Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Региональные семинары / Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах / Отзывы  

Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах

Ставрополь. 14. 09
Отзывы участников межрегионального форума Школы в Ставрополе и фоторепортаж с форумадата:17 сентября 2012   время:16:04 ;  автор:- Редакция сайта -

14 сентября в г. Ставрополь состоялся межрегиональный форум Московской школы политических исследований «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах». Мы предлагаем вашему вниманию отзывы некоторых из его участников.

Ольга Бодрова, руководитель Фонда Мира в ЮФО и СКФО, координатор форума в Ставрополе:

Форум "Воспитание  гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах" объединил в Ставрополе более 100 педагогов для обсуждения темы воспитания гражданина в российской образовательной среде. Несмотря на определённую новизну формата мероприятия – форум, и несмотря на относительную новизну темы для педагогов – гражданское просвещение, важно, что дискуссия состоялась. Это была именно дискуссия. И это принципиально важно. В связи с чем, хочется пожелать педагогам и дальше развивать этот навык – навык ведения общественной дискуссии, исключительно значимый для социального партнёрского взаимодействия, навык – показатель цивилизованной гражданской культуры. А организаторам форума высказать пожелание продолжать эту просветительскую работу и дальше.

Станислав Кузнецов, социолог Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева, г. Ставрополь:

Насколько можно судить, подобный форум проходит не впервые. В Ставрополе организация мероприятия была на хорошем уровне, соответствующем всем стандартам качества подобных крупных событий. Во-первых, наверное, неслучайно для проведения форума был выбран один из корпусов нового федерального университета. Во-вторых, список гостей и участников форума позволяют говорить о привлечении различных специалистов по образованию и воспитанию. Порадовало присутствие учителей городских школ, для которых подобные события – редкость. Они получили возможность высказаться по актуальной теме. Не совсем понятно, почему проведение круглого стола было переведено в дискуссию. Впрочем, в этом было что-то новаторское и позволило снять напряжение многих участников.

Возможно, стоило привлечь побольше практиков из числа студентов, которым действительно интересна эта тема. Возможно, стоило расширить тему форума, и обсудить не только образовательные институты, но и роль семьи в воспитании ребенка.

Тема данного форума – "Воспитание  гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах" – представляет несомненную актуальность как для ученых-практиков, учителей, преподавателей, специалистов, занимающихся с детьми, так и для самих детей, потому что всё это касается их непосредственно, т.к. все реформы и малейшие изменения в системе образования и воспитания отражаются на детях. Обсуждение подобных тем во всех их тонкостях и нюансах крайне важно для совершенствования системы образования и воспитания современных детей.

Наталья Попова, исполнительный директор общественной организации «ПроПси», г. Ставрополь:

В общем и в целом форум "Воспитание  гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах" мне понравился. Организация на высоком уровне. Содержание тоже порадовало. Живое, заинтересованное модерирование задавало тон, проблемная форма ведения дискуссии явилась отличной моделью просветительского занятия в сфере гражданского образования. Тема  важная в контексте формирования гражданского общества, призывающая мыслить, определять свою гражданскую позицию, свое место в общественной жизни. Ярким элементом был социологический срез в начале работы форума, демонстрирующий пассивное, незаинтересованное отношение студентов, находящихся в аудитории к проблеме. Однако, в процессе дискуссии появился и интерес к теме, и более активным стало участие. А значит, есть способ увлечь молодежь этой актуальной, важной, но на первый взгляд скучной, далекой от реальной жизни темой.

Если говорить о значении темы для современного образования, надо признать не только важность самого предмета, но и значимость стиля преподавания,  личности учителя, дающего знания. И как бы ни был образован и умен преподаватель, он нуждается в местном профессиональном сообществе. Только в сообществе возможно полноценное развитие, разностороннее обсуждение темы, нахождение путей воспитания в молодежной среде умения мыслить и творить общее дело в партнерском взаимодействии. Говоря о профессиональном сообществе, я имею ввиду как учителей истории, обществоведения, так и преподавателей других дисциплин, разделяющих интерес к вопросам гражданского образования. Встречаться необходимо для того, чтобы обсуждать актуальные вопросы, делиться идеями, осмыслять имеющийся опыт, и т.д. и т.п. И особенно важно, чтобы подобное общение было построено не на требованиях сверху, а на собственной потребности. Возможно, прошедший форум может стать  первым шагом к осознаванию данной потребности.

Сергей Януш, профессор Ставропольского государственного аграрного университета, д.и.н., специалист просветительских программ Фонда Мира в ЮФО и СКФО:

1.     Уровень организации форума "Воспитание  гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах" - высокий. Хотелось бы, чтобы на форуме присутствовало заинтересованных в этом вопросе больше - тех, кто ежедневно, используя практический опыт, занимается вопросами гражданского воспитания.

2.     Значимость темы очень актуальна, так как даже опытные люди так до конца и не разбираются в разнице между гражданством и гражданственностью. Так и не был дан ответ на вопрос, почему «гражданином быть ОБЯЗАН» - каждый, прежде всего, должен ответить для себя: ПОЧЕМУ???

3.     Перспектива (развития темы гражданского просвещения в школе) в местной педагогической среде должна быть, потому что школа продолжает являться тем связующим звеном между личностью и обществом, через которое и можно «внедрить» национальную идею, несуществующую в настоящий момент.

Николай Голубев, директор Агентства административного консалтинга, к. полит. н.; Татьяна Голубева, директор Центра инновационных социально-политических технологий, д. полит. н.:

Необходимо проводить эту работу постоянно (такие мероприятия, как форум "Воспитание  гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах"). Направление нужное и интересное. НЕОБХОДИМОЕ.

P.S. Подробный фоторепортаж с форума (при клике на каждую из фотографий она открывается в большом размере, далее можно нажимать на стрелки "вправо"-"влево", чтобы "листать" фотографии)



Подробнее
Как воспитать молодого россиянина одновременно патриотом и «гражданином мира»дата:10 октября 2012   время:20:06 ;  автор:- Редакция сайта -

Московская школа политических исследований (МШПИ) на минувшей неделе провела в Ставрополе форум «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения». Зал пединститута Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) был переполнен: форум был обязательным для посещения для студентов-первокурсников, также приехали на него десятки учителей, психологов и ученых-педагогов со всего края.

Московская школа политических исследований (МШПИ) – одна из старейших в России организаций, которая занимается вопросами гражданского просвещения. В нынешнем году она отметила 20-летие. Основатель и бессменный руководитель школы Елена Немировская за свои труды была награждена государственными орденами Великобритании, Франции и Совета Европы.

За годы работы МШПИ провела более полутора тысяч семинаров, и все они посвящены вопросам гражданственности. Среди самых масштабных проектов школы – «Гражданская энциклопедия», которую на протяжении последних лет пишут десятки экспертов-добровольцев со всей страны. Автор этих срок тоже внес скромный вклад в составление энциклопедии.

Школа проводит в российских регионах выставки с любопытным рефреном: как художники разных стран и эпох воспринимают образ Свободы. Будем надеяться, когда-нибудь такая выставка прибудет и в Ставрополь.

А год назад школа запустила большой проект «Гражданское образование» – это серия региональных семинаров, которые ориентированы на педагогов средней и высшей школы.

Обсуждается на них актуальнейший вопрос: насколько вообще современные школы и вузы готовы к тому, чтобы воспитывать гражданина России?!

Выступавшие эксперты, ища ответ на этот непростой вопрос, были в целом пессимистичны. Например, директор Ставропольского института Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Юрий Васильев обратил внимание на парадокс.

Еще в 1993 году в новопринятой Конституции РФ было записано, что Россия является «правовым государством», однако «Концепция государственной политики в сфере правосознания граждан» была принята лишь год назад. Выходит, двадцать лет подряд мы топтались на месте…

По словам директора пединститута СКФУ Надежды Палиевой, правовая культура – лишь один из многих «кирпичиков» гражданственности. В идеале же школа должна воспитать из ребенка одновременно и патриота России, и «гражданина мира», включенного в европейский и глобальный мир.

А ведь именно Северный Кавказ – это форпост страны, и здесь учитель должен уделять наибольшее внимание развитию российской идентичности. Чтобы вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности у всех была общая моральная «планка» – что хорошо, а что плохо. Иначе мы, чего доброго, скоро повторим печальный опыт старушки Британии, которая нынче уже оказалась разделена на «шариатные» зоны.

Содержание горячей дискуссии, которая развернулась в стенах пединститута вокруг этого непростого вопроса, «Открытая» газета подробно проанализирует в следующем номере.

Источник: Общественно-политическая газета «Открытая. Для всех и каждого»



Подробнее
В Ставрополе участники педагогической конференции выступили за использование интерактива в школахдата:10 октября 2012   время:21:19 ;  автор:- Редакция сайта -

В Ставрополе участники педагогической конференции выступили за использование интерактива в школах

Полиэтничность СКФО требует отхода от авторитарного управления учителя классом, а образование важно основывать на правовой культуре - об этом говорилось 14 сентября во время форума «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения», прошедшего на базе пединститута Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). Ряд директоров школ не согласились с выводами экспертов о важности перехода на западные методы образования.

Палиева: основа гражданского образования – европеизация и глобализация

Как сообщает корреспондент «Кавказского узла», организаторами форума стали Московская школа политических исследований (МШПИ), Центр социологического и политологического образования РАН, ряд вузов Ставрополя (Институт дружбы народов Кавказа, Ставропольский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Северо-Кавказский федеральный университет), а также Общественный фонд мира. На него, в частности, были приглашены более ста учителей и школьных библиотекарей из Ставрополя и соседних муниципальных районов края.

Открывала мероприятие директор педагогического института СКФУ, бывшая заместитель министра образования Ставропольского края Надежда Палиева. По ее словам, в структуре гражданского образования выделяются четыре основных компонента: «этнокультурная компетенция, этническая самоидентичность, патриотическое воспитание, правовая культура». Важность форума, заявила Палиева, в том, что вырастить все эти качества в ученике может только тот учитель, который сам является носителем патриотизма и гражданственности.

По мнению Палиевой, основой гражданского образования в современном мире должна быть «космополитическая идея мира, идеи глобализации и европеизации». Причем именно от школы в северокавказском регионе требуется «воспитать важнейшие качества - быть гражданином и патриотом России, создать российскую идентичность и гражданственность в широком смысле слов. Это требование обусловлено геополитической спецификой и полиэтничностью СКФО».

Васильев: медиа-среда формирует у молодежи извращенные ценности

Директор Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), доктор политических наук Юрий Васильев считает, что акцент в гражданском образовании должен быть сделан именно на правовой культуре. По мнению Васильева, «мы никак не можем найти точку опоры, чтобы сделать прорыв в воспитании гражданина Российской Федерации… законодательство, в том числе многострадальный закон «Об образовании» очень слабо прописывает вопросы, связанные с воспитанием и особенно правовым воспитанием».

По словам эксперта, для современной медиа-среды характерно формирование у подрастающего поколения опасного «правового нигилизма, неуважения к закону и правосудию, стереотипа: право сильного намного важнее права государства». И при этих условиях агрессивной пропаганды контр-ценностей, уверен Васильев, любые усилия государства по формированию правовой культуры, обречены на провал.

Согласилась с ним и председатель правления межрегионального центра «Российский фонд мира» в ЮФО и СКФО Ольга Бодрова. По ее словам, не только институциональная практика, но даже само словосочетание «гражданское образование» для России все еще в диковинку.

Согомонов: в школе порой господствует манипулирование, а не педагогика

Ключевым на форуме было выступление приглашенного эксперта и модератора дискуссии, Александра Согомонова, академического директора Центра социологического и политологического образования РАН и члена экспертного совета при председателе Государственной думы РФ.

По словам Согомонова, «образование не просто передача профессиональных знаний, а как модернизационный фактор, установка на создание современного человека, является основой всех реформ России».

По его мнению, внедрить западные принципы гражданского образования в современную российскую школу проблематично. И в первую очередь это связано с наличием авторитарных пережитков в школьном образовании. «Вся советская школа строилась на том, что учитель управляет классом… класс приспособлен под власть учителя… потому что у него было четкое представление, где первые, где последние… Это манипулирование, а не педагогика», – считает Согомонов.

Он привел пример ряда скандинавских стран, где сейчас внедряются революционные принципы школьного обучения: например, в школьных зданиях нет стен. Соответственно, учитель лишен возможности применить к ученику такие репрессивные методы, как выгнать из класса, поставить в угол, не пустить на урок.

«В гражданском образовании нет учителя и ученика, оно основано на партнерских отношениях. Просто учитель более знающий», – объяснил Согомонов. Задачу гражданского образования он видит в следующем: «школа должна решать три основные задачи: давать знания, учить их поиску и помогать избавляться от устаревающих знаний… Подлинно активный гражданин умеет видеть проблемы, искать решения и вести совместную деятельность с другими людьми».

Согомонов уверен, что гражданское образование в современной школе должно строиться на пяти основных принципах: отказ от стандарта; гибкий подход; уход от прямого научения и катехизиса; проективный подход; программное растворение. Реализовываться оно должно в интерактивных формах: мастерские, деловые игры, симуляции, «полевые» практики, конкурсы, включенное наблюдение и других.

Полностью согласился с приглашенным экспертом и научный руководитель Малой академии наук и искусств Ставропольского дворца детского творчества Виталий Игропуло. «Система образования, которая господствует в нашей стране, – это система репродуктивная. Шаблоны, стандарты и жесткие требования усилились в связи с введением ЕГЭ. Нужны совершенно новые подходы! Только обладая навыками исследовательского мышления, можно стать гражданином», – заявляет педагог.

Иванникова: воспитывать гражданина нужно на российском опыте

После выступления Согомонов предложил педагогам общение в формате «круглого стола» с приехавшими на форум школьными учителями. Некоторые из них вступили с экспертом в полемику. В частности, завуч средней школы №4 Михайловска Татьяна Иванникова считает, что в гражданском воспитании нужно как можно меньше ориентироваться на западный опыт.

По ее мнению, воспитание гражданина должно основываться на образцах российской и ставропольской литературы и фольклора. В качестве одного из таких базовых произведений Иванникова назвала роман «Преступление и наказание», который, как она поделилась опытом своих уроков, неизменно вызывает живые дискуссии среди учеников.

Педагог согласилась с Согомоновым, что гражданское образование должно строиться на партнерских отношениях, которые она описала следующим образом: «Это когда ученик может, доверяя учителю, после одного из уроков, задать ему такой вопрос: «А верите ли вы в меня? Верите, что через много лет я стану известным человеком?»

Учитель истории и обществознания Наталья Морина из гимназии №24 Ставрополя не согласилась с мнением Согомонова о «манипулятивной» сущности современной школы. «Не надо ругать школу!», – эмоционально заявила женщина. По ее словам, и она лично, и все другие известные ей педагоги придерживаются в работе именно партнерских, равноправных отношений с детьми, что и является залогом формирования гражданственности.

Она согласилась с Иванниковой, что основным инструментом формирования гражданственности должны быть позитивные примеры из российской истории и культуры. «Меня ребята спрашивают: зачем учить историю? Чтобы понимать, что идеал в жизни – не спайдермен, а Александр Невский или Дмитрий Донской», – говорит Морина.

Как сообщал «Кавказский узел», ранее семинары школы политических исследований проходили в Чечне и Краснодарском крае.

Источник: «Кавказский узел»



Подробнее
В Ставрополе пройдет форум по гражданскому воспитаниюдата:10 октября 2012   время:21:25 ;  автор:- Редакция сайта -

В Ставрополе пройдет форум по гражданскому воспитанию

Московская школа политических исследований (МШПИ) 14 сентября в Ставрополе проводит межрегиональный форум под названием «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российский регионах». Ожидается, что в нем примут участие около ста педагогов средней и высшей школы.

Как пояснила корреспонденту «Кавказского узла» менеджер региональных проектов Московской школы политических исследований Марина Скорикова, мероприятие пройдет в рамках проекта «Гражданское образование», который ориентирован, прежде всего, на школьных учителей, преподавателей вузов и других работников образования. Вместе с тем, по словам Скориковой, поднятые на форуме темы будут интересны и широкому кругу людей.

Основная тема форума - методико-педагогические возможности и институциональная готовность современной школы к тому, чтобы гражданско-правовая тематика активнее интегрировалась в образовательный и воспитательный процесс. В рамках форума пройдут открытые дискуссии, где педагоги смогут обсудить актуальные тенденции, задачи и перспективы модернизации образовательного процесса с уклоном в сферу гражданского взаимодействия детей и подростков, добавила Скорикова.

Модераторами дискуссии выступят приглашенные московские эксперты, в том числе ведущий специалист Института социологии РАН Александр Согомонов, один из крупнейших в России теоретиков гражданской идентичности. Партнерами форума выступают общественный «Фонд мира» и педагогический институт Северо-Кавказского федерального университета.

Также, по словам Марины Скориковой, вечером 14 сентября, после закрытия форума состоится встреча выпускников Московской школы политических исследований Ставропольского края.

МШПИ одна из старейших в России общественных организаций, которая занимается вопросами гражданского просвещения, она была создана в 1992 году журналисткой Еленой Немировской и философом Юрием Сенокосовым, с тех пор Школа ежегодно проводит ряд региональных и федеральных тематических семинаров. В частности, отдельные форумы проходят для работников медиа-бизнеса, практиков местного самоуправления, гражданских активистов.

Как пояснил сотрудник школы, в Ставропольском крае насчитывается более сорока выпускников Московской школы политических исследований, в числе которых депутаты Государственной Думы Павел Воронин, Василий Ивер, Ольга Тимофеева, бывший председатель краевого парламента Андрей Уткин, бывший мэр Невинномысска, ныне возглавляющий правительство Волгоградской области Константин Храмов и др.

Напомним, семинары школы политических исследований ранее прошли и в других регионах Юга России. В частности, в Чечне и Краснодарском крае.

Источник: «Кавказский узел»



Подробнее
Воспитать из человека гражданинадата:10 октября 2012   время:21:52 ;  автор:- Редакция сайта -

Воспитать из человека гражданина

Педагогический институт Северо-Кавказского федерального университета провёл круглый стол «Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах». Собеседниками стали восемь экспертов – представители федеральных и краевых общественных и научно-исследовательских организаций, которые обсудили насущные проблемы воспитания молодых людей с чёткой гражданской позицией.

Основные выводы, к которым пришли эксперты, заключались в следующем: преподавателю необходимо вернуть возможность воспитания учеников и студентов, учитель должен иметь больше свободы выражать своё мнение, но при этом быть тем самым этическим и нравственным эталоном, на который может равняться современная молодёжь. Учитель только тогда сможет воспитать человека гражданином своей страны, когда сам будет грамотным в правовом отношении. Российская идентичность должна формироваться при сохранении самосознания этнических групп (что особенно актуально для Северного Кавказа) и при объединении всех россиян по основным признакам».

Александр Согомонов, академический директор Центра социологического и политологического образования РАН, эксперт МШПИ, член экспертного совета при председателе ГосДумы РФ: «Наш российский учитель истосковался по воспитанию с 90-х годов, когда учителю было практически запрещено говорить то об одном, то о другом. Педагог должен быть учителем и должен удерживать в себе воспитателя, более того, учитель сам должен быть первым потребителем гражданского просвещения. И самое главное здесь − обмен опытом».

Сергей Януш, профессор, доктор исторических наук СГАУ, специалист просветительских программ Фонда мира: «Вектор движения должен быть определён на государственном уровне. Мы должны знать, для чего мы живём именно в этом государстве и чего мы хотим от себя и от государства в целом».

По словам Юрия Васильева, директора Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктора политических наук, мы потеряли воспитательную функцию в сфере образования при формировании гражданских позиций. Потеряли, как ни странно после того, как Россию провозгласили в 1993 году правовым государством. И с тех пор мы не можем понять, что правовое государство должны строить воспитанные в правовом отношении, имеющие высокую правовую культуру, правовое сознание, правовую грамотность люди».

Форум, предшествовавший круглому столу, и само мероприятие выявили одну особенность: теория российского образования отстаёт от практики. Участники круглого стола сошлись на том, что встреча стала стимулом для дальнейшей научно-исследовательской работы и доработке теоретической базы в сфере образования.

Источник: Северо-Кавказский федеральный университет



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Региональные семинары / Воспитание гражданина: концепция и модели гражданского просвещения в российских регионах / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр