Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Семинары / Отзывы к семинару / Наум Клейман: Погибший фильм Сергея Эйзенштейна "Бежин луг" 

Наум Клейман: Погибший фильм Сергея Эйзенштейна "Бежин луг"

Наум Клейман: Погибший фильм Сергея Эйзенштейна 10 июня 2011, 13:12 автор:

«По фильмам можно лучше изучить эпоху, чем по науке и историческим хроникам»...

Известный кинохулиган Квентин Тарантино всегда признается, что его учитель и незримый руководитель всей судьбы – Сергей Эйзенштейн. Если в интернете начнешь набирать фамилию Эйзенштейн, сразу выйдет с десяток автоматизированных ссылок, «Эйзенштейн вертикальный монтаж», «Эйзенштейн искусство мизансцены», «Эйзенштейн сколько языков знал». Спустя сто лет интерес к фигуре классика кино не угас, на его фильмах учатся, его цитируют, а некоторые даже посвящают ему свою жизнь.

Не менее легендарна для истории русской интеллигенции фигура Наума Клеймана. Директор Государственного центрального Музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве, известный киновед, он всю жизнь исследовал творчество Сергея Михайловича.

Наум Ихильевич выступил перед федеральным классом МШПИ с неожиданной темой «Погибший фильм Сергея Эйзенштейна «Бежин Луг»». В рамках семинара «Право, политика, экономика, СМИ» это, на первый взгляд, неожиданный выбор. Но спикер сразу начал с эпиграфа самого Эйзенштейна, с его цитаты о том, что кино – это маленькая вселенная, по которой можно изучать явления, а по фильмам можно лучше изучить эпоху, чем по науке и историческим хроникам. Фильмы Эйзенштейна, которые Клейман всю жизнь неутомимо пропагандирует, это лучший документ истории, который позволяет и увидеть картинку и проанализировать ее. Еще один фанат Эйзенштейна Чарли Чаплин говорил:

- «Фильм „Иван Грозный“, который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод её трактовки. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты».

Сам Клейман вторит Чаплину более доступно:

- Когда-то после просмотра фильма Эйзенштейна ко мне подошла молодая женщина и сказала, что теперь она лучше понимает свою мать. Лучшего комплимента, наверное, не могло и быть.

В отличие от фильмов со счастливой прокатной судьбой, от «Броненосца «Потемкина» до «Октября», фильм «Бежин луг» - дважды убитое произведение искусства, чудом восстановленное по кадрам в 1962 году.

Снятый в 1935 году, он был сначала уничтожен по идеологическим соображениям, потому что содержал удивительно пророческий посыл о грядущих репрессиях, а во вторую копию случайно угодила бомба во время войны.

Почему же фильм с безобидным Тургеневским посылом вызвал негодование отца народов? Сталин мечтал сделать из Эйзенштейна карманного гения, который художественными методами оправдывал бы репрессии. Но выходили картины, и Сталин понимал, что получалось наоборот.

Когда пленки с фильмом были смыты, монтажёр Эсфирь Тобак, сохранила немонтированные нарезки кадров, также от фильма осталось восемь метров киноплёнки, режиссёрский сценарий в двух вариантах, множество режиссёрских разработок, заметок и рисунков. На основе этого обнаруженного в 1962 году богатства и был восстановлен фотофильм. Наум Клейман представил слушателям МПШИ получасовой шедевр под музыку Прокофьева.

Удивительно, что в аудитории голицынского конференц-зала, где обычно идут жаркие споры, стояла абсолютная тишина. Как сказал Клейман, фильм начинается, когда он заканчивается. Дебаты после просмотра были гораздо длиннее самого фильма.

История Павлика Морозова – это не коммунистический миф, это трагедия мальчика, который предчувствовал, что наступает время ненасилия, но жил в среде темных людей, и отца, у которого отобрали землю и он забил до смерти жену, вымещая на ней злобу. Общество, построенное на жертвоприношении, нуждается в человеческом топливе. И Степак, так зовут мальчика, пал первым. Многим после просмотра фильма сразу прочиталась метафора: Степак – Киров. Ведь Киров был убит через несколько лет после съемок фильма. И с этого символичного убийства началась кровавая эра репрессий.

- Вы увидели даже не фильм, а тень фильма. Но я хотел бы, чтоб вы почувствовали, насколько детально искусство помогает познать мир, - заключил легендарный киновед.

А слушателей интересовало, как и где можно найти в интернете копию фильма, чтобы разослать его своим друзьям и знакомым. К счастью, youtube.ru и vkontakte.ru выдал десятки ссылок на фильм. Так что, принцип «перешли это письмо десяти друзьям», сработал сразу же после лекции и у нескольких слушателей школы в социальных сетях появилась новая видеозапись: «Бежин луг», С.Эйзенштейн, 1935 год.



нет комментариев




Путь : Главная / Семинары / Отзывы к семинару / Наум Клейман: Погибший фильм Сергея Эйзенштейна "Бежин луг"
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр