Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Кристина Богдановна Пиковская  
Кристина Богдановна Пиковская

Кристина
Богдановна Пиковская

Выпускник 2013 года Страна: РоссияРегион: Самарская областьНаселенный пункт: СамараМесто работы: СамГУДолжность: СтудентОбразование: СамГУ, исторический факультет, специальность "международные отношения"Общественная и политическая деятельность: 1. Студенческое Научное Общество СамГУ: заместитель председателя СНО Исторического факультета
2. Дискуссионный клуб "Nota Bene" (СамГУ)
3. Журнал международных исследований "Социальные явления", секретарь
Мотивы для участия в программах Школы: Стремление повысить свою компетентность в вопросах политологии, желание познакомиться с мнением профессиональных политиков и политологов по актуальным проблемам, совершенствование навыков ведения дискуссииЗнание языков: Русский, English (Advanced), Français (Pre-Intermédiaire), Español (Ассеso)Facebook: http://www.facebook.com/christina.pikovskayaTwitter: нет
Публикации

Всего 25 научных публикаций. Основные публикации: в реферируемых (список ВАК) научных журналах: 1. Пиковская К.Б. Международная помощь «хрупким» государствам: проблема эффективности // Вестник Самарского государственного университета. 2013. №8/1 (109). С. 211-215. в других научных журналах: 1. Пиковская К.Б. Образ современной России в американском общественном сознании // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. – 2012. – №1. С. 46-52. 2. Пиковская К.Б. Формирование образа России в США (1991-2008 гг.): проблемы позиционирования и восприятия // Социальные явления – журнал международных исследований. – 2012. - №1. С. 56-62. 3. Пиковская К.Б. «Хрупкие» государства в системе международных отношений // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 33-40. 4. Пиковская К.Б. Политика России и стран Европы в сфере содействия международному развитию: сравнительный анализ // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. – 2013. – №3. – С. 45-51. 5. Пиковская К.Б. Содействие международному развитию и демократизация // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. – 2013. – №3. С. 52-58.

Награды и благодарности

Лауреат областного конкурса "Молодой ученый" Номинант конкурса "Итоги года СамГУ" Лауреат конкурса «Студент года 2013» в номинации «Интеллект года» Стипендия Президента РФ (2012-2013) Стипендия Губернатора Самарской области (2013-2014) Премия Губернатора Самарской области за достижения в научно-исследовательской деятельности (2013) Стипендия Оксфордского Российского Фонда (2012-2014) Повышенная академическая стипендия за достижения в научно-исследовательской деятельности (2011-2014) Дипломы и грамоты различных степеней за участие в научных конференциях и школах Сертификаты об участии в проектах, форумах и конференциях


2012СМИ и общество
Голицыно
5 - 8.12
Право, политика, экономика, СМИ
Зеленогорск
12 - 16.02
2013Право, политика, экономика, СМИ
Голицыно
21 - 27.07
Международный форум для демократии
Страсбург
27 - 29.11
СМИ и общество
Голицыно
12 - 15.12
I-класс-2014
Интернет
9 - 29.11
В Берлине начался Германо-Российский Форум. Репортаж Кристины Пиковской о первом дне Форума
дата 02 декабря 2014
время 11:17
автор Пиковская Кристина Богдановна

1 декабря в Берлине начался Германо-Российский Форум «Идея Европы – поиск идентичности между либерализмом и консерватизмом», организованный Фондом имени Конрада Аденауэра, Фондом имени Роберта Боша и Московской школой гражданского просвещения.

Открывавший Форум почетный председатель Германо-Российского Форума Эрнст-Йорг фон Штуднитц подчеркнул важность диалога между обществами России и Германии в современных условиях, а основатель Московской школы гражданского просвещения Елена Немировская затронула проблему поиска российской идентичности, заявив, что искать её всё же следует в Европейской идее. Также с приветственным словом выступила руководитель Представительства Фонда имени Конрада Аденауэра в Москве Клаудия Кроуфорд.

Непосредственно работа семинара началась с доклада старшего консультанта отдела PR компании Vodafone Deutschland Тима Арнольда на тему «500 лет Реформации – Праздник Свободы в Европе». Г-н Арнольд рассказал участникам семинара об истории Реформации в Германии, о её влиянии на развитие страны и формирование идентичности, а также о роли и месте религии в современном обществе. Реформация на самом деле сыграла важнейшую роль в истории Германии и Европы в целом, и то, какое значение придают её юбилею, доказывает значимость Реформации.

Первая часть семинара была посвящена проблемам идентичности, регионализма и сепаратизма в России и Германии. Модератор первой дискуссии Андрей Захаров, редактор журнала «Неприкосновенный запас», обратил внимание на то, что России издавна отказывали в европейскости на трёх основаниях: 1) православие считалось непривычной и непонятной для европейского человека формой христианства; 2) телесные практики русского человека заметно отличались от принятых в Европе; 3) политический режим России с его крайней централизованностью и авторитаризмом был неприемлем для европейцев. Тему российской идентичности продолжил в своём докладе профессор НИУ ВШЭ и руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров, начавший своё выступление с описания характера российской пропаганды, которая сегодня направлена на то, чтобы доказать схожесть процессов на Украине и общемировых процессов. Автор вывел формулу, согласно которой Россия+Крым



нет комментариев
Встреча выпускников в Сеговии: репортаж Кристины Пиковской о третьем дне семинара
дата 10 октября 2014
время 16:16
автор Пиковская Кристина Богдановна

Заключительный день семинара по количеству сессий был самым насыщенным. Основными темами стали федерализм, национализм, глобальные процессы, законность и право и ценности демократии.

Мишель Бельтран де Фелипе, профессор административного права университета Кастильи-Ла Манчи, поделился рассуждениями о федерализме в правовом государстве. Федерализм в современном мире сталкивается с несколькими препятствиями. Во-первых, федерализм был определен в исторической перспективе конституцией США, и многие страны приняли эту модель, но формы воплощения проекта федерации оказались различными, и сейчас федерализм считается только идеальным проектом. Во-вторых, федерализм оказывается под угрозой в странах, где нет знака равенства между правовым государством и федеративным устройством. Сегодня можно сформулировать несколько вопросов по поводу эффективности федерализма:

1) отличается ли правовая система федеративного государства от правовой системы унитарного государства?

Ответ на этот вопрос кроется в ряде принципов: 1) изменения, касающиеся региональных вопросов, не могут производиться федеральной властью в одностороннем порядке; 2) федеративная власть наделяет территориальную власть равной законодательной инициативой; 3) территориальные органы власти имеют свои полномочия; 4) между федеративным центром и территориальными властями налажено сотрудничество; 5) регулирование экономической свободы (по пути США либо ЕС); 6) независимость судебной власти в некоторых регионах; 7) наличие двух уровней основных прав. На пути воплощения этих принципов могут возникать сложности, но это - цена, которую платит государство за большую демократичность и свободу;

2) насколько правовая система, регулирующая всю федерацию, способна регулировать вопросы националистического и сепаратистского характера? В настоящее время вопросы суверенитета и национализма играют заметную роль в европейском дискурсе, однако право зачастую никак не регулирует вопрос сепаратизма.

Дискуссия о проблемах национализма и разобщенности в Европе продолжилась на второй сессии, экспертом которой был профессор права университета Комплутенсе в Мадриде Хавьер Матиа. Эксперт отметил, что проблема национализма возникает, когда территория пытается добиться собственной идентичности. И сегодня, говоря о национализме, задаются два вопроса: 1) будет ли территория независимой?, 2) как провести референдум? Профессор Матиа проанализировал два кейса - Шотландии и Каталонии - и дал собственную оценку происходящему. По его мнению, хотя правовая сторона вопроса является решенной благодаря конституционным нормам, политическая проблема остается. Национализм - неутилитарное решение, и необходимо стремиться решить проблему сепаратизма путем переговоров. По современному международному праву, независимость территории признается в двух случаях: в случае отделения колонии от метрополии и в случае угнетения и ущемления прав населения территории. Ни одно из этих положений не оправдывает националистических и сепаратистских настроений в Европе, которые все больше набирают обороты.

Обсуждение глобальных проблем продолжалось на сессии профессора Лондонской школы экономики Кристофера Коукера, темой презентации которого стал глобальный беспорядок. По мнению эксперта, мир сталкивается с множеством вызовов, представляемых разными акторами. Примером тому является эпидемия лихорадки Эбола, глобальное потепление, угрозы глобализации и др. Профессор Коукер сравнил наше время с 1914 годом, когда мир, сам того не осознавая, соскользнул в пропасть войны. Эксперт провел параллели между этими периодами, подчеркнув, что ряд проблем, такие как терроризм, готовность к войне и т.д., объединяют эти две эпохи. Из этого можно извлечь несколько уроков: 1) сегодня глобализация далеко не так сильна, как кажется; 2) США не могут регулировать международные отношения; 3) сегодня мы уже не верим в прогресс, пессимистические настроения преобладают. По мнению профессора Коукера, главной проблемой современности является отсутствие идей. В 1914 г. боролись три идеологии - либерализм, фашизм и коммунизм. Сегодня либерализму нет альтернативы. Единственным способом исправления ситуации является реформирование существующей системы, осуществляемое посредством переговорного процесса.

Четвертая сессия была посвящена принципам законности и фундаментальным правам. Профессор университета им. Карла III в Мадриде Томас де ла Куадра-Сальседо обратил внимание на соотношение законности и основных прав в современном мире. Эксперт отметил, что хотя демократия является правлением большинства, фундаментальные права все же направлены против большинства. В связи с этим народное представительство может создавать законы, которые противоречат основным правам. Что же происходит, если закон противоречит основным правам? Это один из важнейших вопросов для демократических государств. Необходимо создать гарантии непротиворечия законов основным правам, в частности, такими гарантиями являются конституция и разделение властей. Центральным же вопросом является вопрос о том, кто должен контролировать законодателя, ведь демократия - это процесс, который нужно поддерживать постоянно. С одной стороны, ответ очевиден - законодателя контролирует конституционным суд. Но кто контролирует его? Для осуществления такой функции был создан Страсбургский суд. Однако и сегодня проблема не является полностью решенной, потому что не все государства исполняют его решения.

Заключительной сессией семинара стала сессия комиссара по правам человека в Совете Европы (1999 - 2006) Альваро Хиль-Роблеса, посвященная демократии и ценностям. Эксперт поставил вопрос о том, если ли у Европы эксклюзивные ценности. На самом деле у Европы есть набор ценностей, которые ассоциируются с европейской идентичностью, но эти ценностями не являются только ценностями Европы. Многие из этих ценностей связаны с политическими вопросами, но сегодня некоторые страны забывают о политической составляющей европейского пространства, между тем как Европа, хотя начиналась как экономический проект, была проектом ценностей, противопоставленных фашизму и коммунизму. Воплощением этих ценностей является Совет Европы. Однако сегодня мы видим, что некоторые страны не считаются с этими ценностями: нарушаются права мигрантов, наращивают обороты антиевропейские движения и т.д. Эксперт также отметил, что национализм является нелогичным, ведь главной европейской ценностью является ценность человеческой жизни и достоинства человека.

По традиции семинар закрыли основатели Школы Елена Немировская и Юрий Сенокосов. Юрий Петрович обратился к философским аспектам гражданского просвещения и подчеркнул, что ум - это дар, который нужно использовать во благо общества. Елена Михайловна заключила, что в крайне тяжелой обстановке в настоящее время самое главное - не потерять себя.

Встреча выпускников Школы подошла к концу, но главная идея семинара, главный посыл каждой сессии останется с участниками: как найти в себе силы оставаться верным своим принципам, как сохранить честь и достоинство в условиях, когда, кажется, остается только сдаться, как не предать и не продать себя? Сегодня над этими проблемами задумывается каждый человек. И каждый человек делает для себя сложнейших выбор, который определяет его дальнейшую жизнь. И мне кажется, Школа существует для того, чтобы помочь человеку сделать правильный выбор, не испугаться вызовов и угроз и, в конечном счете, остаться самим собой.

P. S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы и репортажи о семинаре



нет комментариев
Встреча выпускников в Сеговии: репортаж Кристины Пиковской о втором дне семинара
дата 08 октября 2014
время 18:59
автор Пиковская Кристина Богдановна

Второй день встречи выпускников Московской школы гражданского просвещения в Сеговии был посвящен проблемам института омбудсмена, глобализации экономики и жизни неправительственных организаций в России.



нет комментариев
Встреча выпускников в Сеговии: репортаж Кристины Пиковской о первом дне семинара
дата 07 октября 2014
время 13:35
автор Пиковская Кристина Богдановна

6 октября в Сеговии стартовала встреча выпускников Московской школы гражданского просвещения. В первый день выпускники Школы приняли участие в пяти сессиях.

По традиции семинар открыла Елена Немировская. В своем выступлении Елена Михайловна затронула проблемы разобщенности современного общества как в российском, так и в глобальном масштабах и, задавая тон будущей дискуссии, процитировала Мераба Мамардашвили, который говорил, что "культур может быть много, а цивилизация - одна".

Затем с приветственным словом выступил представитель региональных властей провинции Кастилия и Леон Хавьер Лопес-Эскабар, который рассказал участникам семинара о принципах работы региональных властей и о концепции ответственного регионализма, согласно которой человек и человеческое развитие является главной целью регионального правительства.

Первым экспертом семинара стала Член Попечительского Совета и Совета Директоров МШГП Тоби Гати, которая посвятила свою презентацию эволюции гражданского общества. Эксперт сформулировала одно из ключевых противоречий современного общества - противоречие между сохранением свободы и обеспечением общественной безопасности. Тоби Гати считает, что именно гражданское общество, но никак не правительство, должно находить и устанавливать баланс между этими ценностями. Однако в современном мире проявляются две крайности в развитии гражданского общества. Во-первых, усиливается давление на гражданское общество, и государство само стремится создавать НГО, что значительно усложняет работу действительно независимых организаций. Действия государства в такой ситуации напоминают работу официанта, который просто выполняет заказ, не задумываясь о пользе для клиента. Во-вторых, в мире растет число организаций и сообществ, целью которых является не улучшение деятельности властей, а напротив, хаос. Эта ситуация напоминает непослушного ребенка, который не знает, как себя вести в обществе. В итоге гражданское общество сталкивается с тремя проблемами: в условиях роста националистических настроений гражданское общество должно еще и предотвращать революции; гражданское общество должно стать связующим звеном в многополярном мире, поскольку некоторые правительства не желают признавать такое мироустройство; и гражданское общество должно постоянно доказывать свою верность государству. Чтобы продемонстрировать скорость изменений в настроениях гражданского общества Тоби Гати проанализировала три кейса: США, России и Китая. Эти государства сталкиваются с серьезными политическими проблемами, и не всегда гражданское общество действует достаточно эффективно в таких ситуациях. Однако, есть и положительные кейсы, и ярким примером может стать референдум в Шотландии, который действительно оказался знаковым событием в развитии гражданского общества.

Евгений Гонтмахер, заместитель директора ИМЭМО РАН, рассказывал слушателям о социальном самочувствии в России. Указав на негативные тенденции в социально-экономическом развитии России, такие как инфляция, будущий рост налогов, сокращение покупательской способности населения и др., и пассивность населения в отношении выражения своей воли и крайний индивидуализм, Евгений Шлемович поставили вопрос о пределах адаптивности населения к все более ужесточающимся условиям.

Продолжил семинар первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, который поделился с участниками рассуждениями об истории и обществе в современной России. Алексей Владимирович выделил две основные проблемы современного российского общества, связанные с восприятием истории. Во-первых, люди стремятся найти в истории руководство к действию, конкретные рецепты по решению определенных проблем. Во-вторых, история России - это история государства, а не общества. Социологические опросы на тему восприятия истории населением показывают, что в обществе проявляется ряд негативных тенденций. В частности, стремление в самоизоляции, концентрация только на российской истории, склонность к историческим стереотипам, например, о том, что часть политической элиты всегда являются предателями и т.д. Необходимо отметить, что исторические события являются для молодежи поводом для гордости, в то время как в современной России молодые люди не видят достижений, которыми можно было бы гордиться.

Четвёртую сессию семинара провели обозреватель "Новой Газеты", колумнист "Газета.ru" Андрей Колесников и Гильермо Алтарес, колумнист El País. Темой сессии стала работа пропаганды. Андрей Колесников рассказал о противостоянии неформальных сообществ, таких как "партия крымского большинства" и "партия хамона и пармезана", о популярном в настоящее время навешивании ярлыков, таких как "бандеровец", "иностранный агент" и т.д. Андрей Владимирович описал некоторые тенденции в современном российском обществе, которые напрямую связаны с воздействием пропаганды: милитаризация сознания, поддержка санкций, частичная поддержка ограничения права свободного выезда из страны и др. Он также затронул тему "ловушки средних доходов" и заметил, что превалирующая страта в России - это пассивные альтруисты и активные эгоисты, т.е. отсутствует связь между интересами общества и действиями людей. Гильермо Алтарес обратил особое внимание на проблему зависимости СМИ от власти. Эксперт отметил, что ответственность СМИ перед обществом отличается от ответственности правительства. СМИ должны говорить людям о том, что правительство пытается скрыть, и они должны быть финансово мощными, чтобы иметь возможность оставаться независимыми.

Завершил первый день семинара редактор отдела комментариев газеты "Ведомости" Максим Трудолюбов, который поделился рассуждениями о независимых институтах в несвободной стране. Он отметил, что свободные институты становятся в России "островами", и многие из них рассматривают возможность ухода в подполье для продолжения своего существования. Однако по мнению эксперта, уход в подполье может исказить роль института, поэтому "острова" должны оставаться на поверхности так долго, как они могут. Тем не менее, даже при наименее благоприятном исходе событий, ценности все же переживут институты.

Таким образом, первый день семинара оказался очень продуктивным, о чем свидетельствовали оживленные дискуссии как в зале заседаний, так и в кулуарах. Эксперты затронули целый ряд вопросов, крайне актуальных для всех участников семинара. Грядущие два дня семинара обещают быть не менее интересными и насыщенными.

На программе написан девиз семинара: "Sapere aude". Иммануил Кант перевел это выражение следующим образом: "Имей мужество использовать собственный разум". И действительно, в наше непростое время нужно иметь мужество, чтобы анализировать текущие политические, экономические и социальные процессы, чтобы высказывать альтернативную точку зрения и не бояться вступать в общественно-политическую дискуссию, в которой и зарождаются ростки будущих позитивных изменений. И первый день семинара показал, что Школа остается пространством, где это мужество, кажется, не имеет границ, где одинаково свободно звучат разные точки зрения и где общественно-политическая дискуссия является естественным состоянием.

P. S.: Программа семинара

Фотографии



нет комментариев
Интеграция мигрантов и партисипативная демократия - выпускник-2013 Кристина Пиковская о семинаре во Франции
дата 01 ноября 2013
время 11:39
автор Пиковская Кристина Богдановна

Вопросами миграционной политики, дискриминации, толерантности я, то ли в силу своего возраста, то ли в силу того, что напрямую с этими проблемами не сталкивалась, заинтересовалась сравнительно недавно. Мне всегда казалось, что проблемы, связанные миграцией, во всех странах, в общем-то, очень похожи - это проблема интеграции мигрантов в сообщество, усвоения ценностей принимающей страны, вовлечения мигрантов в институты партисипативной демократии, борьба с дискриминацией и многие другие вопросы. На прошлой неделе я поняла, насколько разнятся подходы государств к миграционной политике, интеграции мигрантов в местное сообщество, партисипативной демократии.

С 20 по 25 октября АНО «Московская Школа Гражданского Просвещения» совместно с Посольством Франции в России проводила рабочий визит во Францию под названием «Демократия и правовое государство, культурное многообразие и социальная консолидация». Участниками семинара стали руководители проектов, посвященных проблемам толерантности, уполномоченные по правам человека, региональные политические деятели, представители интеллектуальной элиты, журналисты - выпускники Школы. В их числе оказалась и я. И сейчас я просто хотела рассказать, что я узнала, что увидела и поняла после ознакомления с французскими институтами и их сравнения с российскими.

В первый день семинара мы посетили офис Координации SUD. SUD расшифровывается как «солидарность, срочность, развитие». Эта Координация является общегосударственной платформой для ряда неправительственных некоммерческих организаций, действующих в сфере интеграции и развития. Координация в какой-то степени напоминает профсоюз, имеет соответствующие права и является активной общественно-политической силой. Основной функцией Координации является диалог между государством, гражданским обществом и международным сообществом по вопросам миграции. Другим направлением деятельности является сотрудничество с Французским агентством по развитию и совместное финансирование проектов НПО. Третье направление – защита мигрантов. В общем, это направление подразумевает риторику: Координация поднимает вопрос о проблемах мигрантов на разных уровнях. Организации, подобные Координации SUD, на европейском уровне объединяются в организацию Concorde, которая работает непосредственно с еврокомиссарами. А региональные организации типа Concorde объединяются в сеть FIP. FIP - это международная сеть платформ НПО. Основными задачами этой платформы является установление диалога, содействие развитию гражданского общества, формулирование общей позиции по разным проблемам и поддержка некоммерческого сектора. В основе деятельности FIP лежит неправительственная дипломатия. Ряд мероприятий организации соответствуют классическим направлениям содействия международному развитию – борьба с бедностью, развитие демократии, защита окружающей среды и т.д. Также на форуме FIP представители организаций разрабатывают программу Целей развития тысячелетия после 2015 г. (поскольку срок ЦРТ, установленный ООН в 2015 г. истекает, и нужна новая повестка дня). Представители Координации SUD и FIP спрашивали нас о возможности установления контакта с российской платформой НКО. Поскольку такой платформы в России нет, мы, в свою очередь, стали спрашивать о возможности ее создания. Нам привели много примеров из других стран, например, Индии, Бразилии, США. Представители Координации настаивали на том, что необходимость такого объединения должна вырасти снизу. Искусственное образование попросту не приживется, или же будет включать узкий круг НКО.

В тот же день мы отправились в ЮНЕСКО. После экскурсии по зданию ЮНЕСКО нас ждала встреча, посвященная проблемам социальной солидарности. Деятельность в ЮНЕСКО разделена по разным секторам, но упор делается на взаимодействие между ними. Ряд программ ЮНЕСКО поддерживают культурное многообразие и право на его выражение, ЮНЕСКО проводит исследования по различным аспектам миграции и социальным проблемам, например, проблеме торговли людьми. Также организация выпускает различные пособия, посвященные развитию молодежи, проблемам толерантности и т.д.

Программа второго дня состояла из серии визитов в Кремлен-Бисетре, городе в южной части Парижского региона. Численность населения города – всего 26500 человек. Город входит в Сообщество городов Валь-де-Бьевр. Это государственная структура, целью которой является межгородское сотрудничество. В ведении Сообщества находятся обустройство территории, экономическая и городская политика, а также проблемы трудоустройства. Все остальные вопросы решаются городами самостоятельно. В Кремлен-Бисетре есть прекрасная социальная программа, направленная на развитие социальных связей, поддержку культуры и спорта, а также поддержку родителей. Интересным является тот факт, что в силу постоянного перемещения семей от Парижа к периферии, связанного с расширением семей, население Кремлен-Бистера за последние 6 лет обновилось на 40% (!). Поэтому социальные программы постоянно обновляются, и они очень востребованы у широкого круга жителей. Мне очень понравилась молодежная политика в городе. До 2005 г. молодежью, в общем-то, никто не занимался. Но после анализа потребностей населения (это исследование проводится по всей Франции и является основой всех программ в сфере социальной политики) были выделены приоритетные направления поддержки молодежи. Например, очень популярным в городе стал проект «Выйти за стены», который расширял среду социализации молодых людей, делая более доступными различные культурные мероприятия. Также проводится серия мероприятий по сопровождению, например, помощь в составлении резюме или подготовке домашнего задания. Справедливости ради стоит отметить, что в России большая часть таких мероприятий осуществляется школами или институтами.

В Кремлен-Бисетре мы обедали в муниципальной столовой. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что обед из 4 блюд для пенсионеров стоит всего 1 евро! Вообще быть пенсионером в Кремлен-Бисетре очень удобно. Мэрия города проводит ряд программ для пожилых людей, чтобы они принимали участие в общественной жизни. Например, пенсионеров часто назначают кураторами для молодежи, чтобы они помогали молодым людям в поиске работы или других проблемах повседневной жизни. Также есть мероприятия типа совместных поездок на пикники или экскурсий, когда пенсионерам выделяется автобус, который привозит их на место назначения, а потом забирает. Мэрия также поддерживает развитие промежуточных форм проживания между домом и домом престарелых, когда пожилым людям, которые еще могут о себе заботиться, предоставляется помощник по дому, который пару раз в неделю закупает продукты, помогает с домашним хозяйством и т.д.

Интересным учреждением является медиатека «Эхо» в Кремлен-Бисетре. Она располагается в замечательном современном здании в центре города рядом с крупным супермаркетом. На основе того же анализа потребностей населения были выделены основные направления работы медиатеки с молодежью – обучение гражданственности, равный доступ к досугу, повышение успеваемости. Кроме проекта «Выйти за стены», медиатека реализует проект «Единое окно», который подразумевает помощь в выполнении домашнего задания, поиске стажировок, профориентации и т.д. В медиатеке есть отличная детская секция. Пока нам все показывали и рассказывали, в медиатеку пришли несколько семей. Дети совершенно свободно брали игрушки, книги, бегали по залу, но при этом атмосфера была все же очень тихой и спокойной. В соседнем зале сидели примерно десять подростков, которые делали вместе домашнее задание и работали над какими-то проектами. Было совершенно очевидно, что медиатека «Эхо» является очень популярным в городе местом, хотя никаких мероприятий по привлечению посетителей она никогда не проводила. Удивительно, что, хотя российские библиотеки устроены по подобному принципу (используют новые технологии, проводят мероприятия для детей и подростков), они не являются популярными, спрос на них есть только у узкого круга читателей.

В Кремлен-Бисетре мы посетили Социальный центр им. Жермен Тийон. Центр проводит работу с семьями мигрантов. Основная цель – обмен практиками воспитания детей, а также поддержка социальных связей. В Центре существуют разные кружки – рукоделие, кулинария, игра на гитаре, живопись, скульптура и т.д. Во время нашего посещения работал кружок караоке и – параллельно ему – кулинарный кружок. Несколько семей мигрантов вместе готовили блинчики и угощали друг друга, посетителей Центра и нас.

Мне показалось, что социальная политика Кремлен-Бисетра нацелена на разные социальные группы и удовлетворяет потребности всего населения. Политика в отношении пожилых людей, на мой взгляд, наиболее удачна. Но молодежная политика имеет некоторые недостатки. Например, основное направление – это все-таки помощь в подготовке домашнего задания. Получается, что молодых людей не поощряют к тому, чтобы они сами делали что-то полезное для общества. В России ребята становятся волонтерами еще со школы. В моей школе мы постоянно собирали средства для детских домов, военных госпиталей, выступали со спектаклями в детских домах или детских садах для детей с ограниченными возможностями. Мне кажется, что такая политика мэрии города воспитывает только потребителей.

Несколько встреч, посвященных проблеме интеграции мигрантов, было запланировано в Дижоне, главном городе Бургундии.

Вопросами миграции и миграционной политики во Франции занимается Министерство внутренних дел. Существуют региональные Офисы по вопросам миграции и интеграции, которые подведомственны Министерству внутренних дел. Мы посетили такой Офис в Бургундии. Нам рассказали об основных направлениях его деятельности: помощь для приезда иностранцев во Францию в рамках воссоединения семей или привлечения рабочей силы; прием беженцев; помощь при возвращении на родину; обеспечение интеграции мигрантов. Этот Офис практикует нечто совершенно непонятное и непривычное для России: после того, как иностранец, к примеру, подает заявление на политическое убежище или просто хочет приобрести статус мигранта во Франции, он заключает с Офисом Контракт по интеграции. Потенциальный мигрант обязуется пройти курс обучения гражданственности, жизни во Франции, французскому языку. Также сотрудники Офиса проводят с ним собеседование для определения профессиональной компетенции на языке, предпочтительном для мигранта. Срок выполнения контракта - 1, максимум - 2 года. Если обязательства не будут выполнены, префект может просто не продлить вид на жительство. Такая система, на мой взгляд, позволяет провести первый этап интеграции в местное сообщество. В ней существует ряд недостатков, например, с ее помощью не решается проблема нелегальных мигрантов, также, лекции в Офисе доступны не на всех языках, и некоторые иностранцы просто не могут их понять, но в целом, тесное сотрудничество с иностранцами позволяет не пропустить тот момент, когда иностранец, прибывающий в страну, готов и способен интегрироваться. В России же, при отсутствии подобных программ, обычно сетуют на то, что мигранты исключены из сообщества.

В Дижоне мы нанесли визит региональную дирекцию по вопросам молодежи, спорта и социальной консолидации, основной целью которой является обеспечение получения иностранцами равных прав с гражданами. Интересным мне показалось то, что все программы (причем не только в этой Дирекции, но и в других учреждениях) вырабатываются на основе анализа потребностей населения. Правда, выяснилось, что эти исследования проводятся далеко не ежегодно, так что социальные программы, наверное, успевают значительно устареть.

В Дижоне мы также посетили Центр приема людей, подавших заявления на политическое убежище. Центр располагается в здании бывшего отеля, одновременно в нем могут проживать 40 семей. В Центре семьи остаются до момента предоставления им статуса беженцев. Каждой семье выделяется ежемесячное пособие, правда, прожить на такую незначительную сумму крайне сложно. Работать эти люди не могут, но как нам сообщили, многие все же работают нелегально. Таких центров в Дижоне несколько, и все они находятся в ведомстве Красного Креста.

Мы снова приехали в Париж, где нас ожидала заместитель Омбудсмэна по вопросам борьбы с дискриминацией. Мы узнали о существовании Закона о дискриминации, в котором определены 19 критериев дискриминации, такие, как пол, возраст, происхождение, состояние здоровья и т.д. Оказывается, дискриминация мигрантов не является самой распространенной формой. Наибольшее число обращений к Омбудсмэну – 26% - связано с дискриминацией по состоянию здоровья и инвалидности. Как и в России, определенные социальные группы дискриминируются, в основном, при приеме на работу, а также при обращении в государственные службы, попытке получения определенных товаров и услуг (например, при кредитовании) или при получении жилья. Заместитель омбудсмэна привела примеры деятельности аппарата Уполномоченного, когда действительно были достигнуты результаты. Особенно мне запомнился пример про слабовидящих людей. По закону Франции водитель такси может отказать в провозе собаки в своей машине. Но собаки-поводыри являются исключением. В аппарат Уполномоченного поступил сигнал о том, что это право слабовидящих людей нарушается. Аппарат провел самостоятельное исследование и эти нарушения действительно подтвердились. После этого Омбудсмэном были направлены письма в соответствующие транспортные компании с напоминанием об этом исключении, сделанном для слабовидящих людей и с предупреждением о возможных санкциях. Такие действия помогли решить существующую проблему.

В последний день семинара мы посетили один из отделов администрации Парижа. Этот отдел занимается разработкой городской политики и интеграцией мигрантов. Кстати, в Париже проживает 446 тысяч мигрантов и 335 тысяч иностранцев – представители 110 национальностей. 40% всех мигрантов во Франции оседают именно в Парижском регионе. Несмотря на то, что политикой интеграции во Франции может заниматься только государство, ряд мероприятий проводятся на муниципальном уровне. Вообще во Франции появляется тенденция к передаче части полномочий на местный уровень, что, на мой взгляд, является логичным: у каждого региона и даже города своя специфика, в том числе и в отношении проблем миграции, интеграции и дискриминации, и искать решения этих проблем лучше на местах, а не применять унифицированную для всего государства политику. В частности, Брюссель, выдавая рекомендации, теперь обращается напрямую к муниципальным образованиям. Основными направлениями деятельности отдела по городской политике и интеграции являются помощь в изучении языка, приеме иностранцев, восстановление общежитий, выделение субсидий различным ассоциациям в сфере интеграции, а также подготовка иностранцев и мигрантов к голосованию на муниципальных выборах. Правда, последнее направление не очень развивается, потому что мигранты и так активно участвуют в политической жизни. Администрация города также проводит мультикультурные мероприятия – организует выставки по истории миграции, выпускает путеводители по музеям миграции на упрощенном французском языке, работает над сохранением памяти об истории миграции. Другими направлениями деятельности являются преподавание французского языка и обустройство общежитий. Кстати, жители общежитий, которые занимаются приготовлением пищи для всех других жителей, получают зарплату как повара. Все эти мероприятия финансируются как из государственного, так и из муниципального бюджета, но основная нагрузка все же идет на муниципальный бюджет.

Отдельным направлением деятельности администрации является борьба с дискриминацией. Это направление рассматривается как последствие политики интеграции. Администрация организует конференции, круглые столы по этим вопросам, осуществляет поддержку экономических субъектов для профилактики дискриминации, разрабатывает педагогические программы и т.д. Особое внимание почему-то уделяется проблеме дискриминации народа рома. Сначала мы подумали, что речь идет о цыганах. Но оказалось, что это не так. Нам долго объясняли разницу между этими народами. В итоге я так поняла, что единственная разница в том, что народ рома, в отличие от цыган, не относится к кочующим народам. Как нам сообщили, рома бегут от тяжелой экономической ситуации в Болгарии, Румынии во Францию, разбивают лагеря на обочинах дорог в не самых благополучных районах, но они не могут интегрироваться, потому что их не берут на работу, их лагеря постоянно сворачивает полиция, и все это мешает процессу школьного обучения, и в конце концов, они попадают в замкнутый круг. И все-таки я не поняла, почему именно им уделяется столько внимания на муниципальном уровне. Представителям многих национальностей сложно интегрироваться во французское общество. Кажется, результатом всего этого в скором времени станет дискриминация других групп мигрантов в пользу народа рома.

На этом наш рабочий визит во Францию закончился. Лично мне было очень интересно сравнить Францию и Россию с точки зрения миграционной политики, развития партисипативной демократии и социальной консолидации. У Франции есть ряд преимуществ по этим направлениям. Во Франции нет квот для мигрантов, что не создает дополнительных проблем с нелегальной миграцией. Во Франции работа с иностранцами и мигрантами четко определена и расписана поэтапно, причем работа по интеграции начинается с первых дней пребывания в стране, а не когда придется. Во Франции широкий круг вопросов по интеграции мигрантов передается на муниципальный уровень. Во Франции есть замечательные программы по поддержке и интеграции в сообщество пожилых людей. Во Франции чиновники идут на контакт с гражданами намного более охотно (например, мэрия Кремлен-Бисетра проводит огромную работу с обращениями граждан). Во Франции учитываются запросы населения при разработке социальных программ. Во Франции много внимания уделяется поддержке и развитию социальных связей. Во Франции эффективнее работает аппарат Уполномоченного по правам человека (гражданин может обратиться в аппарат в любой момент, а не после прохождения всех кругов ада судебных инстанций, как в России). Во Франции отлично скоординирована работа неправительственных некоммерческих организаций.

В то же время, во Франции не решена проблема нелегальных мигрантов. Во Франции не решен вопрос о трудоустройстве нелегальных мигрантов. Во Франции отдается приоритет отдельным группам мигрантов, выделяемых по национальному признаку, перед остальными. Во Франции односторонняя молодежная политика. Во Франции не всегда молодежь рассматривается как отдельная социальная группа со своими специфическими проблемами. Во Франции недостаточно часто обновляются данные о потребностях населения.

На встрече в мэрии Кремлен-Бисетра нам сказали, что в основе всех мероприятий лежат три принципа: СЛУШАТЬ, ПРЕДЛАГАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ. Наверное, не стоит слепо копировать опыт Франции или, наоборот, отвергать его, не думая. Наверное, стоит присмотреться и прислушаться к тому, что происходит в России и в других странах со схожими проблемами, предложить пути решения этих проблем на основе опыта – своего и других стран, и уже наконец-то сделать что-то, чтобы решить проблемы интеграции мигрантов, выстраивания социальных связей, включения особенно уязвимых социальных групп в сообщество.

P.S. Программа семинара

Фоторепортаж



нет комментариев
Путь : Главная / Кристина Богдановна Пиковская
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр