Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Идея Европы - поиск идентичности между либерализмом и консерватизмом / Отзывы  

Идея Европы - поиск идентичности между либерализмом и консерватизмом

Берлин. 1 - 3.12
В Берлине начался Германо-Российский Форум. Репортаж Кристины Пиковской о первом дне Форумадата:02 декабря 2014   время:11:17 ;  автор:Пиковская Кристина Богдановна

1 декабря в Берлине начался Германо-Российский Форум «Идея Европы – поиск идентичности между либерализмом и консерватизмом», организованный Фондом имени Конрада Аденауэра, Фондом имени Роберта Боша и Московской школой гражданского просвещения.

Открывавший Форум почетный председатель Германо-Российского Форума Эрнст-Йорг фон Штуднитц подчеркнул важность диалога между обществами России и Германии в современных условиях, а основатель Московской школы гражданского просвещения Елена Немировская затронула проблему поиска российской идентичности, заявив, что искать её всё же следует в Европейской идее. Также с приветственным словом выступила руководитель Представительства Фонда имени Конрада Аденауэра в Москве Клаудия Кроуфорд.

Непосредственно работа семинара началась с доклада старшего консультанта отдела PR компании Vodafone Deutschland Тима Арнольда на тему «500 лет Реформации – Праздник Свободы в Европе». Г-н Арнольд рассказал участникам семинара об истории Реформации в Германии, о её влиянии на развитие страны и формирование идентичности, а также о роли и месте религии в современном обществе. Реформация на самом деле сыграла важнейшую роль в истории Германии и Европы в целом, и то, какое значение придают её юбилею, доказывает значимость Реформации.

Первая часть семинара была посвящена проблемам идентичности, регионализма и сепаратизма в России и Германии. Модератор первой дискуссии Андрей Захаров, редактор журнала «Неприкосновенный запас», обратил внимание на то, что России издавна отказывали в европейскости на трёх основаниях: 1) православие считалось непривычной и непонятной для европейского человека формой христианства; 2) телесные практики русского человека заметно отличались от принятых в Европе; 3) политический режим России с его крайней централизованностью и авторитаризмом был неприемлем для европейцев. Тему российской идентичности продолжил в своём докладе профессор НИУ ВШЭ и руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров, начавший своё выступление с описания характера российской пропаганды, которая сегодня направлена на то, чтобы доказать схожесть процессов на Украине и общемировых процессов. Автор вывел формулу, согласно которой Россия+Крым



Подробнее
В Берлине завершился Германо-Российский Форум. Репортаж Кристины Пиковской о втором и третьем дне семинарадата:04 декабря 2014   время:19:03 ;  автор:- Редакция сайта -

Второй день Германо-Российского Форума был посвящён проблемам соотношения либерализма и консерватизма, ключевым региональным процессам в современном мире, роли церкви и религии.

В первой сессии с докладом выступила руководитель отдела политики и консультаций Фонда имени Конрада Аденауэра Петра Бар. По мнению эксперта, в современном мире нет чёткого различия между консерватизмом и либерализмом, они тесно переплетены, и потому неудивительно, что многие люди разделяют идеи и консерватизма, и либерализма. В современных дискуссиях о консерватизме в Германии обычно затрагиваются 4 характерные черты: 1) поскольку идеальный образ общества консерватизма всегда в прошлом, многим свойственен культурный пессимизм в отношении достижения идеального общества; 2) страх масс, высокой мобильности и т.д. также оказывает влияние на консерватизм; 3) обращают внимание и на тот факт, что в прошлом интеллектуальная элита Германии происходила из Франции; 4) кроме того, в современном консерватизме прослеживаются антисемитизм и элитарность. Учитывая гибкость современного консерватизма, его следует считать не идеологией, а скорее складом ума.

Вторым экспертом сессии стал журналист Михаил Фишман. По его мнению, сетка либерализма и консерватизма вообще малоприменима к России. Однако, если смотреть на результаты опросов, примерно 75% разделяют то, что принято считать консервативными ценностями. Общественное мнение в России меняется очень медленно, оно следует за изменениями в линии партии, а поскольку линия меняется резко и часто, искусственно создаваемые ценности транслируются в общество. Одной из главных проблем России является традиция иерархичности. При перемене статуса человек меняет модель своего поведения, что в значительной мере тормозит развитие и способствует сохранению системы.

Вторая сессия была посвящена региональным проблемам. Микаэль Мертес, руководитель представительства Фонда имени Конрада Аденауэра в Иерусалиме, рассказал о влиянии современных процессов на Ближнем Востоке на арабо-израильский конфликт. Эксперт обратил внимание на тесные взаимосвязи Израиля и России, основанные на большом числе мигрантов из бывшего СССР, в частности, именно поэтому Израиль сохранял нейтральность по вопросу украинского конфликта. Также г-н Мертес обратил внимание на роль Израиля как моста между Западом и Востоком и на дилемму между секуляризмом как основой государственного устройства и религиозностью. В последние годы значительно изменились условия существование Израиля. В 1970-е главной проблемой Израиля были сильные государства, сейчас же – это большое число слабых, кризисных государств, которые его окружают. Несмотря на все трудности и противоречия, Израилю нужно создание Палестинского государства, поскольку в обратном случае Израиль сам не сможет сохранять статус еврейского государства.

Георгий Чижов, руководитель украинского бюро Центра политических технологий, рассказал о процессах, происходящих в другом регионе – на Украине. Эксперт отметил некоторые особенности украинской революции 2014 года. Например, то, что на Майдане не было одной движущей силы, напротив, в процессе участвовали представители все классов. Или то, что Майдан доказал возможность самоорганизации и согласования позиций даже в отсутствие лидера. Также эксперт выделил следующие итоги Майдана: 1) переоценка политиков; 2) обновление элит; 3) сохранение олигархической системы, что представляет угрозу будущему развитию; 4) исчезновение вождизма; 5) выявление территорий, нелояльных Украине; 6) снабжение армии населением; 7) фактически добровольный характер воинской службы.

При этом, по его мнению, перед Украиной стоит ряд вызовов, которые можно преодолеть двумя путями – оптимизацией государственных расходов и децентрализацией.

Заключительная сессия была посвящена обсуждению роли религии и церкви. Уполномоченный представитель регионального епископа по делам реформации и экуменики Евангелической церкви Центральной Германии Зигфрид Т. Каспарик обратился к проблеме разделённости религий и деноминаций. По его мнению, в современном мире граница пролегает не между религиями, а между экстремизмом и плюрализмом. Эксперт рассказал об истории христианства в Европе, о проникновении других религий и о борьбе между ними. Однако, в последнее время, по его мнению, наблюдается сближение между конфессиями и установление диалога между ними. Г-н Каспарик также обратил внимание на то, что человек не может оправдывать свои действия христианскими ценностями, и что Евангелическая церковь сделала важные шаги, признав свою вину за ошибки прошлого.

Андрей Захаров, редактор журнала «Неприкосновенный запас», обратил внимание на то, что православие в России интересует прежде всего консервативные круги. В отличие от католицизма, в православии никогда не было теологии освобождения, т.е. религиозного обновления. Это связано с тем, что Православная церковь никогда не переживала реформацию, а также с автокефальным принципом устройства церкви. В настоящее время Православной церковью отрицается единое прочтение прав человека. Противопоставляя себя другим церквям и апеллируя к «особому пути» России, РПЦ намерена разрабатывать собственную концепцию прав человека, и такая тенденция является одним из вызовов человечеству в эпоху глобализации.

Третий день Форума начался с обсуждения крайне дискуссионного вопроса о том, являются ли русские лучшими европейцами. Историк и журналист Эберхард Штрауб постарался ответить на этот вопрос с исторической точки зрения. В разные периоды разные государства становились «государствами темноты». Такую роль в определённый период играл и СССР, однако, он всегда считался частью Европы и оплотом стабильности. Противостояние одной державе не является частью европейкой идеи, и Россия также видит в современном мире много центров силы. Россия, безусловно, является частью Европы, потому что Европа – это сообщество ценностей. И возможно, русские являются лучшими европейцами, потому что европейцы как граждане ЕС являются в первую очередь, частью экономического сообщества, а русские – частью сообщества ценностей.

Михаил Фишман проанализировал отношения между Россией и Западом на современном этапе. Согласно мнению эксперта, Россия не понимает, в чем заключается недовольство Запада, и у лидеров сегодня нет точек соприкосновения. Напряжённость в отношениях между Россией и Западом начала расти примерно с 2003 г., когда решающим фактором стал арест Ходорковского. Другими вехами стали 2005 г., когда сказались последствия «оранжевой революции» и началась мифологизация борьбы с фашизмом, 2007 г., когда Путин произнёс Мюнхенскую речь, и т.д. Однако в этот период наблюдалось противоречие. С одной стороны такое развитие событий является признаком надвигающего кризиса, но с другой стороны, в этот период рос объем инвестиций, и Россия сблизилась с Западом в отношении потребительских практик. Таким образом поддерживался искусственный патриотизм, режим национального самоутверждения без издержек. Но внезапно ситуация изменилась, и Россия оказалась в состоянии изоляции.

Модератор дискуссии Николай Петров предложил переформулировать вопрос дискуссии следующим образом: Не лучше ли русская цивилизация отражает европейские ценности? Д-р Штрауб согласился с такой формулировкой, указав на то, что Запад стремится сделать весь мир гомогенным, и Россия, которая противостоит этой тенденции, ведёт себя в соответствии в европейскими ценностями в отличие от других стран. Михаил Фишман заявил, что различие между русскими и европейцами кроется в их сознании: в российском общественном сознании преобладают материальные ценности.

Заключительная сессия семинара была посвящена проблеме «столкновения ценностей». Член Германского бундестага Андреас Шокенхофф выступил с довольно резкой критикой России. Он заявил, что между Россией и Западом существует кризис доверия, который связан с поведением России, её стремлением иметь сферы влияния и иными представлениями о ценностях. По мнению эксперта, России следует обращать больше внимания на развитие человеческого капитала и разделять европейские ценности, если Россия хочет стать центром силы. В настоящее же время Россия отличается двойными стандартами, что проявляется в пропаганде, оценке актов насилия в отношении гражданского населения и суверенитете государств. В итоге получается, что между Россией и Европой действительно есть столкновение ценностей.

Второй эксперт сессии, журналист Андрей Колесников заявил, что столкновение ценностей происходит внутри России, а не между Россией и Западом. Российское общество оперирует экономическими интересами, а не ценностями, но при этом экономический интерес может стать ценностью, если люди осознают связь между экономическими интересами и демократическими ценностями. Между тем идеологические установки, которые долгое время были просто риторикой, сегодня материализуются, и кажется, что санкции в отношении России уже достигли того предела, когда они могли бы помочь России вернуться на прежний путь.

В заключительной части семинара организаторы Форума и участники обобщили результаты трёхдневной работы. Неоднократно было сказано о важности диалога между Россией и Германией на уровне обществ, о значимости плюрализма и толерантности, о качестве общественной дискуссии. И пусть за время Форума участники не смогли найти ответы на все вопросы, которые выносились на дискуссию, и в целом, вопросов появилось больше, чем ответов, Форум стал важным шагом в обсуждении острых общественно-политических проблем. В непростой ситуации, которая складывается в настоящее время, когда возможности для ведения дискуссии сокращаются, когда высказывать свою точку зрения становится все опаснее, очень важно, чтобы существовало такое свободное от стереотипов и предрассудков пространство, как Германо-Российский Форум.

P.S.: Репортаж Кристины Пиковской о первом дне Форума

Программа семинара

Фотографии



Подробнее
Невероятно страстный мир - Юлия Счастливцева о семинаре в Берлинедата:13 декабря 2014   время:09:51 ;  автор:Счастливцева Юлия Анатольевна

В 2010 году Школа издала книгу французского политолога и эксперта Доминика Моизи «Геополитика эмоций. Как культуры страха, унижения и надежды трансформируют мир». Суть его гипотезы в том, что в современном мире рациональные идеи и ценности больше не движут историей, а движет ею поиск своей идентичности народами, неуверенными в том, кто они такие. В основе самосознания народов, утверждает Моизи, лежит один из трех типов эмоций — страх, унижение или надежда. Такой мир, по выражению американского журналиста Томаса Фридмана, «невероятно страстный». Эмоциональные границы в нем приобрели такую же важность, как некогда географические: на глобальной карте эмоций Ближний Восток окрашен в цвет унижения, и эта эмоция определяет его враждебность к Западу; теряющие доминирующее положение в мире США и Западная Европа – в цвет страха; Азия — в цвет надежды. Россию автор гипотезы относит к сложному случаю, когда поведение страны определяет сложный эмоциональный и психологический рисунок.

Участники российско-германского форума в Берлине «Идея Европы — поиск идентичности между либерализмом и консерватизмом», без отсылки к Моизи, говорили, на мой взгляд, о том же — мире эмоций, комплексов и навязчивых фантазий. В нем термины «либерализм» и «консерватизм» потеряли смысл, что своим примером подтвердила эксперт с германской стороны Петра Бар, представившись как христианин-демократ и либерал-консерватор.

Унижение

Никакого глобального конфликта ценностей не существует (Георгий Чижов). Поведение России объясняется не отличными от европейских ценностями и идеями, а эмоциями обиженного подростка с кучей комплексов (Михаил Фишман). Россия стремится стать все больше и больше, потому что все разрушающиеся империи страдают от уменьшения, ощущая внутреннюю ущербность (Николай Петров).

То, что Украина ищет идентичность на Западе, расстраивает Россию и воспринимается ею как личное оскорбление (Лена Немировская). При этом у нашего государства нет ни сил, ни ресурсов для возвращения к комфортному для нее статусу империи. Единственный идеологический ресурс, на котором держится кампания по психологической реабилитации, — Крым. Взятием Крыма Россия материализовала «виртуальное право» на Украину (Андрей Колесников). Виртуальное — потому что «империя» живет только во внутреннем самоощущении России, и избавиться от нее внутри гораздо труднее, чем снаружи (Эмиль Паин). Виртуальная идентичность несет компенсаторную функцию. Многие ее элементы, так называемые «традиционные ценности» — гомофобия, православие — сконструированы искусственно. Раздвоение мира на реальный, бытовой, повседневный, вполне европейский, и виртуальный длится около десяти лет (видимо, с момента ареста М. Ходорковского — Михаил Фишман). За это время у россиян выработалась привычка и потребность в собственном возвеличивании посредством национализма — не без попустительства со стороны Запада, который «не замечал» и не реагировал, а теперь ведет жесткую санкционную политику, вызывая у России искреннее недоумение и обиду (Михаил Фишман).

Страх

Европа упустила возможность стать большой, объединенной, когда всех к себе впустила, а Россию оставила за дверью. А россияне — народ гордый, и поводы для гордости у него есть (Фридрих Шорлеммер). Теперь Россия закрывается. Закрытие стран всегда начинается изнутри — с внутреннего «железного занавеса» (Фридрих Шорлеммер).

Не стоит никого загонять в угол, потому что психология консолидации способна на многое. Обстановка сегодня не та, что во время холодной войны, но отнюдь не лучше. Во всяком случае в восьмидесятые я не встречался с такой эмоциональной раненостью и лишением иллюзий. Преобладающее большинство российского общества чувствует себя непонятым, люди разочаровались в Западе — им надоело состоять в вечных неудачниках (Мартин Хоффман).

Надежда

Россия всегда была Европой, исторически и культурно, и она следует за Европой как в своих достижениях, так и в своих ошибках (Фридрих Шорлеммер). «Блоковое мышление», мышление территориями и зонами влияния, устарело (Андрей Колесников). Логика — чем страна больше, тем она как страна лучше — это логика прошлого (Михаил Фишман). Молодое поколение не понимает смысла национальных конфликтов. У него глобальная идентичность. Мой сын чувствует себя человеком мира (Николай Петров). Санкционная политика достигла предела эффективности: чем больше Европа давит на Путина, тем сильнее он подавляет НКО, гражданское общество, население. Альтернативой может стать расширение Западом образовательных возможностей для России, смягчение визового режима и другие способы вовлечения россиян в европейское пространство (Андрей Колесников).

Книгу «Геополитика эмоций» Доминик Моизи заканчивает описанием двух сценариев будущего мира, в зависимости от того, какие эмоции в нем возобладают. Так или иначе, но сохранение статуса-кво — миропорядка, установившегося после окончания холодной войны, невозможно: чем больше заданности расходятся с реальной ситуацией, тем больше в мире страха и унижения. И тем больше опасных последствий для всех.

Но закончить я хочу другим сценарием.

В последний день форума участник с германской стороны Мартин Хоффман поделился своей статьей, недавно опубликованной в газете Der Tagesspiegel. Текст тоже эмоциональный, но, по-моему, правильный: «Обращаюсь с призывом ко всем акторам на Западе: действуйте сейчас, и действуйте парадоксально. Российское восприятие реагирует на символы, выражение уважения и сигналы примирения в гораздо большей степени, чем думает Запад. Это надо использовать для усиленного диалога на всех уровнях — в политике, бизнесе и, прежде всего, в обществе. Необходимо прекратить экономические санкции. Граждане России должны чувствовать себя в Европе желанными гостями. Нельзя проиграть этот капитал, который нужен для мира и справедливости в XXI веке».

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Идея Европы - поиск идентичности между либерализмом и консерватизмом / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр