Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Новости  
1...23456...103
Гражданское просвещение в школе. Виктория Виноградова о семинаре "Гражданское образование в современном мире"дата:23 ноября 2014   время:11:06 ;  автор:Виноградова Виктория

Британский исследователь в сфере образования Кен Робинсон (Ken Robinson, его знаменитые выступления доступны на YouTube) называет два основных вызова, стоящих перед современной школой. Первый - это стремительно меняющаяся экономическая конъюнктура, когда крайне сложно определить какие специалисты и какие знания будут востребованы через 15-20 лет. Второй вызов - это открытый вопрос как сохранить и передать культурные ценности каждой страны следующему поколению, не выпадая при этом из общего процесса глобализации. Это две общие мировые проблемы. Но Робинсон осознанно или за ненадобностью для европейского мира не называет третий вызов – необходимость воспитания гражданственности в молодом поколении. И если для европейских стран третий пункт не является критичным - там худо-бедно справляются с этой задачей уже несколько десятилетий - то для России этот вопрос стоит особенно остро.

Очевидно, что традиционные методы образования неспособны справиться ни с одним из вызовов. Лишь потому, что придуманы эти методы были еще в те времена, когда перед обществом стояли совершенно иные задачи. Современная действительность такова, что старые методы просто отталкивают нынешних детей от желания учиться: какой смысл ходить в школу, если там ты не получишь никаких пригодных для жизни знаний? Привычная всем еще пару десятилетий назад схема “учись хорошо, тогда получишь диплом, затем поступишь в университет, а потом найдешь престижную работу” сегодня не работает. Пример, Стива Джобса, который, кстати, является одним из героев современной молодежи, доказывает, что диплом о высшем образовании не обязателен для успешной карьеры.

И в условиях того, что перед школой стоит проблема в принципе заинтересовать ученика учебным процессом, кроме этого появляется острая необходимость вести с ребенком серьезный диалог о демократических ценностях, о его правах и обязанностях, обсуждать острые вопросы истории и современности. И этот процесс крайне непростой в условиях российской общественной системы, где по-прежнему сильны традиции советской школы, где неприкосновенность личности и свобода слова не являются высшими ценностями, где граждане продолжают ощущать свою беспомощность перед лицом власти.

Проект “Развитие гражданского просвещения в российских регионах”, который Московская школа гражданского просвещения организует совместно с Европейским центром им.Вергеланда, больше, чем просто просветительский проект. Это серьезная работа и прежде всего работа внутренняя для каждого учителя, взвалившего на свои плечи цель что-то принципиально изменить в столь привычной и закостенелой системе образования. А менять, оказывается, нужно многое и в первую очередь себя. Учителю, прежде всего, необходимо воспитать в самом себе независимость и ответственность, не бояться высказывать личную позицию, не бояться быть в меньшинстве, не оставаться равнодушным. Только такой учитель способен научить ребенка критически мыслить, не верить всему что увидел или услышал, не боятся совершать ошибки, свободно выражать свое мнение при этом уважая свободу других, то есть воспитать в ребенке гражданские ценности.

Семинар Школы, прошедший в конце октября в Химках и вместивший в себя различные образовательные проекты, на первый взгляд совершенно не связанные между собой, хорошо показал, что гражданское просвещение - это междисциплинарный подход и он не может ограничиваться лишь рамками одного предмета “обществознания”. Знание основ государственности, конституционного права, международных правовых актов, прав и обязанностей гражданина - безусловно важная вещь, но все эти знания бесполезны и слишком абстрактны без применения на практике.

Основной спикер семинара Мажена Рафальска назвала гражданское просвещение общешкольным подходом к образованию, когда школьная жизнь должна быть организована таким образом, чтобы ученики регулярно попадали в ситуации, где нужно применить свои знания о правах. Такие ситуации могут быть как реальными, так и смоделированными.

Иными словами, детям нужно дать не столько знания о своих правах, им нужно дать действенный инструмент, механизм реальной защиты этих прав. Что неизбежно потребует демократизации всего учебного процесса. Какой смысл рассказывать ребенку о его праве на свободное передвижение и не отпускать в туалет во время урока? Какой смысл говорить о свободе слова и в ответ на смелое высказывание грубо осадить ученика фразой “тебя не спрашивали”?

Гражданское просвещение - это общая задача всех учителей школы и родителей. В идеале, в рамках школы должна быть создана модель гражданского общества, где поощряются детские инициативы, где дети учатся вести переговоры, участвуют в дискуссиях, где дети и родители вовлечены в проекты местных сообществ. И главное, в такой школе дети учатся говорить и слышать друг друга.

Кроме того, сложно представить гражданское просвещение без экологического воспитания, формирования критического взгляда на историю, формирования общечеловеческих ценностей посредством литературы. Даже естественно-научные дисциплины могут содержать в себе основы гражданственности, когда ребенку предоставляется свобода в экспериментировании, выборе подходов и свобода от наказаний за ошибку.

Немалое, а может быть и первостепенное значение имеет и само переосмысление роли учителя, его отношения к ученикам. Джефри Хоскинг в своем выступлении обозначил очень важный момент - любое сотрудничество важно начинать с презумпции доверия. Это ли не разумная основа любого учебного процесса? Когда учитель приходит к ребенку он должен прежде всего верить в его способности и в его желание быть хорошим и успешным, даже, если предварительно получил обширную отрицательную характеристику об этом ученике. Учитель должен отказаться от своей авторитарной роли и использования оценок в качестве метода кнута и пряника, ослабить хватку, дать ученикам больше свободы и просто поверить им. Только на таком основании возможно строить гражданское общество в школе, стране и мире.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Видеозаписи

Современная школа: учить или дать возможность учиться? Впечатления выпускницы-2012 Светланы Кальниной от семинара "Гражданское образование в современном мире"



Подробнее
"Круг чтения". Новый совместный проект Школы и ее выпускниковдата:20 ноября 2014   время:20:10 ;  автор:- Редакция сайта -

За 22 года своей деятельности Московская школа гражданского просвещения издала более пяти десятков книг ведущих интеллектуалов с мировым именем. Теперь в рамках проекта "Круг чтения", инициированного выпускником 2005 года Вадимом Карастелевым, мы будем регулярно проводить обсуждения новых книг в формате экспертных групповых дискуссий, в которых можно будет принять участие как очно, так и онлайн.

Первое обсуждение состоится 17 декабря 2014 года в 18.00 по московскому времени и будет посвящено книге известного французского социолога, историка и политического философа Пьера Розанваллона "Общество равных".

В основе Великой французской и американской революций лежала идея равенства. Свое понимание она нашла и в СССР. Нынешний кризис демократии на Западе вызван потерей смыслов исходной идеи, доказывает Пьер Розанваллон в своей книге. При этом автор не только пытается восстановить исходные смыслы, но и предлагает свою программу выхода из кризиса через индивидуальную уникальность, взаимность и коммунитаризм людей.

Предлагаем, как всегда критически, отнестись к высказываниям автора и выяснить его аргументы и предложения.

Мы будем рады заранее присланным вопросам (которые можно оставлять в комментариях к этой записи, или присылать на страницу Школы в сети Facebook, и отправлять нам по электронной почте info@msps.su). Также вопросы можно будет задавать и непосредственно во время онлайн трансляции.

P.S. Пьер Розанваллон – профессор, руководитель научно-исследовательского сектора Высшей школы социальных наук, преподаватель новой и новейшей истории в "Коллеж де Франс", основатель научно-исследовательской лаборатории им. Сен-Симона, автор многочисленных публикаций, среди которых "Контрдемократия. Политика в эпоху недоверия" и Новый социальный вопрос", переведённый и изданный Московской школой гражданского просвещения.

P.P.S. Интервью Пьера Розанваллона «Власть против общественной пользы»

P.P.P.S. По вопросам приобретения книги Пьера Розанваллона "Общество равных" (равно как и других изданных Школой книг) обращайтесь к Степану Скорикову (stepanskorikov2014@gmail.com). При необходимости отправки книг в другой город, сумма к оплате будет увеличена на стоимость почтовых услуг.



Подробнее
Московская школа требует от "Комсомольской правды" опровержения не соответствующих действительности утвержденийдата:20 ноября 2014   время:19:24 ;  автор:- Редакция сайта -

13 Ноября 2014 года в газете «Комсомольская правда» N124-ч 2014г., а также в электронной версии газеты на сайте www.kp.ru, была опубликована статья, подписанная Валентином Дорофеевым и озаглавленная "Их всех учили понемногу…", в которой содержались ложные, клеветнические, позорящие доброе имя и деловую репутацию Московской школы гражданского просвещения утверждения и измышления. На основании статьи 152 Гражданского кодекса РФ и в порядке, установленном ст. 43 и 44 Закона РФ "О средствах массовой информации", Московская школа требует от «Комсомольской правды» опубликовать в следующем номере газеты, а также на интернет-странице по адресу размещения статьи "Их всех учили понемногу…", следующее опровержение:

«АНО «Московская школа гражданского просвещения» опровергает не соответствующие действительности и порочащие сведения и утверждения, содержащиеся в статье Валентина Дорофеева «Их всех учили понемногу…», опубликованной 13 ноября, 2014 г., о том, что деятельность организации призвана продвигать некие (не указанные автором статьи, но преподносимые им в негативном контексте) «американские ценности», «политические или идеологические установки» и «интересы» других стран. Московская школа гражданского просвещения является независимой некоммерческой организацией, учрежденной российскими гражданами, действующей в соответствии с Российским законодательством и зарегистрированным Уставом. Согласно Уставу «организация создана и действует в целях бескорыстного выполнения работ, оказания услуг в сфере культуры, науки, права и просвещения, поддержания в российском обществе идей и ценностей гражданской жизни в правовом государстве, содействия пониманию принципов верховенства права и значимости активной роли гражданского общества в современном государстве, обеспечения и поддержания условий для обмена гражданами знаниями и опытом через дискуссию».

Смена наименования организации была осуществлена в августе 2013 года по решению Совета Директоров, о чем было размещено соответствующее объявление на сайте организации. Данное решение полностью согласовывалось с выводами Прокуратуры г. Москвы, которая по итогам проверки указала на то, что поскольку школа не проводит политических исследований, её название не отражает характер ее деятельности, как это предписывается положением ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Вопреки содержащимся в статье утверждениям, Московская школа гражданского просвещения не «учит», не приглашает «преподавателей», не дает «инструкций». Единственная цель школы – гражданское просвещение. Деятельность организации направлена на распространение достижений мировой и отечественной философской и общественной мысли, знакомство с опытом работы институтов власти, СМИ и гражданского общества, что невозможно без иностранной и, особенно, европейской экспертизы. Обращаем внимание на то, что Россия является полноценным членом Совета Европы, и поэтому значительную часть экспертов Школы представляют специалисты из стран, также входящих в состав Совета Европы. При этом количество российских экспертов, включая высокопоставленных чиновников, в разы превышает количество представителей какой-либо другой страны. Форумы Школы – уникальная дискуссионная площадка, на которой происходит встреча представителей различных профессиональных сфер, общественно-политических взглядов, национальностей и поколений. При этом мнения экспертов и слушателей, высказанные во время дискуссий, а также публикуемые на сайте организации, не являются ни «теориями», ни «призывами», к тому же они отражают лишь частные мнения, свобода которых гарантирована Конституцией РФ.

Финансирование деятельности организации осуществляется за счет добровольных безвозмездных пожертвований, предоставляемых российскими и иностранными фондами, организациями, физическими лицами. Соотношение долей российского и иностранного финансирования различается по разным проектам. Так, при проведении региональных семинаров доля российских источников составляет около 80%, федеральных семинаров – около 10%, издания книг и журналов – около 50%. Стоит отметить, что в 2014 году деятельность организации была поддержана средствами гранта, выделенного по Распоряжению Президента РФ от 18 сентября 2013 года № 348-рп, распорядители которого – ООД «Гражданское достоинство», посчитали деятельность нашей организации важным вкладом в развитие институтов гражданского общества в нашей стране.

Вся информация о деятельности Московской школы гражданского просвещения является открытой и, в частности, находится в открытом доступе в сети интернет. На сайте организации www.msps.su размещены программы, видео и аудио записи проводимых мероприятий, отзывы участников, годовые отчеты, аудиторские заключения, публикации сотрудников и экспертов школы, различных СМИ и многое другое.

В будущем просим обращаться за информацией и комментариями об уставной деятельности к представителям АНО «Московская школа гражданского просвещения», чтобы избежать ангажированной подачи информации».

Данное требование отправлено главному редактору газеты «Комсомольская правда» Сунгоркину В.Н. и шеф-редактору сетевого издания «Комсомольская правда» Носовой О.В.



Подробнее
Предварительная программа семинара Школы в Ярославле (20-21 декабря 2014 года)дата:18 ноября 2014   время:20:18 ;  автор:- Редакция сайта -

20-21 декабря в Ярославской области Московская школа гражданского просвещения при участии НКО «Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив» проводит семинар «Российский регион в глобальном мире».

Семинар будет проходить в течение двух дней на территории центра «Демино». Централизованный заезд из г. Ярославль состоится 19 декабря, возвращение – 22 декабря.

Спектр тем, предложенных к обсуждению – от вопросов глобальной гражданственности и культуры, до проблем местного самоуправления и формирования городских сообществ.

Предварительная программа семинара

К участию приглашаются общественные деятели, журналисты, представители местного самоуправления, законодательной, исполнительной власти, волонтёры, преподаватели ВУЗов и средней школы.

Организаторы берут на себя проживание, питание участников в месте проведения семинара, а также трансфер из г.Ярославль и обратно.

Для того чтобы подать заявку на участие в семинаре, вам необходимо:

1) Зарегистрироваться на сайте, заполнив все поля регистрационной анкеты, отмеченные "звездочками". Если Вы уже зарегистрированы у нас на сайте, переходите к п.3

2) Дождаться письма с подтверждением регистрации, которое должно прийти на электронную почту, указанную в поле "E-mail" вашей регистрационной анкеты, и кликнуть по содержащейся в нем ссылке.

3) Зайти на сайт под своими логином и паролем (вводятся в маленьких окошках на желтом фоне вверху).

4) Перейти на эту страницу и кликнуть на слово «Участвовать» (выделено красным).

5) В выскочившем окошке заполнить все поля заявки на участие в семинарах (или - при желании - поставить прочерк) и нажать на «Сохранить». Если ваша заявка ушла, слово «Участвовать» сменится на «Заявка принята».

6) Если вы пройдете отбор, вам будет выслано приглашение.

7) По всем вопросам пишите Марине Скориковой: skorikova@msps.su.



Подробнее
1...23456...103
Путь : Главная / Новости
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр