Говорим с Иэном Макьюэном (Великобритания), Александром Ливергантом (Россия), Закарием Лидером (Великобритания), Виктором Голышевым (Россия) Джоном Ллойдом (Великобритания), Максимом Трудолюбовым(Россия), Андреем Колесниковым (Россия), Аркадием Островским (Россия), Юрием Сенокосовым(Россия) (Часть 2)

Презентация проектов выпускников. Модератор Борис Грозовский (Россия)

Светлана Маковецкая (Россия): Вызовы гражданского прагматизма

Лев Аннинский (Россия): Правда и истина. Русский мир: плавильный котёл или многожильный провод?

Беседа с Людмилой Алексеевой (Россия)

Закрытие: Лена Немировская, Юрий Сенокосов

P.S.: Программа семинара

Фотографии



Подробнее
12345...10
Путь : Главная / I-класс
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр