Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в США / Отзывы  

Семинар в США

Вашингтон - Сент-Луис. 26 - 5.04
Любой человек воспринимается как Человек - выпускница-2013 Марина Потехина о семинаре в СШАдата:03 апреля 2014   время:08:56 ;  автор:Потехина Марина Олеговна

Соединенные Штаты Америки — это для нас пока что параллельный мир, к сожалению. Это сразу чувствуешь еще на паспортном контроле в Вашингтоне, когда полицейский тебе улыбается и спрашивает, как у тебя дела. Вежливость, улыбка и постоянное «sorry» — это обязательные атрибуты почти всех американцев. К этому быстро привыкаешь, и через несколько дней также начинаешь здороваться с незнакомыми людьми в лифте отеля.

Вашингтон — это город сочетания административных зданий и достопримечательностей. И американцы не только умеют соединять прошлое и будущее, но и чтут это. Это видно и в Библиотеке Конгресса, в которой применяются современные технологии, и на Национальной Аллее, где с одной стороны расположен Капитолийский холм, а с другой Мемориал Линкольна. И оба эти места одинаково важны для американцев. Американцам вообще свойственно «Родину любить», здесь можно встретить множество американских туристов, которым интересно путешествовать по своей стране и узнавать ее. К сожалению, русские чаще во время отпуска пока еще предпочитают другие страны, а не другие регионы своей страны.

Несмотря на сложные отношения между Россией и США, никакой враждебности (как нам пытаются вить в голову центральные каналы нашей страны) совсем нет. И мы, и они хотим одного — правового государства и соблюдения свобод. Поэтому разговоры между нашими нациями проходят вполне дружелюбно и со взаимным интересом. Конечно, нельзя было в разговорах обойти ситуацию с Крымом, и последствиями референдума, проведенного Россией. Об этом говорилось и на Капитолийском холме, и с международными экспертами. Но разница в том, что они говорят в первую очередь о нарушении международных правил, а мы — об экономических последствиях для граждан России.

Как всегда, огромное удовольствие доставила встреча с директором Архива Национальной Безопасности Томасом Блантоном. Работа этого человека вызывает огромную зависть. Так как сразу же вспоминается подобная работа Мемориала, которому всячески препятствуют в получении данных из архива. Но на примере работы Томаса Блантона видно, насколько важна такая работа для общества и для страны, как она помогает понять то, что происходит в стране, какие решения принимает правительство, и какие ошибки оно допускает. Что, несомненно, очень важно для будущего.

Поразительно то, что в разговоре с помощником сенатора МакКаскил Джейсоном Раухом, он не смог вспомнить нормы, по которым сенатора могут лишить полномочий. Это связано с тем, что в истории США был только один такой случай во время Гражданской войны. Это как раз один из примеров того, что наши вопросы иногда казались им странными. Это было и в вопросах федерализма и политики, и в вопросах о работе НКО. Например, в Сент-Луисе на разных встречах с представителями некоммерческих организаций, нас в первую очередь интересовал вопрос о взаимодействии с правительством. И здесь ситуация в России противоположна ситуации в США. Поражает то, что правительство не только слышит голос общества, но и прислушивается к нему. Например, в Сент-Луисе есть организация East-West Gateway, являющаяся инициатором правительственного форума для совместного планирования и решения региональных проблем. В Америке, правительство поощряет (!) финансирование таких организаций со стороны граждан, а так же помогает НКО тем, что списывает такую помощь, как налог. У нас же такая ситуация на данном этапе истории кажется немыслимой.

Сенат первоначально был задуман, как место, где должно тяжело работаться. Джордж Вашингтон сравнивал его с чайником, который закипает и бурлит в Нижней палате, а остывает в Верхней. Здесь вносится на рассмотрении несколько тысяч законопроектов в год. Но законами становятся значительно меньше проектов. Это связано со специально усложненной системой, дабы уменьшить количество законодательных инициатив. В Верхней палате большинство у демократов (55 человек), но для закона требуется 60 голосов. То есть, демократам необходимо обращаться к республиканцам. Таким образом, только действительно важные законопроекты для страны, могут стать законами. Например, закон о сельском хозяйстве, который был недавно принят, рассматривался 5 лет прежде чем стал законом. Несколько лет назад Сенат принял закон о прозрачности лоббирования. Стало запрещено пользоваться приглашениями на ужин или в поездки от лоббистов. Таким образом, установилось недопущение тесных отношений. Я думаю, что прозрачность — это главное, чего добиваются власти США в ветвях власти. Девиз Вашингтона: «Правосудие для всех», и город полностью ему соответствует, как и все США.

Огромное впечатление производит музей новостей в Вашингтоне Newseum. Это место, где любой человек может наглядно увидеть значение свободы слова и важности средств массовой информации. А так же, что не менее важно, узнать, насколько опасна профессия журналиста. Здесь целый зал посвящен памяти погибших журналистов. И количество их фотографий ужасает и лишний раз напоминает, насколько опасна и насколько важна их профессия. Не стоит забывать и об одной из важнейших задач СМИ — выявлении фактов коррупции. В США СМИ являются надзирателем, которые сразу пишут о подобных случаях. Следствием этого, к примеру, является низкий уровень коррупции в полиции. Очень важно, что здесь проводятся экскурсии для школьников, при чем подача информации интерактивно, что привлекает внимание и способствует лучшему усвоению информации. К сожалению, пока остается только мечтать о возможности появления такого места в России.

Конечно, США — это не идеальная страна с эталонной системой. Например, в Сент-Луисе из 2000 полицейских только один занимается подростковыми преступлениями (это связано с недостатком финансов на эту работу, хотя полиция получает треть бюджета региона). Существуют отдельные районы, где высокие показатели преступности. Это, конечно, связано с проживанием там мигрантов и людей из групп риска. Но власти пытаются найти решение проблем. В регионе успешно обустраиваются районы с недорогим жильем для людей, потерявших его во время кризиса или по другим причинам. Здесь помогают людям с физическими и психологическими недугами адаптироваться в обществе и найти работу. Здесь любой человек воспринимается как Человек. В этом США является примером для многих стран. И в этом очень хочется с ними конкурировать. Хочется однажды приехав в Штаты, не просто с удивлением слушать и завидовать, а делиться опытом своей страны в решении таких проблем. Хочется надеется, что так однажды и будет.

P. S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
Мои ожидания даже перевыполняются - выпускница-2012 Екатерина Алексеева о семинаре в СШАдата:05 апреля 2014   время:17:04 ;  автор:Алексеева Екатерина Александровна

Самая ужасная вещь, которая может быть, это неоправдавшиеся ожидания, поэтому я стараюсь не загадывать наперед перед какими-то ответственными мероприятиями. Но перед семинаром в США, я все-таки не могла удержаться от мыслей о том, как же все-таки это будет. Пока все мои ожидания даже перевыполняются. Сказать, что США это другой мир, это не сказать ничего. Здесь по-другому все, начиная от банальных бытовых мелочей.

Программа «Открытого мира» началась с посещения столицы США Вашингтона, где мы за три неполных дня успели побывать в Библиотеке Конгресса, на Капитолийском холме, увидеть Белый дом и побывать в его конференц-центре, встретиться с представителями Национального архива и и центра Российско-американского сотрудничества. Все встречи были организованны на высшем уровне, пунктуальность для американцев это не просто стиль делового общения, это стиль жизни. Меня отдельно поразило то, что мы встретили много людей, которые прекрасно говорят по-русски, хотя это не является нормой, большинство американцев говорят только по-английски.

Также в Вашингтоне мы посетили музей Новостей Newseum, который является большим интерактивным центром, показывающим историю развития СМИ в США, а также их роль в современном демократическом обществе. В свободное от официальной программы время удалось сходить в музей Космонавтики и воздухоплавания, являющийся частью Смитсоновского института, который объединяет 19 музеев, зоопарк, 9 научно-исследовательских центров. Американский подход к организации музеев поразил меня тем, что все очень наглядно и интерактивно и интересно не только взрослым, но и детям, что немаловажно для популяризации как музеев, так и науки.

К моему большому сожалению, часть программы в Вашингтоне на этом закончилась, но впереди предстояли не менее интересная познавательная программа и профессионально-деловая часть в Сент-Луисе.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
Поездка в Америку - выпускник-2013 Владимир Кротов о семинаре в СШАдата:11 апреля 2014   время:14:02 ;  автор:Кротов Владимир Юрьевич

Наверное, я бы никогда не побывал в Америке. Достопримечательности и природное великолепие Азии и Океании куда более привлекают меня, чем то что предлагают Соединенные Штаты туристам. Для меня США это нечто большее, чем Маями, Каньон и Вегас. То, чем привлекает меня Америка, я бы не смог получить без специальной программы. Я хотел общения с уникальным народом, который создает великую страну и понимает, как это делает!

Сейчас я лечу в легком Эмбраере над реками Миссури и Миссисипи. Пытаюсь найти в иллюминаторе знакомые уже примечательные места Сент-Луиса - самого среднего во всех отношениях города в Штатах, но вместе с тем уникального и успешного. Я замечаю в себе два добрых и приятных, но ярких и противоречивых чувства.

С одной стороны, проведя 10 дней в Америке, мне до сих пор не верится, что я здесь. Небоскребы, улыбки, самые причудливые технические новинки, такие открытые и доступные, видятся мне сладким сном.

С другой стороны, мне кажется, что я прожил здесь уже очень долго.

Совершенно невероятные ребята из "Открытого Мира" развернули и сняли для меня блестящие и красивые звездно-полосатые обертки с этой страны и дали насладиться ее по-настоящему великолепным вкусом.

Я не знаю, что такое американский образ жизни. Но, мне кажется, что люди здесь очень правильно умеют сомневаться. Здоровое чувство сомнения во всем и, прежде всего, в своих предубеждениях, помогает быть чувствительнее и одновременно защищает.

Знаменитая фраза "In God we trust" - Богу мы доверяем - для меня означает, что всем остальным придется доказать свою правоту. Я не говорю здесь о недоверии, речь здесь о готовности и умении договариваться.

Те уроки гражданской мудрости, которые я получил... Не могу сказать, что они меня поразили, но вдохновили и воодушевили, точно! Я всегда верил, что есть общество, которое не терпит лжи, не укрощает память, а борется за факты и право на собственную оценку. И в этом меня порадовал уже давний знакомый по семинарам МШГП Томас Блантон. Да, эта борьба с переменным успехом, да, не каждому это важно, да, случаются перегибы. Но это общество живое, настоящее, сильное!

Я знал, что Америка в целом никогда не была и не может быть врагом России, уверен, что эта страна один из главных наших партнеров. Также думает Майкл Карпентер и большинство американцев. Но у нашей позиции есть противники, как в России, так и в Штатах. Есть люди, которые боятся заокеанских соседей и ищут защиты в заборах и других более агрессивных мерах. Слава Богу среди американцев таких меньшинство! Но мы не должны давать им шансы на укрепление такой опасной позиции. Нам нужно поддерживать американских друзей, которые выступают у себя на родине за добрые отношения с российскими гражданами!

Глубочайшую тему современного прогресса мы обсудили с профессором Китом Миллером. Это проблема прямого воздействия технических изобретений на человека. Готовы ли мы жить среди роботов и полу роботов, и где та граница апгрейда человеческого тела, за которой теряется человечность? Что такое "человечность"? И как эта проблема связана с нашим отношением к другим людям, которые не похожи на нас? Конечно же, мы не нашли четких ответов на эти вопросы. Но, иногда, поставить вопрос - уже взорвать границы восприятия...

Также, надеюсь, мне удалось донести на круглых столах и в неформальных обсуждениях, что Россия значительно интереснее и богаче, чем сегодня ее представляют.

Рад, что поездка позволила создать широкие контакты с коллегами из Сент-Луиса и договорится о конкретном волонтерском проекте внутри группы.

И, в завершение, хочу поблагодарить всех, кто участвовал в этой поездке и ее в организации: "Московскую Школу Гражданского Просвещения", "Американские Советы по Международному Образованию", "Открытый Мир" и всех остальных!

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
Неизвестная Америка - выпускница i-класса 2013 Нина Колипова о семинаре в СШАдата:11 апреля 2014   время:14:21 ;  автор:Колипова Нина Ивановна

В марте - апреле этого года я, как выпускник i-класса 2013 Московской школы гражданского просвещения, получила возможность совершить поездку в Америку, приняв участие в семинаре «Американский федерализм и общественная политика в США». Осуществлен семинар обменной программой «Открытый мир» (Open world). Партнерство Московской школы и Открытого мира, безусловно, очень значительно и символично: обе организации ведут свою деятельность более двадцати лет, пять из которых успешно сотрудничают. Поддержку данной программе оказывают такие организации как «Сторонники гражданского общества в России», «Партнерство в поддержку местного самоуправления», Университет Миссури в Сент-Луисе и другие.

Наша делегация состояла из выпускников разных лет, представляющих различные сферы деятельности - государственные и муниципальные служащие, депутаты, студенты и преподаватели, представители НКО и бизнеса - всего более 20-ти человек.

Географическая карта нашей поездки включала в себя два основных пункта: г.Вашингтон, Округ Колумбия и г.Сент-Луис, штат Миссури.

10-ти дневная программа семинара была довольно насыщенной и не уступала полнотой подачи информации федеральным семинарам Школы. Каждый день перед нами выступали представители всех ветвей власти, НКО, преподаватели, журналисты.

Немаловажным было то, что выступления спикеров проходили в исторически важных местах. В Вашингтоне это были Библиотека и Сенат Конгресса США, конференц-центр Белого Дома.

Даже тем, кто не бывал в столице США, многое, казалось бы, об этом городе известно. Так думалось и мне. Тем более ценным оказался тот факт, что личное присутствие дало свой, новый взгляд. Сразу оговорюсь - мы, по большей части, находились в северо-западной части города. Именно здесь сосредоточены практически все посольства, университеты, музеи и театры. Что поразило сразу - город очень тихий и чистый. Как нам пояснили, Вашингтон - административный город, на 90 % состоящий из госслужащих, поэтому встретить людей в течение рабочего дня сложно. Ну а чистота объясняется тем, что пыли и грязи просто неоткуда возникнуть, так как все пространство либо покрыто асфальтом-брусчасткой-плиткой, либо газонами и специально обработанными опилками, окружающими деревья. Удивительным был и тот факт, что в столице страны практически отсутствуют пробки!

Порадовала политика властей в области культурного просвещения и образования. Государственные музеи Вашингтона бесплатные. 16 учреждений входят в так называемый Смитсоновский институт, финансируемый за счет оставленного стране в свое время англичанином Джеймсом Смитсоном состояния. По условиям завещания было указано, что проект, на который будут потрачены его деньги, должен носить образовательный характер, его, Смитсона, имя и быть бесплатным. В итоге Конгрессом в середине 19 века был утвержден проект, через который всем желающим была дана возможность приобщения к сокровищам мирового искусства и истории страны.

Отдельного упоминания заслуживает Newseum (Музей новостей), в котором тесным образом переплетается история журналистики и сегодняшние новости с первых полос ведущих газет мира! Поразили экспонаты, погружающие в связанную с ними реальность: часть берлинской стены, антенна одной из башен-близнецов, изрешеченный пулями автомобиль журналистов из горячей точки.

В каждом из учреждений, которые удалось посетить нашей делегации, будь то Национальный музей авиации и космонавтики, Национальный музей американских индейцев, Мемориалы и Монумент, было просто огромное количество людей, от мала до велика. Возможно, сказалось и само время года: с началом каждой весны по всему городу расцветает сакура, и туристы специально подгадывают время для того, чтобы увидеть Вашингтон, утопающий в бело-розовых оттенках.

Проведя два насыщенных дня в столице страны, мы отправились в столицу одного из штатов - г.Сент-Луис.

Сент-Луис с точки зрения Америки город самый типичный, средний, по аналогии с Россией - провинциальный. Только все эти понятия наполнены совершенно другим смыслом. Средний он в том, что работающая система властей едина для всех штатов. Здесь нет той вертикали, что задает разноуровневую подчиненность, стягивая все преимущества в центр. В каждом из муниципалитетов округа Сент-Луиса есть мэр - представитель исполнительной власти и Совет, состоящий из семи человек, представляющий уровень власти законодательной. Обе ветви абсолютно независимы. В добавок к ним есть такие автономии как школьный округ, пожарная и полицейская части.

Особенно привлек мое внимание характер школьного округа, чья деятельность представляет собой полную автономию. В округе есть Совет, определяющий учителей, программу и её финансирование. Директор школы - выборная должность. Финансирование школы определяется собранным налогом на недвижимость. Соответственно, чем дороже в районе недвижимость, тем более обеспеченной будет школа.

В качестве примера нам продемонстрировали Старшую среднюю школу г. Клейтон, в которой обучаются дети с 8 по 12 классы. Данный школьный округ довольно обеспеченный, т.к. налог на недвижимость высокий. И родители часто выбирают школу именно по этому принципу: пусть я плачу гораздо выше налог, но я вижу, на что он тратится.

Из спорных моментов упомяну построение школьных курсов. Их ученики выбирают себе сами, за исключением обязательного минимума. Каждый курс меняется через полгода - год.

В ответе на мой опрос о том, есть ли в школе гражданское образование, директор Дэн Гучевски ответил, что оно присутствует и как предмет, который ведется с 1 класса, давая представление об устройстве демократического общества, и как система: в школе есть совет, с которым каждую пятницу директор обсуждает возникшие за неделю проблемы, кроме того, в каждом потоке есть свой президент с небольшим аппаратом.

Вообще, все сессии были построены на близком и непосредственном общении со спикерами. Во многом это удалось благодаря формату круглого стола, что делало подачу информации более динамичной и давало хорошую возможность глубже понять специфику той или иной темы посредством прямого диалога. У каждого из нас был выбор спикера, что, в свою очередь, тот же выбор осложняло, так как каждая из заявленных тем была актуальна и интересна.

Отдельный день прошел в стенах университета штата Миссури. Так как у нас был выбор, мой день практически полностью прошел в общении с представителями творческих дисциплин – преподавателями и администраторами. Двое спикеров - Марилу Ноуд, Аронсоновский профессор истории современного искусства в музее-парке скульптур Ломеер и Луис Ланкфорд, профессор художественного образования именной профессуры им. Десмонда Ли - представители так называемой именной профессуры или endowed professorship. Данные должности возникли благодаря проекту Десмонда (Деса) Ли «Общие перспективы»/DLCV (Des Lee Collaborative Vision/DLCV). Место профессора по определённой специальности носит имя благотворителя, некогда предоставившего финансовую поддержку для этой должности: ассигновавшего дополнительные средства на оплату труда учёного и его исследований либо обеспечившего учебному заведению возможность расширения штата. Ещё одним спикером стала исполнительный директор Центра творчества и искусств Келли Поллок.

В беседе с ними мы узнали, насколько индивидуален культурный облик города и какие проводятся мероприятия для вовлечения максимального количества людей в жизнь искусства и культуры Сент-Луиса.

В целом поездка получилась очень насыщенной и разнообразной, и за это хочется выразить благодарность нашим координаторам Джеролу Эноку, Рассу Синьорино, Джулиан Стоун, Тому Роденбау. Их увлеченность, профессионализм и чуткость заряжали нас и сделали эти десять дней потрясающими.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
В школе есть реальное самоуправление - выпускник-2009 Лариса Казакова о семинаре в СШАдата:17 апреля 2014   время:13:56 ;  автор:Казакова Лариса Владимировна

По возвращении из Америки столкнулась с тем, что многих волнует один вопрос - как «там» относятся к «нам». Оно и понятно, время такое, мягко скажем, не очень хорошее. Но скажу, что политическая ситуация на нашем пребывании в США никак не отразилась. Нас очень радушно принимали на официальных встречах, в личных домах, на концертах, в библиотеке, школе, университете… Везде!

Ну а теперь конкретно, что понравилось и запомнилось. Американская школа меня действительно впечатлила. Мы были в школе Clayton, штат Missouri. Эта школа для старших классов, является ведущей в своем регионе, в ней обучается 845 детей. Поступаемость в ВУЗы после ее окончания - 98%, а результаты экзаменов являются одними из лучших в США. Так что мы были в отличной школе.

Директор, Дэн Гучевски, оказался молодым и очень современным. Как все американцы был улыбчив, демократичен, иногда общался по рации. В школе запрещено пользоваться сотовыми телефонами и всякими гаджетами в неустановленное время, потому что отвлекает всех от основных занятий. А раз правила для всех, то и для директора тоже. Поэтому рация - в самый раз!

Директор школы не обязательно должен быть из учительской среды. Но он всегда должен иметь качественное образование, не ниже магистра в области управления. Иными словами - директор школы должен быть хорошим управленцем, способным грамотно работать как с учащимися, так и с их родителями, с инвесторами и с бизнесом. Последнее очень важно!

Школа в Америке существует на отчисления с налогов, собранных в Штате. Соответственно, чем богаче Штат, тем больше собирается налогов, тем выше уровень образования и больше возможностей для внутреннего развития. При этом образование для детей бесплатное. Если у вашей семьи не очень высокий уровень доходов, но географически вы проживаете рядом с очень хорошей (и да, богатой) школой, нет ничего, что помешало бы вам ходить именно в эту школу. И даже тот факт, что кто-то считает вас недостаточно умным, чтобы учиться именно в этой школе, не является препятствием. Это приятно.

Сразу надо сказать, что не все школы развиваются одинаково. Есть богатые Штаты, где уровень собираемости налогов выше, есть не очень богатые. Соответственно и доходная база Школы серьезно варьируется, а вместе с этим и уровень подготовки детей. В конце учебного года проводятся итоговые аттестации, и если школа показывает низкие результаты, ее расформировывают, а учащихся распределяют по другим, более успешным образовательным учреждениям. По мнению руководства Штата, школа должна успевать за реальной жизнью, как минимум, и учить детей новому, инновационному, как максимум. Если Школа не соответствует таким требованиям, она бесполезна.

Какие предметы в прерогативе? Прежде всего те предметы, которые связаны с экономикой (учатся работать с банковскими картами, осуществлять разного рода платежи, оформлять кредиты, изучают систему погашения кредитов, как правильно рассчитывать сам кредит). Второе по популярности место - изучение языков. Ограничений в выборе языков тоже нет. Сейчас популярные языки: японский, китайский, французский, испанский, латынь. Исчез немецкий. К завершению обучения выпускники владеют 3-4 языками. Дальше идет юриспруденция, что понятно - вся страна судится постоянно. Для американцев это норма жизни, и никто не удивляется сему факту.

Но вот дальше было удивительно для меня… математика! Мне как-то постоянно приходилось слышать, что американцы в математике вообще никак. А вышло, что этот стереотип не сработал. Многие выбирают в профильный предмет математику. И углубленно его изучают.

Обо всем не напишу точно, но о школьной столовой не смолчу. Она просто огромная, целый этаж, наверное, нашей обычной школы занимает. Нам предложили пообедать вместе с детьми. Запросто. Выбор блюд - на любой вкус и цвет. Кока-кола запрещена к продаже в учебных заведениях. Все остальное – «выбирай – не хочу»: салаты, мясное, вегетарианское, к чаю, соки, воды, смуси... Выбор впечатлил. Много детей сидели за столами в этой же столовой и что-то обсуждали, никуда не торопясь. Сначала они бурно реагировали на наше присутствие, но позже каждый занялся своими проблемами и про нас забыли. Директор школы, кстати, тоже пообедал с нами.

А после обеда мы пошли в музыкальный зал школы. Сколько же там инструментов... Я многих даже не видела. В одном зале нам предоставили возможность пообщаться с учениками, в соседнем зале шли репетиции. Дети готовились к гастролям в Лондон.

Мы же пообщались с теми, кто был в данный момент свободен. Для себя отметила, что в школе есть реальное самоуправление. Ученики все время вступают в какие-то комитеты. Например, комитет по подготовке к выпускному или комитет подготовки к кому-либо конкурсу или фестивалю. Есть в этой школе фестиваль: "Дух школы". На него собираются выпускники и сегодняшние учащиеся. Школьный фестиваль вливается в общегородской "Помоги Сент Луису". Дети решают сами свои проблемы! И никто, даже директор, не может волевым решением снять кого-то из детей с конкурса или назначить! Даже школьную газету (эдакую "толстушку" в цвете) - директор школы редактировать не имеет права. Внести предложения может, а редактировать нет! И все воспитание завязано крепким узлом на взаимопомощи друг другу, старшекурсники – первокурсникам, выпускники – нынешним ученикам, и т.д.

Инвесторы, прежде чем принять решение о выделении денег школе, задают всегда себе вопросы - готова ли школа к инновациям? Готова ли школа к партнерству? Школьники рассматриваются, не иначе, как актив города. Показатель эффективности власти заключается и в том, уехали или остались выпускники в городе. Школа рассматривается как объединительный момент местного сообщества.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
Задавайте вопросы - выпускник-2013 Андрей Попков о семинаре в СШАдата:17 апреля 2014   время:15:18 ;  автор:Попков Андрей Владимирович

В конце марта - начале апреля мне, благодаря Московской школе гражданского просвещения, посчастливилось побывать в США в рамках программы «Открытый мир». Именно посчастливилось, потому что туристическая поездка никогда не даст того представления о стране, о ее жителях так, как специальная программа, нацеленная на это. В самом начале нашего визита необыкновенно интеллигентная, дипломатичная, интеллектуальная и просто обаятельная Тоби Гати, встречающая нас от американской стороны заявила: «Вы здесь для того, чтобы увидеть нашу страну такой, какая она есть. Слушайте, смотрите, думайте, а главное задавайте вопросы, какими бы неприятными они ни были для встречающихся с вами экспертами. Наша задача – максимально честно и открыто показать нашу страну на примере одного из среднестатистических городов».

Госпожа Гати была права, нам показывали и успехи, и провалы, плюсы и минусы. Но главное – это то, что американцы такие же люди, как мы, со своими бедами и победами. После поездки у меня остались только добрые воспоминания. И заметки, порой сумбурные, но которыми я готов поделиться с каждым.

Отдельное спасибо Томасу Роденбау, очень отзывчивому и всегда готовому помочь. Рассу Синьорино, благодаря которому я полюбил хоккей и еще больше полюбил итальянскую кухню. Джулиан Стоун, незабываемый вечер с песнями в доме которой я никогда не забуду. Джеролу Иноку, человеку с замечательными актерскими данными – Голливуд потерял потрясающего комика.

Также выражаю благодарность нашему Сергею, его переводы, пронизанные тонким юмором, часто заставляли смеяться группу, ставя в изумление выступающих.

Местное самоуправление

В США существует только один уровень конституционного закрепления статуса муниципальных органов – штатный, т. к. в федеральной конституции не упоминается о местном управлении. Каждый штат самостоятельно определяет систему, структуру, полномочия местных органов, что на практике приводит к многообразию подходов к решению вопросов местного управления в различных штатах, разнообразию правового статуса муниципальных единиц. Штаты имеют право распоряжаться своими активами, налогообложением, получать доходы, принимать законы и нормативы, а также осуществлять другие суверенные действия. В системе законов, регулирующих статус муниципалитетов, особое место занимают частные акты, адресованные конкретному, указанному в законе органу муниципального управления. Формально местное управление в США всегда было под властью штата, лишь в результате реформ, начиная с середины XIX века, в конституции штатов были включены ограничения против законодательного вмешательства в местные дела. Вообще, местное самоуправление в США играет значительную роль в общественно-политической жизни страны, надо сказать, что в настоящее время в США насчитывается более 79 тысяч различных административно-территориальных единиц. Обычный городской житель одновременно имеет дело с 3-4 различными уровнями администрации: на уровне округа, города и, возможно, на уровне района. Такое деление существует для того, чтобы облегчить ведение местных дел. Правила и процедуры для всех этих органов и структур определены законодательными собраниями соответствующих штатов.

Одна из проблем – участие в голосовании, так как американцы мобильная нация и многие часто переезжают. Это влияет на явку. Переезд даже на 1 милю может изменить юрисдикцию вашего проживания, а так как одного дня голосования нет, люди порой не знают, за кого голосовать. А в США непрекращающаяся цепь выборов: Президента, сенатора, конгрессмена, губернатора, мэра, законодательного собрания, школьного совета, референдумы по местным вопросам и т.д.

Очень различаются формы правления. Надо сказать, что в США достаточно сильно развита форма правления со «слабым мэром», которая характеризуется наличием мощного городского совета, выполняющего административные функции, как, например, разработка бюджета, назначающего основных должностных лиц, утверждающего наем и увольнение служащих более низкого звена. Полномочия мэра сильно ограничены: ограничено или отсутствует вовсе право вето, отсутствуют сколько-нибудь значительные административные функции. Сторонники этой системы «слабого мэра» считают, что концепция муниципального правительства эффективна в связи с накопленным большим историческим опытом. Эта система хорошо зарекомендовала себя во многих небольших территориально-административных образованиях. Другая система - «сильный мэр», при которой исполнительная власть принадлежит мэру. Городской совет выполняет законодательные функции, в то время как устраняется необходимость существования множества советов и комиссий, столь характерная для системы «слабого мэра». Система «сильного мэра» обеспечивает сильное политическое и административное руководство городом, однако её противники утверждают, что одно и то же лицо выполняет как политические, так и административные функции, и нет уверенности в том, что мэр обладает необходимыми административными способностями. Многие города, в особенности крупные, преодолели это противоречие, наделив мэра правом назначать администратора-профессионала. Мэр в этом случае сохраняет за собой функции руководства правительством и ответственность перед общественностью.

Еще одна форма – «сити-менеджер», когда Совет назначает управляющего города. По своей структуре эта форма имеет сходство с частной корпорацией, в которой избиратели, совет и менеджер организационно сравнимы с акционерами, советом директоров и генеральным директором корпорации. При мэре есть несколько выборных служащих, обычно лишь в составе совета, которых, как правило, выбирает совет из числа своих членов в качестве номинальных руководителей для представительских функций, а также с тем, чтобы председательствовать на собраниях совета. Директивным законодательным органом является совет. Менеджер – профессиональный управляющий, работающий полный день, в полномочия которого входит руководство муниципальными делами и который назначается в соответствии с контрактом, заключаемым советом. Менеджер занимает свой пост лишь до тех пор, пока его работа удовлетворяет совет. Сторонники такой формы считают, что когда городом руководит профессиональный менеджер, руководство носит профессиональный характер, противники же заявляют, что менеджер не несет прямой ответственности перед избирателями, а город для него лишь ступень в карьере.

В ходе поездки мы побывали в ряде городов и провели встречи с почти десятком представителей администраций для формирования представления о формах правления и задач деятельности.

Так, например, глава исполнительной власти округа Сент-Луис Чарли Дули, избранный на всеобщем голосовании, ставит перед собой задачи обеспечения безопасности, здоровья населения, а также экономического развития и межведомственного сотрудничества 91 муниципалитетов округа, в которых проживает около 1 млн. человек. Причем округ расположен на территории штатов Миссури и Иллинойс, а управление осуществляется и регулируется сводом законов округа, а не штатов. Вот его слова: «Постоянно приходится доказывать налогоплательщикам важность того или иного решения. Например, в городе Частерфилде встал вопрос с общественным транспортом, которым пользуются в основном малоимущие. Как объяснить собственникам личных автомобилей, что затраты на него оправданы? Приходиться объяснять – люди ездят на автобусе за продуктами, одеждой, другими товарами, а значит, тратят деньги, налог с продаж идет в муниципалитет, что дает возможность реализовывать другие программы. Взаимовыгода очевидна». В городе Клейтон, Крейг Оуэнс занимает должность сити-менеджера, которого нанимает городской Совет. Данная должность была получена по результатам конкурса. Как рассказал господин Оуэнс, он имеет специальное образование по городскому управлению, состоит в Ассоциации сити-менеджеров и имеет хороший опыт работы, так ранее он был управляющим города Даллас. Главное направление деятельности считает сохранение качества муниципальных услуг в кризисный период страны, причем главным источником пополнения бюджета считает налог с продаж. В Клейтоне проживает 15 тыс. жителей, но из-за огромного количества офисов и торговых площадей население города возрастает в 3 раза. А вот его коллега, также сити-менеджер города Коллинзвилл, Скот Вильямс, считает, что его главная задача – безопасность и снижение уровня оборота наркотиков. Доходы в бюджет города в основном идут от сдачи в аренду муниципального имущества. А вот, Норманн Маккорт является мэром города Блэк-Джэк уже 35 лет и готов к участию в следующих выборах. У него всегда есть, что предложить избирателям, чтобы город стал лучше. В общем, у каждого свои проблемы, свои решения.

Но всё же одну из решающих ролей в том, чтобы муниципалитет был привлекательным для проживания, играет школа.

Школьный округ

Среднее образование в США является обязательным. Законченное среднее образование имеют более 85% населения США в возрасте 25 лет или старше. Образование в США не регулируется на государственном уровне, но Правительство США может влиять на вопросы образования лишь косвенно, путем рекомендаций и финансирования тех или иных образовательных программ. Большинство детей получают среднее образование в бесплатных общественных школах, которые почти во всех штатах находятся в ведении школьных округов - юридически самостоятельных органов местного самоуправления, которые финансируются за счет местных налогов и, в свою очередь, обеспечивает финансирование общественных школ. Территориально границы школьных округов совпадают, как правило, с границами административных округов или городов. Всего в США более 14 000 школьных округов. Школьный округ определяет обязательные для всех входящих в него школ программы обучения и стандарты по проверке уровня знаний школьников. Школьные округа управляются школьным советом, избираемым голосованием жителей округа.

В начальной школе есть утвержденная программа. В средней, являющейся вторым этапом обучения (это, как правило, шестой - восьмой классы, в которых учатся дети c 11 до 14 лет), у учеников появляется определенная свобода выбора изучаемых предметов. Обязательными обычно являются математика, английский язык, естественные науки, которые объединены в один предмет, называемый «наука», история и физкультура. В качестве дополнительных можно выбрать иностранный язык, музыку, рисование либо какой-либо из многих других предметов. Когда мы общались с учениками, мы узнали, что домашнее задание они делают тут же, в школе, так как в среднем проводят в ней практически весь день – с 7-00 утра до 19-00 вечера. Для среднего уровня оценки достаточно изучать 4-5 предметов, но многие ежедневно изучают до 9. О своей профессии они особо не задумываются, ориентация на будущую специальность приходит в колледже. Тем не менее, представление о том, какие занятия тебе по душе, формируется именно в средней и высшей школе.

В высшей школе ученикам представлена очень большая свобода в выборе изучаемых предметов. Школьными правилами всегда оговариваются обязательные группы предметов и продолжительность их изучения. Но в пределах этой группы ученик может сам выбрать более интересное для него направление.

Так, например, как правило, обязательным для старшей школы является изучение на протяжении не менее чем двух лет математики, четырех лет английского языка, двух лет естественных наук, трех лет общественных наук, одного года физкультуры и так далее. Кроме того, практически по каждому из предметов есть начальные и более сложные курсы - «продвинутые».

Продолжительность учебного года – 175 рабочих дней при пятидневной неделе и 5-7 уроках ежедневно. Для слабоуспевающих по одному или двум предметам еще назначаются летние школы «Summer school», на 3 недели, по результатам занятий сдается тест, и уже Совет округа решает, перевести ученика в следующий класс или оставить на второй год.

Также в школах работает Совет учащихся при директоре. Директор Дэн Гучевски рассказал, что встречается раз в неделю с членами Совета неформально за завтраком, в ходе которого обсуждают, какие инновации можно ввести в школе. Так, из последних предложений было увеличение продолжительности уроков с 40 мин. до 55 мин. и введение электронных ключей для входа в школу для повышения безопасности учащихся.

Дети ходят в государственные школы по месту жительства, за пределы района можно определиться только в частные школы. Каждому ребенку, независимо от национальности, религии, пола, физического состояния, владения английским языком, гарантируется бесплатное полное среднее образование. Даже если вы приехали в США с ребенком школьного возраста по гостевой визе на 3-6 месяцев и привели его в ближайшую школу – его примут без проблем.

О важности школы для муниципалитета рассказал Джо Иванович, директор образовательных программ организации «Больше, чем жилье», миссия которой способствовать улучшению жизни в сообществе. Изначально организация занималась развитием жилищного фонда в целях обеспечения населения возможностями для получения собственного жилья. Сейчас же она ведет работу в сфере градостроительства в пределах определенных районов с целью концентрации ресурсов в местах с наибольшей отдачей, имеющих потенциал к развитию. Так, одна из важных программ, которую реализует организация, называется «24:1». Городок Пейдж Дейл – один из ее участников. Смысл программы объединение 24 муниципалитетов вокруг одного школьного округа. Также в городках потенциалами их доходной части станут открывающиеся магазины, банки, кинотеатры, что повысит их общую привлекательность, появятся средства на хорошее содержание полиции, пожарной команды.

Однако зависимость проживания от места учебы, работы имеет противников. Один из них Тодд Сванстром, профессор Университета штата Миссури в г. Сент-Луис. Он считает, что это не идеальный мир, когда человек с детства знает, что он не может получить качественное образование, поступить на хорошую работу. Стресс от отсутствия перспектив налагает отпечаток на все его существо, а это нарушает принцип американского равенства для всех. Того, что делают, недостаточно. Общественные организации, администрации городов и штатов должны в полную силу подключаться к вопросам развития территорий. По мнению профессора, в одном районе должны жить люди разного достатка, что позволит одним заботиться о других, а хорошая школа будет доступна всем. Если общая тенденция в стране складывается таким образом, что богатые живут в пригороде, а бедные в центре, в старых частях города, где пустующее жилье, высокий уровень безработицы, то в Сент-Луисе местное сообщество из представителей НКО, бизнеса, местного самоуправления ведет политику изменения ситуации. Такие организации, как «Объединение местных сообществ Гейтвей EITC», «Объединенный путь», «Партнерство Совета органов самоуправления «Восток-Запад» совместными усилиями пытаются совершенствовать систему здравоохранения и социального обеспечения, выявлять актуальные проблемы и выстраивать сотрудничество между государством и частным сектором с целью их решения.

Налоги

Школа обеспечивает преимущество выбора места проживания, но налоги – это основа качественного проживания. Налогообложение в США является одним из важнейших инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Вместе с тем американская система налогообложения по праву считается одной из самых сложных в мире. Ее отличительными чертами являются разнообразие видов и уровней взимания налогов, частый пересмотр положений налогового законодательства, наличие огромного числа налоговых скидок и льгот, открывающих простор всевозможным маневрам.

Именно об этом в одной из встреч высказался доктор Дон Фарес, почетный профессор экономики: «Американцы любят думать о стране, как о новом мире, однако многие основы законодательства и налогообложения заложены так давно, что если бы на то была какая-то возможность, все следовало бы поменять».

В США налоги с экономически активного населения представляют собой главный источник финансовых поступлений в федеральный бюджет и, одновременно, важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти:

-верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

-среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

-нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, поступающие в местные бюджеты.

Хочу подробнее, остановится на налогах органов местного самоуправления. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него. В то же время не так много источников поступлений, приносящих в их бюджеты основную долю средств. Таковыми являются: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог с продаж, лицензионные сборы, другие налоги и текущие платежи; поступления из бюджетов вышестоящих органов власти.

Так, местный налог с продаж, является дополнением к штатному налогу с продаж. Покупая товары, вы видите одну цену, а в итоге оплачиваете больше, в зависимости от того, какой налог установлен в данном муниципалитете. Находясь в округе Сент-Луис, где все муниципалитеты практически слились, можно, покупая один и тот же товар на одной улице в магазинах с разных её сторон, заплатить разную цену из-за установленных налогов 2-х муниципалитетов. Еще одним источником доходов местных бюджетов являются текущие платежи. Они взимаются с физических и юридических лиц за определенные товары и услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, например, услуги по водоснабжению, канализации, сбору мусора и т.п. Текущие платежи, в отличие от налогов, уплачиваемых в зависимости от определенной платежеспособности, производятся на основании получаемой выгоды. Однако по многим видам услуг, предоставляемым местными властями, трудно установить конкретного выгодополучателя общественных благ (например, охрана общественного порядка), То же можно отнести и к предоставлению начального и среднего образования, что является самой важной и дорогостоящей услугой, оказываемой органами местного самоуправления. Поэтому для подобных видов услуг налоги являются необходимой формой обеспечения финансирования.

За последние годы прослеживается тенденция роста текущих платежей в доходах местных бюджетов. В определенной степени это происходит из-за невозможности повышения налогов.

Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов (отдельно - молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, на право содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных налогов.

В то же время, муниципалитет не сам устанавливает налоги и их размер, а через референдум – волеизъявление граждан является решающим фактором. Вы решили, вы проконтролировали, вы сами отвечаете за свой федерализм.

Представляете, если бы такая система была у нас? Ширинский район, в который в летнее время въезжает огромное количество туристов, имея такой доход от налога с продаж, был бы не просто самодостаточным, но и смог бы финансировать строительство всех инфраструктурных объектов.

Служба занятости населения

С большим интересом я встретился и провел беседу с руководителем службы занятости штата Миссури и центра занятости г. Сент-Луис Майклом Холмсом. Всего в штате 14 центров занятости. При населении США, удерживающим первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского рынка труда способствовал формированию «нового взгляда» на безработицу как на распространенное, но кратковременное явление. Разрабатываются программы, направлены на оптимальное использование потенциала работников. Улучшение качества рабочих мест с точки зрения перспективы профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания - ключевая проблема, стоящая перед политикой занятости.

По сравнению с Россией для постановки на учет совершенно не требуется регистрация по месту жительства, документы об образовании, справка о заработной плате и другие документы – все автоматизировано. По словам моего коллеги, у них вообще не ведется бумажный документооборот. Для того, чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму (эти правила серьезно варьируются от штата к штату). Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению.

После потери работы 20 недель выплачивается пособие – минимум 350 долларов, максимум 550 долларов в неделю. Также как в России существует программа профессионального обучения. Однако оплачиваются только специальности по 6 направлениям: IT-технологии, здравоохранение, финансы, транспорт и логистика, экология, производство высоких технологий. Так, например, несмотря на то, что в штате Миссури востребованы специальности в сферах ресторанного дела, туризме, гостиничном бизнесе – обучение по ним не будет оплачено, так как заработная плата в них не высокая. По данным за 2013 год в штате обучились 13 тыс. человек, после и трудоустройства положительный эффект в экономике штата от их деятельности составил 278 млн. долларов.

Приведу несколько различий. В России все работодатели обязаны подавать в службу занятости имеющиеся у них вакансии, в США – только организации, получающие пособия от государства. Если организации необходимы сотрудники, служба занятости может провести тестирование на профпригодность, которое оплатит организация, у нас все государственные услуги бесплатны.

В США нет цели снизить показатель уровня безработицы, так как это, по их мнению, нормальный экономический процесс, и чем меньше он будет, тем меньшее финансирование будет одобрено Конгрессом на следующий год.

Очень заинтересовали Майкла 2 направления. Во-первых, предоставление ЕФП безработным гражданам в целях организации собственного дела, подобная идея была и в США, но не получила поддержки от Правительства, а во-вторых, квотирование рабочих мест инвалидам, утвержденное федеральным законом РФ.

Очень плотно служба занятости работает с общественными организациями, так например, работа с молодежью не относится к их ведомству, однако можно финансировать НКО, которое организует работу по профессиональной ориентации.

Особое место занимает взаимодействие с профсоюзами. В настоящее время у профсоюзов значительно снижено влияние, имеется тенденция многочисленного выхода членов. Это связано с агрессивной политикой Правительства, направленной на ослабление профсоюзов, как политической силы. Тем не менее, как считают представители организации, будущее профсоюзов – это средний класс, потому что граждане данной категории знают, профсоюзы остаются главным голосом в защите доступных медицинских услуг, образования, социальной защиты, достойной оплаты труда и его безопасности. Однако зачастую проблемы возникают во взаимоотношении внутри профсоюзов. Если в России, как пример, в профсоюз строителей входят представители разных специальностей отросли, то в США у каждой свой собственный. И в случае необходимости забастовки часто не могут договориться о едином мнении, получается, маляры бастуют, а электрики работают, от чего необходимого эффекта мероприятие не получает. Однако можно привести и положительные примеры. В Сент-Луисе в той же сфере строительства увольнения в связи с тяжелой экономической ситуацией достигают 30%, в этой ситуации бастовать сложно. И профсоюзы ищут варианты сотрудничества с работодателями, предлагая из своих средств частично финансировать оплату труда работникам, за что работодатель подписывает долгосрочный договор с работником, сохраняя место за ним и после окончания строительства объекта.

НКО

У каждого из нас есть что отдать – мысли, деньги, время для того, чтобы сделать жизнь окружающих нас людей лучше – такое представление у многих из американцев, с которыми нам довелось встретиться.

В округе Сент-Луис работает 40 тыс. волонтеров, действуют тысячи общественных организаций. Правительство выделяет большое количество грантов на различные проекты. Так, заключено более 60 контрактов между социальными службами и НКО для помощи людям в тяжелых жизненных ситуациях.

Надо сказать, что такой практики, как Общественная палата нет, однако существует горячая линия 2-1-1, куда можно обратиться со своей проблемой и вас свяжут с теми общественными организациями, которые работают по этому профилю. Спектр общественной деятельности разнообразен – работа с бездомными, консультации, как сэкономить на ЖКХ, адаптация наркоманов и алкоголиков, поддержка талантливой молодежи.

На одном из «круглых столов» Келли Поллок, исполнительный директор Центра творчества и искусств, рассказала о деятельности своей организации. Бюджет на год составляет около 5,5 млн. долларов – в основном это пожертвования частных лиц. Центр имеет свое большое здание, где дает возможность проявлять свои таланты всем желающим. Здесь есть студия балета, современных танцев, драматический кружок, вокал и т.д. Все оплачивается центром, даже проезд для детей из малоимущих семей.

Университет

Университет штата Миссури в г. Сент-Луисе имеет 4 кампуса, остальные расположены в Колумбии, Канзас-сити и даже в Мадриде! У него есть своя корпоративная культура, недаром одним из его Почетных Президентов был бывший Президент IBM, а одним из Председателей Совета попечителей - Уильям Буш, младший брат Джорджа Буша-старшего. В Университете есть план развития образования, в то же время профессоры ведут обучение по своим программам, а лучший показатель – это демонстрация того успеха, которого достигают их выпускники. Большую роль играет адаптация Университета в быстро меняющемся современном мире. Одна из инициатив Университета – максимально взаимодействовать с внешним миром. При каждом колледже есть группа Советов, в который входят педагоги, общественные эксперты, представители общественных организаций, работодатели, которые выносят свои рекомендации, какие программы наиболее актуальны в настоящее время. Очень тесно Университет взаимодействует с выпускниками, теми, кто работает в реальном мире, держит руку на импульсе, как говорится. Уж кому как не им знать, что сейчас важно для изучения молодым специалистам.

Университет является государственным, и часть поддержки идет от штата. В связи с этим преподавательское сообщество накладывает на себя определенные обязательства, считая, что необходимо связывать академические знания с практикой, взаимодействовать с НКО, местным сообществом, администрациями местного самоуправления в целях повышения качества жизни в своем регионе.

Так, Кетти Рекордс, профессор медсестринского дела Университета штата Миссури в г. Сент-Луисе, занимается взаимодействием с различными общественными организациями округа по вопросам здоровья детей и снижению насилия над ними. Например, члены организации «Медсестры ради новорожденных» выезжают к малоимущим, одиноким женщинам, не имеющих страховки и финансов для качественного проживания, и предлагают свою помощь – в 2013 году помощь получили примерно 300 женщин с детьми – это дородовые консультации, обследования. По словам Кетти Рекордс, в США, несмотря на то, что страна вроде бы богатая, существует высокий уровень смертности – в мировом рейтинге страна занимает 26 место. Как выяснилось, медсестер очень не хватает, несмотря на достаточно высокий заработок. Начинающая практику медсестра получает около 60 тыс. долларов в год – это только начало! Только в последнее время появился конкурс на обучение по данному направлению. Уровень доходов медсестры зависит от уровня образования, так есть 6 месячные курсы, годичные, 2-х годичные и 4-х летние. Одной из заслуг Университета стала договоренность с работодателями о предоставлении возможности повышать уровень образования без отрыва от работы.

Центр независимости и компания Гудвилл

В Миссури в свое время работали психбольницы, в которых состояло более 7000 больных. Сейчас их почти нет. Для социализации таких граждан и предназначен Центр независимости. Модель организации – ты здесь желанный человек, такой как все. Здесь нет пациентов и сотрудников, все члены одного клуба. Центр является вторым по размерам в мире и обслуживает до 200 человек в день. Достаточно непросто с финансированием, так как эти люди не ходят голосовать, а деньги идут, как правило, туда, где громче звучат голоса избирателей. Тем не менее развит фандрайзинг, есть спонсоры. Главная цель Центра – вырвать человека из кокона изолированности. Здесь есть возможность работать в столовой, в оранжерее, заниматься спортом, музыкой, даже есть своя телестудия и банк. За обедом мы познакомились с Джерри. Первое что он спросил, не беспокоит ли нас, что он шизофреник. Затем мы долго беседовали на разные темы и каждый подарил от себя подарок на память… встреча оставила очень теплые ощущения, все таки как важно, когда есть место, где тебе рады и ты чувствуешь себя не одиноким.

Недалеко от Центра расположен один из филиалов компании Гудвилл. Эта организация занимается тем, что предоставляет работу людям с психическими заболеваниями, в том числе аутистам, с задержкой развития (около 1/3 от всех работников), инвалидам разных групп (1/3), а также бывшим алкоголикам и наркозависимым. Наряду с другими организациями Гудвилл выигрывает конкурсы на некоторые работы, которые крупным организациям выгоднее отдать сторонним. Здесь и сканирование книг для Озона, и упаковка пробников зубной пасты в коробки, упаковка корма для домашних животных, чистка обуви для смокингов, которую берут в аренду. При организации есть магазин, куда жители округа сдают подержанные вещи, а малоимущие могут ее приобрести за 1-2 доллара. Все заинтересованы, всем выгодно, всем хорошо.

СМИ

Как то сразу я был настроен безынтересно к походу в Музей новостей в Вашингтоне. Однако его содержание, экспонаты и невероятная интерактивность поменяли мое настроение. Особо я хочу отметить беседу с Джини Полисински, исп. директором Института Социокультурного многообразия при Институте Музея новостей, редактором и основателем газеты «США сегодня». На вопрос, заменят ли газеты электронные новости в Интернете, он ответил – скорее нет. Газета – это чувство предвкушения, разнообразия, калейдоскоп различных новостей. Это притягательное чувство текстильности, когда ты держишь в руках бумажный лист и ждешь, что будет дальше. Самое главное – в газете пишут журналисты, эксперты, аналитики. Возьмите любой блог, любую новость в Интернете, тут же начинаются комментарии, такое впечатление, что все во всем разбираются, а начиная с 5-6 такого комментария, люди вообще переходят на оскорбления. Исходя из этого, будущее у газеты есть.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
Интересная, но пока еще очень далекая культура - выпускник-2013 Андрей Пивоваров о семинаре в СШАдата:17 апреля 2014   время:15:35 ;  автор:Пивоваров Андрей Сергеевич

Это было мое первое посещение Америки. Был опыт путешествий по Европе, Азии, постсоветскому пространству, но от США были ожидания чего-то иного, страны с иным укладом жизни. В первую очередь, хотелось понять устройство общества, систему взаимоотношения людей, как внутри социума, так и по отношению к государству. Именно интерес к пониманию устройства жизни в США стал основным мотивом к поездке. Интерес был реализован в полной мере.

Наверно это будет странным признанием для жителей США, да и Европы, но наиболее важным открытием для меня стало понимание, что чиновники и выборные деятели работают в интересах, а главное, в тесной связке со своими избирателями. Безусловно, это декларируется и в России, однако у нас это скорее формальность и в условиях отсутствия конкурентных выборов превратилось скорее в ритуал «заботы о людях» в период избирательной кампании. Чиновники и депутаты понимают, что их продвижение по службе и сохранение теплого места в первую очередь зависят от лояльности и выполнения указаний начальства, а уже потом – от общественного мнения. И говорить об эффективности работы и решении задач тут как-то неуместно.

На семинаре мы могли увидеть, как работает система взаимодействия с жителями – решения, которые исходят от муниципальных властей, согласовываются с жителями путем референдума. Причем, зачастую, если новые проекты одобряются жителями и требуют дополнительных затрат, люди соглашаются на повышение налогов. Готовы оплачивать проекты из собственного кармана. Это крайне важный, на мой взгляд, элемент гражданского общества – построение понятного и прозрачного диалога между обществом и государством, причем влияние здесь взаимно. В России мы скорее сталкиваемся с позиционированием власти как «эксперта», который знает, как лучше, и диктует свою волю народу, который, в свою очередь, должен это принимать. Это порождает и встречную реакцию. Граждане относятся к государству как к структуре, которая постоянно что-то должна им, которую нужно если не обмануть, то, как минимум, постараться получить максимум возможного и, естественно, ничего не давая взамен. Именно по этой причине между обществом и государством есть огромная пропасть недоверия, заполняемая с одной стороны пропагандой, с другой – недоверием и желанием урвать различных благ, не желая ничего давать взамен.

Немаловажным открытием для меня стало и взаимодействие между некоммерческими организациями и государством. В американской системе мы увидели, как государство само делегирует часть своих полномочий структурам гражданского общества. Причем эти структуры, работая на конкурентной основе, намного эффективнее выполняют свои функции, нежели неповоротливый государственный аппарат. Наиболее проблемные, социально острые проблемы (помощь бездомным, работа с трудными подростками, помощь людям с ограниченными возможностями) власть делегирует профильным НКО, которые финансируются как государством, так и частными фондами. Это существенно увеличивает эффективность работы организаций (работу выполняют не штатные чиновники, есть возможность привлекать различных, узкопрофильных специалистов). При этом независимый аудит, как частных, так и государственных структур позволяет в постоянном режиме следить за деятельностью и расходованием средств, своевременно реагировать на возникающие проблемы. Важно, что такая система позволяет гибко реагировать на вызовы общества и перенаправлять усилия на наиболее востребованные участки.

Когда путешествуешь в любую страну, важным является не только процесс обучения, прослушивание лекций, но и процесс общения с людьми. Причем ценно здесь не только мнение экспертов и политиков (они, зачастую, как раз крайне аккуратны в словах), а позиция простых граждан. У нас была возможность поговорить как с людьми, глубоко погруженными в процессы, происходящие в государстве (с политиками, чиновниками, помощниками сенаторов), так и с обычными горожанами (водителями такси, пожарными, школьниками). Сейчас наши страны находятся в состоянии достаточно непростых отношений – именно такие встречи позволяют понять политические поступки, донести взаимные позиции, дают возможность попробовать, пусть на своем, невысоком уровне, найти консенсус.

В ситуации, когда всеми доступными способами россиянам навязывается теория о враждебности Запада в целом, и Соединенных Штатов в частности, крайне важна возможность подобных встреч. Даже на примере участников нашей группы было заметно, что пропаганда работает, и поэтому важно иметь возможность обсудить причины тех или иных действий, понять, как может развиваться ситуация, задать острые вопросы тем, кто непосредственно задействован в принятии решений на государственном уровне.

Подводя итоги, попробую коротко описать те важные вещи, которые бросились мне в глаза и которые я бы очень хотел привнести в нашу систему, своеобразное «I have a dream» - чтобы это работало и в России:

1. Реальное взаимодействие между гражданами и властями, причем влияние происходит постоянно в обоих направлениях.

2. Работающая система взаимодействия власти и НКО, позволяющая делегировать часть властных полномочий гражданским структурам и эффективно отвечать на актуальные вызовы общества.

3. Толерантность и взаимное уважение между гражданами, отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Не декларативная, а реальная – как на бытовом, так и на государственном уровне.

4. Готовность граждан не только принимать решения по общим проектам, но и участвовать в их исполнении посредством увеличения налогов, прямых пожертвований или волонтерской работы. Вовлечение граждан в процессы управления.

5. Понятная и прозрачная система функционирования и подчинения властей различных уровней.

Я кстати не сомневаюсь что для России все вышеперечисленное более чем «Yes, we can», вопрос лишь времени.

Ну, и, наверное, еще одна важная мысль, с которой я покидал эту страну – в будущем надо будет непременно приехать в США в отпуск, чтобы еще раз окунуться в эту интересную, но пока еще очень далекую культуру. Думаю, это тоже можно считать важным выводом.

И большое спасибо всем, кто принимал участие организации этого отличного семинара.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
Осмысление практик гражданской жизни - выпускник-2013 Юлия Федотова о семинаре в СШАдата:17 апреля 2014   время:21:12 ;  автор:Федотова Юлия Александровна

26 марта – 5 апреля 2014 г. в США (г. Вашингтон, г. Сент-Луис) прошёл семинар "Американский федерализм и общественная политика в США". Организаторами семинара выступили Московская школа гражданского просвещения, некоммерческая организация "Сторонники гражданского общества в России", Центр лидерства "Открытый Мир" Библиотеки Конгресса США, Американские советы по международному образованию и Университет Миссури в Сент-Луисе.

Вашингтон: нестоличная столица

Для меня Вашингтон начался с посещения Библиотеки Конгресса США. Замечательную экскурсию для нас провела Вера Дебушенен в здании им. Т. Джефферсона - старейшем из трёх зданий Библиотеки, построенном в 1890-1897 гг. Поразило удивительное сочетание красоты, смысла и функциональности: каждая фреска, каждая картина, статуя несут определённую мысль, послание их создателей – и все это вместе образует замечательный смысловой ансамбль, созданный для людей. Здание построено в эклектическом стиле боз-ар, который в XIX веке продолжил традиции итальянского Ренессанса.

Сегодня в библиотеке находится более 100 млн. единиц (книг, карт, рукописей, аудио- и видеозаписей) на 470 языках. Доступ в библиотеку может получить любой человек в возрасте от 16 лет. Архивами библиотеки можно пользоваться только внутри неё - для этого существует 18 читальных залов на 1460 мест. Также здесь хранятся 5600 инкунабул, рукописи американских президентов и одно из сокровищ библиотеки – Библия Гуттенберга.

Старт семинара был дан в здании им. Д.Мэдисона Библиотеки Конгресса. С приветственным словом к участниками семинара обратились Джон О`Киф, исполнительный директор Центра лидерства "Открытый мир" и Тоби Гати, член правления некоммерческой организации "Сторонники гражданского общества в России" и член совета директоров Московской школы гражданского просвещения. Хочу особо отметить очень радушное отношение г-жи Гати к участниками семинара, мне кажется, она нашла возможность переговорить с каждым, и каждый почувствовал её заинтересованность, внимание и теплоту.

Первую сессию семинара, посвящённую роли бизнеса в российско-американских отношениях, провёл Дэниэл Рассел, президент и председатель правления Российско-Американского Совета делового сотрудничества (U.S. Russia Business Council). Порадовала достаточно прагматичная позиция эксперта, согласно которой в обстановке ухудшения политических отношений наших стран из-за ситуации в Украине экономические отношения остаются деловыми, конструктивными и оптимистическими.

Не менее интересной была сессия уже знакомого многим выпускникам МШГП Томаса Блантона, исполнительного директора Архива Национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона. Основная цель Архива - содействие открытости и прозрачности американского государства. В демократическом государстве доступ граждан к информации - одно из основных прав, и по тому, насколько этот доступ открыт, можно судить о качестве отношений государства и его граждан. Архив вносит большой вклад в развитие гражданского общества в США, публикуя на своём сайте (посещаемость которого, кстати, составляет 2 млн. пользователей ежегодно) важные рассекреченные документы, касающиеся вопросов национальной безопасности США, внешней политики, дипломатической и военной истории, разведки и др.

Очень познавательной была сессия Джейсона Рауха, помощника сенатора Клер С. Маккаскил от штата Миссури. Г-н Раух кратко и ёмко описал систему работы Конгресса и Сената США, сравнив работу в Конгрессе с закипающим чайником, когда количество законодательных инициатив и эмоции конгрессменов зашкаливают, в то время как Сенат - это чайник, в котором настаивается чай, т.е. он работает на понижение количества законопроектов, т.к. дело не в количестве законов, а в их качестве. Кроме того, Сенат, в котором 45 республиканцев и 55 демократов, вынужден, в отличие от Конгресса (где республиканцы преобладают), работать в двухпартийном режиме, поскольку для принятия закона необходимо 60 голосов.

Сессия Джина Полисински, исполнительного директора Института Социокультурного многообразия при Институте Музея новостей и старшего вице-президента Центра первой поправки Конституции США прошла в удивительном месте - Музее новостей (Newseum). Лена Немировская очень любит говорить о том, что журналист пишет черновик истории. Так вот этот музей представляет собой осмысление важнейших событий американской и мировой истории (большей частью новой и новейшей) глазами журналистов. Ряд экспозиций мы успели посмотреть перед встречей с экспертом. Особенно запомнился небольшой зал, посвящённый событиям 11 сентября - очень лаконичный и очень сильный: в центре зала - покорёженная антенна с Северной башни Всемирного торгового центра, рядом с ней - стена, на которую проецируются записи-послания посетителей музея. На другой стене - первые полосы газет, вышедших на следующий день после катастрофы. Джин Полисински обратил наше внимание на то, что здание музея построено из стекла, что символизирует открытость и доступность СМИ, а также отметил, что этот музей американцы сделали для того, чтобы информировать самих себя, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Рустам Кораласбаев, сотрудник Центра лидерства "Открытый Мир", провёл прекрасную экскурсию по Вашингтону, благодаря которой город стал ближе и понятней. Благодаря его рекомендациям мы посетили несколько музеев, находящихся на Национальной аллее. Лично меня очень порадовала Национальная галерея искусств своим собранием картин импрессионистов и замечательной коллекцией итальянской живописи. И очень впечатлил Национальный музей Авиации и космонавтики, в котором почти все экспонаты - оригинальные исторические экземпляры или их дублёры.

Сент-Луис: торнадо встреч, событий и мыслей

Вторая часть семинара прошла в городе Сент-Луис, Миссури - в самом сердце американских штатов. Сердечность приёма с американской стороны создала удивительную среду, в которой совершались открытия, эмоции переполняли, возникала масса вопросов и постоянно хотелось делиться своими размышлениями.

А началось всё с посещения Ботанического сада Миссури, одного из старейших на территории США, который является крупным международным исследовательским и образовательным ботаническим центром. Здесь нас встретила уникальная женщина - Татьяна Шулькина, руководитель исследовательских проектов отдела исследования и сохранения растений Ботанического сада Миссури. Её большая увлечённость своим делом, интеллектуальная азартность и открытость были настолько заразительными, что экскурсия прошла на одном дыхании. Татьяна Владимировна показала нам гербарий Сада, который, кстати, входит в пятёрку крупнейших гербариев мира, старинную оранжерею и современный Климатрон - специальную оранжерею в форме геодезического купола, в которой поддерживается определённый климат. Рассказывая о системе работы Сада, исследовательских проектах, которые ведутся по всему миру, в том числе и в кавказском регионе, Татьяна Владимировна постоянно подчёркивала критическое положение природы на планете и важность совместных действий гражданского общества по сохранению растений, потому что совсем скоро уже нечего будет сохранять.

Благодаря нашим американским коллегам часть семинара в Сент-Луисе была выстроена в определённой тематической логике.

Так, в первый день мы знакомились с различными аспектами регионального управления и сотрудничества в Совете органов самоуправления "Восток-Запад". Здесь же прошла серия круглых столов с представителями некоммерческих организаций, на которых обсуждались вопросы транспорта, бюджета и финансирования, общественной безопасности на региональном уровне, регионального землепользования, участия граждан в общественно-политической жизни, выборов на местном уровне, регионального сообщества, экономического развития, коммунального хозяйства.

Блестящая сессия Дэвида Робертсона, профессора политологии Университета штата Миссури в Сент-Луисе, была посвящена американскому федерализму: как он был сконструирован, почему так важен для американской демократии, рядовых американцев, его влияние на другие страны.

Том Ирвин рассказал о деятельности организации "Гражданский прогресс", исполнительным директором которой он является. Эта организация объединяет руководителей 33 крупнейших компаний г. Сент-Луиса, и её основная задача – улучшение жизни местного сообщества. Основные направления, куда вкладывают деньги эти джентльмены – это школьное образование и городская инфраструктура.

Второй день был посвящён знакомству с опытом работы неправительственных учреждений, занимающихся организацией социального обслуживания различных категорий населения. Весь день мы передвигались по городу и побывали в нескольких организациях. Работа отделения благотворительного фонда «Объединённый путь» в Сент-Луисе поразила масштабом привлечения волонтёров к решению социальных проблем – около 20 тысяч волонтёров в год. При этом сотрудники отдела по работе с волонтёрами умудряются привлечь к работе 4-5-летних детей, которые тоже хотят помочь: их вместе с родителями приглашают в пункты сервировки одежды, где они раскладывают одежду по цветам. В «Объединённом пути» есть телефонная служба 211(по аналогу с экстренной службой 911): по этому телефону любой человек может позвонить и попросить о необходимой помощи, либо предложить собственную помощь в решении каких-то проблем.

Очень полезным было посетить «Центр независимости», помогающий взрослым людям с тяжёлыми хроническими психическими расстройствами обрести интересную, наполненную жизнь, получить образование и возможность трудоустройства. В основе работы Центра – модель «Клабхаус», представляющая собой своеобразный клуб по интересам, куда ежедневно приходит около 240 человек. Модель уже доказала свою эффективность: по результатам исследований снижается частота обострений, сокращается продолжительность госпитализации клиентов Центра. Кстати, в мире таких реабилитационных центров 350, в нашей стране – лишь один, в Москве.

Третий день был посвящён знакомству с работой органов местного самоуправления. Как известно, местное управление в США характеризуется обширной децентрализацией, значительной независимостью муниципалитетов от правительства штата и федерального правительства, отсутствием прямого подчинения органов местного управления государственной власти. Форм организации местного самоуправления великое множество. Наверное, чтобы до конца понять эту систему, нужно прожить в США не один десяток лет. Мы посетили мэрию и городской совет г. Сент-Луис, познакомились с главой исполнительной власти округа Сент-Луис Чарли Дули. Модель местного самоуправления в г. Клейтон другая: здесь городской совет нанимает для управления городом сити-менеджера, который, в свою очередь, формирует свою управленческую команду, в состав которой входят 7 департаментов (полицейский, пожарный, департаменты планирования и развития сервиса, парков и рекреаций, общественных работ, административный и финансовый). Совет может всегда уволить менеджера, если признает его работу неудовлетворительной. Данная модель распространена в муниципалитетах, на территории которых проживают обеспеченные люди, согласные хорошо платить компетентному профессионалу – сити-менеджеру.

Четвёртый день мы провели в Университете Миссури г. Сент-Луиса. После приветственного слова почётного ректора Университета Томаса Джорджа мы в формате круглых столов знакомились с работой преподавателей именной профессуры, входящих в проект Десмонда Ли «Общие перспективы» (DLCV). Тодд Сванстром рассказал, что у каждого профессора именной профессуры есть в распоряжении определённый денежный фонд. В рамках своей специальности профессора финансируют исследования, стажировки и интернатуры, благотворительные проекты, направленные на улучшение жизни местного сообщества.

Два последующих раунда круглых столов прошли в неформальном общении с руководителями муниципальных образований округа Сент-Луис и с представителями некоммерческих организаций. На мой взгляд, выбранный формат встреч был очень удачным, поскольку в течение дня нам всем удалось трижды поменять малую группу и познакомиться с максимально возможным количеством специалистов.

Завершающим аккордом семинара стало посещение федерального суда, школы г. Клейтон и знакомство с местными СМИ. Конечно, лично для меня было очень важно попасть в американскую школу, поскольку на протяжении всего семинара постоянно обсуждались вопросы местного самоуправления, одной из форм которого являются школьные округа, и говорилось о том, что школьное образование, школы - это самое важное для американцев, которые даже при выборе места жительства ориентируются, прежде всего, на школу, в которой будут учиться их дети. От посещения школы осталось чувство, что мне удалось лишь заглянуть в замочную скважину. Школа г. Клейтона (старший уровень) безусловно, исключительная. Прекрасный корпус, большая, просторная столовая, замечательное помещение для занятий оркестра, где у нас состоялась встреча с директором и учащимися. Ребята очень разные, с разным опытом, целями, мотивацией, и это здорово. Очевидно, что это хорошая, сильная, как у нас говорят, школа в зажиточном районе. Но, к сожалению, не удалось посмотреть классы, где проходят уроки, спортивный зал, пообщаться с учителями, понять, как выстраиваются отношения школьных педагогов с родителями, почувствовать дух школы и многое другое.

Семинар подарил замечательную возможность познакомиться с практиками гражданской жизни в США, что называется, из первых рук. Американцы считают, что американский федерализм - это достаточно сложная система, в которой много проблем, но она работает и она направлена на личность, и это главное.

Хочу выразить огромную благодарность американским коллегам, которые спроектировали этот замечательный семинар и воплотили его в жизнь: Тоби Гати, Тому Роденбау, д-ру Е. Терренсу Джонсу, Рассу Синьорино, Джули Стоун и Джеролу Иноку.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в США / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр