Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Федеральные семинары / Гражданское образование в современном мире / Отзывы  

Гражданское образование в современном мире

Химки. 28 - 30.10
Современная школа: учить или дать возможность учиться? Впечатления выпускницы-2012 Светланы Кальниной от семинара "Гражданское образование в современном мире"дата:06 ноября 2014   время:21:21 ;  автор:Кальнина Светлана Александровна

Наверное, каждый из нас помнит, с каким воодушевлением, предвкушением и трепетом ждал, когда он пойдет в первый класс! Но куда исчезло это чувство, почему оно сменилось явным нежеланием идти в школу, а потом и учиться чему-либо вовсе?! Куда делась жившая в нас в детстве жажда познания окружающего мира, почему мы больше не задаем вопросы, не стремимся проводить свои исследования и делать свои выводы?! Неужели нам стало все ясно?

Все эти вопросы проснулись в моей голове после федерального семинара «Гражданское образование в современном мире», в котором мне довелось принять участие. Данное мероприятие, основными участниками которого стали учителя, преподаватели, специалисты в области образования, было организовано Московской школой гражданского просвещения совместно с Европейским центром им. Вергеланда. Следует отметить, что подобные семинары являются уникальными в своем роде: у нас нет больше подобных дискуссионных площадок с экспертами такого уровня.

Благодаря сложной, но, безусловно, важной и своевременной дискуссии были подняты фундаментальные проблемы современного образования. Как ни странно, несмотря на динамично меняющийся мир вокруг нас, что по существу за последние 30-40 лет в нашем образовательном процессе мало что изменилось. Как и прежде на уроке главным остается учитель. Он в силу своего формального статуса или авторитета является властью для учеников: его слова не подвергаются сомнению, его высказывания автоматически принимаются за истину. В результате в сознании ребенка формируется модель поведения, когда он от авторитетных людей, которые, по его мнению, не могут ошибаться, получает знания, причем уже в готовом виде, не прикладывая к этому каких-либо усилий. Откуда же в этой схеме взяться здоровому критическому мышлению, желанию пощупать-потрогать-почувствовать все самому, желание задавать вопросы и узнавать больше?

Для того чтобы у ребенка появилось пространство и возможность проявлять свой исследовательский интерес, роль учителя должна кардинально поменяться, равно как и сами отношения между учителем и учеником. Учитель должен посмотреть на свой предмет глазами ребенка и изменить подачу материала так, чтобы по-настоящему его заинтересовать и увлечь. Опыты, эксперименты, открытые обсуждения, интерактивные технологии – все это позволит школьнику самому получить новые знания, которые он будет не только понимать, но и ценить.

Но, безусловно, самой сложной задачей является отказ учителя от своей власти над учеником, от соблазнительной роли всезнающего и непререкаемого авторитета. Учитель должен осознать, что он тоже может ошибаться, что и его мнение, порой, может быть неверным. Только так он сможет понять и принять мнение отличное от своего. Ученик же, в свою очередь, видя, что учитель воспринимает его таким, какой он есть, также в будущем будет относиться и к другим.

Очень важно с самого начала относиться к ребенку с уважением к его мнению, к его интересам, к его возможностям и способностям. Тогда и во взрослой жизни у него не пропадет желание познавать мир, интересоваться, что происходит вокруг, делать ошибки, задавать вопросы, подвергать сомнению и проверять все самостоятельно, делать свои выводы и отстаивать право на их существование.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Видеозаписи



Подробнее
Гражданское просвещение в школе. Виктория Виноградова о семинаре "Гражданское образование в современном мире"дата:23 ноября 2014   время:11:06 ;  автор:Виноградова Виктория

Британский исследователь в сфере образования Кен Робинсон (Ken Robinson, его знаменитые выступления доступны на YouTube) называет два основных вызова, стоящих перед современной школой. Первый - это стремительно меняющаяся экономическая конъюнктура, когда крайне сложно определить какие специалисты и какие знания будут востребованы через 15-20 лет. Второй вызов - это открытый вопрос как сохранить и передать культурные ценности каждой страны следующему поколению, не выпадая при этом из общего процесса глобализации. Это две общие мировые проблемы. Но Робинсон осознанно или за ненадобностью для европейского мира не называет третий вызов – необходимость воспитания гражданственности в молодом поколении. И если для европейских стран третий пункт не является критичным - там худо-бедно справляются с этой задачей уже несколько десятилетий - то для России этот вопрос стоит особенно остро.

Очевидно, что традиционные методы образования неспособны справиться ни с одним из вызовов. Лишь потому, что придуманы эти методы были еще в те времена, когда перед обществом стояли совершенно иные задачи. Современная действительность такова, что старые методы просто отталкивают нынешних детей от желания учиться: какой смысл ходить в школу, если там ты не получишь никаких пригодных для жизни знаний? Привычная всем еще пару десятилетий назад схема “учись хорошо, тогда получишь диплом, затем поступишь в университет, а потом найдешь престижную работу” сегодня не работает. Пример, Стива Джобса, который, кстати, является одним из героев современной молодежи, доказывает, что диплом о высшем образовании не обязателен для успешной карьеры.

И в условиях того, что перед школой стоит проблема в принципе заинтересовать ученика учебным процессом, кроме этого появляется острая необходимость вести с ребенком серьезный диалог о демократических ценностях, о его правах и обязанностях, обсуждать острые вопросы истории и современности. И этот процесс крайне непростой в условиях российской общественной системы, где по-прежнему сильны традиции советской школы, где неприкосновенность личности и свобода слова не являются высшими ценностями, где граждане продолжают ощущать свою беспомощность перед лицом власти.

Проект “Развитие гражданского просвещения в российских регионах”, который Московская школа гражданского просвещения организует совместно с Европейским центром им.Вергеланда, больше, чем просто просветительский проект. Это серьезная работа и прежде всего работа внутренняя для каждого учителя, взвалившего на свои плечи цель что-то принципиально изменить в столь привычной и закостенелой системе образования. А менять, оказывается, нужно многое и в первую очередь себя. Учителю, прежде всего, необходимо воспитать в самом себе независимость и ответственность, не бояться высказывать личную позицию, не бояться быть в меньшинстве, не оставаться равнодушным. Только такой учитель способен научить ребенка критически мыслить, не верить всему что увидел или услышал, не боятся совершать ошибки, свободно выражать свое мнение при этом уважая свободу других, то есть воспитать в ребенке гражданские ценности.

Семинар Школы, прошедший в конце октября в Химках и вместивший в себя различные образовательные проекты, на первый взгляд совершенно не связанные между собой, хорошо показал, что гражданское просвещение - это междисциплинарный подход и он не может ограничиваться лишь рамками одного предмета “обществознания”. Знание основ государственности, конституционного права, международных правовых актов, прав и обязанностей гражданина - безусловно важная вещь, но все эти знания бесполезны и слишком абстрактны без применения на практике.

Основной спикер семинара Мажена Рафальска назвала гражданское просвещение общешкольным подходом к образованию, когда школьная жизнь должна быть организована таким образом, чтобы ученики регулярно попадали в ситуации, где нужно применить свои знания о правах. Такие ситуации могут быть как реальными, так и смоделированными.

Иными словами, детям нужно дать не столько знания о своих правах, им нужно дать действенный инструмент, механизм реальной защиты этих прав. Что неизбежно потребует демократизации всего учебного процесса. Какой смысл рассказывать ребенку о его праве на свободное передвижение и не отпускать в туалет во время урока? Какой смысл говорить о свободе слова и в ответ на смелое высказывание грубо осадить ученика фразой “тебя не спрашивали”?

Гражданское просвещение - это общая задача всех учителей школы и родителей. В идеале, в рамках школы должна быть создана модель гражданского общества, где поощряются детские инициативы, где дети учатся вести переговоры, участвуют в дискуссиях, где дети и родители вовлечены в проекты местных сообществ. И главное, в такой школе дети учатся говорить и слышать друг друга.

Кроме того, сложно представить гражданское просвещение без экологического воспитания, формирования критического взгляда на историю, формирования общечеловеческих ценностей посредством литературы. Даже естественно-научные дисциплины могут содержать в себе основы гражданственности, когда ребенку предоставляется свобода в экспериментировании, выборе подходов и свобода от наказаний за ошибку.

Немалое, а может быть и первостепенное значение имеет и само переосмысление роли учителя, его отношения к ученикам. Джефри Хоскинг в своем выступлении обозначил очень важный момент - любое сотрудничество важно начинать с презумпции доверия. Это ли не разумная основа любого учебного процесса? Когда учитель приходит к ребенку он должен прежде всего верить в его способности и в его желание быть хорошим и успешным, даже, если предварительно получил обширную отрицательную характеристику об этом ученике. Учитель должен отказаться от своей авторитарной роли и использования оценок в качестве метода кнута и пряника, ослабить хватку, дать ученикам больше свободы и просто поверить им. Только на таком основании возможно строить гражданское общество в школе, стране и мире.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Видеозаписи

Современная школа: учить или дать возможность учиться? Впечатления выпускницы-2012 Светланы Кальниной от семинара "Гражданское образование в современном мире"



Подробнее
Говорить о разнообразии - Мария Гулева о семинаре «Гражданское образование в современном мире»дата:13 декабря 2014   время:09:09 ;  автор:Гулева Мария Анатольевна

Участие в любом семинаре МШГП даёт возможность участвовать в беседах с интереснейшими людьми нашего времени, чьи суждения точно и ёмко характеризуют происходящее в России и в мире. Проведение же таких специализированных семинаров, как «Гражданское образование в современном мире» позволяет не только слушать экспертов из разных областей, но, что особенно важно, предоставляет случай близко познакомиться с коллегами, найти пути для создания совместных программ, обсудить общие трудности.

В условиях, когда на высшем уровне рождаются идеи унификации науки, упрощения подходов к сложным историческим процессам и сведения разных мнений к единственно верному – необходимо говорить о разнообразии, о праве не соглашаться, и тем более о воспитании такого навыка в следующих поколениях. Реальность отличается от вымысла именно тем, что в ней всегда могут выясниться новые уточняющие сведения, которые опровергают общепризнанные факты; учёный и преподаватель должны быть всегда открыты для таких изменений, вольны обсуждать на занятиях любые важные темы. Призыв Мариэтты Чудаковой читать книги на уроках литературы, проект общества «Мемориал» по привлечению школьников к сохранению памяти о репрессированных – по сути, попытка вырастить поколение людей, которые захотят самостоятельно искать информацию и делать выводы. По тому, как много вопросов вызвала теоретическая часть семинара у многих слушателей, можно судить о недостатке такого рода дискуссии в преподавательской среде.

Для меня существенной частью семинара стали мастер-классы – остроумные идеи Магдалены Пжеор и центра «Коперник», задания Мажены Рафальской, неоднозначные тезисы Димы Зицера. Продолжавшиеся после сессий обсуждения также принесли много полезного – и здесь хочу поблагодарить организаторов за удачный выбор пансионата: в холле всегда было место собраться и поговорить об услышанном. Настоящим кладезем идей стало общение с представительницами проектов «Респект» и ХУМРА, некоторые из методик я уже начала использовать и на занятиях по иностранному языку, и в рамках лекционных курсов у своих студентов.

Наконец, главным итогом своего участия в семинаре я считаю возможность взглянуть на себя со стороны. Как бы банально это ни звучало, постоянная работа заслоняет общую картину, и многое начинаешь делать механически. Приезд на семинар даёт время осмыслить свою профессию, задуматься над тем, что кажется очевидным, заметить альтернативу привычному. В этом, я думаю, и есть фундаментальная задача такого мероприятия.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Видеозаписи

Аудиозаписи

Отзывы



Подробнее
Открытый разговор о проблемах образования - Вадим Карастелев о семинаре «Гражданское образование в современном мире»дата:13 декабря 2014   время:09:44 ;  автор:Карастелев Вадим Евгеньевич

Классный получился семинар, и слушатели подобрались активные.

В первой части вводились рамки для обсуждения, во второй были представлены разнообразные практики, а в третьей - работа в мастерских у замечательных тренеров.

Увидел в деле работу Димы Зицера с учителями. По-моему, это современная интерактивная майевтика с элементами провокации и конфликта. Мне показалось, что за два часа происходит первое "размагничивание" очень сложной группы, чтобы затем перейти к открытому разговору о проблемах образования, преувеличенной роли учителя и ученика, который становится партнером по коммуникации. Вижу здесь прообраз современной техники вопрошания. Важно, что сам тренер работает в школе. Очень интересным был кейс, когда после фиксации потери интереса учеников к чтению, уроки чтения были отменены, но были созданы условия для посещения библиотеки. В результате интерес к чтению возрос многократно.

Делюсь созвучными мыслями от тренера Димы Зицера: 1. Учитель играет преувеличенно большую роль в жизни ребёнка. 2. Учителю надо научиться защищать от себя ребёнка. 3. Сравнение - мать насилия. Оценки не нужны. 4. Не врать. 5. Делать только то, во что веришь.

Дима Зицер утверждает, что единственное чему учитель должен научить ученика, так это сомнению (ученому незнанию в моём понимании) и рефлексии (здесь, наверное, речь идёт о субъективированной рефлексии). Просто это обучение идёт на тех же единицах учебного материала, что и раньше.

Ещё отмечу польскую методику учебных клубов Коперник. Там, например, детям предлагают надуть шарик и сесть на него. Затем идёт постановка научного любопытства: при каких условиях шарик лопнет, что будет если с шариком проделать разные эксперименты и т.д. Методика называется «Естественно интересный урок». Конечно же, через эти вопросы втягиваются необходимые физические законы, формулы, но уже как средство от ответа на вопросы.

Школа, вперед!

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Видеозаписи

Аудиозаписи

Отзывы



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Федеральные семинары / Гражданское образование в современном мире / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр