Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Что делает общество успешным? / Отзывы  

Что делает общество успешным?

Стокгольм. 5 - 9.05
Удивительная страна - выпускница-2012 Евгения Сосина о семинаре в Швециидата:14 мая 2013   время:17:11 ;  автор:- Редакция сайта -

Швеция – удивительная страна, в которой каждый россиянин должен побывать хотя бы раз в жизни. Чтобы наглядно увидеть социализм «с человеческим лицом». То самое стабильное, но свободное общество с мощной социальной политикой, с мечтой о котором мы не можем расстаться.

В начале 20 века шведы, как и наши соотечественники, начали строить социальное государство. С одним важным отличием: над великой стройкой не висел лозунг «грабь награбленное». Разумеется, на экономическом развитии сказывались и внешние факторы, и пресловутый «менталитет», но в общем и целом многие этапы в становлении государства всеобщего благоденствия совпадают с нашими реалиями. Поэтому именно в Швеции возникает извечный вопрос «Почему мы так не можем?»

Отчасти ответы на него прозвучали во время семинара в Стокгольме. Три дня шведские экономисты, чиновники, гражданские активисты делились опытом и рассказывали о тех вызовах, с которыми их страна столкнулась в наши дни.

Порой мне, гуманитарию, экономические нюансы были понятнее, чем общечеловеческие вопросы. Понятно, например, что огромные, по нашим меркам, пенсии (средняя - 28 тысяч шведских крон) выплачивают из огромных же отчислений трудоспособного населения. При этом пенсионный фонд «замкнут»: если целевых отчислений не хватает – их нельзя «добавить» за счет других статей бюджета. В этом случае пенсии (что иногда случаются) уменьшают. И вот тут возникает «непонятное»: шведы реагируют спокойно, хотя, конечно, без особой радости. А еще больше непонятно, зачем то самое трудоспособное население, вообще, ходит на службу при пособии по безработице в 15 тысяч крон.

Еще сложнее понять, чем занимается местное гражданское общество: в России это вечная борьба за права и свободы – в Швеции все права давно отвоеваны. Активисты собирают что-то наподобие «кружков по интересам», где люди учатся не столько какому-либо мастерству, сколько коммуникации друг с другом.

В Швеции совершенно не мыслимый для нас уровень доверия к государству: по статистике, госаппарату доверяет 97% населения. И, кстати, друг к другу тоже. Бытовой пример: на террасе около нашего отеля на креслах висели пледы. Обидно признавать, но даже в культурном Петербурге эти пледы исчезли бы в первый же день.

Но, пожалуй, самым сложным для моего понимания стало умение шведов сочетать североевропейский индивидуализм и стремление к общему благу.

Пересказывать содержание сессий занятие неблагодарное, добавлю только, что по возвращении домой я с удовольствием пересматриваю выступления Пера Моландера, Филиппа Вийкстрема и Марты Ройтер – наиболее запомнившиеся во время семинара.

Разумеется, у шведского благолепия есть и свои «слабые» места, но говорить о них, пока из памяти не выветрилась безмятежность стокгольмского бытия, совсем не хочется. Швеция прекрасна такой, какая она есть. И, возможно такой, какой отчасти могла бы быть Россия.

P.S.: Программа семинара

Видео

Фоторепортаж

Отзывы



Подробнее
В центре - человек. Анастасия Корникова о семинаре в Швециидата:23 мая 2013   время:18:21 ;  автор:- Редакция сайта -

Признаюсь, в Швецию я ехала в первую очередь за тем, чтобы увидеть Стокгольмскую школу экономики – место, где родились идеи бизнеса в стиле фанк, где был провозглашен новый формат корпоративного мира, в котором «люди становятся креативными и отважными предпринимателями». Забегая вперед скажу, что фантастических фанки-бизнесменов мне увидеть не удалось, хотя удалось немного разобраться, на какой почве возникают эти ростки новой экономики.

Общая тема нашего семинара была сформулирована по-шведски скромно: «Что делает общество успешным?». Однако после дня пребывания в Стокгольме, тема успешности и ее причин превратилась в навязчивый вопрос «Как у них это получилось????».

Лекции и дискуссии семинара, как фрагменты пазла, сложились в образ шведской картины мира.

Для начала с помощью теории игр нас научили мыслить по-шведски, показав, насколько выгоднее в долгосрочной перспективе выбирать стратегию выигрыша для обоих игроков - win-win–красные карты. В результате стало очевидно, что и для видения долгосрочных перспектив, и для результата win-win, в первую очередь необходимы институциональные рамки. В ситуации непредсказуемого «завтра» редкий человек не вытащит черную карту, гарантирующую большой выигрыш за счет проигрыша другого. Кому, как не нам это знать…

Йеспер Ройн, профессор Стокгольмской школы экономики, поверяя алгеброй гармонию, рассматривал вопрос успешности общества, с точки зрения экономики: «Локомотивом экономического развития являются технологии, а они в свою очередь складываются из комбинации ресурсов, в том числе людских. Соответственно, чем бережнее и внимательнее государство относится к человеческому ресурсу, тем эффективнее развивается экономика».

Статистика показывает, что в краткосрочной перспективе нет существенного различия между авторитарными и демократическими системами управления. Но в долгосрочном периоде различие становится все более и более значимым, поскольку человеческий ресурс будет являться ключевым. А развитие экономики на этом этапе происходит только за счет нематериальных активов.

Один из главных вопросов семинара - кто же такие шведы: суперэффективные капиталисты или удачливые социалисты? И как сочетается рынок и высокий уровень доверия к государству с развитым гражданским обществом, которое, обычно находится к государству в оппозиции?

Профессор Пер Моландер убежден, что шведское общество – мировой феномен. В его основе - удивительный и прочный замес доверия, солидарности и высокой потребности в самореализации. Шведы всегда готовы к сотрудничеству, но свобода остается для них главной ценностью жизни (причем на всех уровнях: пенсионеры здесь предпочитают зависеть от государства, а не от детей, жены не зависят от мужей, а мужчины имеют право на свой персональный отцовский отпуск по уходу за ребенком). Гражданское общество выполняет в Швеции роль главного трендсеттера и политического ориентира для государства. И именно гражданское общество формирует в стране запрос на перемены.

Нам демонстрировали еще много шведских чудес: Пенсионный фонд, где отчитываются о каждой кроне и для выплаты пенсий не используют бюджетные деньги; муниципалитет, где все процессы заточены под максимальный комфорт горожан. Но главное чудо творилось на улицах Стокгольма – здесь была фантастическая, непривычная для нас концентрации любви, дружелюбия и детской радости на квадратный метр.

Приехав домой, я вновь взялась за книгу Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале, и прочла в предисловии то, о чем думала по завершении семинара: «Швеция в целом и Стокгольм в частности – это самое современное место на всей планете. Швеция, возможно, продвинулась гораздо дальше, по сравнению с другими частями Западного мира, в постижении того, что значит быть и ощущать, понимать и переживать свою современность».

И ответ на вопрос «Как у них это получилось» у меня нашелся только один - в центре шведской картины мира стоит человек со своими мечтами. А для шведской экономики нет другого столь же важного и ценного ресурса, который ведет экономику к прорыву.

P.S.: Программа семинара

Видео (добавлено еще 4 видеозаписи)

Фоторепортаж

Отзывы



Подробнее
Великаны научились договариваться - выпускник-2012 Евгений Малышев о семинаре в Швециидата:29 мая 2013   время:14:40 ;  автор:- Редакция сайта -

Швеция запомнилась мне тем, что здесь очень много ВЫСОКОГО.

В домах с высокими крышами живут высокие двухметровые люди. Цены в магазинах высокие, пенсионный возраст высокий (65 лет), налоги высокие.

Справедливости ради надо отметить, что зарплаты здесь тоже высокие. Школьный учитель получает в среднем 30 тыс. крон в месяц (150 тыс. руб). А пособие по безработице составляет 15 тыс. крон (75 тыс. руб).

Страна славится высокими технологиями, высоким уровнем образования и медицинского обслуживания. Кроме того, здесь высокая продолжительность жизни.

В общем, шведы – это очень высокие люди, которые твёрдо стоят на ногах. Они заквашены на суровом северном климате, а их кровь перемешана с холодной водой из Балтийского моря. Отсюда – неутомимая тяга к познаниям и самосовершенствованию.

Особенность шведов заключается в том, что они умеют учиться на собственных ошибках.

К примеру, в число самых упоминаемых исторических деятелей по-прежнему входит король Карл XII, который на протяжении мучительных 18 лет воевал со всей Европой и в 1709 г. был разбит под Полтавой нашим Петром. Памятник Карлу XII стоит в центре Стокгольма. В одной руке у него меч, а другой он показывает на восток, в сторону России. Дескать, не ходите туда больше.

Наш экскурсионный автобус не останавливается рядом с этим памятником – водитель наоборот притапливает педаль газа. Вот уже 300 лет шведы не ходят ни на восток, ни на запад, ни на север, ни на юг. Шведам теперь без разницы, в какую сторону показывает Карл. Эти великаны поняли, что отбирать чужое – нехорошо. Они научились оглядываться вокруг самих себя и ценить то, что находится под ногами. Научились делать самое лучшее и верить тому, кто работает рядом с ними. Научились верить друг другу.

Знаете, в Стокгольме есть сотни мест, где можно что-то реально украсть, и никто не заметит. Однако атмосфера в этом городе такая, что украсть рука не поднимется или совесть не позволит. В России это называлось бы победившим социализмом.

Неделя жизни в Швеции ещё раз убедила меня, что для того, чтобы жить хорошо, не надо бороться со всеми теми, кто тебе не нравится. Надо бороться только с самим собой, чтобы в итоге между чёрной и красной картой выбирать всегда красную. Тем, кто не слышал про этот эксперимент, настоятельно рекомендую посмотреть сессию «Теория игр», которую провела Елена Пальцева из Стокгольмского института переходной экономики (сессия лежит здесь, её нужно смотреть с 20-й минуты).

В какой-то момент Елена Пальцев моделирует общество, в котором люди договариваются не обманывать друг друга. По сути, сегодняшняя Швеция очень близка к этой модели. Мне кажется, именно поэтому шведы так безболезненно реагируют на столь высокие налоги: они убеждены, что через несколько десятков лет государство их не обманет, они будут получать хорошую пенсию, качественное медицинское обслуживание.

Похоже, эти двухметровые великаны верят друг другу, своему работодателю, лечащему врачу, школьному учителю, судье и даже мэру города! В общем, всё в этой Швеции держится на честном слове.

P.S.: Программа семинара

Видео

Фоторепортаж

Отзывы



Подробнее
Выпускница-2012 Юлия Счастливцева о семинаре в Швециидата:05 июня 2013   время:08:13 ;  автор:- Редакция сайта -

1. Швеция – страна, с которой Россию уместно и нужно сравнивать. Та и другая обладают исторически сложившейся «сильной государственностью». И если России важно задаться вопросом, способно ли государство договариваться со своим обществом и как договариваться, сделать это нужно было в Стокгольме. Проблему, на мой взгляд, наглядно обозначил Йеспер Ройн через метафору о «стволах»: когда общество устает от внутренних конфликтов, оно складывает оружие и создает государство как институт – для обеспечения порядка и безопасности. Этот путь прошли или проходят все страны. Однако у самой власти может появиться соблазн воспользоваться монополией на оружие, обратив ее на свое благо. Почему в Швеции этого не происходит? Потому что тезис «жить по закону» в истории Швеции был основополагающим. Все, включая короля, стояли под, а не над законом. Соответственно, появилась практика, связавшая законный порядок с гражданской свободой и демократией. И появилось понимание того, что без реально действующих институтов у кого-нибудь всегда будет соблазн держать за пазухой пистолет. Такая логика меняет привычное для России понятие «сильного государства».

2. Тема гражданского общества для российских слушателей была как никогда актуальна в этом году. Но она же родила, на мой взгляд, непонимание между шведской и российской сторонами. Трудности перевода приходилось сглаживать модератору А. Согомонову, который в буквальном смысле «допереводил» и адаптировал мысли экспертов для российской аудитории. Трудности объективны: российское гражданское общество борется сейчас за политическую функцию – функцию голоса. Шведское общество, данный этап давно прошедшее, понимает гражданское общество как гарант социального благополучия и психологического комфорта граждан. Для российских слушателей оно политизировано в силу того, что функции контроля за соблюдением прав человека в стране нам на данном этапе важнее, чем всеобщее благоденствие по-шведски. Понятно, почему выступление Малин Тапперт «Гражданское общество Швеции на практике», рассказавшей о кружках вязания, вызвало удивление. Соответственно, выражу скромное пожелание – включить в программу семинара сессию о шведском опыте работы НКО с функций контроля над государством.

3. Наоборот, исчерпывающе была представлена тема «третьего сектора» - тоже актуальная для России. Особенно полезным стало выступления представителя шведского банка, по выражению которого, «третий сектор» сегодня покрывает страну как «теплое одеяло»: бизнес руководствуется гражданской логикой, инвестируя прибыль в развитие местных сообществ. При этом государство отдает роль главного поставщика социальных услуг (модель ХХ века) бизнесу (модель ХХI века).

4. Отмечу захватывающее выступление Елены Пальцевой о теории игр. За час, используя колоду карт, она показала нам, почему нужно уметь договариваться. Возражений, кажется, ни у кого не нашлось. Особенно ценными для меня как журналиста были также выступления Филипа Вийкстрём (Стокгольмская школа экономики) и беседа об электронном правительстве в мэрии Стокгольма.

В заключение хочу поблагодарить организаторов за интересный семинар. Безусловно, полученная информация найдет отражение в моей журналистской работе.

P.S.: Программа семинара

Видео

Фоторепортаж

Отзывы



Подробнее
Общество, которое становится успешным. Выпускник-2002 Дмитрий Горин о семинаре в Швециидата:05 июня 2013   время:08:19 ;  автор:- Редакция сайта -

Пожалуй, первое в моей жизни впечатление, заставившее меня задуматься о шведском обществе, относится к февралю 1986 года. Внимание советских людей в те дни было приковано к новостным выпускам, поскольку в Москве проходил XVII съезд единственной и правящей тогда партии. Вряд ли можно сказать, что советские люди с интересом следили за подобными форумами. Но тот был исключением. Со своим программным «политическим докладом» выступил молодой советский лидер Михаил Горбачев. Слов «перестройка» и «гласность» тогда еще не было. Не было еще и его книги о новом мышлении и об общем для нас европейском доме, который предстояло еще строить, разбирая возведенные в эпоху «холодной войны» стены. Но надежда на обновление уже была…

И вдруг, после очередного репортажа о съезде, прозвучала новость из Швеции. В Стокгольме убит шведский премьер Улоф Пальме. Любое политическое убийство – потрясение. Но тогда эта новость стала двойным потрясением. Оказалось, что руководитель правительства целой страны был убит в тот самый момент, когда он вместе с женой после вечернего киносеанса направлялся по Свеаваген к метро. Вот так просто, без охраны… Как это возможно? Можем ли мы представить, чтобы в нашей стране – той, советской, или нынешней – руководитель правительства (или хотя бы какой-нибудь градоначальник) вот так пошел бы на вечерний киносеанс? Или гулял бы по тихим улицам ночного города? Или, что совсем невероятно, спустился бы в метро не в целях пропиариться, а чтобы доехать до дома? Потом, уже позже, я понял, что дело здесь не в масштабах страны (как я тогда подумал), а в принципиально разных общественных моделях.

Семинар Московской школы политических исследований и Стокгольмского института переходной экономики был посвящен шведской модели общества. Той самой модели, которая делает общество успешным. Доверие, отсутствие высоких заборов и непреодолимых социальных контрастов, уверенность в завтрашнем дне, открытость и прозрачность системы управления. Всё это не только результат, но и обязательное условие успешного общественного развития. Семинар удачно совместил в себе теоретические и модельные проблемы неоинституционализма и теории игр с вполне жизненными вопросами общественного выбора, гражданской активности, социального предпринимательства и поддержания социальной справедливости. Блестящие эксперты, посещение мэрии и пенсионного агентства, погружение в мультикультурную городскую среду, органично сочетающую архитектурные стили разных исторических эпох, – все это вместе составляет дух семинара и уникальную возможность знакомства со шведским опытом.

Начался семинар с введения в теорию игр. И у меня возникло воспоминание из детства о далекой тогда Швеции. Карлсон. Тот самый, который живет на одной из крыш Стокгольма. В Советском Союзе теория игр не преподавалась. По крайней мере, в прикладном ее значении. Стратегия легального поведения советского человека определялась не рациональным выбором (как это моделируется в теории игр), а лавированием между идеологическими предписаниями и жизненной необходимостью. Но в Советском Союзе была книга Астрид Линдгрен, по которой вполне можно было понять, что такое доверие, выбор рациональной стратегии поведения и согласование взаимных действий. Один из сюжетов из ее книги точно укладывается в «дилемму узника» – головоломку из теории игр, моделирующую взаимный выбор стратегии поведения. Малыш признался, что у него есть две конфеты – большая и маленькая. Одну, соответственно, съест он, а другую отдаст Карлсону. Карлосон предложил Малышу самому выбрать себе конфету, но предупредил о необходимости думать о ближнем, которому всегда следует отдавать лучшее. Тогда Малыш, видимо, надеясь получить конфету побольше, предложил сделать выбор Карлсону. Тот, недолго думая, схватил большую конфету и отправил ее себе в рот. А недоумевающему Малышу свое действие он объяснил весьма остроумно:

– Ты сам выбрал бы большую конфету или маленькую?

– Конечно маленькую!

– Так что же ты переживаешь, она тебе и досталась…

Вот так, доверяя и разочаровываясь, рассчитывая и ошибаясь, снова доверяя, человек с самого детства учится жить вместе с другими. Самостоятельно и свободно, но ответственно. Из таких свободных и ответственных состоит то самое общество, в котором люди думают об общем благе и друг о друге. Общество, на благо которого шведский гражданин платит налоги всю жизнь (налог выплачивается даже со стипендий и пенсий). И общество, на которое шведский гражданин может рассчитывать, что бы с ним не случилось. Социальные программы, написанные, кажется, на все случаи жизни, дают гарантии и чувство защищенности, освобождая человека от страха перед болезнью, пожирающей накопленные сбережения, или старостью, которая у нас часто ассоциируется с нищетой. Разумеется, в Швеции немало проблем: эмигрантский бум, самые высокие налоги, нежелающие работать безработные. Но если есть процедуры совместного поиска решения, то риски снижаются.

Значение Шведского семинара не только в том, что он открывает секреты шведской модели. Любой уникальный опыт успеха содержит универсальные уроки для других. И дело вовсе не в том, что одни страны бедны, а другие богаты. И не в традициях и культурных предпосылках. И даже не в «особом пути». Дело в общественном выборе, в институтах, радиусе доверия – той модели общественного устройства, которая делает человека, а следовательно, и общество успешным.

P.S.: Программа семинара

Видео

Фоторепортаж

Отзывы



Подробнее
Гражданин – главная ценность нации. Выпускник-2012 Рустем Басыров о семинаре в Швециидата:06 июня 2013   время:22:27 ;  автор:- Редакция сайта -

В течение последнего календарного года я часто бывал за границей: Вашингтон, Прага, Дрезден и вот, в мае, - Стокгольм. Благодаря проектам Московской школы политических исследований и ее партнеров выпускники Школы получили возможность участвовать в ряде интересных и полезных программ, связанных с изучением опыта взаимодействия гражданских институтов и власти в государствах западной демократии.

Пребывая за границей, часто мыслями я был на Родине. Так произошло и в Стокгольме: постоянный анализ увиденного и услышанного, изучение и сопоставление разных фактов не оставляли меня в покое. Раз за разом сознание терзал один и тот же вопрос: «Ну, почему у нас в России не так?».

Стокгольм сохранил в своем облике черты бывшей имперской столицы, и в то же время я не заметил в нем излишней помпезности. Это очень шведский город, в котором простота сочетается с функциональностью, комфортом и красотой. Мало – личного транспорта и много – общественного. Дорожки и инфраструктура заточены под велодвижение. Чистый воздух, ухоженные острова.Словом, город, удобный для жизни. Но главные открытия для меня, как оказалось, были связаны с особенностями шведского социума и политической модели.

Шведское благополучие – продукт XX века. Жесточайший экономический кризис последний трети XIX столетия привел к тому, что около 1,5 млн. шведов (а это треть тогдашнего населения страны) вынуждены были эмигрировать в поисках лучшей доли.

В 1917 г. впервые социал-демократы получили места в правительстве, а у нас на многие десятилетия начался социалистический эксперимент… В России социализма не получилось, однако шведы его построить смогли.

Эта нация ни с кем не воюет вот уже почти 200 лет. Шведы не покоряют космос, равно как и не покоряют целину. Не ставят политических экспериментов, не пытаются повернуть вспять реки, не дискутируют об особой шведской уникальности и духовном пути. У них другие приоритеты: человек, его права и свободы, уровень его жизни и комфорта. Гражданин – главная ценность нации.

Здесь напрочь отсутствует отношение к власти как к чему-то сакральному. Чиновник – это гражданин, у которого есть дополнительная нагрузка, его миссия почетна. Госслужба не является источником для наживы и решения личных вопросов, это общественное служение.

Никакой дистанции между обычными гражданами и госслужащими нет. Я это ощущал при посещении и стокгольмской мэрии, и Пенсионного фонда и других учреждений. Поэтому министр, добирающийся до работы на велосипеде, без охраны и машины со спецсигналом, воспринимается здесь очень естественно.

Гуляя по Стокгольму меня не покидало чувство защищенности, надежности, гарантированной безопасности. Я ощущал себя, находящимся среди друзей, а не соперников или врагов. На стокгольмских улицах я не встретил ни одного блюстителя порядка.

Шведское государство в самом деле сильное. И его сила не в числе полицейских на городских улицах или количестве ракет с ядерными боеголовками. Государство здесь – лишь механизм, который при помощи выборов граждане настраивают на тот или иной нужный им лад: власть нанята гражданами и налогоплательщиками. Его задача – не мешать, а помогать, улучшать жизнь сограждан, стоять на страже их прав. Если власть не устраивает граждан, они ее меняют. Для этого есть все необходимые инструменты: работающая Конституция, независимый суд, демократическая и прозрачная избирательная система, многопартийный парламент, местное самоуправление и тысячи общественных институтов.

Шведы ориентированы на диалог друг с другом и на общественную солидарность. Причем эту шведскую солидарность я понял как со-работу, со-творчество, со-действие и со-гласие. Вряд ли кто держит в кармане фигу по отношению к другому человеку или к государству. Государство же остается арбитром и в тот момент, когда я и другой договариваемся, и тогда, когда диалога не получается. В этом его сила. И граждане ему доверяют.

Шведы сумели построить замечательную экономику, но я убежден, что экономика и хозяйство производны от политической системы и культуры. Ведь если в стране есть капиталы и современные технологии, но нет независимого суда, а власть и граждане взаимодействуют друг с другом не на основе права, а по «понятиям», то бизнес из такой страны просто «убежит»...

Быть не задавленным и запуганным подданным, а гражданином в свободном демократическом Отечестве – это ежедневная работа. Нужно уметь формировать власть и спрашивать с нее, успевать участвовать в жизни муниципалитета и государства, работать и платить налоги, а главное – нужно уметь договариваться с другим и уступать ему, сохраняя при этом свое гражданское достоинство. И шведская модель взаимодействия граждан с государством убедительно доказывает, что такой диалог – один из наиболее успешных вариантов развития демократического общества, настоящее шведское «чудо».

P.S.: Программа семинара

Видео

Фоторепортаж

Отзывы



Подробнее
«Шведский социализм». Выпускник-2006 Владимир Бебех о семинаре в Швециидата:26 июня 2013   время:19:02 ;  автор:Бебех Владимир Анатольевич

В поездку на семинар в Швецию готовился оперативно. О Стокгольмской школе экономики слышал еще от своих партнёров, которые в разное время в ней учились. «Шведский социализм» пытался и раньше изучить, понять. Скажу сразу: лучше это получилось в результате поездки. Накануне отъезда «перерыл» Интернет, чтобы прочесть больше о стране. Но «памятка» по приезду дала больше полезной информации. Попытка заглянуть в подсознание «извлекла на поверхность» викингов, крестоносцев, «шведские семьи», хоккейный «Tre Kronor», ABBA, а заодно и Малыша с Карлсоном.

Часть стереотипов подтвердилось, другая была разбита уже в первый день пребывания в Стокгольме.

В СТРАНЕ – «ШВЕДСКИЙ СОЦИАЛИЗМ». ВЕРНО.

«Красная масть» в разделе «Теории игр» Стокгольмской школы экономики переходного периода была хорошим интеллектуальным «аперитивом» поездки. Это другой уровень бизнеса. В котором представлены не только инновации и современное оборудование, но и, пожалуй, самое главное, – технологии взаимодействия. Не случайно среди глобальных компаний шведский бизнес имеет полусотенное представительство.

И дело не только в самой модели построения общества. Она работает, потому что имеет экономическую и социальную целесообразность. Чего, к сожалению, не скажешь о некоторых странах, где, например, циркулируемая река пенсионных денег имеет сотни ручейков-отводов… Конечно, «угадали» с невступлением в общую зону Евро. Казалось бы, имея 15 тысяч шведских крон (75 тыс. рублей), коими измеряется местное социальное пособие, можно, по сути, не работать. Нет – работают! Мало того, «даже» продавцы в супермаркетах – шведы. Налоги, конечно, немаленькие, но «общественный договор» соблюдается. Более того, если продолжительность жизни в стране увеличивается – пенсионеры готовы получать меньшее обеспечение. Такое «по карману» только по-настоящему богатым людям. А тем, кто смеялся над наивностью шведов, – самое время посмотреть на первую тройку рейтинга уровня жизни среди всех стран мира.

ШВЕДЫ – СУРОВЫЕ ЛЮДИ. ОШИБОЧНО.

Мне, живущему в Западной Сибири, рисовался портрет рыжебородых немногословных варягов, живущих в северных широтах. Вместо суровых vikingar увидел жизнерадостных, общительных людей. Почему? Может быть, 200 лет без войн благоприятно отражаются на мимических морщинах? Улыбки – искренние, не такие «дежурные», как в некоторых других странах ЕС. Нация «пышет» здоровьем – высокие, подтянутые, стройные люди. Встретить курящего на улицах Стокгольма практически нереально. Врезался контраст мест для курения и их количества в аэропортах. Стокгольм: две «телефонные будки» для курящих. Москва: «газовые камеры» в пролётах. Возможно, у нас тоже после 1 июня что-то будет меняться…

ШВЕЦИЯ – ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ СТРАНА. ВЕРНО.

Форма правления в «государстве свеев» – конституционная монархия. Заметно, что шведы очень любят кронпринцессу Викторию и уважают риксдаг, в котором 8 партий. В стране представлены различные конфессии, существует множество организаций и общин. Очень понравилась идея выпуска мультиконфессионального настенного календаря, который представили на семинаре. Актуально не только для Северного Кавказа, но и для Югры.

Бросилось в глаза количество однополых пар. Насколько уверенно они себя чувствуют в обществе. В контексте событий, прошедших во Франции, активного обсуждения на российских федеральных каналах темы усыновления детей однополыми парами на этом вопросе стоит остановиться отдельно. Для того чтобы не делать из этого кальку «европейской распущенности», стоит обратить внимание на историю вопроса именно в Швеции. Так, специальный закон о зарегистрированном партнёрстве был принят ещё в 1995(!) году, а в 2003 однополым парам разрешили усыновлять детей. Более того, господствующая лютеранская церковь благословляет однополые браки. С подобным подходом и восприятием развития демократии многие могут не соглашаться (себя отношу к их числу), но стоит уважать выбор большинства шведов и их право на построение такого общества, которое им комфортно.

На улицах Стокгольма слышна не только шведская и английская речь (кстати, создаётся такое ощущение, что английский в Швеции знают все). Много русскоговорящих. И это не только туристы. Встречались как новоявленные эмигранты, так и работники музеев и магазинов. Довелось пообщаться на французском.

КАРЛСОН – КУМИР ВСЕХ ШВЕДСКИХ ДЕТЕЙ. ОШИБОЧНО.

«Здравствуйте, дорогие дети!» – такими словами начинается экскурсия на поезде в музее сказок «Юнибаккен» в центре Стокгольма. То, что этот музей не только для маленьких слышал давно. Но то, что Пеппи Длинныйчулок – персонаж в Швеции более популярный, чем тот же Карлсон – стало открытием. «Как такой «хулиган» может нравиться?» – задавались вопросом наши шведские друзья на званом вечере. И серьёзно, и шутя, мы сопоставляли детский персонаж с воспоминаниями о мультфильме из детства, с менталитетом, характером русского человека, которому близок герой, обожающий сладкое, и которому всегда хочется «пошалить»… Видели бы Вы лицо нашего шведского vis-à-vis, когда моя соседка выдала убийственный аргумент о том, что Карлсон – очень яркий искренний персонаж, как все герои Достоевского… Сделаем скидку на простодушие шведов.

ШВЕЦИЯ – КРАСИВАЯ СТРАНА. ВЕРНО.

И дело не только в красивых пейзажах. Их можно найти на набережной, гуляя по улицам. Бросается в глаза чистота и какая-то «аккуратность» зданий. Местами они кажутся даже сказочными (в Старом городе, например). Видно, что за внешним обликом домов есть «пригляд». В дизайне оформления интерьеров отелей и магазинов просматривается шведский минимализм à la IKEA. В строительстве и отделке используется много натуральных материалов. Особого внимания заслуживает грамотная застройка мест с труднопроходимыми скальными породами и активное использование «теплоты» дерева. Ещё удивил «Золотой зал» стокгольмской городской ратуши. Возможность доступа свадебных пар и их гостей к её благородным помещениям. А музеи, которым посвятили всё свободное время, завершили картину восприятия шведской действительности. Интересны и первый в мире этнографический музей под открытым небом «Скансен», и музей Ваза. Музей современного искусства пестрит именами: Малевич, Матисс, Пикассо, Дали, Уорхол. Здесь вряд ли будет корректен вопрос о сравнении с коллекциями других европейских музеев – образцов работ этих мэтров здесь немного. Зато работами Ники де Сен-Фалль украшены не только выставочные павильоны музея, но и в парке по-соседству можно увидеть яркие образы представительницы «нового реализма». Очень впечатляет своим содержанием только что открывшийся музей ABBA: от антологии шведской музыки, начиная с 20-х годов, до современной студии и возможностью выступить с виртуальным квартетом…

По-моему, Сапфо говорила: «Кто красив – одно лишь нам радует зренье…». Стокгольм красив даже, скорее всего, не внешне, а содержанием, каким-то неповторимым шведским духом.

Шведы построили страну, в которой интересно и удобно жить. В выигрыше все – от мала до велика. А ещё команда «Tre Kronor» выиграла домашний Чемпионат мира по хоккею.

А мы… А у нас… А у нас самая большая страна!.. И новые Победы тоже будут.



Подробнее
Босиком по шведской траве, близ музея Юнибакен… Выпускник-2011 Максим Новиков о семинаре в Швециидата:15 октября 2013   время:14:48 ;  автор:- Редакция сайта -

К Швеции я всегда относился с недоверием, черпал информацию из фильмов, книг и собственно истории взаимоотношений с Россией, а это сами понимаете очень сложная, почти 500-летняя перипетия войн и взаимных дипломатических претензий. По образованию я историк и естественно Швеция была для меня как страна-оппонент, как соперник, поэтому и ехал я в Стокгольм с некоторой настороженностью Сразу, скажу все эти рассказы о шведском скопидомстве, равнодушии, отчужденном отношении к иностранцам – все это такие же мифы как и то, что в России медведи ходят по улицам и русские до сих пор каждый вечер играют на балалайках.

Сейчас Швеция, страна развитого социализма, в которой реализуется проект создания «государства всеобщего благоденствия». То к чему долгое время шел Советский Союз, шведы дошли лет за 50, не больше. Помните, из курса Отечественной истории, Петр I ставил целью создание именно государство «всеобщего благоденствия», аккурат после заключения Ништадского мира, однако реализовать идею не сумел. В России всегда были проблемы с реализацией… Это одна из самых успешных европейских пенсионных систем, качественное медицинское обслуживание, минимальный уровень безработицы, стабильная национальная валюта.

Шведские эксперты, это особые эксперты, они с ходу поражают отличным знанием английского языка и прекрасным произношением. Да простят меня великолепные переводчики школы Марк Дадян и Михаил Загот, но я редко слушал их перевод, предпочитая внимать экспертов-шведов напрямую. Когда на семинаре начиналось обсуждением сессии и задавались вопросы, эксперты не оставались безучастными они просто загорались желанием помочь и максимально удовлетворить любопытство участников. Особенно, мне понравился демократический стиль в одеже и поведении у принимающей шведской стороны.

По итогам сессий я понял, что шведы шли очень долго к созданию социально ответственного государства, где отсутствует противопоставление личности и государства, а вместо этого появляется феномен сотрудничества государства и обывателя. И если в России мы крайне антагонично воспринимаем государственные институты то в Швеции господствующее положение государства во всех сферах жизни. В профсоюзах состоят почти все, пенсионные накопления большинство (а это почти 95%) шведов предпочитает хранить в государственном пенсионном фонде, ну и конечно полное доверие к полиции и чиновникам, как я понимают так называемый «телефон доверия» в этой северной стране очень популярен.

Самым ярким впечатлением для меня стала поездка в Пенсионный фонд Швеции. Конечно у нас в России давно слагают легенды о шведской пенсионной системе. Однако, оказалось, что все далеко не так идеально как мы представляли. Шведские пенсионеры платят налоги, их пенсия может понижаться, правда в пределах определённой суммы и это зависит от ситуации на мировых рынках, В Швеции даже наработавший никогда гражданин, получает минимальную пенсию около 30 000 рублей, плюс ещё 20 000 рублей компенсацию на жилье (отмечу, что это небольшие деньги т.к. цены здесь на все весьма высоки). В Швеции есть немало негосударственных пенсионных фондов, однако уровень доверия к государственной пенсионной системе настолько высок, что большинство, как я уже сказал выше, доверяет именно государству управлять своими накоплениями. Да и само помещение Пенсионного фонда вызывает доверие, удобная мебель в стиле модерн, бесплатный доступ в интернет для всех посетителей, вежливые и корректные консультанты, никакого хамства, все чинно и благородно.

Немало положительных эмоций оставило и посещение городской администрации Стокгольма, где нам очень подробно рассказали про систему электронного правительства. Фактически, там можно решать все необходимые вопросы имея доступ к интернету и не выходя из дома. Можно вызвать врача на дом (если у тебя оплачена страховка), можно забронировать парковочное место, определить перечень обязанностей для социального работника (что актуально для пенсионеров). В цело городское электронное Правительство состоит из большинства «можно» и очень малого «нельзя», которое обычно трансформируется в формулу «скоро будет можно». Да и сама экскурсия по Стокгольмской администрации оставило приятно впечатление, нам показали и знаменитый зал где проходит банкет нобелевских лауреатов, зал заседаний городского парламента Стокгольма, в котором есть балкон для свободного доступа посетителей ( видимо шведы быстрее стали следовать завету Петра I «Чтобы дурь каждого видна была»), ну и конечно, низки поклон руководителю службы протокола Стокгольмской мэрии, который прекрасно говорит на русском языке, и оказывается даже бывал, как турист, в нашей провинциальной Твери.

Не могу не отметить и тот факт, что принимающая сторона, очень удачно сочетала рабочую и культурную программу, более того все пожелания и просьбы не просто принимались к сведению, но и выполнялись, по шведские четко и педантично. Ни минуты опоздания, ни секунды задержки, понятие график дня было просто священно и нарушить его было немыслимо, но опять таки скажу, что составлен он был настолько грамотно, что совершенно не утомлял.

Теперь об отрицательных моментах. К сожалению, миграционная политика Швеции настолько либеральна, что на улице все больше мигрантов из южных, бедных стран. А это ведет к тому, что в шведский риксдаг впервые за полвека попали националисты, причем довольно крайнего толка. И эксперты, в своих выступлениях отмечали, что наличие национальной проблемы признают, но как решать её они не знают, причем не знают это и на государственном уровне. Второй момент. Высокие и не всегда адекватные цены, на все виды товаров и услуг. Стокгольмское такси, просто поражало тем как работают счётчики, на него просто не хотелось смотреть кроны там выскакивали ежесекундно. Не катайтесь в Швеции на такси, ездите в метро, оно кстати в Стокгольме такое же красивое как и в Москве, но гораздо более комфортное. В принципе, в скандинавских странах цены всегда «кусались», но как то было неприятно, отдавать по две, а то и три тысячи рублей за ужин.

Но все равно Стокгольм поражает, свое сказочной красотой из твоих детских снов, своей открытостью, доступностью и тем, что здесь ты абсолютно свободен, здесь до тебя нет никому никакого дела, никто тебя не пытается обмануть или пристать к тебе. Здесь чувствуешь себя абсолютно комфортно и безопасно. Это город абсолютно толерантности и такта. Приведу такой пример, побывав в музее Юнибакен и окунувшись в мир сказок Астрид Линдгрен, я почувствовал, что устал и мне необходимо отдохнуть, лавочек по близости не было в гостиницу было добираться далеко. Поэтому я и решил, как большинство шведом расположиться в парке, на траве близ музя Юнибакен. Так делали большинство шведов они приносили с собой шезлонги располагались на газоне, обедали, читали, общались и все это воспринимали абсолютно нормально. Я представляю, себя задремавшего на газоне в городском парке Твери, ну как минимум покрутили бы пальцем у виска, а то бы и полицию вызвали бы. Только в Стокгольме я понял, что задремать в центре города на муниципальном газоне это просто и естественно. В этом наверное и есть простые радости настоящего гражданского общества…

P.S.: Программа семинара

Видео

Фоторепортаж

Отзывы



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Что делает общество успешным? / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр