Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Семинары / Отзывы к семинару / МШПИ 20 лет. При чем здесь Шекспир? - выпускница i-класса-2012 Эмилия Деменцова о встрече выпускников в Голицыне 

МШПИ 20 лет. При чем здесь Шекспир? - выпускница i-класса-2012 Эмилия Деменцова о встрече выпускников в Голицыне

МШПИ 20 лет. При чем здесь Шекспир? - выпускница i-класса-2012 Эмилия Деменцова о встрече выпускников в Голицыне 29 апреля 2013, 08:59 автор: - Редакция сайта -

Московская школа политических исследований отметила юбилей. Торжества продлились три дня. Речь не о банкете, или концерте. Да и под торжеством следует понимать торжество мысли, а не веселье, не застолье, но круглый стол единомышленников без единомыслия. Как подобает образовательному учреждению, Школа отметила юбилей трехдневным выездным семинаром. Из его участников, собравшихся в подмосковном Голицыно, можно было бы составить не только карту России (охват Школы, ее выпускников – вся РФ), но и мира (множество флагов «в гости было к нам»). Вот уже двадцать лет МШПИ воплощает девиз: «Гражданскому обществу – гражданское просвещение», в то время как другие рассуждают, есть ли у нас вообще «гражданское общество».

Школа, как и ее выпускники, не знает границ. Она открыта и свободна от цензов и цензуры. Среди выпускников – люди самых разных профессий, возрастов и убеждений. «Человек – животное политическое», - писал Аристотель. Политика сегодня как спрут проникает во все сферы жизни нашего общества. Не разбираться в ней, не знать ее базовых законов и понятий, быть политически инертным, - не только стыдно, но и опасно. Инертность и равнодушие и есть то «молчаливое согласие», благодаря которому совершается зло на земле. Школа объединяет людей, напоминая, что человек и гражданин могут быть таковыми только, будучи сопричастными. В своем вступительном слове основатель Школы Елена Немировская отметила, что профессионального образования для человека недостаточно. Профессионалы есть, не хватает личностей. «Нельзя замыкаться в скорлупе своего предмета», - говорилось в одном старом фильме. Воздушные замки и иллюзии развеиваются, а мир – развивается. Нельзя и замыкаться в своем мирке, не замечая происходящего вокруг, нельзя забывать, что история творится нами. Каждый день.

Non scholae, sed vitae discimus (не для школы, а для жизни мы учимся) – завещали древние. Формат обучения в Школе и формат семинара этому девизу соответствовал вполне. Полемика, острые вопросы, дискуссии, задания без заведомо верного ответа, - все это и многое другое позволяло воспринимать Школу не как «учебное заведение» (где традиционно «учеба» довлеет над «учением»), а как клуб неравнодушных к жизни людей, т.е. граждан.

Программа юбилейного семинара была отнюдь не политизирована («нельзя замыкаться в скорлупе….»), непредсказуема и не случайна. Три дня прошли вместе с «Вильямом нашим Шекспиром». Без юмора и иронии. Впрочем, и не без этого. Семинар открыл 66-й сонет великого барда: «And art made tongue-tied by authority…» (досл. «и искусство, которому власть связала язык») определило центральную тему «Искусство и власть». Речь шла не только о бесцеремонном вторжении политики в культуру, но и о влиянии культуры на политику, которое частенько недооценивают. Взглянув на культуру сквозь призму политики, и на политику сквозь культуру, получим две картины. Верные «линзы» подбирали, расширяя поле зрения, участники семинара вместе со своими гостями, среди которых был актер Ральф Файнс, давний друг Школы, представивший свой режиссерский дебют - фильм «Кориолан» по мотивам шекспировской трагедии. Античный сюжет был перенесен режиссером в наши дни. Изменились фон и костюмы, виды оружия и дальность боя, но текст и тема пьесы оказались созвучны времени, а драму из категории исторической впору счесть остросовременной. Вместе с Ральфом Файнсом и исследователем Шекспира Клэр Асквит многочисленные гости и участники семинара искали параллели и пересечения шекспировских драм с сегодняшней политической действительностью. Любопытно отметить. как трансформировалось восприятие образа Кориолана. Многие зрители покидали зал, сочувствуя смерти героя. А, скажем, в постановке Брехта и Векверта герой вызывал стойкие ассоциации с фашизмом. «Плебеи репетируют восстание» - так называлась пьеса Гюнтера Грасса, в которой выведен образ Брехта, репетирующего «Кориолана». Мотивы восстания, противостояния героя и толпы на фоне неминуемого распада империи зримы и в фильме Файнса и, быть может, более всего оказались созвучны публике, смотревшей в фильм в географических координатах России.

День следующий прошел под сенью Сергея Эйзенштейна. Малоизвестные кадры «Ивана Грозного» представил и прокомментировал блистательный киновед Наум Клейман. Если после фильма Файнса зрители бросились в жаркую дискуссию, то после просмотра фрагментов «Ивана Грозного» и комментариев Клеймана в зале наступила тишина. Публика была ошеломлена. Но и дискуссия последовала, и неминуемо отыскались ассоциации и сравнения.

Среди прочих тем были и «Власть в эпоху глобализации», обсуждение наболевшего вопроса «Выживет ли демократия в условиях недоверия к лидерам и институтам» и тема, звучащая почти как «гений и злодейство» - о морали и власти. На перечисление экспертов и слушателей Школы в программе семинара ушло несколько страниц, но не было здесь людей случайных и скучающих.

Может показаться, что семинар ограничился одной лишь «говорильней», но это ошибочно и опровергается как историей Школы, так историями успеха ее выпускников. «Друзья по школе и мечу» привыкли ориентироваться не только на Шекспира, но и на Чехова, т.е. «Дело делают». Примеров предостаточно, как и поздравительных телеграмм, с зачитывания которых начинался каждый из сессионных дней. Среди адресантов, помимо отечественных ведомств, и зарубежные, такие как Совет Европы или Нобелевский комитет мира.

Двадцать – это прощание с несерьезными «надцатью», это расцвет, но и, как говорят врачи, возраст первых морщинок на лбу. Из-за мыслей о планах на будущее, которых у Школы, не без оснований, - не счесть. А вообще 20 лет Московская школа политических исследований провела не «спустя», а, как и положено, на высоте!

Источник: Эхо Москвы

P.S.: Программа встречи

Видеозаписи по сессиям

Фоторепортаж (автор фотографий - Олег Начинкин)

Поздравительные письма и телеграммы в честь двадцатилетия Школы

СМИ о семинаре

Фильм "Кориолан"



нет комментариев




Путь : Главная / Семинары / Отзывы к семинару / МШПИ 20 лет. При чем здесь Шекспир? - выпускница i-класса-2012 Эмилия Деменцова о встрече выпускников в Голицыне
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр