Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в Польше / Отзывы  

Семинар в Польше

Краков, Гданьск, Вроцлав. 23 - 1.12
Выпускник-2012, уполномоченный по правам человека Ивановской области Андрей Кабанов о семинаре в Польшедата:09 декабря 2012   время:02:43 ;  автор:- Редакция сайта -

Семинар на тему «Современная Польша – от «Солидарности» до самоуправления» стал, пожалуй, наиболее полезным из мероприятий подобного рода, в которых мне довелось принять участие за последние годы.

Поездка в Польскую Республику стала возможной благодаря проекту, реализуемому польским Фондом «Образование для демократии» в партнерстве с Московской школой политических исследований.

Десять дней семинара пролетели как один миг. Программа мероприятия была чрезвычайно насыщенной и продуманной.

Сначала два дня работы в Варшаве. Президентский дворец, Сейм, Сенат, знакомство с работой высших органов власти Польской Республики. Встречи с «легендами» движения «Солидарность» Хенриком Вуецем и Збигневым Буяком позволили «окунуться» в атмосферу польской истории 70-80-х гг. прошлого столетия, понять причины успеха преобразований начала 90-х.

Затем на четыре дня мы разъехались по разным городам и селениям. Мне предстояла работа в воеводстве Нижняя Силезия на юго-западе страны. Центром воеводства является почти семисоттысячный город Вроцлав – один из крупнейших экономических, образовательных и культурных центров Польши.

Структура местного самоуправления, да и территориального деления Польши напоминает российскую. И это несмотря на то, что Россия – государство федеративное, а Польша унитарное. Однако, исходя из заложенного там принципа разграничения компетенции, можно, с определенными оговорками, сравнить польские воеводства с нашими областями, повяты — с муниципальными районами, а гмины — с поселениями и городскими округами. Причем, как и у нас, наиболее проблемным звеном являются повяты, появившиеся лишь в 1998 г. в результате укрупнения воеводств. Их объем полномочий и финансовые возможности весьма ограничены. В Польше не смолкает дискуссия о целесообразности наличия этой ступени управления.

На воеводском уровне имеется представительство и федеральная власть. Ее представляет назначенный Президентом республики воевода, который осуществляет надзор за территориальными органами власти. Однако главную роль в воеводстве играет местный парламент – Сейм и избираемый им Маршал, которые распоряжаются бюджетом и выполняют функции, не переданные повятам и гминам. Таким образом, местное самоуправление современной Польши имеет трехуровневую структуру.

Нам удалось весьма подробно познакомиться с системой управления городом Вроцлав, выполняющим одновременно функции гмины и повята, а также повята Олава и входящих в него четырех городских, смешанных и чисто сельских гмин. Не остались без нашего внимания и вспомогательные органы сельского самоуправления – солтества, объединяющие, как правило, одну деревню. Солтество, возглавляемое избираемым солтысом, работающим на общественных началах, фактически является органом общественного самоуправления, активно работающим с администрацией гмины.

Организаторы семинара не ограничили нас только общением с чиновниками и предоставлением прекрасно подготовленного раздаточного материала. Настоящим откровением для нас стали встречи с различными представителями общественных организаций (вплоть до Ассоциации развития отдельного села и добровольной пожарной дружины). Мы беседовали с коллективами средств массовой информации, членами различных религиозных общин, клубов по интересам и просто с гражданами.

Поощрение гражданской активности, является, без всякого сомнения, одной из сильных сторон польского самоуправления. Польские граждане, объединившиеся для общественно полезного дела или даже по интересам, могут рассчитывать на самую широкую организационную, информационную и финансовую поддержку со стороны муниципалитетов. При этом не обязательно даже регистрировать свое объединение. Через солтысов и городские органы общественного самоуправления, они постоянно взаимодействуют с гминами и, зачастую, берут на себя целый ряд вопросов местного значения, особенно в сфере культуры и спорта. Кроме муниципалитетов и государственных источников они пользуются финансовой поддержкой меценатов, различных благотворительных и гуманитарных фондов. А еще есть 1% от подоходного налога, который каждый польский гражданин имеет право направить на финансирование наиболее близкой ему по духу организации, преследующей цели общественного блага.

Второй сильной стороной польского самоуправления следует назвать финансовую самостоятельность. Размеры бюджетов впечатляют! Наши поселения и районы о них могут, к сожалению, только мечтать. Хотя главные источники бюджета поселений те же – налоги на доходы, землю, имущество. При минимальной оплате труда в 1500 злотых ( 15000 в переводе на рубли) и средней в 3500 налоги, уплачиваемые одним человеком по месту жительства, в разы превосходят наши показатели.

Динамике развития польского самоуправления способствует и политическая конкуренция. На сегодняшний день «правящей партией» в Польше считается «Гражданская платформа», имеющая большинство в обеих палатах польского парламента. А вот в Нижней Силезии к ней относятся прохладно. Здесь большей поддержкой пользуется «Право и Справедливость», а самой максимальной вообще беспартийные . В Польше граждане могут образовывать любые избирательные объединения, которые участвуют в местных выборах. Кстати, и в Сенате Польской республики немало депутатов, не принадлежащих к какой-либо политической партии. Поэтому в Совете Вроцлава большинство имеет беспартийный блок поддержки нынешнего Президента города Рафала Дуткевича, а беспартийный бургомистр городка Олавы опирается в муниципальном Совете на своих сторонников из объединения «За родной город!».

Немалая роль принадлежит средствам массовой информации, причем независимым. Не то чтобы в Польше совсем нет государственных печатных изданий. Они есть! Но выходят они в форме бюллетеня, в котором публикуются официальные документы. А муниципальная газета Олавы скорее напоминает красочный буклет, в котором рассказывается об инвестиционной привлекательности городка, культурных событиях и общественных инициативах.

Распространяется это издание бесплатно. Но самая популярная газета района — частная, полностью хозрасчетная. Еженедельник издается тиражом 12 тысяч экземпляров и распространяется исключительно через сеть розничных продаж. Для 70 тысяч населения повята это огромная цифра. Свой успех, сотрудники газеты объясняют редакционной политикой, направленной на освещение местных проблем и событий. И только их!

Есть в Олаве и свое кабельное телевидение. Уникальное по своей организационной форме. Оно создано в форме общественной ассоциации граждан города. Из 30 тысяч жителей города Олавы 8 тысяч — члены этого объединения! Регулярные членские взносы – единственный источник финансирования телеканала. Никакой рекламы! Члены ассоциации, они же пользователи услуг, избирают правление и посредством своих наказов определяют редакционную и вещательную политику. А правление регулярно отчитывается перед своей аудиторией!

Еще мы побывали в деревеньке Гать. Там всего 450 жителей. И есть свое деревенское интернет-телевидение! Его создал молодой человек, местный житель, и развивает при поддержке солтыса и односельчан. И каждый житель деревни смотрит его передачи.

Последние дни семинара вновь прошли в Варшаве. Своими впечатлениями мы делились с польскими экспертами, в том числе Кшиштофом Хербстом, которого по праву считают одним из авторов ныне существующей польской системы управления. Подкупает, что польские специалисты не идеализируют ситуацию в своей стране. Они признают наличие проблем в экономике, факты коррупции, безработицы, наркомании, алкоголизма.

Но есть и несомненные успехи, которые мне удалось увидеть собственными глазами! Это, к примеру, убранные поля. Это развитые народные промыслы, продукция которых в изобилии представлена на открывшихся рождественских ярмарках. Это современная система образования. Во Вроцлаве обучается 140 тысяч студентов! Среди них, много российских, украинских, белорусских. Я видел качественные дороги и не видел пробок! Я видел рационально организованное транспортное сообщение. А такси в Польше дешевле наших, несмотря на более высокую стоимость бензина! Я видел деревенскую добровольную пожарную команду, работающую на общественных началах, но оснащенную, гораздо лучше наших профессиональных! Как правозащитник, испытал искреннюю радость по поводу создания по-настоящему доступной среды для инвалидов. А самое главное видел «горящие» глаза поляков, гордящихся своей страной и верящих в нее. Эх, как нам сейчас этих глаз не хватает!

Источник: "Власть"

P.S. Семинар «Современная Польша – от Солидарности до самоуправления», организованный в рамках совместного проекта Московской Школы и польского Фонда «Образование для демократии», проходил в Варшаве, Гданьске, Кракове и Вроцлаве с 23 ноября по 2 декабря.



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в Польше / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр