Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Галина Сергеевна Денисова  

Галина
Сергеевна Денисова

Выпускник 2010 года Страна: РоссияРегион: Ростовская областьНаселенный пункт: Ростов-на-ДонуМесто работы: Педагогический институт Южного федерального университетаДолжность: заведующая кафедрой, профессорОбразование: высшееОбщественная и политическая деятельность: гражданское просвещениеМотивы для участия в программах Школы: гражданское просвещениеЗнание языков: русскийFacebook: нетTwitter: нетСайт (или блог): нет
Публикации

более 150

Награды и благодарности

-


2012Международный форум для демократии
Страсбург
8 - 11.10
Право, политика, экономика, СМИ
Зеленогорск
12 - 16.02
2013Что делает общество успешным?
Стокгольм
5 - 9.05
Гражданское образование в современном мире
Покровское
3 - 5.11
Выпускник-2010 Галина Денисова о семинаре "Миграции, интеграция и социальная консолидация" (Франция, 10-14 ноября 2014)
дата 27 декабря 2014
время 01:09
автор Денисова Галина Сергеевна

В ноябре 2014 г. Московская школа гражданского просвещения организовала рабочий визит по проблемам интеграции мигрантов во Францию, в Париж. Я с большим интересом приняла участие в работе группы, поскольку на протяжении ряда лет занимаюсь изучением миграционных процессов на Юге России



нет комментариев
Понимание направления дальнейшего развития проекта - выпускник-2010 Галина Денисова о семинаре в Берлине
дата 25 июля 2014
время 11:48
автор Денисова Галина Сергеевна

В июле был проведен очередной семинар совместного проекта Московской школы гражданского просвещения и Европейского Центра им. Вергеланда (Норвегия) «Развитие гражданского образования в российских регионах». Как всегда, можно отметить блестящую организацию работы семинара, как со стороны обеспечения условий работы, так и со стороны подбора слушателей и тренерского состава. Содержание работы семинара определялось развитием самого проекта, более полным включением в него двух регионов – Ярославля и Волгограда, а также предложениями ростовской и ставропольской групп, которые реализуют проект уже около двух лет.

О содержании самого семинара можно написать много позитивного. Но я бы хотела отметить наиболее значимые моменты (бесспорно, это субъективная точка зрения).Семинар показал, во-первых, высокий уровень профессиональной подготовки всех групп региональных тренеров (ростовской, ставровпольской, волгоградской и ярославской делегаций); более того, их общую мировоззренческую и методологическую платформу. Во-вторых, - высокий уровень заинтересованности и включенности в тренинг слушателей и тренерского состава, их взаимопонимание. В-третьих, -проявившиеся на тренинге межрегиональные связи и открытость региональных групп для взаимодействия.

Мне представляется большим результатом также то, что у представителей разных регионов возникло понимание необходимости перехода от практик небольших, так называемых, «точечных» проектов в образовательном учреждении, к системному проекту, затрагивающему основные направления его образовательной деятельности. И это позволило четко увидеть основную целевую группу деятельности региональных тренеров – учительский состав, а также основные задачи такой деятельности – в первую очередь, рефлексию по поводу смыслов гражданского образования. Очевидно, что успешность этого направления непосредственно связана с дальнейшим развитием проекта, созданием специализированного сайта (возможно, отдельной страницы на сайте Московской школы), профессиональным развитием собственного тренерского состава.

И еще один результат: мы познакомились с опытом магистерской программы, направленной на теоретическую и практическую подготовку омбудсменов в области защиты прав детей, которая реализуется в Свободном университете Берлина, а также в целом ряде европейских университетов (Магистерская программа по правам ребенка). Сравнение этой программы и нашей программы бакалавриата «Обществознание и правовая защита детства» (она реализуется в Южном федеральном университете уже третий год) дает основание для уверенности в необходимости этого направления образовательной подготовки для учреждений российской системы образования.

Представленный сжатый отзыв о работе семинара, позволяет сделать вывод о том, что поставленные задачи были достигнуты, а именно: была создана атмосфера, которая способствовала обмену опытом в области практик гражданского образования между представителями различных регионов России, а также между российской группой участников и европейскими специалистами в этой области. Семинар расширил границы формирования навыков региональных координаторов в области гражданского образования. Были обсуждены и отрефлексированы результаты локальных проектов, которые реализуются в разных регионах. В процессе всех дней работы было достигнуто понимание направления дальнейшего развития проекта. Очень важно отметить то, что это понимание формировалось в процессе обсуждения, в самом диалоге участников, и не навязывается откуда-то и кем-то извне. И самый главный, «побочный» (т.к. не заявлялся в качестве задачи) результат – формирование у участников проекта чувства «Мы», потому что любая задача и любой результат пропускались через этот фильтр: что именно Мы делаем? зачем Мы это делаем? как Мы это можем сделать по-другому (лучше, иначе…). Мы сделали интересную работу и провели несколько замечательных дней. Большое спасибо Школе.

P.S.: Программа семинара

Фотографии (автор - Елена Рукавишникова)

Отзывы



нет комментариев
Другая традиция формирования территориального управления - выпускник-2010 Галина Денисова о семинаре в Испании
дата 07 мая 2014
время 13:53
автор Денисова Галина Сергеевна

С 30 марта по 3 апреля я участвовала в работе семинара «Муниципальное управления и территориальное развитие в Испании». В таких случаях говорят: «посчастливилось» и «повезло». Именно в этих метафарах я воспринимаю свою поездку в Испанию в целом, и свое участие в семинаре. Бесспорно, все началось с ярких эмоций и ощущения «вживую» образов, известных с детства. Приехали в Сеговию, и здесь – акведук! А я его впервые «увидела» глазами Маяковского. Могу напомнить:

«Мой стих века переживет, и в жизнь войдет весомо, грубо, зримо, -

Как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима!»

Так и захотелось воскликнуть что-то вроде: «Так вот ты какой…!» А потом – узкие, знакомые по репродукциям средневековые улочки Сеговии! Очень интересная экскурсия, которой нас одарила принимающая сторона. И еще одно событие – средневековый замок Алькасар, совсем как в рыцарских романах Вальтера Скотта! Об этом и о других интересных местах Сеговии и Мадрида можно рассказывать много, что и делают все туристы.

Но мы – не совсем обычные туристы. И восприятие всей этой историко-культурной среды менялось по мере погружения в проблематику семинара. А мы обсуждала становление территориального управления в Испании. А Сеговия – то географическое место, где начинается объединенная Испания, где впервые соединилась Кастилия и Лион. В контексте наших обсуждений формирования современного конституционального строя совсем по-другому воспринимается тронный зал замка Алькасар: посмотрите на слайдах – в зале два абсолютно равных трона! В Королевском дворце в Мадриде в тронном зале – тоже два трона! Это уважение к королеве, некое «гендерное равенство» в королевской семье?! Отнюдь! Это – визуализация представлений о равенстве территорий, объединенных в Испанию. За королевой и королем – свои территории, свои традиции; они равноценны и равноправны. Это совсем другая традиция формирования территориального управления, чем в Российской империи с ее абсолютной монархической властью. Другой интересный признак формирования единого государства, который дает Сеговия – здесь возник первый монетный двор Испании! Вот где символ единства государства – единая монета!

Иными словами, совсем не случайно Сеговия была выбрана для обсуждения проблемы самоуправления территорий Испании. Известный грузинский мыслитель первой трети ХХ в. Кита Мегрелидзе замечал, что «сама действительность стремится к мысли». Этот тезис четко проявился здесь. Историческая среда Сеговии – тот культурный текст, который нам объяснял испанское понимание равноценности территорий. Отсюда первый вывод: организаторы семинара блестяще создали ситуацию погружения в политическую традицию Испании!

Второй важный компонент семинара – его логистика. Наша теоретическая работа выстроилась сообразно проблематике территориального управления:

1. Знакомство с конституционными рамками территориального администрирования в Испании. И здесь мы обнаружили, что за внешне централизованным государством скрывается реальная федерация территорий! Но здесь же и возникает проблема, которая в последние десятилетия будируется Каталонией и Страной басков: как ты яхту назовешь – так она и поплывет! Номинация тоже имеет силу. Федерализм в словесной оболочке унитарного государства с автономией территорий не адекватно воспринимается! Здесь мы соприкоснулись с целым рядом интересных исторических коллизий, например, с замыслом диктатора Франко восстановить королевскую монархию, что и было им сделано. Для этого Франко назначил своим преемником Хуана Карлоса, потомка Бурбонов. Интересен и исторический ответ нового короля – реальный поворот к демократизации Испании! Благодаря королю и назначенному им премьеру-министру А.Суаресу Испания получила не только легализацию оппозиционных партий, но и Конституцию, в основе которой – автономизация территорий. В пору научную диссертацию писать на тему: «Роль королевской власти в формировании федерализации Испании»!

2. Знакомство с практикой регионализации власти и муниципального уровня управления. Обсуждение роли городов (мэрии) в управлении. Здесь интересен сюжет о введении в 2011 г. статьи Конституции, устанавливающей принцип конституционной стабильности. Он ограничивает возможности муниципалитетов и регионов в управлении собственными финансовыми ресурсами, если их решения могут вызвать дестабилизацию всей системы управления. Интересной была дискуссия о взаимодействии муниципального и регионального уровней территориального управления в Испании.

3. Обсуждение проблемы отношения государства к регионам. Дискуссия по вопросу политического потенциала модели автономии территорий. Она актуализирована стремлением Каталонии к утверждению собственной независимости.

4. Обсуждение проблемы представленности муниципальных интересов в Европарламенте, выстраивания горизонтальных связей муниципалитетов разных стран на уровне Европарламента. В этом контексте, становится понятна уверенность Каталонии в собственных силах, - она свою перспективу связывает с Европарламентом.

Каждая из обсуждаемых теоретических проблем (за исключением, пожалуй, конституционной теории) находила свое продолжение в нашем знакомстве с реально действующими чиновниками регионального и муниципального уровней. Для нас были организованы встречи с руководителями муниципалитетов разного уровня, с лидерами различных партий в Провинциальном Совете Сеговии. Замечательная организация логистики семинара в этом и проявилась: не только теоретическое обсуждение проблем, но обязательное их уточнение с практиками управления!

Третья позиция, которая была реализована в семинаре: мы знакомились со всеми проблемами территориального управления по «первоисточникам», «из первых рук»! Мы общались не просто с академическими профессорами, а с теми учеными, которые разрабатывали Конституцию, имели опыт работы в различных конституционных и парламентских комитетах, в Европарламенте. Конечно, это бесценный опыт!

Четвертое. Не менее яркое впечатление вызвала работа менеджерского состава Московской школы. Я не говорю об открытости и предельной доброжелательности наших менеджеров, которая всеми нами воспринимается как норма по умолчанию (хотя мы понимаем весь огромный пласт работы, который за этим стоит). Я хочу акцентировать внимание на другом – на подборе экспертов с российской стороны, которые попытались создать на семинаре ситуацию «3D»-формата. Замысел был в выстраивании сравнительного анализа: реализация территориального управления в Испании и в России. Для обеих стран эта проблема остро актуальна. Каждая из стран идет своим путем и по-разному видит этот процесс.

При всем эвристическом потенциале замысла, на мой взгляд, он не был полностью реализован. Уточню сразу: все доклады, представленные россиянами, были хороши и интересны. Но, подчеркну, испанская сторона была представлена соавторами конституционной реформы. Этот уровень предполагает в качестве участника диалога от нас, например, Сергея Шахрая или Олега Румянцева. Участников этого уровня мне не хватило. Хотя и здесь, могу заметить, что целью семинара был не диалог о конституционных преобразованиях и не научный симпозиум, а наше знакомство с испанским опытом решения проблемы территориального управления.

Из всего состава докладов, представленных нашей стороной, хочу выделить выступление Екатерины Жиляковой, главного редактора журнала «Муниципальная власть». Блестящий анализ российского новейшего опыта реализации муниципальной реформы! В этом контексте, выступление практика Андрея Кабанова, зам. председателя правительства Ивановской области, у меня вызвало некоторое разочарование. Его исторический экскурс о становлении федерализма в России еще в советский период был не бесспорен и фрагментарен (к сожалению, у нас не было достаточно времени для дискуссии по этому поводу). А вот тот опыт, которым владеет Андрей как член команды правительства Ивановской области, и который мог бы пролить свет на противоречия реализации федерализма в нашей стране, остался за кадром его выступления. Вот это жаль!

Ну и наконец, еще одно наблюдение: представители испанской стороны заняли сциентистскую (или позитивистскую) позицию: они не оценивали и не идеологизировали испанский путь демократических преобразований и конституционализма, они его беспристрастно анализировали. Пожалуй, только в одном вопросе, когда мы их провоцировали своими размышлениями, они допускали оценочные суждения. Это был вопрос о Каталонии. Здесь в мягкой, но четкой форме была представлена общая позиция: единство государственности – аксиоматическая ценность, и поэтому нужно уметь договариваться всем территориям, составным частям государства. В этом отношении, сегодняшние испанские политики и юристы отходят от девиза, который вышит над королевским троном (корректнее, но непривычнее – над тронами!) в замке Алькасар: «Развязать узел или разрубить – все едино!» Из всех наших дискуссий я поняла, что ответ не предполагает альтернативы: только развязывать и только договариваться!

В сухом остатке: огромная признательность всем организаторам семинара: и московским просветителям, и испанской стороне! Я действительно считаю, что мне повезло стать участником этого интеллектуального действия! Дискуссии в Сеговии задали мне несколько импульсов: во-первых, познакомится с политической историей Испании; во-вторых, провести аудит собственных представлений о региональном и муниципальном уровнях организации управления в нашей стране; в третьих, связать собственные научные исследования в сфере межэтнических отношений на Юге России, с проблематикой реализации муниципального управления.

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



нет комментариев
Путь : Главная / Галина Сергеевна Денисова
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр