Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Александр Владимирович Соколов  

Александр
Владимирович Соколов

Выпускник 2010 года Страна: РоссияРегион: Ярославская областьНаселенный пункт: ЯрославльМесто работы: Ярославский государственный университет им.П.Г.ДемидоваДолжность: доцентОбразование: высшее, кандидат политических наукОбщественная и политическая деятельность: соредседатель Совета ЯРОО "Центр социального партнерства", член Общественной палаты Ярославской областиМотивы для участия в программах Школы: получение новых знаний и обмен практиками гражданской активности, формирование новых профессиональных контактовЗнание языков: русскийFacebook: https://www.facebook.com/alexander.sokolov.7737Twitter: нет
Публикации

имею более 50 публикаций

Награды и благодарности

благодарность заместителя губернатора Ярославской области


2012Шведский опыт: возможности применения в российских проектах модернизации
Стокгольм
7 - 10.05
Опыт консенсуса - выпускник-2010 Александр Соколов о семинаре в Испании
дата 12 мая 2014
время 08:02
автор Соколов Александр Владимирович

Еще из курсов политической истории зарубежных стран мне запомнился пример уникального консенсуса – пакт Монклоа. Он позволил мирно и успешно трансформировать авторитарную политическую систему Испании в современную демократическую. Это было своеобразное соглашение элит о том, как и куда в дальнейшем развиваться стране. В результате за короткий срок Испания смогла построить развитое гражданское общество, правовое и демократическое государство.

С некоторыми из их базисных элементов удалось познакомиться в ходе семинара Школы «Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании». Ключевым является система местного самоуправления. Полномочия и ресурсы для их осуществления достаточно четко разделены между уровнями управления и властными институтами на каждом из них.

Весьма сложным, но достаточно успешным является согласование не только интересов между уровнями управления (поселение-провинция-регион-страна), но и между различными партиями. Вполне естественно, что складываются ситуация, когда правящими на разных уровнях управления оказываются различные партии. Их руководители пытаются договориться между собой в интересах развития своих территорий.

Еще сложнее ситуация, когда для назначения соответствующей администрации / правительства приходится формировать коалицию из нескольких партий. Каждая из партий, естественно, стремиться выполнить именно свои обещания избирателям. Каждая видит свой приоритет и ориентир развития. Поэтому им достаточно сложно договариваться и формировать перспективы развития в ситуации необходимости принятия и реализации решений как на одном уровне управления (в парламенте, коалиционном правительстве), так и между разными уровнями власти, в которых разные партии являются доминирующими.

Оригинальным примером межпартийного взаимодействия является фракция из двух представителей разных партий в парламенте Кастилья-и-Леон. Им приходится постоянно согласовывать свои позиции друг с другом в той ситуации, когда интересы партий далеко не всегда совпадают.

Как неоднократно подчеркивалось в ходе семинара, сильное местное самоуправление – залог успешного и демократического развития страны. Важно, что многие местные власти Испании готовы брать на себя ответственность за развитие территорий. Ярким примером является город Сан-Ильдефонсо (Ла Гранха). Понимая важность и приоритетность туризма и образования для своего будущего, город взял на себя выполнение функций в данных сферах за счет своих собственных ресурсов, даже не смотря на то, что они формально возложены на бюджет провинции.

Отдельного внимания заслуживают отношения Испании и Европейского союза. Страна уже 29 лет является членом этого интеграционного объединения. Одним из важнейших его принципов является субсидиарность: каждый уровень управления наделен теми полномочиями, которые он наиболее эффективно может выполнять. Его пытаются реализовать на различных уровнях управления и в самой Испании.

Конечно, нельзя говорить, что проблем в Испании в системе управления нет. Они, конечно, есть. И об одной из них мы достаточно часто слышим – желание некоторых территорий получить существенно большую автономию, либо – независимость. Центральную власть это не может не беспокоить. И в ходе семинара эта проблема также обсуждалась. Но, что важно, эксперты подчеркивали – проблема настолько значительна, что ее можно решить только широким консенсусом. И вновь – переговоры, соглашения и консенсус.

И мы видим, что консенсус, заложенный в Пакте Монклоа, поддерживается и ежедневно реализуется в системе управления Испанией.

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



нет комментариев
Путь : Главная / Александр Владимирович Соколов
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр