Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в США / Отзывы  

Семинар в США

Вашингтон - Сент-Луис. 8 - 18.05
Мое открытие Америки. Выпускница-2012 Алена Кузнецова о семинаре в СШАдата:29 мая 2013   время:14:48 ;  автор:- Редакция сайта -

«Responsibility - this is the price we pay for power»

W. Churchill

Московская школа политических исследований, выпускницей которой я стала в 2012 году, рекомендовала группу своих слушателей для участия в международной программе, которая проходила в Вашингтоне и Сент-Луисе с 8 по 18 мая 2013 года.

Несмотря на то, что я активно преподаю английский язык и английскую и американскую литературу, а также работаю в международном отделе университета, признаюсь честно, до поездки в Штаты у меня имелись некие стереотипы относительно американцев. К тому же моё участие в программе «Американский федерализм и общественная политика США» центра лидерства «Открытый мир» совпало с реформой высшего профессионального образования, и мне хотелось взглянуть на эту проблему со стороны.

Стереотипы начали рушиться в первый же день нашего пребывания в США.

Визит в Вашингтон полностью совпал с моими ожиданиями и представлениями о нем. Столица США предстала передо мной очень уютным, комфортным, спокойным для проживания, очень ухоженным, чистым городом, где нет скученности небоскребов, много велосипедистов и клерков, спешащих на работу, а также туристов. А в Джорджтауне, куда мы пошли погулять вечером, дома были маленькими, похожими на сказочные картинки.

Вашингтоне наша делегация участвовала в семинаре, проводимом в Библиотеке Конгресса, где мы заслушали доклад об оценке отношений между США и Россией, взгляд в будущее. Его представляла Анжела Стент, доктор наук, профессор политологии и директор Центра исследований Евразии, России и Восточной Европы университета Джорджтауна. Доклад произвел на меня большое впечатление изобилием фактов, возможностями развития программ по обмену в системе образования. Отвечая на мой вопрос о перспективе развития программ по обмену студентами и преподавателями, г-жа Стент, к сожалению, отметила сокращение количества таких программ по обмену именно с Россией. И причины лежат в том, что востребованы прикладные науки: химия, физика, биология, а на языке они не преподаются и государством не финансируются.

Дальнейшим пунктом нашего назначения был Сент-Луис. И как удачно, на мой взгляд, заметил Алексей Кабаченко, ведущий специалист группы по взаимодействию исполнительной и законодательной власти ОАО Магнитогорский металлургический комбинат, Сент-Луис – это место встречи Востока и Запада, а Магнитогорск – место встречи Европы и Азии. За неделю, проведенную на семинарах в Сент-Луисе, мы обсуждали вопросы местного самоуправления, выборов местной власти, полномочий и прав, а также обязанностей местных руководителей. Совершенно парадоксальным для меня стал вопрос работы НКО – их эффективность, охват волонтерами, их влияние на жизнь округа и страны в целом. Это было для меня просто поразительным! Так, например, в «Центре независимости» я узнала, что люди, страдающие психическими расстройствами, могут реабилитироваться и социализироваться с помощью государственной поддержки, причем семья не принимает в процессе реабилитации активного участия. А «Центр Святого Патрика» ежегодно помогает более 9000 бездомным трудоустроиться и обеспечивает их жильем. Мне бы очень хотелось, чтобы и в нашей стране проявляли заботу о неимущих и нездоровых людях с таким же профессионализмом.

Университет штата Миссури в Сент-Луисе произвел на меня впечатление легкого, воздушного, но одновременно очень хорошо продуманного здания. Аудитории со стеклянными стенами, мягкие покрытия, дружелюбные студенты и преподаватели – все это навеяло мысли о доверительном обмене информацией, что и происходило позднее за круглыми столами с профессорско-преподавательским составом, представителями органов местного самоуправления, и некоммерческих организаций. Обсуждали проблемы вовлеченности горожан в социальные процессы, но меня очень волновали два вопроса, а именно – рейтинговая система оценки работы профессорско-преподавательского состава в ВУЗе, затем – возможность обмена студентами между Магнитогорским государственным университетом и UMSL, а также возможность слушать лекции ведущих преподавателей по скайпу и осуществлять совместную печатную деятельность. На все вопросы я получила исчерпывающие ответы от г-на Джоела Глассмана, проректора по международному обучению.

Не менее интересной оказалась встреча с директором школы г.Клейтон Дэном Гучевски. Он рассказал, что Единого государственного экзамена нет, ГИА для 9 класса тоже нет, а ученики сдают в каждом штате свои квалификационные экзамены, по результатам коих и продолжают учебу в ВУЗах. Школы финансируются государством в очень малой степени, дотации школы получают от частных лиц, от налогообложения и от федерального правительства. В среднем на ученика этой школы, которая считается образцово-показательной, тратится 15 тыс. долларов ежегодно, в то время как в среднестатистической школе на одного ученика тратится 7-8 тыс. долларов в год. Особое внимание уделяется религиозному воспитанию, но Библия изучается как памятник культуры и искусства. Из беседы с учениками школы стало ясно, что они уже выбрали себе дальнейшую стезю – либо заниматься спортом, иностранными языками (преподаются испанский, французский, латинский, но не русский), либо прикладными науками более углубленно.

Вот так вкратце можно обозначить мое открытие Америки. Хочу обязательно рассказать о потрясающем концерте симфонического оркестра Сент-Луиса, дирижер которого не мог устоять на месте и танцевал, одновременно дирижируя, о достопримечательностях этого города - Ботаническом саде, Арке (со сногсшибательной, в прямом смысле, площадкой обзора) и Историческом музее, а также о наших замечательных координаторах – Джерола Энока, Расса Синьорино, Джулиан Стоун, Тома Роденбау и д-ра Терри Джонса, без которых наше открытие Америки вряд ли бы состоялось. Благодаря Центру лидерства «Открытый мир», американских советов по международному образованию, организации «Сторонники гражданского общества в России», университета Миссури - Сент –Луис и МШПИ программа получилась настолько насыщенной и разнообразной, настолько плодотворной, что могу с уверенностью сказать – обмен состоялся! Обмен не только опытом, мыслями, но и чувствами. Уезжая, мы были растроганы – так провожают друзей! И это чувствовалось. Спасибо!

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Другие отзывы



Подробнее
Открытый мир. Выпускник-2011 Алихан Исраилов о семинаре в СШАдата:05 июня 2013   время:07:46 ;  автор:- Редакция сайта -

С 8 по 19 мая 2013 года в составе российской делегации я выехал в Соединенные Штаты Америки в рамках межправительственной российско-американской программы «Открытый мир». Данная программа реализуется уже с 1992 года Центром лидерства «Открытый мир» при поддержке организации «Сторонники гражданского общества в России», Библиотеки Конгресса США, Московской Школы Политических Исследований и Американскими Советами по международному образованию.

Десятидневное пребывание в штатах по направлению «Управление местными сообществами», где основной темой обсуждения стала «Американский федерализм и общественная политика в США». Наша группа в количестве 26 человек из разных регионов России, представляющих различные министерства и ведомства, депутаты и бизнесмены, журналисты и представители некоммерческих организаций провела три дня в Вашингтоне, но основная программа состоялась в городе Сент-Луис, штат Миссури.

Программа пребывания в штатах была очень плотной, которая включала в себя множество встреч и семинаров с государственными, муниципальными и общественными деятелями, политиками, преподавателями, представителями прессы, некоммерческих организаций и т.д. Все сразу в одном материале изложить, конечно, невозможно, постараюсь вкратце рассказать о тех мыслях и впечатлениях которые появились после поездки, которые превратили искусственную правду о американской жизни в реальную действительность.

Чем мне запомнился Вашингтон, то это то, что там нельзя строить здания выше Капитолия, возведение зданий запрещено с XIX века местным законом, никаких небоскребов нету. Поэтому внешний облик Вашингтона в основном похож на своеобразный европейский город. Что было заметно и отрадно, это чистота столицы, куда бы мы не пошли и не садились, везде все ухожено и чисто.

В отличие от столицы России, в Вашингтоне не образовываются многокилометровые пробки.

Экономика и политика США децентрализованы, поэтому никто особо не рвется «самореализовываться» в столицу.

Штаб-квартиры и офисы крупнейших американских компаний находятся в разных штатах – например, «Дженерал Моторс» в Детройте, «Майкрософт» в Редмонде и т.д., что обеспечивает равномерное развитие страны, отсутствие известного у нас контраста между «столицей» и «провинцией».

Что особенно интересно – в США вообще нет характерного для России деления регионов на «доноров» и «дотационников». Просто сама структура экономики и налоговой системы исключает это неравноправие. Например, тот же Сент-Луис долгое время был индустриальным и транспортным центром (он расположен у слияния крупнейших рек – Миссисипи и Миссури). Но и в современных условиях быстро нашел себя, переориентировавшись на развитие медицины и биотехнологий.

Уровень программы очень высокий, эксперты были интересными. Системе образования американцы уделяют пристальное внимание. Когда мы посетили одну из школ городка Клэйтона, состоялся разговор с директором этой школы. По его словам, в каждом районе существует Совет директоров школ района, члены которого избираются жителями района на 3 года, а председатель избирается на общем заседании Совета при голосовании из числа членов. А председатель Совета отвечает за деятельность директоров школ. Что касается университетов и колледжей, то в Сент-Луисе с населением 350 тыс. их 30, и когда мы задали вопрос об объединении вузов, то об этом и речи не было.

Гордость жителей Сент-Луиса это 192 метровая Арка, спроектированная финским архитектором Ээром Саариненом, единственная в мире, на которую поднялся и я, на самую высокую точку в Сент-Луисе, с чем можно и гордится. Также еще одной неотъемлемой гордостью жителей является бейсбольная команда «Cardinals».

Впервые своей жизни я посмотрел на бейсбольный матч, конечно игра очень скучная, в начале вообще ничего не понимал, да, как и все многие.

Как представителю органа по делам молодежи мне интересно было, как реализуется в Америке молодежная политика, оказывается, ее и нет. Я когда помощнику сенатора задал вопрос, есть ли в Америке какие-нибудь молодежные советы или организации при органах власти, он даже и удивился, они вообще отсутствуют.

В США колоссальную роль при решении важнейших общественных вопросов без участия власти играют некоммерческие организация. Деятельность этих организаций строится на волонтерстве, которое очень сильно развито в Америке, можно сказать, что каждый второй американец – волонтер.

Что еще интереснее было, то это поездка в один из мечетей г. Сент-Луис штата Миссури.

Специально для делегатов из Чечни, Ингушетии и Дагестана была организована внепрограммная поездка в мечеть. Поездка была организована благодаря Тому и Джули, за что им огромное спасибо за такую возможность, это доброе дело всегда останется у меня в сердце.

В мечети нас встретил профессор медицины, доктор Рани который и организовал нам экскурсию. Помимо мечети, в этом красивом здании была и мусульманская школа, в котором обучались дети из разных стран. Показали все кабинеты, в котором проводились занятия. Когда мы зашли в кабинет математики, где шел урок, коллега из Ингушетии сказал детям что я математик, и преподаватель вместе с детьми дружно попросили меня объяснить математические примеры на русском. И мне пришлось объяснять им на русском языке, от чего я получил огромное удовольствие.

В мечети сделали джамаат намаз, после встретились с имамом мечети MuftiAsifUmar.

Имам начал интересоваться ситуацией в регионах Кавказа и, особенно в Чеченской Республике, в свою очередь Алихан Исраилов делегат з Чечни рассказал имаму о республике и пригласил в гости. Имам с радостью принял приглашение и пообещал посетить республику в ближайшее время.

В общем, программа «Открытый мир» открыла мне новую Америку, новую жизнь, новое мышление, новые знакомства.

Я очень благодарен организаторам нашей поездки в США, Открытому миру, Московской Школе Политических Исследований, всем кто оказал содействие при реализации этой программы. Большое Вам спасибо! И так как я пригласил своих американских коллег в Чечню, буду очень надеяться, что я увижу их на чеченской земле.

Автор: Выпускник-2011 Алихан Исраилов

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Другие отзывы

RuKavkaz об участии Алихана Исраилова в семинаре в США



Подробнее
Вадим Штепа: Включать и различать. Terra America о семинаре в СШАдата:22 июня 2013   время:08:52 ;  автор:- Редакция сайта -

Центр лидерства «Открытый мир» и Московская школа политических исследований в мае организовали очередной ознакомительный тур в США по программе «Американский федерализм и общественная политика». Наша межрегиональная делегация провела множество встреч с общественными деятелями, преподавателями, представителями НКО в Вашингтоне и Сент-Луисе.

Первыми, самыми свежими и контрастными впечатлениями я уже поделился в нашей республиканской прессе, но для Terra America приберег более неспешные аналитические соображения.

В чем же все-таки секрет устойчивости американского федерализма? И даже вообще – существования его как такового? Окунувшись в атмосферу ровных и деловых взаимоотношений между общественными организациями и муниципалитетами, уровнями штатов и федерации в США, слишком уж явственно ощущаешь, что «Российская Федерация» является сугубо номинальным самоназванием.

У нас все по-прежнему держится на монархической «вертикали», которую американцы просто не знают. Им невообразимо – как это президент может назначить, снять или вызвать «на ковер» губернатора, а губернатор – проталкивать своих кандидатов в мэры. В федерации действует принцип субсидиарности – все вопросы, которые могут быть эффективно решены на местном уровне, решаются именно там, а «наверх» делегируются лишь те, которые затрагивают интересы в целом штата или федерации.

Кстати, США и Россия чем-то похожи по относительно невысокой явке избирателей на мэрские выборы. Но причины такого положения дел кардинально противоположны. На выборах мэра какого-нибудь небольшого российского города выдвигается мало претендентов потому, что спрос граждан с этой должности высок, а муниципальные ресурсы крайне ограничены – все налоги уходят в «центр». В американских же городах основные социальные проблемы решают сотни НКО и фондов, которые практически не зависят от государства. Эта гражданская самоорганизация делает должности мэров скорее «представительскими».

Но при этом – несмотря на такое снижение роли государства, там никто так остро, как в России, не опасается за «целостность страны». Прошлогодний инцидент с размещенными на сайте Белого дома петициями активистов разных штатов за «выход из США» воспринимается уже иронически. Кстати, ФБР никого из них не преследовало и не обвиняло в «экстремизме»…

Однако специфика американского федерализма состоит не только в отлаженной модели управления, но в самой, если угодно, модели сознания, которая умудряется согласовывать различия – как между регионами, так и между этнокультурными (расовыми, религиозными, стилевыми и так далее) общностями.

В 2005 году в издательстве Висконсинского университета вышел международный двухтомник под названием Regionalism in the Age of Globalism. Его авторы основывались не только на американском материале, но фактически выходило так, что самые «идеалистические» концепты регионалистов находят наибольшее отражение именно в американской практике.

Так, например, немецкий профессор Корнелия Хан (Kornelia Hahn) утверждает, что одним из основных принципов современного регионализма и федерализма является «включающее различие» (inclusive distinction). В отличие от свойственного большинству национальных государств принципа «исключающего различия» (exclusive distinction), который противопоставляет разные общности («или-или»), принцип «включающего различия» рассматривает всех жителей федерации (и отдельного региона) как равных граждан («столь же, как»). Но при этом не пытаясь их искусственно смешивать – различие (distinction), безусловно, сохраняется, что как раз создает культурное своеобразие и многообразие регионов.

Мои наблюдения в ходе поездки вполне подтвердили правоту этого вывода на множестве актуальных американских примеров.

* * *

Уникальность Сент-Луисского округа состоит в том, что он находится на территории сразу двух штатов – Миссури и Иллинойса. А городское метро по мосту через Миссисипи ходит из штата в штат.

Форум местного самоуправления East West Gateway возник там еще в 1965 году – задолго до появления в ЕС схожего феномена трансграничных еврорегионов. Миссия этого форума – сближать законодательные инициативы (а законы в разных штатах, как известно, разные) и способствовать межрегиональной экономической и транспортной интеграции. Более того, федеральное правительство делегировало форуму юридические полномочия по реализации этих проектов.

Увы, в современной России подобные, подлинно федеративные проекты представить себе невозможно. Несмотря на приведение региональных законодательств к единому стандарту, региональные бюджеты в РФ строго изолированы. Практически в каждом регионе есть свой внутренний дефицит, и поэтому у них практически не остается возможностей для финансирования межрегиональных проектов.

Гиперцентрализованная модель власти и экономики фактически сама обессмысливает название «федерация», которая основана именно на прямых межрегиональных связях и интересах.

Именно поэтому, кстати, уже много лет буксует «Еврорегион Карелия», торжественно провозглашенный еще в 2000 году – как первый в своем роде инструмент интеграции РФ и ЕС. Первоначально в него вошли Республика Карелия и три финские губернии, договорившиеся о софинансировании многих трансграничных инициатив. Однако впоследствии российская Карелия смогла продолжать этот проект лишь декларативно – республиканский бюджет, скудно отмеряемый «сверху», просто не выдержал бы такой нагрузки.

Возможно, инициаторы проекта «Еврорегиона» с карельской стороны в свое время надеялись на то, что в России приживется американский опыт федерации – когда бюджеты штатов, после уплаты федерального налога, принадлежат самим штатам. И вряд ли предполагали, что множество республиканских предприятий в процессе всеобщей «вертикализации» просто изымут у республики, включив во всевозможные «федеральные» холдинги, платящие налоги за ее пределами…

Образовательные программы в России подверглись такой же «вертикализации». Например, в той же Карелии, несмотря на ее приграничный статус, финский язык в школах практически не преподается. Тогда как в восточных регионах соседней Финляндии преподавание русского хоть и не является обязательным, но весьма распространено как популярный факультатив.

Местные жители осознают эту потребность, учитывая развитие туристических и экономических связей с Россией. Но министерство образования Карелии не может разработать аналогичные программы – образовательные стандарты утверждаются на федеральном уровне. В этом еще одно кардинальное противоречие с американской федерацией, где школьные программы разрабатываются самими штатами.

Российские противники этого федерального многообразия утверждают, что если школьные программы будут утверждаться самими регионами, это приведет к снижению уровня образования и такой дестандартизации, которая станет препятствием для абитуриентов из разных регионов для поступления в ведущие российские вузы.

Однако американский опыт свидетельствует как раз об обратном. В Сент-Луисском округе нам довелось посетить одну из школ, расположенную в маленьком городке Клейтон. Мы пообщались там со старшеклассниками, многие из которых собираются поступать в университеты уровня Гарварда. Сложилось впечатление, что штат заинтересован в максимально высоком уровне своих школ – свобода составления программ приводит не к снижению, но напротив – повышению образовательного стандарта.

Но вот чего в американских школах нет, так это курсов «традиционных религий», введенных недавно в России. При этом религиозная тематика, конечно, освещается, но, как нам пояснили учителя, это делается в контекстах других, светских предметов – истории, литературы, искусствоведения и так далее. Примерно половину населения Сент-Луиса составляют католики, другую протестанты, есть небольшие иудейская и мусульманская общины. Родители, конечно, могут отдать детей и в специализированную религиозную школу, но что касается государственных общеобразовательных школ, там никому не приходит в голову разделять учеников по религиозному принципу. Так работает принцип «включающего различия».

* * *

Еще мы отметили, что расовые отличия в США продолжают существовать – несмотря на все программы политкорректной «десегрегации». В кабинете артистичного Чарли Дули, главы округа Сент-Луис (этакого местного Обамы) висит большой портрет Мартина Лютера Кинга. В первый день пребывания в этом городе мы посетили симфонический концерт (кстати, очень интересно было здесь, в центре США, слушать гимн ЕС – бетховенскую «Оду к радости»), а через несколько дней – блюзовый фестиваль.

В концертном зале подавляющее большинство составляла белая публика, а на фестивале – черная. На блюзе мы заметили и несколько белых компаний, но смешанных не видели ни одной.

При этом – никаких взаимных трений у белых и черных практически не возникает, все между собой подчеркнуто вежливы. Просто живут в несколько разных культурных пространствах, но научились уважительно признавать эту дистанцию. Хотя на общих культовых мероприятиях, типа бейсбольных матчей, и те, и другие встают при исполнении американского гимна.

Все это уже существенно отличается от ситуации всего лишь полувековой давности, когда межрасовые различия носили не только культурный, но и социально-политический характер. Сегодня они вышли на уровень конкуренции различных культурных брендов. Конечно, и поныне встречаются пережитки расистских настроений с той и другой стороны, но это уже воспринимается как маргиналия.

Кроме того, сами черные и белые далеко уже не являют собой некие единые социальные общности, как это можно было представлять еще в середине ХХ века.

Это «включающее различие» приводит к порою забавным культурным парадоксам. Так, в 2006 году американскую сеть Hard Rock Café купило индейское племя семинолов. Культурно они остались самими собой, но ярко продемонстрировали свое включение в глобальную экономику. Что касается Сент-Луиса, то здесь успешно интегрировались несколько сотен боснийских мусульман, попавших в город по ООН-овской квоте во время югославской войны.

«Коренные» американцы поначалу настороженно отнеслись к этим заокеанским «чужакам», но впоследствии те сами быстро превратились в таких же американцев – разве что с некоторым славянским акцентом…

Наблюдая эти процессы, неизбежно задаешься вопросом: почему же в России вместо подобной интеграции все более заметен обратный тренд – этнокультурного размежевания? Видимо, это связано с тем, что у нас вместо построения полноценной федерации пошли по пути реставрации империи. Империя знает только один метод интеграции – унификацию этносов и регионов. Поэтому, как противовес, здесь неизбежны этнические конфликты. А в регионах, которые превращают в бесправную «провинцию», возникают сепаратистские настроения.

Преодолеть это можно было бы только полноценной федерализацией – не опусканием республик до областей, но наоборот – подъемом областей до статуса республик, со степенью самоуправления американских states. При этом тема «распада» будет снята их прямыми экономическими связями. И эти республики, кстати, совсем не обязательно должны быть «национальными» – всякая этнократия приведет лишь к «исключающему различию», вечному делению на «своих» и «чужих».

«Включающее различие» – это развитие всех этнических культур с их превращением в глобально узнаваемые бренды.

Говорят, что Россия не сможет развиваться по такому пути потому, что сам тип исторического генезиса здесь совсем иной, чем в США. Но все же у России с Америкой есть одно более близкое качество, чем с Европой – это история вольного освоения колоссальных пространств. Если в россиянах это качество пробудится на современном этапе – федерацию здесь еще рано списывать со счетов.

Источник: Terra America



Подробнее
Выпускник-2012 Станислав Станских: Что американцу хорошо, то россиянину…? (заметки на полях семинара в США)дата:22 июня 2013   время:10:09 ;  автор:- Редакция сайта -

I. О программе «Открытый мир».

В условиях государственной кампании против независимых организаций гражданского общества (безумие в духе «маккартизма») и нагнетания антиамериканских настроений в России пока продолжает успешно функционировать программа обмена опытом «Открытый мир» («Open World»), учреждённая по инициативе двух интеллектуалов – директора Библиотеки Конгресса США Дж. Биллингтона и академика Д.С.Лихачёва.

Программу администрируют Центр лидерства «Открытый мир» при Библиотеке Конгресса США (Open World Leadership Center at the Library of the U.S. Congress) и Американские Советы по международному образованию (American Council for International Education).

Программа позволяет российским лидерам осуществлять краткосрочные визиты в США для знакомства с различными сферами американской общественной и частной жизни. В этом Программе помогают различные государственные и неправительственные организации. Например, такие, как «Сторонники гражданского общества в России» (Supporters of Civil Society in Russia, Inc.), «Акин, Гамп, Штраус, Хауер & Фелд» (Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld LLP), «Партнерство в поддержку местного самоуправления» (Local Government Partnership) и другие.

Вообще, стоит поблагодарить американских налогоплательщиков и их представителей за программу «Открытый мир», которая способствует взаимопониманию между россиянами и американцами. Эту благодарность я выразил послу США в России М.Макфолу на его твиттер-конференции 14 мая 2013 года (#AskMcfaul).

Итак, в качестве выпускника Московской школы политических исследований я прошёл отбор и был приглашён для участия в ознакомительном семинаре «Американский федерализм и публичная политика в США», который состоялся 8-18 мая 2013 года в Вашингтоне (Округ Колумбия) и Сент-Луисе (Штат Миссури). Наша делегация состояла из выпускников МШПИ – давнего партнёра программы «Открытый мир» – региональных и муниципальных депутатов, государственных и муниципальных служащих, преподавателей и представителей НКО, журналистов.

Первые дни нашего визита прошли в столице США – городе Вашингтоне, Округ Колумбия. Перед нами выступали ведущие американские инвесторы, политики, журналисты, политологи, лоббисты, архивисты, сотрудники Сената Конгресса США и Совета национальной безопасности США. Обсуждали взаимоотношения США и России, особенности инвестирования в развивающиеся рынки, лоббистской деятельности, независимой журналистики, а также вопросы открытости (транспарентности) публичных институтов. Встречи проходили в Библиотеке Конгресса США, в Конгрессе США, в Музее первой поправки к Конституции США / Музее журналистики и свободы слова «Ньюзеум» («Newseum»).

Основная программа нашего пребывания в США состоялась в Штате Миссури, в городах Сент-Луис и Клейтон. Мы познакомились с работой исполнительных, представительных и межрегиональных консультативных органов местного самоуправления различных муниципалитетов Штата Миссури, узнали особенности территориального восстановления проблемных частей муниципальных образований, формирования эффективных стратегий развития городов, организации работы с местным сообществом, решением вопросов ЖКХ, побывали в Апелляционном суде Штата Миссури (Missouri Court of Appeals), познакомились с работой благотворительных организаций, социальным обслуживанием бездомных, реабилитационным профилактическим центром для людей с психическими расстройствами. Наша делегация встречалась с представителями Университета Штата Миссури в Сент-Луисе, слушала лекцию профессор Дэвида Робертсона по американскому федерализму, посещала школу для старшеклассников (город Клейтон). Кроме этого, мы встречались с руководством общественного ТВ и радио Штата Миссури и региональной торгово-промышленной палаты.

Из неофициальной части программы в Вашингтоне удалось побывать на хоккейной игре (Вашингтон Кэпиталс & Нью-Йорк Рейнджерс, плей-офф кубка Стэнли) и легендарной столичной барахолке Eastern Market. Культурная часть визита была не менее насыщенной: понравился концерт симфонического оркестра г. Сент-Луиса (St. Louis Symphony) под управлением дирижёра Дэвида Робертсона (David Robertson) в части бетховенского репертуара, запомнилось выступление известного блюзмена Маркиза Нокса (Marquise Knox) на открытом воздухе перед Миссурийским историческим музеем, поразила этакая Ма Рейни наших дней – местная блюзовая дива Ким Месси (Kim Massie), выступавшая в баре «The Beale» на сент-луиском Бродвее. Средний Запад порадовал Ботаническим садом Штата Миссури (Missouri Botanical Garden), бейсбольным матчем с участием гордости жителей Штата Миссури – команды St. Louis Cardinals (правила ясны, но азарта не почувствовал), крупными торговыми миссурийскими центрами, легендарной пивоварней «Анхойзер Буш» (Anheuser Busch Brewery).

II. Об американском опыте.

Америка – чрезвычайно децентрализованная страна.

И вообще, весь американский опыт строится на частностях (от частного к общему). Члены нашей делегации всё время допытывались у американцев об особенностях, например, их федеральной государственной молодёжной политики. В США нет государственной молодёжной политики (как на федеральном уровне, так и на уровне штатов), равно как нет и других государственных политик в привычном нашему уху контексте. Децентрализация проявляется в том, что каждый штат самостоятельно определяет многие вопросы общественной жизни. Например, утверждает образовательные стандарты (при этом школами управляют… сами школы и жители). Даже автомобильные номера у каждого штата везде свои. У децентрализованных процессов много глаз, а значит, много разного контроля.

Благодаря демократии и децентрализации в США нет концентрации всех ресурсов (финансовых, интеллектуальных и прочих) в одном штате (как в Москве), нет Центра и регионов (как в России), есть сообщество штатов. При этом ресурсы распределены по штатам в целом достаточно равномерно. Столица США – город Вашингтон – сугубо административный центр, где расположены учреждения федеральной власти, там живёт мало людей и нет промышленности. Лучшие университеты – негосударственные учреждения, имеющие частное финансирование – находятся в разных штатах и не сконцентрированы где-то в одном месте, как в России. Переехав из одного штата в другой, в целом, Вы не почувствуете кардинальной разницы в уровне жизни, хотя у каждого штата своё законодательство, свои социально-экономические и климатические особенности. Что объединяет это сообщество с виду разрозненных сообществ? В первую очередь, федеральная Конституция, конституционные ценности уважения человеческого достоинства, прав и свобод человека и гражданина, единое экономическое пространство. Всё это подкреплено патриотическими элементами в виде национальных символов, идей, интересов.

США – страна «конституционной бюрократии». Один из наблюдаемых парадоксов состоит в том, что при некоей хаотичности и неупорядоченности всех институтов, американцы – весьма забюрократизированная нация. Это становится понятно ещё при оформлении визы, разновидностей которой наберётся более десятка. На мой взгляд, эту огромную бюрократическую машину заставляет работать только одно – соблюдение Конституции и всех остальных правовых актов. В США стараются следовать собственным правилам и процедурам, даже если они устарели, потеряли свою актуальность. В России отношение к закону и процедурам исторически сложилось негативное, если не сказать большего – пренебрежительное.

Соединённые Штаты – страна сообществ. Школьное сообщество, университетское сообщество, сообщество по интересам, политические сообщества и т.д. Вся общественная жизнь людей и институтов структурируется вокруг сообществ, который являются основой американской демократии. В сообществах происходит формулирование и артикуляция интересов их членов, сообщества продвигают свои интересы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Принадлежность к сообществу – важный элемент социализации и социальной мобильности. Сообщества как самоорганизующиеся общественные структуры вырабатывают свои стандарты и правила поведения. Отсюда мы наблюдаем, например, выдающееся развитие института репутаций, которого так не хватает в России.

Соединённые Штаты – страна советов. И это не фигура речи, а факт американской общественной жизни. Самоуправление в США повсеместно. Сообщества самоуправляются через советы – муниципальные, попечительские, консультативные.

В основе решения многих вопросов в США лежит частная инициатива граждан. А на местном уровне всё возможно только при активном участии граждан. Например, я предлагаю организовать мост через реку и оптимизировать тем самым транспортную сеть своего района. Я ищу в своём районе единомышленников, мы встречаемся, обсуждаем оптимальный вариант такого решения (как организационный, так и финансовый), формулируем запрос в муниципалитет, который совместно с нами продолжает прорабатывать этот вопрос и т.д. Как только диалог прекращается – всё останавливается. По общему правилу, сам муниципалитет не будет предлагать гражданам построить мост. Зачем? Если нет потребности и запроса от жителей, то и делать это обычно никто не будет. И вообще, муниципальная власть занимается в основном вопросами ЖКХ и городской инфраструктуры. По запросу местных сообществ муниципалитет может помочь им решить тот или иной вопрос, не связанный с инфраструктурой. Но обычно в этом нет необходимости, ведь муниципалитет – это всего лишь одна из структур местного сообщества, наделённая чёткой компетенцией. И если необходимо решить вопрос, который не относится к компетенции муниципалитета, то городское сообщество обращается к своим другим структурам – например, всевозможным негосударственным советам, ассоциациям и объединениям.

В США суды часто выносят оправдательные приговоры. Это, конечно, необычно для современной России. А ещё многие американцы против смертной казни, но не по религиозным мотивам, а из-за понимания возможности судебной ошибки.

В США публичный интерес понимается ýже, чем в России. У нас публичный интерес носит тотальный характер, им оправдывают любые дискриминации и ограничения. При этом в США развит институт коллективных частных исков, которые выполняют ещё и антимонопольную функцию.

Несколько слов об американцах. Они, конечно, разные. Но запомнилось несколько особенностей. Во-первых, американцы – очень дружелюбный и вежливый народ. Они всегда стараются быть приветливыми, здороваются с незнакомыми, улыбаются, извиняются, если есть хотя бы намёк на нарушение ими вашего личного пространства. Эта черта невероятно подкупает. Запомнился случай на перекрёстке, у которого мы остановились, думая, в какую сторону идти дальше. К нам подошла школьница и видя наше замешательство, поинтересовалась, всё ли у нас в порядке и предложила помочь. Во-вторых, американцы стараются избегать конфликтов. Возможно, потому что это не выгодно. В-третьих, с детства американцев учат искусству самопрезентации. Если ты умеешь себя подать, ты будешь успешен. Приятно удивила манера выступлений большинства докладчиков – никаких пауз, слов паразитов, поставленная речь (пусть и не всегда богатая), умение чётко отвечать на поставленные вопросы, замечательные презентационные материалы. В-четвёртых, американцам с детства прививается любовь к волонтёрству. В-пятых, у многих американцев большие семьи, у многих по 3-4 детей в семье. В-шестых, американцы действительно не всегда хорошо знают всемирную географию. Более того, наши американские коллеги жаловались, что не все американцы знают, где находится даже Сент-Луис. Плохо это или хорошо – написано в конце моих заметок.

США – страна волонтёров. США как страна сообществ состоит из огромного количества волонтёрских организаций. Лучшие волонтёры получают по президентской волонтёрской программе даже сертификат, подписанный Президентом США, и Президентскую медаль Почёта (!). Волонтёрство эффективно встроено в систему американского общества: сложно быть успешным человеком и не быть при этом волонтёром, волонтёрский опыт учитывается при обучении, при получении грантов, при карьерном продвижении и т.д. Волонтёрство даёт возможность общаться по интересам. Кроме того, эта деятельность – часть культурной традиции. Когда эмигранты приехали на американский континент, они были без ресурсов, что потребовало объединения усилий. А.Токвилль писал о том, что американцы с большим желанием помогают друг другу. В США помогать другим – это честь и привилегия. Волонтёрство затрагивает не только низовые квалификации, но и касается участия жителей в управлении некоммерческими организациями (Правление, Совет директоров, Попечительский Совет и т.д.).

По статистике многие американцы занимаются волонтёрством через церковь.

Государство не регулирует (не вмешивается в) волонтёрскую деятельность, а только упрощает налогообложение для НКО и благотворителей.

Такая практика контрастирует с российским опытом. В России большинство начинаний организуются (или «спускаются») сверху. Волонтёрство – новое явление в России – предполагает самоорганизацию снизу. Когда была трагедия в Крымске, волонтёры были более эффективны, чем государство, поэтому государство, почувствовав угрозу своей монополии, планирует сейчас ввести законодательное регулирование волонтёрской деятельности.

США – страна транспарентных государственных органов и учреждений. Большая часть информации о деятельности государственных структур находится в открытом доступе или может быть получена по запросу, вплоть до засекреченной информации.

Законодательство об открытости органов власти состоит из Закона о свободе информации (Freedom of Information Act, FOIA) 1966 года, Закона о федеральных консультативных комитетах (Federal Advisory Committee Act) 1972 года, Закона о неприкосновенности личной жизни (Privacy Act) 1974 года и Закона об открытости деятельности государственных органов «Власть как на ладони» (The Government in the Sunshine Act) 1976 г. Последний закон дословно переводится как «Власть под светом солнца» и сокращённо называется просто «Закон солнечного света» (Sunshine Law). Этот федеральный закон и аналогичные законы штатов об открытости органов власти требуют при обсуждении решений, затрагивающих права и интересы населения, проведения открытых заседаний органов власти, а также открытости информации, связанной с принятием решений.

Закон Штата Миссури (Missouri Sunshine Law) предусматривает, что «встречи, документы, результаты голосования, мероприятия государственных органов должны быть открытыми для общественности».

Конечно, в США существуют проблемы, связанные с доступом граждан к засекреченной информации. Практика крупнейшего в США негосударственного Архива национальной безопасности при Университете Дж. Вашингтона показывает, что, например, ЦРУ расстаётся с секретными документами только через суд. Поэтому работа по рассекречиванию архивов требует терпения и времени, но в конечном итоге она приносит свои плоды (общество через учёных и журналистов лучше информируется о состоянии дел и своих служащих, этим снижается градус социальной напряжённости). Кстати, американцы в целом неплохо оценивают российское архивное законодательство, а проблему видят в правоприменении, поэтому они советуют менять правовую культуру чиновников.

На мой взгляд, в России государство в лице своих органов и должностных лиц делает всё в нарушение законодательства, чтобы не рассекречивать документы даже после истечения установленного законом срока. Например, информация о сталинских политических репрессиях всё ещё не полностью рассекречена. А неправительственные организации, которые требуют рассекречивания документов через суд, подвергаются травле. Например, правозащитная организация «Мемориал».

Общественное телерадиовещание Штата Миссури представлено общественным телевидением и радио. Сент-Луис в журналистском мире прославил Дж.Пулитцер. Поэтому традиции этого ремесла на Среднем Западе на высоком уровне.

Общественное телевидение «9 канал» (www.ninenet.org) финансируется только на 5-10 % из государственного бюджета, остальное финансирование – сугубо из частных и негосударственных источников. Поскольку общий бюджет канала составляет около 10 млн. долларов США, на канале нет собственных ежедневных передач. Упор делается на ТВ-передачи, которых не делают коммерческие каналы, которые им неинтересны из-за низкой рентабельности. Это культурные, образовательные, новостные передачи.

Криминальные новости показывают другие каналы, на этом они и зарабатывают. Поэтому на общественном телевидении минимум информации об убийствах. Разве что могут освещаться коррупционные случаи.

ТВ-программу стараются делать без специализации на возрастные или демографические группы, хотя есть передачи и для молодёжи – например, «Американский выпускник».

На общественном ТВ и радио обсуждают конкретные проблемы, не гоняются за сенсациями, большое внимание уделяют дискуссиям. В США другая культура новостей и дискуссий, всегда есть противоборство, политики ждут серьёзных, неимитационных, вопросов. Спорт не освещают и спортсменов не приглашают. Общественное вещание занимается тем, чем не занимается рынок. В общем, общественное телевидение для ответственных налогоплательщиков.

Радио (www.stlpublicradio.org) вещает для 10 % населения, на 250 тыс. чел. Многие из слушателей – те, кто принимают решения.

США и в общественной журналистике на передовой. Так, уже в 80-е гг. в редакции обсуждалась идея создать собственный сайт. Её реализации помешало прагматический на тот момент довод об отсутствии у многих американцев компьютера.

Интересно, что сейчас сам гаджет определяет целевую аудиторию контента:

радио обычно слушают те, кому около 48 лет, а мобильными устройствами пользуется молодёжь до 33 лет.

Общественное телевидение независимо от государственного влияния и частных спонсоров. По мнению одного популярного телеведущего «9 канала», любое давление на него просто исключено: если бы на него хотя бы повысили голос, он бы сразу уволился с этого ТВ. Понятно, что не все себе могут это позволить, но если не вдаваться в детали, сам этот подход, безусловно, заслуживает уважения.

И ещё. По мнению американцев, свобода слова важнее, чем риск коррупции. А вопрос коррупции – это вопрос транспарентности.

США – страна выборов и референдумов. Но выборы – не самоцель, а средство подотчётности должностных лиц избирателям, определения лучших представителей. В США избирают даже руководителей пожарных отделений и представителей в Советы школьных округов («РАЙОНО»). На референдумах разного уровня решаются важные вопросы общественной и государственной жизни (например, выпуск государственных облигаций, легализация однополых браков или марихуаны). Оказывается, институты прямой демократии неплохо работают не только в Швейцарии!

Местная демократия в действии, развитие городской среды. В городском округе Сент-Луиса очень консервативный подход (если не сказать больше – архаичный) к цензовым ограничениям для кандидатов в Городской Совет (Совет Старейшин). В частности, он предполагает следующие требования: минимальный возраст кандидата не менее 28 лет (!) и проживание в городе не менее 5 лет (!). В то время как для кандидата в Палату Представителей Конгресса США достаточно достижения 25-летнего возраста (в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации можно избираться с 21 года). В добавок, получается, что от процесса принятия решений отстраняется почти всё молодое поколение (даже если есть опасения недостаточной зрелости депутатов, трудно представить, что снижение возрастного ценза заполонило бы весь Горсовет молодёжью). Ценз оседлости в 5 лет необоснованно велик и не учитывает мобильность населения и миграционные процессы, в то время как местная власть должна быть максимально приближена к жителям.

В городке с населением в 15 тыс. жителей (Клейтон) Сити-менеджер подчиняется 7 выборным лицам – Мэру и Правлению Старейшин (Горсовет). Старейшины работают на полставки. Заседания Правления Старейшин проходят дважды в месяц по вечерам, обычно на эти заседания приходит много людей (и время провести, и вопрос задать, и проблему поставить). Вообще, как уже отмечалось, в США все слушания и заседания проводятся открыто, любой может прийти и послушать, а где-то – и поучаствовать.

После Второй мировой войны люди стали переезжать в пригороды, этот процесс продолжался до финансового кризиса 2008 года. Такая тенденция привела к тому, что в центральной части города население стало падать. И вообще, уже долгое время количество населения не меняется, но оно продолжает стареть, т.к. молодёжь уезжает в другие штаты и даже страны. (Кстати, здесь если по каким-то вопросам своих гениев не могут вырастить, их просто «импортируют», не делая из этого трагедии). Поэтому перед сообществами и властями встала задача – как увеличить население и привлечь его в центр города. Стали предоставляться налоговые льготы при проживании в центре или исторических районах города. Сейчас удаётся переломить тенденцию ещё и потому, что новое поколение больше начинает ценить разнообразие и возможность ходить пешком, что невозможно в пригородах, хочет больше общаться друг с другом, а такую возможность даёт только жизнь в центре города. Отмечу, что в России наблюдается обратная тенденция переселения людей из мегаполисов в пригороды – по экологическим и экономическим причинам. Этому способствует развитие интернета и дистанционная работа. А центры городов переполнены зачастую из-за престижности проживания в них, а также из-за наличия лучшей инфраструктуры, которую не всегда можно найти за городом.

США – страна толерантности. Американцы стараются быть терпимыми к иному, к другому: к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. В государстве со сложным этноконфессиональным составом политика толерантности создаёт прочную основу (хотя не обходится и без перегибов) для адаптации и ассимиляции в американское общество, минимизации конфликтности.

Границы толерантности в разных обществах различны. Это остро чувствуется на примере такого вопроса, как гомосексуализм и однополые браки. В США этой проблеме на публичном уровне уделяется большое внимание: четверть американских штатов уже легализовали однополые браки (через суд, закон или референдум), в то время как в большинстве штатов они пока запрещены. Несмотря на то, что федеральный окружной суд уже высказался в пользу однополых браков, признав неконституционным Федеральный закон о защите традиционного брака между мужчиной и женщиной (DOMA), окончательное решение вопроса сейчас ожидают за Верховным Судом США. Эта дискуссия носит настолько важный характер, что получила даже своё отражение в журнале (более совершенная форма стенгазеты) Клейтонской школы для старшеклассников «Globe», главной темой майского номера которого на обложку вынесено «Будущее гей брака» (2013, Vol. 84, Issue 8).

Борьба за гражданские права или падение нравов? На этот вопрос человечеству предстоит дать ответ в самое ближайшее время.

По моим наблюдениям, чем более авторитарно и закрыто общество, тем более гомофобным оно является. Эти тенденции можно наблюдать сейчас и в России, где церковное и религиозное возрождение и авторитарные начала в политическом режиме тесно переплетены и образуют взрывоопасную смесь православного и исламского национализма. На это накладывается отсутствие культуры компромисса и диалога в обществе. Россия рискует опять оказаться в штопоре деспотизма и внутренней агрессии.

Несколько слов об образовательной среде.

Начну с рекламной паузы. Университет Штата Миссури в Сент-Луисе, который был одним из соорганизаторов нашего семинара, заинтересован в программах обмена с любыми российскими университетами. Миссурийский университет готов принять группу студентов из России с проживанием в студенческом кампусе и по обширной тематике (от биологии до федерализма). При этом пожелания к партнёрскому университету в России следующие – преподавание дисциплин(ы) на английском языке для американских студентов и обучение русскому языку как иностранному.

Итак, как уже отмечалось, у каждого штата собственная система образовательных стандартов, которые сейчас в США пытаются унифицировать. Это делается через разные сообщества (например, учительские). Вообще, исходя из полученного опыта, могу рекомендовать достаточно неплохую статью на Википедии об образовании в США.

Приведу лишь только наиболее полезные для России факты.

Большинство американских детей учится в бесплатных государственных (публичных) школах. Однако в США распространена и система частных школ, которые дают в основном элитарное образование. Бесплатные государственные школы управляются главным образом избранными населением школьными советами, типа РАЙОНО (School Boards), каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом (School District), чьи границы часто (но не всегда) совпадают с границами округа или города, и которые содержат одну или несколько школ. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая лишь стандарты и экзаменуя школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников на экзаменах.

Деньги на школы берутся в основном из местных (городских) налогов на недвижимость, так что качество школ сильно зависит от цен на дома и от того, сколько налогов родители готовы платить за хорошие школы. Часто это приводит к порочному кругу. В округа, где школы заработали хорошую репутацию, съезжаются родители, стремящиеся дать детям хорошее образование. Цены на дома растут, и комбинация денег и целеустремленных родителей поднимает школы на ещё более высокий уровень. Обратное происходит в бедных районах.

Некоторые большие школьные округа учреждают «школы-магниты» для особо талантливых детей, проживающих на территории их юрисдикции. Иногда в одном округе бывает несколько таких школ, разделенных по специальности: техническая школа, школа для детей, проявивших талант в искусстве, и т. д.

Повторюсь, школы самоуправляются.

Средний годовой бюджет на одного школьника в Сент-Луисовском городском округе составляет около 6-7 тыс. долларов США, в то время как в престижных школах на одного ученика тратится около 15 тыс. долларов США (например, так обстоит дело с Клейтонской школой для старшеклассников, где была наша делегация). Если школьник хотел бы учится в школе другого района, его родители должны будут оплачивать его обучение.

Школьники сдают экзамен на знание Конституции США и Конституции Штата.

Школьники обладают высокой автономией при выборе учебных дисциплин (классов). Удивило, что в Клейтонской школе для старшеклассников – одной из лучших в США – 6 психологов. Вопрос подростковой агрессии актуален и для привилегированных школ.

Учителя обязаны избегать политизированности занятий (принцип непартийности обучения). Учитывая, что в США сложилась двухпартийная политическая система при политическом плюрализме в Клейтонской школе для старшеклассников проходят сенаторские игровые дебаты, существует Клуб молодых республиканцев и Клуб молодых демократов. Последний – наиболее популярен, поскольку клейтонцы в большинстве своём придерживаются демократических взглядов.

Религия в большинстве школ преподаётся в широком аспекте (роль религии в обществе), т.е. с социологической точки зрения, а не теологической.

III. Некоторые тезисы американских докладчиков.

Россия – США.

Россия и США, хотя и не являются врагами, всё ещё живут в тени холодной войны. Усилия сторон должны быть направлены на сокращение военных угроз, на нераспространение оружия массового поражения, а в перспективе – на международное региональное сотрудничество.

Представители Совета национальной безопасности США, говоря о встречах, которые проходили в эти дни в Москве, отмечали, что с российской стороны ощущаются элементы мышления времён холодной войны, и призвали уходить от этих стереотипов. Вместе с тем, по их мнению, Россия – супердержава, потому что обладает ядерным запасом, способным уничтожить весь мир, а также самой большой территорией и ресурсами. Я же обратил их внимание, что такое понимание державности архаично и скорее соответствует XIX или XX веку. Я отметил, что великая держава в XXI веке – это то государство, где обеспечивается верховенство права, соблюдаются права и свободы человека и гражданина, в т.ч. и право на безопасность. В этом смысле, Россия не является великой державой.

Вообще, встреча с представителями Совбеза США оставила ощущение, что в Совбезе США теряют веру в верховенство права или уже не считают это приоритетным направлением своей жизни. В этой связи мне вспоминаются слова Т.Джефферсона: «тот, кто отдаёт свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого».

Между Россией и США недостаточно каналов для общения, поэтому фактор личных отношений крайне важен. Все руководители России выступали с заявлением о желании улучшить отношения с США. Перезагрузка Обамы-Медведева сработала из-за личных отношений, лидеры не тянули за собой багаж холодной войны. После 2011 года отношения стали усложнятся. В любом случае, Россия и США по-прежнему нуждаются друг в друге.

По мнению представителей Совета национальной безопасности США, основная причина, по которой США не могут отменить визы для граждан России хотя бы в одностороннем порядке, вовсе не политическая или бюрократическая, а сугубо прагматическая: плохая статистика по россиянам. Мне показался этот ответ не совсем правдоподобным.

По мнению американских докладчиков, не дело США решать российские проблемы. Должно быть взаимовыгодное сотрудничество. У США и России много общего во взглядах на мир.

Российская и американская общественные системы всегда будут различны, т.к. разные основания и исторический опыт.

В новостные ленты обеих стран попадает зачастую только негативная информация, а позитив редко отмечается, поскольку как бы само собой подразумевается. Но иногда и к нему нужно специально привлекать внимание.

Россия в последние годы постоянно говорит о необходимости уважения суверенитета, даже в условиях геноцида или гражданской войны. Это консервативный подход. По мнению США и ряда европейских стран, допустима гуманитарная интервенция при уважении базовых принципов ООН.

Спецслужбы США будут помогать России обеспечивать безопасность Олимпиады 2014 года в Сочи. Об этом достигнута договорённость между Б.Обамой и В.Путиным.

Инвестиции в Россию.

Россия только развивается, но за 20 лет достигла больших успехов.

В начале 90-х гг. РПЦ вела экономически активную деятельность и это хорошо понимали в США.

Между Россией и США – невысокий торговый оборот.

Человеческий капитал – самый большой актив России.

Инвестировать нужно в такой бизнес в России, который уже преуспел в США и Европе.

Если россияне хотят развивать инновационную экономику, необходимы зарубежные стажировки с возвратом в страну этих стажёров.

Чем более глобален мир, тем меньше возможностей для взяток и коррупции. Поэтому встроенность в глобальный мир выгодна россиянам. Коррупция есть в любой экономике, различаются масштабы. В США чувствуется внутрироссийская озабоченность проблемой. Если будут социальные перемены, от этого выиграет всё общество.

Глобальные инвесторы думают о трёх моментах (этика инвестора):

- окружающая среда;

- социальная ответственность;

- эффективное управление.

России нужен новый бренд.

Преимущество России – невысокие налоги, недостаток – инфраструктурные проблемы.

В России по-прежнему есть сферы, куда можно вкладывать деньги.

Представительство интересов и законодательный процесс в США.

Конгресс США состоит из Палаты Представителей и Сената. Двухпалатная система задумывалась в том числе и для того, чтобы не доминировали штаты с небольшим населением.

Нижняя палата – чашка горячего чая, верхняя (Сенат) – остужающее блюдце.

Члены Палаты Представителей избираются на 2 года, сенаторы – на 6 лет. Выборы каждые 2 года делают представителей более подотчётными населению, однако и популизм в нижней палате крайне высок. Сенаторы же не должны думать о частых перевыборах, а должны сосредотачиваться на парламентской работе. Сенаторы преодолевают популизм нижней палаты Конгресса, фильтруя её законопроекты.

В нижней палате больше партийной дисциплины.

США – родина лоббизма. Лоббисты помогают законотворцам, предоставляют полезную информацию и аналитику, служат эффективным инструментом обратной связи при принятии решений. Поскольку правом законодательной инициативы обладают только конгрессмены, даже правительство обращается за помощью к лоббистским организациям, чтобы те убедили того или иного конгрессмена внести законопроект. При этом в США жёсткое регулирование лоббистской деятельности, направленное на минимизацию случаев коррупции.

Годовой бюджет сенатора и его аппарата зависит от численности штата. Например, бюджет сенатора от Штата Миссури, у которого работает около 40 человек (20 чел. в Вашингтоне и 20 чел. в Сент-Луисе) составляет около 10 млн. долларов США.

Аппарат и бюджет каждого члена Палаты Представителей одинаков и составляет 10 чел. и 1,5 млн. долларов США соответственно.

Большое количество американцев работает у конгрессменов на общественных началах для строчки в резюме, опыта и расширения связей.

IV. О некоторых американских проблемах.

Как известно, любая медаль имеет и обратную сторону. Мне показалось, что в США до конца ещё не решён расовый и национальный вопрос. (Кстати, интересное наблюдение – в США на классические концерты ходят в основном белые старики, видимо, это последствия сегрегации, перемешанные с разными культурными предпочтениями). Одной из основных проблем также является – ассоциальность и бедность части населения. Есть проблемы и в общении американцев между собой. С одной стороны, за внешним радушием и порой натянутыми улыбками зачастую скрывается маска лицемерия и равнодушия. С другой стороны, из-за того, что США – одноэтажная страна («Одноэтажная Америка»), страна частного сектора, частных домов (расстояния между ними достигают порой приличных размеров), людям не всегда удаётся плотно общаться друг с другом. Обычно общение происходит по выходным в рамках местных сообществ, которые часто объединяются по интересам вокруг тех или иных религиозных общин и приходов (США – очень религиозная страна, но нет ни одной доминирующей религии, что обеспечивает прочную основу для религиозного плюрализма). Особенно это актуально для пенсионеров, у которых нет естественного круга общения на работе. Из других проблем стоит отметить проблемы межведомственных согласований, а также случаи коррупции и криминала (особенно, связанные с оружием).

V. Отдельные факты о США.

1) США – не враг России, Россия – не враг США. Россия вообще перестала представлять для США интерес № 1. Это место теперь занимает Китай (основные долги США – это долги Китаю). Кстати, США (под этим собирательным словом я имею в виду и госорганы, и НКО, и бизнес, и просто американцев) активно сворачивают гранты, связанные с изучением России по трём причинам: бюджетный дефицит и экономические проблемы; Россия – обеспеченная страна (в части среднего ВВП на душу населения) и к тому же не враг; часть средств перенаправляются на изучение… конечно, Китая.

2) В США на сoffee-break обычно подают только кофе, а нам-то подавай tea-break. Чай пьют редко и он там не лучшего качества (я не беру во внимание специализированные места).

3) В США везде кондиционеры. Вдобавок к ним ещё везде наровят положить лёд во все напитки (если чай, то холодный).

4) В США везде большие порции, большие дома, большие машины. Всего много, включая ассоциальных элементов. Страна изобилия. На мой взгляд, всего чрезмерно много. Например, в моём гостиничном номере было более 10 различных полотенец.

VI. Об американском и российском опыте по ключевым словам.

Некоторые личные ключевые слова о США: Конституция, демократия, флаг, человек, достоинство личности, сообщества, децентрализация, самоорганизация, федерализм, выгода, общее благо, инновации, мигранты, гомосексуализм, толерантность, плюрализм, комфорт, религиозность, волонтёры, гамбургеры, барбекю, джаз, блюз, кола, кофе, лёд, вежливость.

Некоторые личные ключевые слова о России: территория, нефть, газ, лес, руда, «страна господ, страна рабов», грязь, коррупция, воровство, бездорожье, государство, церковь, отец нации, насилие, репрессии, гомофобия, паспорт, прописка, контроль, снег, водка, разруха, пельмени, манты, борщ, уха, холодец, квас, винегрет, оливье, берёза, балалайка, чай, балет, телега, гостеприимство.

VII. Размышления о российском опыте.

Сравнение российского и американского опыта было, к сожалению, не в пользу России. Всех членов нашей делегации постоянно волновал вопрос: «Почему у нас не так?». Почему дороги разбиты или вовсе отсутствуют, почему цензура, почему сплошная неэффективность, почему нет равенства всех перед законом и судом, почему нет независимого и справедливого суда, независимой журналистики и т.д. И тут же находились ответы: коррупция, воровство, тяжёлое наследие прошлого, выражающееся в патернализме и неуважении человеческой личности, негативные особенности национального характера (необязательность, надежда на «авось», недисциплинированность, пьянство, зависть чужому успеху, подозрительность ко всему новому и иному, лень, откладывание на завтра, фатализм, недоверие и т.д.).

В России продолжается поиск национальной идеи. Кто-то видит её в том, что Россия спасёт мир (миссианство). Интересно, как мы спасём мир? За счёт чего? Что Россия сможет предложить миру в современных условиях глобализации кроме энергоресурсов? Мы будем спасать мир с грязными туалетами в лучших отечественных университетах, в алкоголизме и наркомании, захлёбываясь грязью дорог – в этом что ли состоит формула российского национального счастья? Мы будем рассуждать о демократии в Северной Корее и Зимбабве, но при этом жить в домах с покосившимися крышами в деревнях. Рядовые американцы мало интересуются международными вопросами лишь потому, что они сосредоточены на решении своих повседневных проблем (дом, улица, город, регион, страна, мир). Приоритетность наших проблем состоит кардинально в иной последовательности (мир, страна, регион, город, улица, дом). Наш собственный дом и жизнь – на последнем месте. Почему так вышло – более-менее понятно: крепостное право и советская идеологическая машина сделали своё дело. Но почему мы сейчас порой даже не можем осознать губительность такой модели – остаётся для меня загадкой. Хотя… Нынешний политический режим старательно поддерживает такую модель через инструменты государственной пропаганды. Российскому государственному капитализму образца начала XXI века такая политика выгодна, поскольку облегчает коллективные манипуляции.

Права не дают, права берут, за них борются, их отстаивают. Без понимания этой аксиомы россиянам не стать нормальной нацией. В России может быть одна общенародная идеология – идеология конституционализма, прав человека, человеческого достоинства. В этом смысле одной из решающих задач должно стать введение экзамена на знание Конституции в учебных заведениях среднего и высшего образования, при приёме в гражданство Российской Федерации. Это должно быть не выхолощенное обществоведение времён СССР, а наполненная подлинным смыслом учебная дисциплина. Как граждане реально могут контролировать власть и своих представителей? Какие гарантии возможны для предотвращения узурпации власти одним органом или лицом? Какими правами и обязанностями обладает каждый гражданин?

Стремление жить под одну гребёнку, ходить строем – не может быть стремлением свободных граждан. Базовым принципом демократии является свобода выбора. Могу ли я выбирать, есть ли мне из чего или кого выбирать, влияет ли мой голос на принятие решений – такой вопрос должен задать себе каждый.

Вместо гражданского просвещения и развития конституционного правосознания граждан российские государственные деятели увлеклись политическим модерированием в качестве основной задачи внутренней политики. Нетрудно догадаться, что такая политика особенно последнего десятилетия в историческом масштабе обречена.

Уйти от нации коррупционеров и воров к нации свободного труда на основе справедливого конституционного строя – вот национальная программа обновляемой России.



Подробнее
Америка далекая и близкая - Выпускник I-класса-2012 Алексей Кабаченко о семинаре в СШАдата:09 июля 2013   время:23:57 ;  автор:- Редакция сайта -

На семинар по программе «Открытого мира» в Америке, который проходил в двух городах – Вашингтоне (округ Колумбия) и Сент-Луис (штат Миссури), я попал как выпускник Московской школы политических исследований, которой благодарен за такую возможность.

Для меня открылась перспектива в течение всего десяти дней попытаться узнать Штаты вживую и, возможно, разрушить стереотипы, за долгие годы впитываемые из кино, книг и российских СМИ.

Зеленый город

Террористический акт в Бостоне усложнил процедуру, увеличив время прохождения через службу безопасности США в аэропорте имени Даллеса. Первое, что удивило в Вашингтоне, – отсутствие пробок на дорогах, а также чистота на проезжей части и тротуарах. По поводу отсутствия пыли я получил исчерпывающий ответ куратора от МШПИ Марины Скориковой: ей просто неоткуда взяться – в городе нет ни единого открытого участка земли. Асфальт, бетон, брусчатка – и пешеходные дорожки в скверах, покрытые мелкой галькой. Газоны и лужайки засеяны густой и пышной травой. Вокруг крупных деревьев земля присыпана опилками, обработанными так, чтобы они не гнили. Вашингтон – очень зеленый город со множеством парков, в которых горожане играют в футбол или бейсбол. Чистоту городских улиц обеспечивают отсутствие автомобильных пробок, большое количество гибридных автомобилей и бензин EURO-5, а также развитая система аренды велосипедов. На одной из главных магистралей Pennsylvania ave. довольно часто встречаются велопарковки, на которых за небольшую плату через автомат можно оформить аренду велосипеда. К слову, Pennsylvania ave. – оживленная автомобильная дорога с четырьмя автомобильными полосами в каждом направлении, пятая же полоса специально выделена для велосипедистов.

При этом ни у кого из автолюбителей не возникает желания выехать на велосипедную полосу. Корректность на дороге – одно из главных достоинств американского стиля вождения.

Пробки

Через несколько дней, когда мы следовали в аэропорт для перелета в Сент-Луис, меня заинтересовал дорожный знак, установленный над крайней левой полосой автострады. Оказалось, он обозначает, что движение по данной полосе разрешено только водителям, у которых в салоне авто хотя бы один пассажир. Поясню, в чем дело. В Вашингтон по утрам на работу из штатов Вирджиния и Мэриленд, а после окончания рабочего дня обратно ездит большое количество чиновников, рабочих, служащих. На автостраде равномерно расположены большие автомобильные парковки.

Обычно автовладелец оставляет свой автомобиль на такой парковке и автостопом добирается до города. Как происходит деление на «попутчиков» и водителей, подвозящих этих «попутчиков», не могу сказать, но такая любопытная практика выгодна всем. Одни экономят деньги на бензин, другие сокращают время в пути. Для города важно, что происходит разгрузка автомобильных дорог – в том числе поэтому за весь период пребывания в Вашингтоне и Сент-Луисе я ни разу не видел автомобильной пробки.

Хоккей

Неизгладимые впечатления оставила игра между командами Washington Capitals – New York Rangers, состоявшаяся 10 мая в Verizon Center, – пятая игра Stanley Cup плей-офф НХЛ этого года. Как хоккейных болельщик со стажем, более двадцати лет болеющий за родной клуб «Металлург-Магнитогорск», я осуществил свою мечту. Атмосфера, царившая на трибунах почти двадцатитысячной арены в плей-офф, – настоящее шоу, не хуже, чем на ледовой площадке, не могла оставить равнодушным никого. На информационном табло, показывающем уровень шума на трибунах, – 115 децибел. Теперь я точно могу сказать, почему именно НХЛ называют лучшей хоккейной лигой и почему лучшие хоккеисты мира стремятся здесь играть, даже порой в ущерб финансовым интересам.

В один из вечеров в Сент-Луисе мы посетили бейсбольный матч между командами Сент-Луис Кардиналс и Нью-Йорк Метс – профессиональными бейсбольными клубами, выступающими в главной лиге бейсбола. Зрелище было довольно интересным, а количество зрителей на трибунах достигало сорока тысяч человек, но такого азарта от игры, какой бывает на хоккейных матчах, я все-таки не испытал.

Политика и власть

Исполнительный директор архива Национальной безопасности Томас Блантон рассказывал, что граждане Америки имеют право знать о деятельности правительства. Информационный портал Блантона является довольно популярным сайтом у активных интернет-пользователей: на нем можно ознакомится не только с материалами, разоблачающими чиновников, но и, например, с документами о вторжении в Ирак в 2003 году.

Очень познавательный рассказ был у Берта Ли Стила – подполковника в резерве корпуса морской пехоты США, в 2007–2008 годах возглавлявшего разведывательное подразделение, дислоцированное в одной из провинций Ирака. Его доклад раскрывал принцип работы лоббистов – опыт, чуждый для России, поскольку у нас, в отличие от США, исполнительная власть имеет право законодательной инициативы. В Америке эффективные лоббисты бывают двух типов: это либо человек, лично знакомый и долгое время поддерживающий отношения с представителями исполнительной и законодательной власти, либо эксперты, выступающие оценщиками законопроекта и глубоко прорабатывающие конкретный вопрос.

Помощник по правовым вопросам сенатора от штата Миссури Джейсон Раух описал структуру формирования федеральной власти, процесс проведения избирательных кампаний и объем примерных затрат избирательных фондов кандидатов, а также работу конгрессменов. Предельной суммы избирательного фонда не существует. Затраты на избирательную кампанию в палату представителей составляют около четырех млн. долларов, в сенат – 30 млн. долларов.

Сент-Луис: почти Магнитогорск

Интересно сходство между Сент-Луисом и Магнитогорском: наш город поделен рекой Урал на Европу и Азию. Ежедневно несколько десятков тысяч горожан дважды пересекают эту условную границу, передвигаясь из дома на работу и обратно. Через Сент-Луис проходит река Миссисипи, левобережная часть города – штатИллинойс, правобережная – штат Миссури. Также несколько тысяч жителей Ист Сент-Луиса с левого берега ежедневно едут на правый берег на работу, а после – домой. Недалеко от Магнитогорска расположено древнее поселение Аркаим, а в пятнадцати минутах езды от Сент-Луиса расположено древнее поселение коренного населения Америки – Кахокия (Город Солнца).

Вовлечение граждан в общественную жизнь, волонтерское движение – один из главных принципов построения гражданского общества с низов, о чем шла речь на сессиях и «круглых столах» в Сент-Луисе.

В региональном и муниципальном бюджетах нет статьи расходов, направленной на социальную защиту населения – соответственно, нет и связанных с этим коррупционных скандалов. В США принципиально другой подход: благотворительные программы реализуются через НКО, сбор пожертвований, оказание помощи населению с низким уровнем дохода и работу волонтеров. Так, например, благотворительный фонд «Объединенный путь» оказывает помощь почти миллиону человек в 16 округах штатов Миссури и Иллинойс через 170 некоммерческих организаций. В прошлом году фонд собрал пожертвования на 72 млн. долларов. В фонде работает сорок тысяч волонтеров, количество жертвователей благотворительных средств – двести тысяч.

Местное самоуправление

Тонкостями местного самоуправления американцы владеют в совершенстве, поскольку соответствующий курс включен в школьную программу. Американцы гордятся своей системой местного самоуправления, которая позволяет отстаивать интересы самых малых образований и выстраивать систему контроля за властью вплоть до верховной.

Децентрализация власти в США – обязательный элемент федерализма. В Америке не только каждый штат имеет собственную конституцию, но и каждый муниципалитет. Также обстоит дело с налогообложением: каждый штат и муниципалитет устанавливает свой налог с продаж.

Работник платит подоходный налог в том муниципалитете, на территории которого находится место работы. Федеральный подоходный налог с граждан прогрессивен: доход до 8950 долларов не облагаются федеральным подоходным налогом.

Налоговая ставка варьируется от десяти процентов дохода от 19 тысяч долларов и до 35 процентов для доходов свыше 358 тысяч долларов.

При этом разнообразные вычеты из облагаемого налогом дохода – ипотечные проценты, налоги на недвижимость, образование – могут существенно снизить налоговое бремя для представителей среднего и верхнего среднего классов, особенно для домовладельцев с ипотечным кредитом.

В районе Сент-Луиса насчитывается почти триста муниципальных образований. Большинством из них управляют выборные должностные лица, работающие не на полную ставку, – чаще всего это мэр и законодательный орган. В таких муниципалитетах довольно часто разворачиваются жаркие дискуссии по вопросу способа управления городом: что лучше – мэр, избираемый гражданами напрямую, или наемный профессиональный управленец, сити-менеджер? Пока количество городов, управляемых сити-менеджерами и избранными мэрами, примерно одинаково.



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в США / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр