Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в Венгрии / Отзывы  

Семинар в Венгрии

Будапешт. 14 - 19.07
Будапештское мыслетрясение: европейские горизонты гражданского образования – Юлия Федотова о семинаре в Венгриидата:27 июля 2013   время:17:13 ;  автор:- Редакция сайта -

14-18 июля в г. Будапеште прошёл семинар «Гражданское образование: европейская перспектива». Этот семинар выступил частью проекта «Продвижение гражданского образования в российских регионах» и являлся продолжением вводных региональных семинаров в г. Ростове-на-Дону (12-13 апреля 2013 г.) и г.Ставрополе (15-16 апреля 2013 г.). Организаторами выступили Европейский центр Вергеланда (г. Осло, Норвегия) и Московская школа политических исследований.

В работе семинара приняли участие руководители школ, вузовские преподаватели, представители общественных организаций, детских центров. Семинар был направлен на знакомство участников проекта с европейским опытом гражданского образования.

Содержательная линия семинара была выстроена в контексте основных положений Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека. Ценности и практики европейского гражданского образования с участниками обсуждали удивительные, замечательные и неповторимые тренеры Рольф Голлоб (Педагогический университет г. Цюриха, Швейцария), Тэд Хадлстон (Великобритания), Андрей Иоффе (Московский институт развития образования, Высшая школа экономики, Россия). На вводном круглом столе «Роль школ в образовании для демократии» все три эксперта, сменяя друг друга, замечательно продемонстрировали, как можно в сжатые сроки демократическим путём совместно выработать ряд актуальных вопросов для обсуждения.

Ряд блестящих сессий, посвящённых воспитанию демократической гражданственности, провёл Рольф Голлоб. Ему удалось сбалансировать содержание и активные методы и приёмы трансляции этого содержания. На его сессиях нам удалось поговорить об очень серьёзных и глубоких вещах: какие компетенции являются целью гражданского образования, концепции преподавания и обучения демократической гражданственности, кто такой «вертикальный» и «горизонтальный» гражданин, политика как процессный цикл. Иллюстрируя демократический процесс публичного обсуждения и принятия решений, Рольф совершенно потряс аудиторию, рассказав, что на принятие решения о строительстве стадиона в его городе ушло 10 лет и три референдума. Также Рольф сфокусировал внимание аудитории на основных столпах образования для 21 века: учиться жить вместе, учиться приобретать знания, учиться делать и учиться для жизни. Практической демонстрацией инструментальности этих концептуальных позиций стал модельный урок «Газеты вокруг нас», на котором часть участников выступила в роли учеников, часть – в роли экспертов.

Сессии Андрея Иоффе были посвящены проектному обучению, его основным элементам. У каждого участника семинара был свой опыт социального проектирования, поэтому сессии Андрея прошли в постоянном диалоге и полилоге. Мы очень подробно поговорили об определении проблемного поля социального проекта, критериях эффективных проектов, ценностном, творческом и практическом уровнях структуры проекта, возможностях использования проектирования в образовательном процессе и др.

Тэд Хадлстон сосредоточил наше внимание на партнёрстве школ и местного сообщества как одной из важнейших составляющих гражданского образования. И, конечно же, в первую очередь речь шла о партнёрстве школ и университетов, поскольку школы и университеты вместе формируют «стратегическую подсистему», которая, как никто другой может влиять на общество. Кроме того, такое партнёрство, безусловно, взаимовыгодно; и школы, и университеты приобретают что-то «для себя»: школы, взаимодействуя с университетским сообществом, повышают свой профессиональный уровень, а университеты, работая в школах, получают опыт «реальной жизни». Тэд рассказал об очень интересном британском опыте такого сотрудничества школы и университета г. Лидс, Йоркшир, Великобритания, где группа учителей инициировала создание сети поддержки беженцев. Проблема заключалась в том, что учителям пришлось работать с учениками, которые не знали английского языка - детьми беженцев из Юго-Восточной Азии. И тогда они обратились за помощью в Лидский университет. Иностранные студенты – волонтёры из университета помогали ученикам в классе и переводили для учителей и родителей. Такое сотрудничество, безусловно, принесло пользу всем: дети и родители – беженцы почувствовали себя частью местного сообщества (гражданская идентичность и принадлежность), студенты-волонтёры развили чувство гражданского долга, школы получили бесплатную помощь и перевод.

Время между сессиями мы посвящали обсуждению итогов 1-го этапа семинара, поскольку именно живое общение позволило уточнить все нюансы и особенности выполнения домашнего задания, которое заключалось в соотнесении системы управления в образовательном учреждении с европейской моделью демократического управления в школах. Сергей Салей и Малгожата Тур, работавшие с педагогами на первом этапе, очень подробно и с большим интересом расспрашивали нас о том, как была организована работа по заполнению таблицы планирования, на каком этапе развития с точки зрения ключевых областей воспитания демократической гражданственности находится наше образовательное учреждение. Также мы все вместе обсуждали дальнейшие этапы семинара, ближние и дальние перспективы развития проекта.

Завершающим аккордом семинара стал визит в Центральный европейский университет (CEU). Мы познакомились с сотрудниками университета, которые любезно рассказали нам о том, что здесь учатся 1500 студентов из 100 стран, причём в последнее время всё больше студентов приезжают из России и США. На 1500 студентов приходится 300 преподавателей, и это позволяет индивидуализировать процесс обучения: как правило, преподаватель работает со студенческой группой из 5-7 человек. Обучение в университете ведётся на английском языке, действуют 12 факультетов, Высшая школа бизнеса, Гуманитарный центр, Центр административной политики, архивы Открытого общества. Также мы встретились с представителями неправительственных организаций. «Правозащитная студенческая инициатива» (HRSI) была основана студентами юридического факультета CEU и сотрудничает международными, региональными и местными организациями в области защиты прав человека. Деятельность Фонда демократической молодёжи (DIA) направлена на активное включение молодёжи в общественную жизнь, что позволяет приобрести навыки гражданского участия, решения проблем и сотрудничества.

Семинар в Будапеште позволил буквально ощутить суть и смыслы воспитания демократической гражданственности, увидеть носителей этих смыслов в деятельности, понять, как, с помощью каких методов, средств, приёмов эти смыслы можно донести до ребёнка. А смыслы эти просты и понятны каждому: свобода, уважение к другому, иному (человеку, образу мыслей, образу жизни), диалог, сотрудничество, критическое мышление, неравнодушие, открытость новому, ответственность. Я думаю, что наши гражданские усилия, направленные на создание открытой демократической среды в школах и других образовательных учреждениях, а также на воспитание настоящих граждан будут способствовать развитию гражданского общества в нашей стране. Вместе мы можем многое.

Юлия Федотова

ВДЦ «Орлёнок»



Подробнее
Представленный на семинаре опыт дал мне новые идеи – Ольга Пономаренко о семинаре в Венгриидата:27 июля 2013   время:17:45 ;  автор:- Редакция сайта -

Огромное спасибо Европейскому центру Вергеланда и Московской школе политических исследований за организацию семинара «Гражданское образование: Европейская перспектива» в Будапеште 14-19 июля 2013 года.

Семинар оказался чрезвычайно интересным, актуальным и продуктивным для меня, как администратора школы, курирующего работу по реализации школьного социально-педагогического проекта «Воспитываем гражданина России», отмеченного Золотой медалью Национальной премии «Элита российского образования» по итогам конкурса "Гражданское и патриотическое воспитание в образовании 2013"

Представленный на семинаре европейский опыт гражданского образования дал мне новые идеи о том, как проводить демократические изменения в своей школе, а также лучшее понимание того, чем схожи и в чем различаются школы в России и в Европе. Ко мне пришло убеждение, что технологии и методы ведущих европейских педагогических систем могут успешно применяться в практике Российских школ, а педагогическое сотрудничество укрепит и расширит российское и международное образовательное сообщество, заинтересованное в переменах к лучшему.

Организаторы семинара и эксперты создали для слушателей практическую лабораторию, в которой:

- конструировались различные идеи и подходы по осуществлению роли школы в воспитании демократической гражданственности, выстраивались стратегии создания демократической школы (Рольф Голлоб);

- обсуждались условия полноценного участия школьника в жизни сообщества, через вовлечение его в социальное проектирование (Андрей Иоффе);

- определялись способы, и оценивалась степень необходимости включения школы в жизнь местного сообщества, через организацию партнерства школ с сообществом и университетами (Тэд Хадлстон);

- анализировался опыт демократического воспитания венгерских общественных организаций.

Методические приемы, экспертов в ходе семинара продемонстрировали оригинальные варианты включения обучающихся в активную обучающую деятельность, создание в преподавании нового демократического стиля, способствующего формированию гражданских компетенций. Все занятия были содержательны, а излагаемый материал предлагался в разнообразных формах интерактивной стратегии: круглый стол, работа у группах, презентации, дебаты, обмен опытом, дискуссии, моделирование. Время занятий проходило в увлекательной деятельности, стремительно и практически не утомляло.

Я надеюсь, что полученные на семинаре навыки и знания я смогу транслировать не только при работе со школьниками, но и при оказании методической помощи учителям моей школы.

Особую благодарность хочу выразить организаторам семинара за созданные для участников семинара прекрасные комфортные условия и для продуктивного труда, и для неформального общения, и для полноценного отдыха в одном из самых красивых городов мира Будапеште. Мы чувствовали вашу заботу и участие, спасибо.

Ольга Пономаренко

Зам. директора по ВР МБОУ СОШ № 87

г. Ростов-на-Дону



Подробнее
Нелинейное образование – Людмила Клименко о семинаре в Венгриидата:27 июля 2013   время:17:55 ;  автор:- Редакция сайта -

Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра.

Сенека

С 14 по 19 июля 2013 г. в Европейском молодёжном центре Совета Европы в г. Будапеште прошел семинар «Гражданское образование: европейская перспектива». Семинар является продолжением долгосрочного проекта «Развитие гражданского образования в российских регионах», в котором с начала 2013 г. принимают участие представители двух регионов – Ростовской области и Ставропольского края. Организаторами проекта выступили Московская школа политических исследований и Европейский центр Вергеланда.

В будапештском семинаре приняли участие преподаватели вузов, представители управленческого состава и учителя школ южно-российских регионов, участвующих в проекте.

Круг проблем, активно осмысливаемых и обсуждаемых на семинаре, был связан с вопросами обучения демократической гражданственности в условиях средней школы. В современных реалиях российского общества актуальность поднимаемых вопросов и их практическая востребованность не может вызывать сомнений. В нашей стране уже давно созрела потребность в подготовке и воспитании на принципах ценностей демократического общества нового поколения граждан и, как результат, складывание развитого гражданского общества. Политические события последних месяцев и реакция на них российских граждан выступает лишним тому подтверждением.

Необходимо подчеркнуть, что само обсуждение этих проблем на семинаре проходило преимущественно в нетрадиционной форме. Эксперты семинара, помимо привычного лекционного формата, по большей части использовали активные формы трансляции своих идей и опыта. В семинаре были задействованы методы работы проектных заданий в малых группах, тренинговые упражнения на межгрупповое взаимодействие, на коллективную рефлексию, методика «модельного» урока, осмысление результативности работы на семинаре и пр. Можно с большой долей уверенности утверждать, что подобный формат работы являлся более интересным, познавательным и продуктивным для всех участников семинара без исключения.

Отдельного внимания заслуживают эксперты семинара, которые являются не только теоретиками, но и практиками обучения демократической гражданственности. Эксперты Рольф Голлоб (Швейцария) и Тэд Хадлстон (Великобритания) являются авторами пособий Совета Европы по ОДГ/ОПЧ. На семинаре они делали акцент на том, что воспитание настоящего гражданина возможно лишь при условии создания демократической среды в учебном заведении. Школьник благодаря ежедневному жизненному опыту, участию в учебном процессе, практикам участия в общественной жизни и социальных проектах должен усваивать демократические нормы и ценности, учиться вести себя как ответственный гражданин.

При таком подходе обучение не может быть пассивным и формальным. Школьники должны не только получать знания о политической системе своей страны и конституционных правах граждан. Процесс обучения и функционирования всей школы должны быть построены на принципах коллегиальности, децентрализации принятия решений и их транспарентности. Важным условием этого является участие в жизни школы местного сообщества – родительских комитетов, НКО, учреждений культуры, университетов и пр. Только в таком случае школа может рассматриваться как микромодель общества, в условиях которой дети могут получать актуальный опыт, знания и навыки демократической гражданственности.

Ещё раз стоит отметить, что европейские эксперты представляли реальные практики и методы подобного образования, а также через тренинговые упражнения вовлекали в освоение этого опыта участников семинара. И главным, на мой взгляд, достижением семинара являлось практическая демонстрация того, что результативность обучения при таком подходе состоит не в пресловутых знаниях, умениях и навыках, на которых делается акцент в традиционном образовании. «Линейное» обучение, когда в качестве индикаторов эффективности образовательного процесса выступают конкретные знаниевые компетенции, умение мыслить алгоритмами, осваивать и применять на практике устоявшиеся модели поведения, все это теряет значимость в образовании для демократии. Как это ни выглядит странно для нас, сформированных в лоне традиционной системы обучения, но результативность такого образования не может быть измерена в квантифицированных показателях. Смысл и ценность обучения демократической гражданственности заключается в самой процедуре, когда не может быть правильной точки зрения, когда во главу угла выносится разнообразие и активное участие, когда понимание прав и ответственности формируется на самом уроке.

На мой взгляд, очень полезными в этом отношении были два занятия Рольфа Голобба, посвященные рассмотрению сути демократического процесса и «модельный» урок с участниками семинара, которые выступили в роли школьников. Эксперт очень образно, с конкретными примерами жизни объяснил суть общественно-политического процесса демократического типа - это бесконечная последовательность действий по решению настоящих и будущих проблем общества, состоящая из следующих этапов (актуальная проблема, обсуждение, решение, реализация, реакция, определение новой проблемы). И конкретный результат, полученный в ходе этого процесса, может не быть оптимальным с точки зрения решаемой проблемы. Но ценность описанной демократической процедуры от этого не умаляется.

Эта же идея была проиллюстрирована на «модельном» уроке, когда его участникам было предложено поработать в группах с печатными СМИ. Содержание и знаниевый прирост в результате занятий были менее важны чем, опять же, сама процедура обсуждения, выделения учениками ключевых вопросов, их анализ ситуации, презентация группового мнения и пр. Другими словами, обучение представляется не в линейном движении от незнания к знанию, от неумения к умению, а в цикличном принципе групповой работы, в приобретении навыков, необходимых для активного участия в общественной жизни в качестве ответственных, критичных и организованных граждан.

Таким образом, как мне кажется, одни из главных задач семинара – углубление понимания сути гражданского образования, способствование размышлению о роли школ и учителей в образовании для демократии, понимание ключевых ценностей, которые лежат в основе подготовки учителей в области ВДГ – были полностью достигнуты.

И хочется выразить огромную благодарность Московской школе политических исследований, Европейскому центру Вергеланда, европейским экспертам и нашим ставропольским и краснодарским коллегам за организацию и плодотворную работу на семинаре. Эти 6 дней стали важной платформой для проектирования дальнейшей работы по нашим региональным проектам в области гражданского образования с участием школ и местных сообществ.

Людмила Клименко

канд. социолог. наук, доцент Южного федерального университета,

начальник отдела статистики и тематических мониторингов

ГАУ РО «Региональный информационно-аналитический центр развития образования»



Подробнее
Семинар помог в развитии моих представлений и знаний о гражданском образовании – Сергей Бобрышов о семинаре в Венгриидата:31 июля 2013   время:14:01 ;  автор:- Редакция сайта -

Семинар оказался очень значимым моментом в развитии моих представлений и знаний о гражданском образовании как феномене и технологии . Он, представляется мне, был очень успешным.

Отмечу лишь несколько сторон, определивших эту успешность.

Кадровая (преподавательская сторона): отбор экспертов в целом был хороший. Но, самое главное, приглашены иностранные специалисты, во-первых , владеющие технологическим инструментарием организации в образовательном учреждении гражданского образования и воспитания, а, во-вторых, являющиеся носителями мировоззрения и философии демократической гражданственности, обладающие опытом действенного гражданского воспитания и обучения. Именно расставляемые ими смысловые акценты в контуре "школа- дети - образование - педагог" помогало разобраться в векторах и нюансах построения гражданского образования .

Содержательная сторона: содержание семинара и логика его развертывания от занятия к занятию были сформированы очень удачно.

Принципиально, что были разведены и выпукло обозначены такие вопросы, как гражданская культура, гражданские компетентности, гражданские потребности, опыт гражданской жизни и др., которые должны находить проявление не в каких-то специальных мероприятиях, а в каждой клеточке повседневной жизни. Это позволило всем четко увидеть, что вся работа по гражданскому образованию должна опираться на поиск примеров в жизни школы и каждого ученика и учителя, одновременно и требующих проявления демократической гражданственности, и дающих возможность ее проявлять. То есть обучение гражданственности в основе должно вестись не столько путём донесения академических знаний на уроках и специальных мероприятиях просветительского характера, сколько путём обретения опыта демократической жизни. Было прекрасно показано, что может делать школа, учитель в школе и вне ее для воспитания гражданственности. При этом хорошо проработан вопрос, как воспитание демократических установок может формироваться с опорой на возраст детей и во взаимосвязи с социальным окружением, в рамках выстраивания социального партнерства. Материал Тэда по партнерству был очень практичен и креативен.

В соответствии с этим на практических примерах продемонстрировано, как демократические ценности могут быть введены в смысловой контекст обучения и воспитания; было конкретизировано положение, что в школе необходимо искать ниши, сферы ее жизни, которые могли бы представлять примеры демократии, проявляться как естественно, так и путём специального моделирования.

Важным элементом программного содержания семинара стало введение проблематики организации проектной деятельности в школе, ориентированной на гражданское образование. Наиболее удачной была часть, предложенная Рольфом, в рамках которой он рассказал о примерах конкретных детских проектов, опирающихся на темы, близкие обучающимся. Хотя и занятие, проведенное Иоффе, было также очень полезным.

Хорошим и полезным элементом программы стало посещение Европейского университета в Будапеште.

Организационная сторона: все было организовано просто восхитительно. Это касается всех сторон организации: нашего перелета в Будапешт, размещения в Центре, организации учебного процесса, организации общения и досуга, сопровождения по всем вопросам. Все - высший пилотаж. Никогда нигде ранее не чувствовал такого личностно уважительного, приветливого, в хорошем смысле слова предупредительного и высокопрофессионального отношения, продемонстрированного всеми организаторами.

Бобрышов С.В.,

проректор Северо-Кавказского государственного педагогического института



Подробнее
Будапешт поразил всех своей красотой и величием – Ольга Бодрова о семинаре в Венгриидата:31 июля 2013   время:14:07 ;  автор:- Редакция сайта -

В июле этого года состоялись поездка двух российских региональных групп из Ростова и Ставрополя в Венгрию по проекту «Развитие гражданского образования в российских регионах». Программа в Будапеште включала в себя тренинги, экспертные брифинги и консультации, посещения Центрального Европейского Университета, знакомство с венгерскими НКО и экскурсии по городу.

Наибольшее впечатление на меня, как и на многих участников этого рабочего визита, произвели встречи с европейскими экспертами Рольфом Голлобом и Тедом Хаддлстоном. Являясь одновременно и соавторами пособия для педагогов по обучению детей и молодёжи демократической гражданственности и правам человека, Тед и Рольф показали на конкретных примерах приёмы работы в детско-молодёжных группах; во время тренинговых секций программы эксперты Совета Европы демонстрировали российским педагогам не только блестящее знание теории вопроса гражданского образования, но и владение его принципиальными практическими компонентами. В частности, много внимания было уделено развитию компетенций демократического гражданского поведения у учащихся и проектной деятельности в образовательном сообществе. Также, участникам программы в Будапеште были переданы пособия Совета Европы по обучению демократической гражданственности и правам человека.

Можно сказать, что результат от поездки в виде общего профессионального энтузиазма и новых идей по проекту в регионах начал проявляться ещё до отъезда группы в Россию - участниками было решено продолжить обсуждение полученного опыта по возвращении. В начале августа в Ставрополе уже запланирован «круглый стол» для разработки местных вспомогательных мероприятий по проекту, основанных на материалах, предложенных евроэкспертами.

И отдельно хочется сказать несколько слов о городе, в котором нам посчастливилось побывать в рамках этой просветительской программы. Конечно же, Будапешт поразил всех своей красотой и величием. А ещё все отметили, насколько комфортным для жизни является эта европейская столица, насколько доброжелательны и дружелюбны её жители.

Огромное спасибо организаторам за эту программу, за хорошую возможность узнать больше о современных европейских гражданско-правовых нормах, традициях и культуре.

Ольга Бодрова,

председатель правления Межрегионального общественного Фонда Мира в ЮФО и СКФО



Подробнее
Благодарю за возможность быть в партнерстве и диалоге – Елена Рукавишникова о семинаре в Венгриидата:31 июля 2013   время:14:17 ;  автор:- Редакция сайта -

Выражаю благодарность МШПИ за возможность участвовать в семинаре "Гражданское образование: европейская перспектива", который проходил в Будапеште.

Прежде всего отмечаю то, что было полезно мне как участнику и координатору проекта "Содействие гражданскому образованию в регионах России":

- знакомство с руководителями и специалистами Европейского центра Вергеланда;

- знакомство и изучение европейского опыта в области гражданского образования;

- наблюдение и изучение моделей взаимодействия экспертов с участниками семинара;

- общение с экспертами Rolf Gollob и Ted Huddleston, которые профессионально познакомили с инструментами воспитания демократической гражданственности;

- создание экспертами атмосферы доверия и сотрудничества;

- практико-ориентированный подход в организации экспертами индивидуальной и групповой работы участников семинара;

- знакомство с опытом взаимодействия школ и университетов;

- представление учебно-методических материалов по воспитанию демократической гражданственности;

- приобретение опыта взаимодействия с заинтересованными и компетентными участниками семинара;

- возможность увидеть перспективы реализации проекта в условиях российской образовательной практики.

Особо отмечаю подбор экспертов и высокий уровень организации семинара.

Благодарю за возможность быть в партнерстве и диалоге

Елена Рукавишникова

Северо-Кавказский Социальный институт



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в Венгрии / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр