Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Ирина Анатольевна Комарова  
Ирина Анатольевна Комарова

Ирина
Анатольевна Комарова

Выпускник 2006 года Страна: РоссияРегион: Республика ХакасияНаселенный пункт: АбаканМесто работы: Абаканский городской совет депутатовДолжность: Депутат Образование: высшееОбщественная и политическая деятельность: Депутат Совета депутато МО - город Абакан, Республика ХакасияМотивы для участия в программах Школы: многоЗнание языков: нетFacebook: http://www.facebook.com/#!/irina.komarova.9Twitter: нетСайт (или блог): http://komirina.blogspot.ru/
Публикации

есть

Награды и благодарности

медаль Указом Президента РФ


2012I-класс-2012
Интернет
14 - 31.12
Шведский опыт: возможности применения в российских проектах модернизации
Стокгольм
7 - 10.05
Право, политика, экономика и СМИ
Голицыно
10 - 16.06
Что делает общество успешным?
Стокгольм
5 - 9.05
2014I-класс-2014
Интернет
9 - 29.11
Страна упущенных возможностей? Онлайн-еженедельник "Шанс" (Республика Хакасия) о семинаре в Норвегии
дата 13 декабря 2014
время 10:22
автор Комарова Ирина Анатольевна

Если мы такие богатые, то почему такие бедные. В мире несколько десятков стран добывают нефть. Эти страны очень разные – большие и маленькие, европейские и азиатские, южные и северные, бедные и богатые. И вот вопрос – почему, имея природные ресурсы, а в первую очередь мы подразумеваем углеводороды, страна остается бедной? Курс доллара? Востребованность ресурсов на рынке? Или что-то еще? Теперь я смело могу сказать – что-то еще.

Лихие деньги?

Недавно в Осло, столице Норвегии, прошел семинар «Гражданское общество и управление природными ресурсами. Ресурсное проклятье», организованный Московской Школой гражданского просвещения и Норвежским институтом международных отношений (NUPI).

Для тех, кто не знает, к 1979 году Норвегия стала нефтяной державой и сегодня является седьмым производителем нефти в мире. В Королевстве Норвегия проживает 5 миллионов 100 тысяч человек на площади 385 тысяч квадратных километров. Все знают, что это одна из самых благополучных и богатых стран не только в Европе, но и в мире. Согласно данным МВФ, в 2013 году Норвегия по уровню ВВП занимала третье место в мире с 101 271 долларом на душу населения, пропустив вперед только Люксембург и Катар. Россия в этом списке на 48 позиции с 14 973 долларами на человека в год. Думаю, это обстоятельство достойно того, чтобы присмотреться к тому, как управляют деньгами от нефти и газа в Королевстве Норвегия.

Фонд будущих поколений был создан в Норвегии в 1990 году, и его задача – сохранить и приумножить средства, которые буквально свалились на Норвегию от добычи нефти. Итак, десять лет большой нефти — и процветающая страна. Настолько процветающая, что в 1990 году решено организовать специальный Нефтяной фонд, куда начали перечисляться нефтяные доходы.

У норвежского фонда будущих поколений несколько источников дохода:

дивиденды от 67%, доли Statoil ASA (норвежская государственная нефтяная компания. Контрольный пакет акций (70,9 %) компании принадлежит норвежскому правительству);

налоговые поступления от других нефтяных компаний;

доходы от владения месторождениями.

Все эти поступления перечисляются в фонд независимо от цены на нефть. Опыт подобного фонда Россия и взяла за основу при формировании своего Стабилизационного фонда. Правда, с открытостью и управлением фондом у нас не так замечательно.

Нефть, но не только

Доходы Норвегии складываются не только от добычи и продажи нефти и газа. Как сказал в своем выступлении экс-управляющий норвежским фондом будущих поколений (ныне – государственный пенсионный фонд Королевства Норвегия) Мартин Сканке, только треть государственных доходов составляет продажа нефти и газа, 48% – это экспорт морепродуктов, строительных материалов и других товаров, произведенных в Норвегии.

Сами норвежцы признаются, что не знали, как управлять большими средствами. Спасением стали гражданские институты, которые работали в стране. Создание фонда и его формат – коллективное решение норвежцев. И на данный момент, спустя всего 18 лет, резервный фонд Норвегии – один из самых крупных и прибыльных в мире. Сейчас он составляет 175% ВВП страны, это около 886 миллиардов долларов.

К решению создать резервный фонд приходят в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на будущее, когда недра будут истощены.

Самое большое богатство

Ну и, собственно, к вопросу, почему же у одних получается копить, рационально использовать, а у других не получается.

В первый момент приходит мысль, что они по-бытовому, по-житейски аскетичны, довольствуются малым. Не претендую на истину, но я не увидела, чтобы норвежцы слишком ущемляли себя в быту, еде, покупках. Набор магазинов, количество салонов красоты, кафе и пабов очень сильно похож на наш, в отличие, скажем, от той же Швеции или Штатов.

Второе, о чем думаешь, когда слушаешь экспертов, – бюджетная норвежская жадность: из фонда ежегодно используется на государственные нужды не более 4% от прибыли. На практике – гораздо меньше. И важно – максимальная прозрачность расходов. Жесткая бюджетная дисциплина у норвежского государственного управления – на первом месте. Кстати, одним из последних рациональных решений норвежцев стал отказ от борьбы за проведение зимней Олимпиады-2022.

А вот сами норвежцы к этому добавляют еще один факт. По словам Мартина Сканке, «нефть – это усилитель. Если ее добавить в экономику, где все хорошо работает и есть демократические институты, то все станет еще лучше». По его данным, в 1995 году проводилось социологическое исследование, которое показало, что чем больше в стране нефти, тем беднее граждане этой страны. Проклятье ресурсов. Есть исключения – Канада и Норвегия.

Почему? В чем ошибки остальных стран? По словам Мартина Сканке, страны тратят больше, чем могут себе позволить, забывая, что ресурсы исчерпаемы.

Вторая ошибка – плохие инвестиции. Зачастую деньги вкладываются не туда, что приносит прибыль. Например, правительство Норвегии не вкладывает средства в экономику своей страны, чтобы не «перегреть» ее и не укрепить собственную валюту.

В-третьих, власти стран либо мало, либо совсем не уделяют внимания гражданским институтам, рынку труда. В результате ценность рабочей силы очень мала. Мартин говорит, что «сегодня все запасы норвежской нефти и газа оцениваются только в 4% от общего запаса наших богатств. Еще 11% – это вся недвижимость, автомобили и техника. А самая большая доля – 81% – это люди, это рабочая сила. В долгосрочной перспективе этот 81% гораздо важнее для нашей страны, чем нефть. Поэтому всегда нужно держать в приоритете образование для них, а также медицину и остальные отрасли, сопутствующие достойной жизни и развитию нашего общества».

В-четвертых, страны плохо управляют доходами. Государства, по словам Мартина, монополизируют доходы от нефти и других природных ресурсов, население зависит от правительств и не может влиять на их решения. Успех Норвегии в том, что нефть в стране появилась гораздо позже, чем демократия. И большие деньги управлялись и распределялись состоявшимся гражданским обществом.

Ресурсное проклятье

На протяжении всех встреч эксперты использовали понятие «ресурсное проклятье». Это понятие применяется к странам, владеющим углеводородами. Какое же проклятье, если нефть и газ – это чистая прибыль? Проклятие ресурсов – явление в экономике, связанное с тем, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, являются менее экономически развитыми, чем страны с небольшими их запасами или вовсе без них.

Основными причинами этого являются:

снижение конкурентоспособности других секторов экономики;

высокая изменчивость доходов от состояния мирового рынка;

ошибки в государственном регулировании и развитие коррупции, связанные с притоком «легких» денег в экономику;

отсутствие мотивации и реальной необходимости развития производственного сектора, так как сырьевые доходы позволяют неплохо жить и при текущем государственном строе. Об этом пишут в книге «Как избежать ресурсного проклятья» М. Хамфрис, Дж. Сакс и Д. Стиглиц. Примеры экономик ресурсных стран экономисты разбирают в своей книге: «Когда правительство начинает тратить заработанные на природных ресурсах деньги, возникает новый комплекс проблем. Поскольку нефтяные и газовые ресурсы являются невозобновляемыми, любое потребление прибыли от их продажи должно рассматриваться скорее как потребление капитала, чем как потребление дохода. Если потребляться будет вся прибыль, то стоимость всего капитала страны уменьшится. Оптимальную стратегию можно описать следующим образом: надо конвертировать большую часть добытых природных ресурсов в финансовые активы, а затем инвестировать их в диверсифицированный портфель,— с тем, чтобы рассматривать как доход проценты, полученные с этих финансовых активов».

По мнению авторов книги, страна, имеющая углеводороды, не становится богаче благодаря полезным ископаемым, «просто она изменяет состав своих базисных активов». Когда страна получает более высокие доходы и доступ к капиталу, возрастает желание тратить деньги скорее раньше, чем позже. «Это искушение оказывается еще более сильным, если правительство уверено, что расходование денег поможет ему надолго закрепиться у власти. Чрезмерное потребление идет рука об руку с недоинвестированием. Исследования показывают, что больше всего страдает вложение средств в образование. Полагаясь на богатство в виде природных ресурсов, государство склонно забывать о потребности в разносторонне развитой и квалифицированной рабочей силе, которая могла бы поддержать другие экономические секторы, когда природные ресурсы иссякнут.(…) В государствах с нефтезависимой экономикой можно с большой степенью вероятности ожидать ограничения политических свобод, создания недемократических режимов правления, высокого уровня коррупции и внутренних распрей, перерастающих в гражданские войны».

Впечатлений, знаний от поездки в Королевство Норвегия осталось очень много. И даже деловую часть нашего путешествия описать в одном материале невозможно. Главная мысль, которую мы привезли, и она отнюдь не нова, – это то, что все решения, которые принимаются в государстве – должны обсуждаться с гражданами и информация о решениях должна быть доступна и открыта для каждого. Если в нефтегазовой политике не будет доступа к информации о том, как заключаются сделки, кто что получает и как власти распоряжаются ресурсами, мы будем и дальше иметь дело исключительно с упущенными возможностями.

Источник: Еженедельник "Шанс"

P. S.: Программа семинара

Информация об экспертах

Фотографии

Отзывы

Презентации:

Презентация Мартина Сканке

Презентация Оле Гуннара Ауствика

Презентация Ильвы Линдберг

Презентация Клаудио Риваса

Видео:

13 октября:

14 октября:

15 октября:

16 октября:



нет комментариев
Задумываться о качестве власти - выпускник-2006 Ирина Комарова о семинаре в Италии
дата 25 февраля 2014
время 13:08
автор Комарова Ирина Анатольевна

Еще один семинар Московской Школы. Еще одна встреча со старыми друзьями и новыми знакомыми. Еще одна, огромная порция знаний, опыта, встреч, наблюдений и потрясающий заряд энергии, отличного настроения! И огромный багаж эмоций!

На семинар в Италию заявку я подавала с двумя намерениями – еще раз увидеть эту страну с потрясающей историей и, конечно, почерпнуть что-то новое в управлении и бизнесе трех регионов, что пригодится мне в опыте работы муниципальным депутатом.

Позвольте не перечислять программу пребывания в Италии, поскольку она была очень насыщенной, интересной, полезной, а просто сказать, что семинар был организован великолепно, за что огромное спасибо итальянской стороне, в частности Пьеро Боргини – умному, тонкому, обаятельному человеку.

Всю поездку я восхищалась, тем высоким уровнем, на котором принимали нашу делегацию и теми людьми, которые сопровождали нас. И всю неделю задавалась одним вопросом - смогли бы объединиться руководители хотя бы трех из двенадцати наших сибирских территорий, чтобы принять и поделиться опытом с дружественными нам итальянскими парламентариями и бизнесменами. Честно, без надрыва, пропаганды и пафоса… К сожалению, думаю, что нет. И в этот момент я начинаю задумываться о качестве власти. И опять, пока сравнение не в пользу России и Хакасии, в частности.

Итоги итальянского семинара - безусловно, полезными станут несколько контактов, которые обязательно предложу заинтересованным предпринимателям, для совместных проектов с итальянскими коллегами.

Однако, будучи в Миланской Торговой Палате поймала себя на мысли, что не готова к разговору с представителями различных профессиональных ассоциаций: к сожалению программы нашего семинара, я до отлета из Абакана так и не получила. Считаю это большим минусом, поскольку не смогла подготовиться и предоставить итальянским бизнесменам информации о возможностях сотрудничества с республикой Хакасия.

Своей же задачей, как журналиста и депутата по итогам семинара МШПИ и трех итальянских регионов вижу распространение опыта итальянского управления территориями; опыта сохранения исторических итальянских памятников, которыми так богата и Хакасия; опыта промышленных кластеров - на первом этапе в виде статьи и подробного рассказа о семинаре и Московской Школе Политических Исследований коллегам – депутатам Абаканского городского Совета и администрации города, а также представителям законодательной и исполнительной властями Республики Хакасия.

Уважаемая Елена Михайловна, Юрий Петрович, огромное спасибо за Вашу работу и за возможность бывать в Школе. С каждым разом Школа открывается мне по-новому и предоставляет мне новые возможности: новые проекты, знакомства. По итогам семинаров возникают идеи, реализуются проекты. И я всегда очень рада, когда в Хакасию приезжают сошкольники – за последний календарный год, у меня в гостях побывали четверо выпускников. Немного, но если учесть расстояния, то немало.

Надеюсь, что когда-нибудь региональный семинар пройдет и в Абакане. Уже три года готовлю для этого почву!

Еще раз спасибо!

PS: Программа семинара (английский)

Отзывы



нет комментариев
Путь : Главная / Ирина Анатольевна Комарова
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр