Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Новости / Гражданин – это штучный товар. Елена Ушкова о Всемирном форуме за демократию в Страсбурге 

Гражданин – это штучный товар. Елена Ушкова о Всемирном форуме за демократию в Страсбурге

Гражданин – это штучный товар. Елена Ушкова о Всемирном форуме за демократию в Страсбурге 17 декабря 2014, 20:55 автор: Ушкова Елена Николаевна

В начале ноября 2014 г. делегация Московской школы гражданского просвещения приняла участие в III Форуме за демократию, который прошел в Страсбурге (Франция). Несколько дней напряженных дискуссий не могли пройти бесследно. Темы, которые были подняты на Форуме, продолжают волновать.

Может ли молодежь обновить демократию? Как повысить влияние молодежи в обществе? Что может сделать молодежь более политически активной? Ответы на эти и многие другие вопросы пытались дать сами молодые люди. Высокую планку дискуссии задавал не только состав участников (делегаты прошли жесткий конкурентный отбор), но и созданный антураж (Форум проходил во Дворце Европы), а также участие в мероприятии высшего руководства Совета Европы.

Надо сказать, что уже сам факт выступления генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда произвел должное впечатление: молодежь почувствовала внимание к себе и своим проблемам и откликнулась на вызов смелыми высказываниями. Безработица, социальное неравенство, расизм, насилие и экстремизм – далеко не полный перечень угроз, которые видит молодежь в современном мире. И что самое главное – есть те, кто готов участвовать в решении этих проблем. При этом важно переходить от простого участия к влиянию. Это значит, что молодые люди должны быть допущены к принятию решений. Они хотят знать, что их голос будет реально услышан. Иначе – апатия или радикализация (так сказать, юношеский максимализм). Кстати, из 636 парламентариев ПАСЕ только 54 человека в возрасте 35 лет и младше (самому молодому парламентарию 23 года) и 100 человек старше 65-ти.

Организаторы Форума предложили такой продуктивный формат для обмена мнениями, как работа в лабораториях. Всего их было сформировано 21. В каждой из них проводились презентации различных молодежных инициатив. Пристальное внимание, в частности, было приковано к немецкому проекту No to neo-nazis, no to hate speech ("Нет неонацизму, нет языку вражды"). Как отметили участники лаборатории, неонацизм дремлет в каждой стране и очень важно иметь механизмы раннего на него реагирования.

"У нас есть плохая и хорошая новость, – начал свое выступление член парламента федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания (Германия) Юлиан Барлен. – Плохая состоит в том, что правый экстремизм распространяется в Европе и за ее пределами. Он пытается вовлечь молодежь в свои ряды. Но есть и хорошая новость – мы нашли сатирический ответ на этот вызов". Сатирическим ответом стал аист Stork Heinar. Он проводит активную антинацистскую кампанию: выступает на рок-концертах, участвует в спортивных состязаниях, выпускает свою марку одежды, пишет книги, приобщает молодежь к демократическим ценностям. По замыслу авторов, такой необычный герой, обладающий при этом отменным чувством юмора, способен привлечь молодежь, показать им светлую сторону жизни и уберечь от деструктивного языка вражды.

Stork Heinar стал одним из лидеров по итогам интерактивного голосования, прошедшего в зале заседаний ПАСЕ перед закрытием Форума. Но самую многочисленную поддержку получила инициатива Generation Democracy. Цель проекта – содействовать школьному образованию в области демократии и прав человека. На первом этапе в качестве пилотных были выбраны 22 школы в Турции. Учащимся было предложено самостоятельно распорядиться частью бюджетных средств, расставив собственные приоритеты и выбрав для реализации те проекты, которые, по их мнению, наиболее важны для школы. Затем идея распространилась в других странах – Франции, Великобритании и Португалии. Там молодым людям доверили участвовать в обсуждении уже не только школьных, но и общегородских проектов. Лучшие кейсы потом были тщательно проанализированы. В итоге сделан вывод, что такого рода инициативы формируют более ответственное отношение к своим правам и обязанностям, учат активному участию и уважению других мнений.

Позднее, на семинаре Московской школы гражданского просвещения "Sapere aude!" для слушателей i–класса, который прошел в конце ноября, мы с коллегами обсуждали еще один вопрос, который во многом был связан с темой участия молодежи в общественно-политическом процессе, а именно: "Какова роль и границы влияния большинства?". Как часто приходится слышать: "Мой голос ничего не решает", "Разве я могу что-то изменить" и т.п. Думая так, мы передаем право принимать решение некоему аморфному большинству. Вместо того, чтобы отдавать свой голос, проявлять активную позицию, отстаивать свои права. Для этого, конечно, необходимо иметь собственное мнение – не навязанное кем-либо, а сформированное на основе критического анализа действительности. Не выраженное штампами, а сформулированное пусть иногда не так складно, но самостоятельно.

Но откуда в принципе берется критическое (=обоснованное, рациональное) мышление? Оно закладывается в раннем возрасте. Семья, школа и общество при этом могут как способствовать этому, так и наоборот – препятствовать. Большинство порождает большинство. Система образования, основанная на кальках, может воспитать потребителей, подданных, но не граждан. Пока школьникам в виде готовых рецептов преподносят образ Наташи Ростовой или Катерину из "Грозы" называют не иначе как "лучом света в темном царстве", образование будет напоминать простое воспроизводство. Это постоянное возобновление, повторяющийся процесс, в результате которого получается один и тот же результат. Карл Маркс разделял воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений. То есть воспроизводить можно лесные массивы, скот или даже население – в чисто количественном плане. Но нельзя воспроизводить граждан. Воспитание гражданина – это всегда уникальный, а не стандартный процесс. Не может в этом случае быть никаких калек и готовых рецептов. Это очень сложный и трудоемкий процесс, который длится непрерывно. Постоянное преодоление. Разрыв с привычным и общепринятым. Так совершались великие открытия – благодаря страстному желанию увидеть каждое явление в необычном ракурсе. Спасибо Школе за такую возможность. "И все-таки она вертится!"

P.S.: Программа форума

Другие отзывы

Фотографии Альберта Каримова

Фотографии Романа Ильина

Официальные фотографии организаторов:

Пленарное заседание

Сессии

Сопутствующие мероприятия



нет комментариев




Путь : Главная / Новости / Гражданин – это штучный товар. Елена Ушкова о Всемирном форуме за демократию в Страсбурге
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр