Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Семинары / Отзывы к семинару / В Ставрополе участники педагогической конференции выступили за использование интерактива в школах 

В Ставрополе участники педагогической конференции выступили за использование интерактива в школах

В Ставрополе участники педагогической конференции выступили за использование интерактива в школах 10 октября 2012, 21:19 автор: - Редакция сайта -

Полиэтничность СКФО требует отхода от авторитарного управления учителя классом, а образование важно основывать на правовой культуре - об этом говорилось 14 сентября во время форума «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения», прошедшего на базе пединститута Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). Ряд директоров школ не согласились с выводами экспертов о важности перехода на западные методы образования.

Палиева: основа гражданского образования – европеизация и глобализация

Как сообщает корреспондент «Кавказского узла», организаторами форума стали Московская школа политических исследований (МШПИ), Центр социологического и политологического образования РАН, ряд вузов Ставрополя (Институт дружбы народов Кавказа, Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Северо-Кавказский федеральный университет), а также Общественный фонд мира. На него, в частности, были приглашены более ста учителей и школьных библиотекарей из Ставрополя и соседних муниципальных районов края.

Открывала мероприятие директор педагогического института СКФУ, бывшая заместитель министра образования Ставропольского края Надежда Палиева. По ее словам, в структуре гражданского образования выделяются четыре основных компонента: «этнокультурная компетенция, этническая самоидентичность, патриотическое воспитание, правовая культура». Важность форума, заявила Палиева, в том, что вырастить все эти качества в ученике может только тот учитель, который сам является носителем патриотизма и гражданственности.

По мнению Палиевой, основой гражданского образования в современном мире должна быть «космополитическая идея мира, идеи глобализации и европеизации». Причем именно от школы в северокавказском регионе требуется «воспитать важнейшие качества - быть гражданином и патриотом России, создать российскую идентичность и гражданственность в широком смысле слов. Это требование обусловлено геополитической спецификой и полиэтничностью СКФО».

Васильев: медиа-среда формирует у молодежи извращенные ценности

Директор Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), доктор политических наук Юрий Васильев считает, что акцент в гражданском образовании должен быть сделан именно на правовой культуре. По мнению Васильева, «мы никак не можем найти точку опоры, чтобы сделать прорыв в воспитании гражданина Российской Федерации… законодательство, в том числе многострадальный закон «Об образовании» очень слабо прописывает вопросы, связанные с воспитанием и особенно правовым воспитанием».

По словам эксперта, для современной медиа-среды характерно формирование у подрастающего поколения опасного «правового нигилизма, неуважения к закону и правосудию, стереотипа: право сильного намного важнее права государства». И при этих условиях агрессивной пропаганды контр-ценностей, уверен Васильев, любые усилия государства по формированию правовой культуры, обречены на провал.

Согласилась с ним и председатель правления межрегионального центра «Российский фонд мира» в ЮФО и СКФО Ольга Бодрова. По ее словам, не только институциональная практика, но даже само словосочетание «гражданское образование» для России все еще в диковинку.

Согомонов: в школе порой господствует манипулирование, а не педагогика

Ключевым на форуме было выступление приглашенного эксперта и модератора дискуссии, Александра Согомонова, академического директора Центра социологического и политологического образования РАН и члена экспертного совета при председателе Государственной думы РФ.

По словам Согомонова, «образование не просто передача профессиональных знаний, а как модернизационный фактор, установка на создание современного человека, является основой всех реформ России».

По его мнению, внедрить западные принципы гражданского образования в современную российскую школу проблематично. И в первую очередь это связано с наличием авторитарных пережитков в школьном образовании. «Вся советская школа строилась на том, что учитель управляет классом… класс приспособлен под власть учителя… потому что у него было четкое представление, где первые, где последние… Это манипулирование, а не педагогика», – считает Согомонов.

Он привел пример ряда скандинавских стран, где сейчас внедряются революционные принципы школьного обучения: например, в школьных зданиях нет стен. Соответственно, учитель лишен возможности применить к ученику такие репрессивные методы, как выгнать из класса, поставить в угол, не пустить на урок.

«В гражданском образовании нет учителя и ученика, оно основано на партнерских отношениях. Просто учитель более знающий», – объяснил Согомонов. Задачу гражданского образования он видит в следующем: «школа должна решать три основные задачи: давать знания, учить их поиску и помогать избавляться от устаревающих знаний… Подлинно активный гражданин умеет видеть проблемы, искать решения и вести совместную деятельность с другими людьми».

Согомонов уверен, что гражданское образование в современной школе должно строиться на пяти основных принципах: отказ от стандарта; гибкий подход; уход от прямого научения и катехизиса; проективный подход; программное растворение. Реализовываться оно должно в интерактивных формах: мастерские, деловые игры, симуляции, «полевые» практики, конкурсы, включенное наблюдение и других.

Полностью согласился с приглашенным экспертом и научный руководитель Малой академии наук и искусств Ставропольского дворца детского творчества Виталий Игропуло. «Система образования, которая господствует в нашей стране, – это система репродуктивная. Шаблоны, стандарты и жесткие требования усилились в связи с введением ЕГЭ. Нужны совершенно новые подходы! Только обладая навыками исследовательского мышления, можно стать гражданином», – заявляет педагог.

Иванникова: воспитывать гражданина нужно на российском опыте

После выступления Согомонов предложил педагогам общение в формате «круглого стола» с приехавшими на форум школьными учителями. Некоторые из них вступили с экспертом в полемику. В частности, завуч средней школы №4 Михайловска Татьяна Иванникова считает, что в гражданском воспитании нужно как можно меньше ориентироваться на западный опыт.

По ее мнению, воспитание гражданина должно основываться на образцах российской и ставропольской литературы и фольклора. В качестве одного из таких базовых произведений Иванникова назвала роман «Преступление и наказание», который, как она поделилась опытом своих уроков, неизменно вызывает живые дискуссии среди учеников.

Педагог согласилась с Согомоновым, что гражданское образование должно строиться на партнерских отношениях, которые она описала следующим образом: «Это когда ученик может, доверяя учителю, после одного из уроков, задать ему такой вопрос: «А верите ли вы в меня? Верите, что через много лет я стану известным человеком?»

Учитель истории и обществознания Наталья Морина из гимназии №24 Ставрополя не согласилась с мнением Согомонова о «манипулятивной» сущности современной школы. «Не надо ругать школу!», – эмоционально заявила женщина. По ее словам, и она лично, и все другие известные ей педагоги придерживаются в работе именно партнерских, равноправных отношений с детьми, что и является залогом формирования гражданственности.

Она согласилась с Иванниковой, что основным инструментом формирования гражданственности должны быть позитивные примеры из российской истории и культуры. «Меня ребята спрашивают: зачем учить историю? Чтобы понимать, что идеал в жизни – не спайдермен, а Александр Невский или Дмитрий Донской», – говорит Морина.

Как сообщал «Кавказский узел», ранее семинары школы политических исследований проходили в Чечне и Краснодарском крае.

Источник: «Кавказский узел»



нет комментариев




Путь : Главная / Семинары / Отзывы к семинару / В Ставрополе участники педагогической конференции выступили за использование интерактива в школах
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр