Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в Польше / Отзывы  

Семинар в Польше

Варшава. 17 - 21.11
Варшавский листопад - заведующая кафедрой СКФУ Ирина Игропуло о семинаре в Польшедата:08 декабря 2013   время:10:44 ;  автор:- Редакция сайта -

Выражаю искреннюю и глубокую благодарность Польскому фонду «Образование для демократии» и лично Юстине Янишевска (Председателю правления ФЕД), Московской школе гражданского просвещения в лице менеджера региональных программ Анастасии Гонтаревой, председателю правления Межрегионального общественного Фонда Мира в ЮФО и СКФО Ольге Бодровой за возможность участия в семинаре «Гражданское просвещение – польский опыт» в Варшаве 17-22ноября 2013 г.

Высокая результативность проведения семинара предопределена огромной подготовительной работой по разработке концепции семинара, определению его ключевых целей и задач, проектированию содержания и технологий групповой работы, решению организационных вопросов, связанных с логистикой, размещением, питанием и т.д.

Каждый день пребывания в Варшаве был наполнен интересными встречами и обсуждением опыта гражданского просвещения, представленного нам журналистами, тренерами, координаторами образовательных проектов, кураторами ученического самоуправления.

Мы узнали, как можно и нужно использовать активные методы обучения в учительской практике и деятельности НКО, как конкурс «Открытая школа» способствует развитию ученического самоуправления и как помогают в этом современные информационные технологии. Нам показали элементы on-line курсов для учителей по различным темам, например «О чем молчат наши дети» (Насилие и права ребенка) (Фонд «Образование для демократии»).

В Фонде «Форум диалога» мы узнали о программе Школы Диалога как примере сотрудничества между НКО и школой, а также деятельности в области исторической памяти и развитии местной идентичности. Миссия Фонда – диалог между польским и еврейским народом, в который вовлекаются молодые люди 14-18 лет. Тренеры Фонда помогают школьникам «погрузиться в историю» мест, в которых находятся заброшенные могилы, синагоги, чтобы собрать материалы о том историческом периоде и представить его широкой аудитории – ученикам, родителям, местному сообществу, чиновникам.

В Польском Фонде Роберта Шумана, действующего с 1991 года, нам рассказали о программах повышения активности в локальной общественной жизни, в том числе на выборах всех уровней. Для этого проводят, например, городские игры с привлечением случайных участников, местных чиновников. Особый интерес вызвал у нас рассказ о европейских клубах, неформальных группах школьников и учителей, работающих по широкому кругу направлений. Фонд координирует деятельность таких клубов (точное количество их неизвестно, но не менее 400). В клубах проходят дни европейской культуры, выпускаются тематические стенгазеты, проводятся выставки, концерты и т.д. Важное место занимают международные молодежные обмены.

С 2011 г. поддержкой проектов в сфере гражданского образования занимается Центр польско-российского диалога и согласия. Польско-российское сотрудничество развивается в сфере образования, науки, культуры. Стоит отметить, что Центр польско-российского диалога и согласия проводит конкурсный отбор совместных проектов, инициатором которых выступает польская сторона.

С программой «Школа сотрудничества», системным проектом Министерства национального образования и Фонда развития местной демократии, направленным на развитие сотрудничества между школами и родителями, нас познакомил Витольд Монковски, координатор проекта.

Рассматривая доверие как общественный капитал и условие развития гражданского общества, Витольд Монковски и его коллеги разработали масштабный проект, в который вовлечено 1034 школы. Цель проекта – упрочение и расширение сферы сотрудничества учеников, учителей, руководителей школ и родителей. В рамках проекта разработаны циклы обучающих семинаров для всех участников, проводить которые будут 50 тренеров, прошедших специальную подготовку. К участию в программе приглашен «Форум родителей», общественная организация, объединяющая более 30 родительских советов, комиссий. Витольд Монковски в своем выступлении неоднократно подчеркивал, что учителя и родители – это общественный капитал современного образования. Очень хотелось бы узнать потом о результатах этого проекта.

В Институте национальной памяти им. Януша Куртыки «Остановка История» мы познакомились с деятельностью Образовательного центра, который проводит разнообразные просветительские мероприятия для школьников и студентов, в том числе зарубежных. Институт национальной памяти создан в 1989 году и, по сути, является архивом новейшей истории, подотчетным Парламенту. Сотрудники образовательного центра организуют выставки, дискуссии, просмотры фильмов, охотно предлагают свои хорошо оборудованные площадки другим общественным фондам для совместных акций.

С первого дня пребывания в Варшаве нельзя было не обратить внимания на постоянно звучащее словосочетание «ученическое самоуправление» как тот механизм, через который только и возможно настоящее действенное гражданское просвещение и образование. Приятно удивило наличие в школах специальных должностных позиций – кураторов, координаторов ученического самоуправления. С одним из них мы познакомились во Дворце молодежи. Хочется отметить, что Дворец молодежи занимает несколько этажей во Дворце культуры и науки, точной аналогии главного здания МГУ. Нам сказали, что это здание – подарок Варшаве от СССР. Кстати, мы жили от него очень близко, и эта высотка помогала нам ориентироваться.

Инструктор и координатор молодежного самоуправления Дворца молодежи рассказала нам о различных направлениях своей деятельности, в том числе с использованием социальных сетей.

В мастерской исследований и социальных инноваций «Сточня» («Судоверфь») живое обсуждение вызвал рассказ о мониторинге и оценке образовательных и общественных проектов. Возникла дискуссия об индикаторах эффективности, инструментарии и методах мониторинга и оценки, проектах и программах, результатах и продуктах проектов и программ. Нам пообещали список литературы по управлению проектами, я думаю, что эта проблема требует дальнейшего совместного обсуждения всеми участниками проекта.

Антидискриминационным образованием и деятельностью, направленной на интеграцию иностранцев в Польше, занимается Фонд для общественного разнообразия. Фонд видит свою миссию в поддержке межкультурного диалога и общественной интеграции, противодействии дискриминации и укреплении принципа равного общения.

В Фонде работает всего 7 постоянных сотрудников, занимающихся образовательной, издательской, исследовательской, экспертной деятельностью с привлечением волонтеров.

Особое место в деятельности фонда занимает серия фильмов «Истории мигрантов». С 2010 года снято 8 фильмов на 3 языках, которые используются в качестве обучающих материалов. Считаю необходимым подчеркнуть, что работа с фильмами проводится на основе специально разработанных методических рекомендаций, разработанных с участием специалистов, в том числе межкультурных психологов.

Большое впечатление на всех участников семинара произвела встреча с руководителем образовательного отделения Музея варшавского восстания К. Мазуром. Его эмоциональный рассказ о том, как работать с проблемой «Дети и война» никого не оставил равнодушным. Дети знакомятся с войной на основе психологически грамотного подхода, учитывающего их возрастные особенности и исключающего возможные психологические травмы. Интересным был рассказ о совместных проектах по данной теме для детей и родителей с участием 17 (!) музеев, концертных и выставочных залов. Очень понравился акцент на семейных интерактивных программах в музее, проводимых в дни школьных каникул.

Следует отметить, что сам Музей варшавского музея – это современный, очень хорошо технически оснащенный комплекс, дающий возможность не только знакомиться с традиционными музейными экспонатами, но на основе мультимедийных средств услышать звуки войны, увидеть редкие кадры кинохроники, рассмотреть, а еще и потрогать образцы военной техники. Мы увидели результаты огромной работы: десятки, а может быть сотни часов оцифрованных видеозаписей рассказов ветеранов, интервью с ними (Разговор по телефону), календарные листики с перечнем важнейших событий отдельных дней войны и т.д.

В последний рабочий день семинара мы знакомились с Варшавским центром образовательно-общественных инноваций и тренингов как примера центра совершенствования компетентности учителей на уровне местного самоуправления и последипломным обучением лидеров образования (курсами для директоров школ), проводимых Центром гражданского образования. Оба центра работают со своей категорией слушателей, но их объединяет, с моей точки зрения, акцент на развитии мотивации учителей и руководителей к изменениям, на возможность изменить качество работы школ через собственное развитие. Центры проводят не только обучающие семинары и тренинги, но и обязательно обмен лучшими образовательными и социальными практиками, в том числе через on-line консультирование, супервизии и стажировки.

Центр гражданского образования реализует и более 20 молодежных проектов по поддержке ученического самоуправления не только в Польше, но и в Грузии.

О технологиях вовлечения молодежи в процессы принятия решений в школе и в местном сообществе интересно и детально рассказала нам Каролина Высоцка, координатор проекта «Молодежь влияет» Фонда Сивис Полонус.

Она подчеркнула, что гражданское просвещение должно касаться местных чиновников, общественных советов населения территории, молодежных советов в школах и университетах. Для того, чтобы учить молодежь демократическим процедурам разработаны сценарии интерактивных уроков и внеклассных мероприятий по проблеме прав и обязанностей учеников, по работе ученического самоуправления, молодежных советов района. Основная трудность – регламент работы органов самоуправления. Эта трудность есть и в наших школах, связанная с формальным наличием органов самоуправления и их реальной деятельностью.

В подведении итогов семинара в офисе Фонда «Образование для демократии» участвовали Юстина Янишевска (Председатель правления ФЕД), Мартына Михалик (Член правления), Мартына Квятковска, Наталья Кэртычак (координатор семинара).

Все участники семинара с российской стороны поблагодарили организаторов за возможность продуктивной работы, интересные практики гражданского просвещения для различных категорий взрослых и детей по различным направлениям совместной деятельности школ, НКО, музеев, органов местного самоуправления.

Особая благодарность Наталье Кэртычак как координатору семинара и переводчику Магдалене Пшеор, чьими усилиями и стараниями мы чувствовали себя комфортно и спокойно.

Варшавский листопад (ноябрь на польском языке) заканчивался. В предпоследнюю неделю ноября листья с деревьев практически полностью опали. Но они, деревья, на фоне осеннего серого неба были прекрасны и в легком тумане, и в недолгом солнечном свете.

Варшава уже настраивалась на приближающееся Рождество. Преображались на наших глазах витрины магазинов, сверкали шары и мишура. А мы возвращались домой с новыми впечатлениями, идеями и планами.

Благодарю еще раз экспертов за мастерство и вдохновение, а московских, ярославских и волгоградских коллег за атмосферу взаимопонимания и сотворчества.

С наилучшими пожеланиями,

Ирина Игропуло, зав. кафедрой педагогики и психологии

профессионального образования

Северо-Кавказского федерального университета



Подробнее
Уникальный опыт взаимодействия неправительственных организаций и образовательных учреждений - выпускник-2013 Ирина Глинянова о семинаре в Польшедата:27 декабря 2013   время:11:45 ;  автор:Глинянова Ирина Юрьевна

Поездка в Польшу для меня была полезной и интересной во всех отношениях. Она открывает перспективы становления и развития гражданского общества в г. Волгограде через грамотно организованную систему гражданского образования и воспитания в среднеобразовательных учреждениях Волгоградской области.

Образование и воспитание гражданственности может стать мощным, преобразующим фактором в регионе с целью развития институтов гражданского общества, демократии, верховенства закона и права.

В течение работы на семинарах в Варшаве был показан уникальный опыт взаимодействия неправительственных организаций (НПО) Польши и образовательных учреждений, продемонстрированы грани сотрудничества НПО с родителями, учителями, директорами школ, детьми, органами власти. Представлено нам на рассмотрение достаточное количество социально значимых проектов по гражданскому образованию и воспитанию, реализованных и реализуемых в данный момент в Польше. Привлек мое внимание и Варашавский Центр образовательно- общественных инноваций и тренингов как пример центра совершенствования компетентности учителей на уровне местного самоуправления, осуществляя свою работу также при поддержке НПО.

Интересен опыт поляков по взаимодействию НПО и образовательных учреждений в области «исторической памяти», развитию местной идентичности и ученического самоуправления (например, отличный проект «Молодежь влияет» Каролины Высоцка Фонда Сивиса Полонуса, когда молодежь вовлекается в процессы принятия решений в школе и местном сообществе), повышению социального капитала ( заслуживает внимание проект фонда FED по повышению социального капитала школ (ученики и их родители). Масштабы внушительны: реализация только данного проекта идет в 103 школах Польши).

Замечателен Фонд Р.Шумана. Рафал Дымык представил нам на рассмотрение социально-политический молодежный проект «Городские игры», направленный на повышение активности молодежи для участия в выборах. Акцент сделан на развитие эмоциональной сферы ребят – как основного движущего фактора реализации задуманных целей. Фонд работает в разных направлениях, среди прочего интерес для нас представляет организация в Польше «Евроклубов» (400 евроклубов создано!) и развитие международного волонтерского молодежного движения через сотрудничество с сетью ВУЗов.

Что касается г. Волгограда и Волгоградской области в рамках партнерских отношений с Московской Школой Гражданского Просвещения по гражданскому образованию, мне видится следующая система работы.

Предполагаемое развитие пилотных проектов по гражданскому образованию и воспитанию в образовательных учреждениях города Волгограда с МШГП позволит в течение нескольких лет заложить лишь основы гражданского мировоззрения среди учителей, детей и их родителей.

А что потом?

Как показал опыт польских коллег, для поддержания интереса в этой сфере требуется постоянное развитие мотивации: заниматься этой деятельностью, совершенствовать мастерство учителя в области Гражданского образования и воспитания, вовлекать в проекты новые школы и новых учителей.

Кто это будет делать в регионах?

Как мне кажется в г. Волгограде как и в других городах России, где реализуются сейчас проекты по гражданскому образованию, следует на будущее сформировать Центры Гражданского Образования и их интернет-сайты. Эти Центры впоследствии могут выступать как Центры Повышения квалификации учителей, директоров школ в области Гражданского образования и воспитания; там можно будет осуществлять тренинги, проводить конференции, форумы, семинары и мастер-классы, приглашать делиться опытом коллег из других регионов и зарубежья. Работу подобных Центров гражданского образования нам представлял в Польше Михаил Трагаж и Агнешка Домбровска.

Такие Центры могут легко координироваться МШГП, стать проводниками идей МШГП на региональном уровне и реализовывать другие интересные проекты в рамках Гражданского образования и воспитания.

Кроме этого, был представлен познавательный журнал «Республика Нова» с серией тематических выпусков. Так, например, на семинаре демонстрировался нам выпуск «Медицина» (ж-л «Республика Нова). Поскольку журнал носит социально-политический оттенок, в нем печатаются как научные статьи, так и статьи, посвященные коррупции чиновников-медиков, проблемах в поликлиниках, больницах и др. Такой опыт было бы здорово применить и в своем регионе, привлекая к работе журналистов-фрилансеров и в обличительной форме выставляя на показ чиновников-коррупционеров и др. Как отметили польские коллеги, данный журнал также финансируется в т.ч. и НПО.

Высокой оценки заслуживает Институт национальной памяти им. Януша Куртыки, который является научно-образовательным центром, созданным на базе государственного архива. Поражает его многовекторная деятельность: расследование преступлений против польского народа; образование и просвещение; проверка чиновников на причастность сотрудничества со спецслужбами; архив. Институт использует в своей работе активные методы обучения и воспитания, которые позволяют легко представить исторический материал, побудить учащихся, молодежь заниматься исследовательской деятельностью. О подобной работе регионального архива в Волгограде можно только мечтать!

Для работы с проектами важен мониторинг и оценка общеобразовательных и социальных проектов. Польско-американский Фонд Свободы посоветовал использовать нам опыт американских коллег в области мониторинга. Так, W.K. Kellogg в своих работах показывает как достичь успеха проекта, желаемого результата, а также произвести мониторинг и грамотно оценить результаты реализации любого проекта на каждом этапе его развития.

Фонд «для общественного разнообразия» работает с мигрантами, вот у кого бы поучиться нам! Он занимается антидискриминационным образованием и деятельностью, направленную на интеграцию иностранцев в Польше. У него 3 аспекта деятельности: образовательная программа; межкультурное образование; антидискриминационная политика. Наш регион имеет многонациональное население и проблем много. Используя опыт работы этого Фонда можно также стабилизировать обстановку в г. Волгограде и Волгоградской области в сфере межэтнических отношений.

Я думаю, представленный опыт польскими коллегами не останется без внимания у нас в регионе, по мере возможности, в рамках сотрудничества с МШГП, мы постараемся донести его до учителей и директоров образовательных учреждений, которые будут участвовать в предполагаемом проекте по Гражданскому Образованию в г. Волгограде.

P.S.: Программа семинара

Отзывы



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Семинар в Польше / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр