Презентуя выступление председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина о позиции человека в правовом государстве, Елена Немировская заметила, что уместить ценность, называющуюся «человек», в сознание постсоветского общества и выстроить на этом пространстве современное государство, возможно только при осознании необходимости свободы, граничащей с необходимостью ответственности.
Владимир Плигин начал сессию с оговорки, что в своем выступлении постарался бы уклониться от сравнения человека в российском правовом пространстве с другими цивилизациями, поскольку там человека все равно принимают по-другому.
По мнению эксперта, ценности начинают определять наше бытие только тогда, когда обретают идеальную форму и в таком виде закрепляются в нашем сознании. Ответ на вопрос, в чем ценность человека и каковы его естественные права, на первый взгляд, кажутся вполне явными. Как пример Владимир Плигин привел право человека на жизнь, которое появляется у него с момента первого вздоха. Однако история государства в отношении некоторых народов на территории Российском империи или Советского Союза знает факты, когда это право казалось неочевидным. И в этой связи была подчеркнута важность и зависимость происходящего от того, как ценностные вещи представлены в мозгу тех, кто является конструктором государственной машины.
При определении модели человека, Владимир Плигин отметил, что надо понимать: российское пространство находится в центре общецивилизационных тенденций, связанных с уважением к личности и защитой конкретной личности. И в контексте разговора о модернизации государства, невозможно без модернизации понимания обществом центрочеловеческих концепций двигаться дальше. Модернизировать страну может только активная личность – свободная, но ощущающая ответственность. Причем к призывам к этим стремлениям важно добавить составляющую – зачем это необходимо. Подчеркивалась важность поиска механизмов, которые помогут увязать эти сложные компоненты с тем, чтобы они заработали в государстве, поскольку личность есть элемент государства.
Эксперт предложил исходить из концепции антропоцентризма, куда вмещаются понимание человека как носителя разума, оперирующего принципами равенства, социальной справедливости, человеколюбия и ответственности перед обществом.
Владимир Плигин сделал акцент на важности обозначившейся сегодня тенденции, что человек в правовом пространстве признается как самоценность, за ним закрепляется его персонализация, его личные права, большее к нему уважение как не к общественному. Так, несмотря на признание доминанты пространства, человек начинает пониматься как менее коллективный субъект.