Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Юлия Александровна Федотова  
Юлия Александровна Федотова

Юлия
Александровна Федотова

Выпускник 2013 года, Выпускник i-класса 2013 Страна: РоссияРегион: Краснодарский крайНаселенный пункт: пгт. НовомихайловскийМесто работы: Всероссийский детский центр "Орлёнок"Должность: заместитель начальника управления образовательных программ по научно-методической работеОбразование: высшее, кандидат социологических наукОбщественная и политическая деятельность: исполнительный редактор информационно-методического журнала по вопросам образования и воспитания "Ориентир: журнал для действующих педагогов" (на общественных началах)Мотивы для участия в программах Школы: важны и нужны новые контакты, есть потребность поучиться и послушать умных людей Знание языков: английский со словарёмFacebook: https://www.facebook.com/fedotovayTwitter: нетСайт (или блог): нет
Публикации

10 научных, публицистические

Награды и благодарности

благодарности администрации ВДЦ "Орлёнок", министрества образования и науки РФ


2013Право, политика, экономика, СМИ
Зеленогорск
12 - 16.02
I-класс-2013
Интернет
19 - 30.12
Право, политика, экономика, СМИ
Голицыно
21 - 27.07
Международный форум для демократии
Страсбург
27 - 29.11
Осмысление практик гражданской жизни - выпускник-2013 Юлия Федотова о семинаре в США
дата 17 апреля 2014
время 21:12
автор Федотова Юлия Александровна

26 марта – 5 апреля 2014 г. в США (г. Вашингтон, г. Сент-Луис) прошёл семинар "Американский федерализм и общественная политика в США". Организаторами семинара выступили Московская школа гражданского просвещения, некоммерческая организация "Сторонники гражданского общества в России", Центр лидерства "Открытый Мир" Библиотеки Конгресса США, Американские советы по международному образованию и Университет Миссури в Сент-Луисе.

Вашингтон: нестоличная столица

Для меня Вашингтон начался с посещения Библиотеки Конгресса США. Замечательную экскурсию для нас провела Вера Дебушенен в здании им. Т. Джефферсона - старейшем из трёх зданий Библиотеки, построенном в 1890-1897 гг. Поразило удивительное сочетание красоты, смысла и функциональности: каждая фреска, каждая картина, статуя несут определённую мысль, послание их создателей – и все это вместе образует замечательный смысловой ансамбль, созданный для людей. Здание построено в эклектическом стиле боз-ар, который в XIX веке продолжил традиции итальянского Ренессанса.

Сегодня в библиотеке находится более 100 млн. единиц (книг, карт, рукописей, аудио- и видеозаписей) на 470 языках. Доступ в библиотеку может получить любой человек в возрасте от 16 лет. Архивами библиотеки можно пользоваться только внутри неё - для этого существует 18 читальных залов на 1460 мест. Также здесь хранятся 5600 инкунабул, рукописи американских президентов и одно из сокровищ библиотеки – Библия Гуттенберга.

Старт семинара был дан в здании им. Д.Мэдисона Библиотеки Конгресса. С приветственным словом к участниками семинара обратились Джон О`Киф, исполнительный директор Центра лидерства "Открытый мир" и Тоби Гати, член правления некоммерческой организации "Сторонники гражданского общества в России" и член совета директоров Московской школы гражданского просвещения. Хочу особо отметить очень радушное отношение г-жи Гати к участниками семинара, мне кажется, она нашла возможность переговорить с каждым, и каждый почувствовал её заинтересованность, внимание и теплоту.

Первую сессию семинара, посвящённую роли бизнеса в российско-американских отношениях, провёл Дэниэл Рассел, президент и председатель правления Российско-Американского Совета делового сотрудничества (U.S. Russia Business Council). Порадовала достаточно прагматичная позиция эксперта, согласно которой в обстановке ухудшения политических отношений наших стран из-за ситуации в Украине экономические отношения остаются деловыми, конструктивными и оптимистическими.

Не менее интересной была сессия уже знакомого многим выпускникам МШГП Томаса Блантона, исполнительного директора Архива Национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона. Основная цель Архива - содействие открытости и прозрачности американского государства. В демократическом государстве доступ граждан к информации - одно из основных прав, и по тому, насколько этот доступ открыт, можно судить о качестве отношений государства и его граждан. Архив вносит большой вклад в развитие гражданского общества в США, публикуя на своём сайте (посещаемость которого, кстати, составляет 2 млн. пользователей ежегодно) важные рассекреченные документы, касающиеся вопросов национальной безопасности США, внешней политики, дипломатической и военной истории, разведки и др.

Очень познавательной была сессия Джейсона Рауха, помощника сенатора Клер С. Маккаскил от штата Миссури. Г-н Раух кратко и ёмко описал систему работы Конгресса и Сената США, сравнив работу в Конгрессе с закипающим чайником, когда количество законодательных инициатив и эмоции конгрессменов зашкаливают, в то время как Сенат - это чайник, в котором настаивается чай, т.е. он работает на понижение количества законопроектов, т.к. дело не в количестве законов, а в их качестве. Кроме того, Сенат, в котором 45 республиканцев и 55 демократов, вынужден, в отличие от Конгресса (где республиканцы преобладают), работать в двухпартийном режиме, поскольку для принятия закона необходимо 60 голосов.

Сессия Джина Полисински, исполнительного директора Института Социокультурного многообразия при Институте Музея новостей и старшего вице-президента Центра первой поправки Конституции США прошла в удивительном месте - Музее новостей (Newseum). Лена Немировская очень любит говорить о том, что журналист пишет черновик истории. Так вот этот музей представляет собой осмысление важнейших событий американской и мировой истории (большей частью новой и новейшей) глазами журналистов. Ряд экспозиций мы успели посмотреть перед встречей с экспертом. Особенно запомнился небольшой зал, посвящённый событиям 11 сентября - очень лаконичный и очень сильный: в центре зала - покорёженная антенна с Северной башни Всемирного торгового центра, рядом с ней - стена, на которую проецируются записи-послания посетителей музея. На другой стене - первые полосы газет, вышедших на следующий день после катастрофы. Джин Полисински обратил наше внимание на то, что здание музея построено из стекла, что символизирует открытость и доступность СМИ, а также отметил, что этот музей американцы сделали для того, чтобы информировать самих себя, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Рустам Кораласбаев, сотрудник Центра лидерства "Открытый Мир", провёл прекрасную экскурсию по Вашингтону, благодаря которой город стал ближе и понятней. Благодаря его рекомендациям мы посетили несколько музеев, находящихся на Национальной аллее. Лично меня очень порадовала Национальная галерея искусств своим собранием картин импрессионистов и замечательной коллекцией итальянской живописи. И очень впечатлил Национальный музей Авиации и космонавтики, в котором почти все экспонаты - оригинальные исторические экземпляры или их дублёры.

Сент-Луис: торнадо встреч, событий и мыслей

Вторая часть семинара прошла в городе Сент-Луис, Миссури - в самом сердце американских штатов. Сердечность приёма с американской стороны создала удивительную среду, в которой совершались открытия, эмоции переполняли, возникала масса вопросов и постоянно хотелось делиться своими размышлениями.

А началось всё с посещения Ботанического сада Миссури, одного из старейших на территории США, который является крупным международным исследовательским и образовательным ботаническим центром. Здесь нас встретила уникальная женщина - Татьяна Шулькина, руководитель исследовательских проектов отдела исследования и сохранения растений Ботанического сада Миссури. Её большая увлечённость своим делом, интеллектуальная азартность и открытость были настолько заразительными, что экскурсия прошла на одном дыхании. Татьяна Владимировна показала нам гербарий Сада, который, кстати, входит в пятёрку крупнейших гербариев мира, старинную оранжерею и современный Климатрон - специальную оранжерею в форме геодезического купола, в которой поддерживается определённый климат. Рассказывая о системе работы Сада, исследовательских проектах, которые ведутся по всему миру, в том числе и в кавказском регионе, Татьяна Владимировна постоянно подчёркивала критическое положение природы на планете и важность совместных действий гражданского общества по сохранению растений, потому что совсем скоро уже нечего будет сохранять.

Благодаря нашим американским коллегам часть семинара в Сент-Луисе была выстроена в определённой тематической логике.

Так, в первый день мы знакомились с различными аспектами регионального управления и сотрудничества в Совете органов самоуправления "Восток-Запад". Здесь же прошла серия круглых столов с представителями некоммерческих организаций, на которых обсуждались вопросы транспорта, бюджета и финансирования, общественной безопасности на региональном уровне, регионального землепользования, участия граждан в общественно-политической жизни, выборов на местном уровне, регионального сообщества, экономического развития, коммунального хозяйства.

Блестящая сессия Дэвида Робертсона, профессора политологии Университета штата Миссури в Сент-Луисе, была посвящена американскому федерализму: как он был сконструирован, почему так важен для американской демократии, рядовых американцев, его влияние на другие страны.

Том Ирвин рассказал о деятельности организации "Гражданский прогресс", исполнительным директором которой он является. Эта организация объединяет руководителей 33 крупнейших компаний г. Сент-Луиса, и её основная задача – улучшение жизни местного сообщества. Основные направления, куда вкладывают деньги эти джентльмены – это школьное образование и городская инфраструктура.

Второй день был посвящён знакомству с опытом работы неправительственных учреждений, занимающихся организацией социального обслуживания различных категорий населения. Весь день мы передвигались по городу и побывали в нескольких организациях. Работа отделения благотворительного фонда «Объединённый путь» в Сент-Луисе поразила масштабом привлечения волонтёров к решению социальных проблем – около 20 тысяч волонтёров в год. При этом сотрудники отдела по работе с волонтёрами умудряются привлечь к работе 4-5-летних детей, которые тоже хотят помочь: их вместе с родителями приглашают в пункты сервировки одежды, где они раскладывают одежду по цветам. В «Объединённом пути» есть телефонная служба 211(по аналогу с экстренной службой 911): по этому телефону любой человек может позвонить и попросить о необходимой помощи, либо предложить собственную помощь в решении каких-то проблем.

Очень полезным было посетить «Центр независимости», помогающий взрослым людям с тяжёлыми хроническими психическими расстройствами обрести интересную, наполненную жизнь, получить образование и возможность трудоустройства. В основе работы Центра – модель «Клабхаус», представляющая собой своеобразный клуб по интересам, куда ежедневно приходит около 240 человек. Модель уже доказала свою эффективность: по результатам исследований снижается частота обострений, сокращается продолжительность госпитализации клиентов Центра. Кстати, в мире таких реабилитационных центров 350, в нашей стране – лишь один, в Москве.

Третий день был посвящён знакомству с работой органов местного самоуправления. Как известно, местное управление в США характеризуется обширной децентрализацией, значительной независимостью муниципалитетов от правительства штата и федерального правительства, отсутствием прямого подчинения органов местного управления государственной власти. Форм организации местного самоуправления великое множество. Наверное, чтобы до конца понять эту систему, нужно прожить в США не один десяток лет. Мы посетили мэрию и городской совет г. Сент-Луис, познакомились с главой исполнительной власти округа Сент-Луис Чарли Дули. Модель местного самоуправления в г. Клейтон другая: здесь городской совет нанимает для управления городом сити-менеджера, который, в свою очередь, формирует свою управленческую команду, в состав которой входят 7 департаментов (полицейский, пожарный, департаменты планирования и развития сервиса, парков и рекреаций, общественных работ, административный и финансовый). Совет может всегда уволить менеджера, если признает его работу неудовлетворительной. Данная модель распространена в муниципалитетах, на территории которых проживают обеспеченные люди, согласные хорошо платить компетентному профессионалу – сити-менеджеру.

Четвёртый день мы провели в Университете Миссури г. Сент-Луиса. После приветственного слова почётного ректора Университета Томаса Джорджа мы в формате круглых столов знакомились с работой преподавателей именной профессуры, входящих в проект Десмонда Ли «Общие перспективы» (DLCV). Тодд Сванстром рассказал, что у каждого профессора именной профессуры есть в распоряжении определённый денежный фонд. В рамках своей специальности профессора финансируют исследования, стажировки и интернатуры, благотворительные проекты, направленные на улучшение жизни местного сообщества.

Два последующих раунда круглых столов прошли в неформальном общении с руководителями муниципальных образований округа Сент-Луис и с представителями некоммерческих организаций. На мой взгляд, выбранный формат встреч был очень удачным, поскольку в течение дня нам всем удалось трижды поменять малую группу и познакомиться с максимально возможным количеством специалистов.

Завершающим аккордом семинара стало посещение федерального суда, школы г. Клейтон и знакомство с местными СМИ. Конечно, лично для меня было очень важно попасть в американскую школу, поскольку на протяжении всего семинара постоянно обсуждались вопросы местного самоуправления, одной из форм которого являются школьные округа, и говорилось о том, что школьное образование, школы - это самое важное для американцев, которые даже при выборе места жительства ориентируются, прежде всего, на школу, в которой будут учиться их дети. От посещения школы осталось чувство, что мне удалось лишь заглянуть в замочную скважину. Школа г. Клейтона (старший уровень) безусловно, исключительная. Прекрасный корпус, большая, просторная столовая, замечательное помещение для занятий оркестра, где у нас состоялась встреча с директором и учащимися. Ребята очень разные, с разным опытом, целями, мотивацией, и это здорово. Очевидно, что это хорошая, сильная, как у нас говорят, школа в зажиточном районе. Но, к сожалению, не удалось посмотреть классы, где проходят уроки, спортивный зал, пообщаться с учителями, понять, как выстраиваются отношения школьных педагогов с родителями, почувствовать дух школы и многое другое.

Семинар подарил замечательную возможность познакомиться с практиками гражданской жизни в США, что называется, из первых рук. Американцы считают, что американский федерализм - это достаточно сложная система, в которой много проблем, но она работает и она направлена на личность, и это главное.

Хочу выразить огромную благодарность американским коллегам, которые спроектировали этот замечательный семинар и воплотили его в жизнь: Тоби Гати, Тому Роденбау, д-ру Е. Терренсу Джонсу, Рассу Синьорино, Джули Стоун и Джеролу Иноку.

P.S.: Программа семинара

Фотографии

Отзывы



нет комментариев
На стыке зимы и весны - выпускница-2014 Юлия Федотова о семинаре в Голицыне
дата 29 марта 2014
время 10:09
автор Федотова Юлия Александровна

28 февраля - 1 марта 2014 г. в Голицыно прошёл семинар региональных координаторов проекта "Развитие гражданского образования в российских регионах". Семинар является продолжением начатой в 2013 году работы, связанной с развитием гражданского образования в школах Ростовской области, различных образовательных учреждений Ставропольского края и в ВДЦ "Орлёнок". В 2014 году к проекту присоединились представители ещё двух регионов - Ярославской и Волгоградской областей. Организаторами данного семинара и идейными вдохновителями и координаторами всего проекта являются Европейский центр Вергеланда (г. Осло, Норвегия) и Московская школа гражданского просвещения.

Семинар был направлен на решение ряда задач: оценка промежуточных результатов школьных проектов в регионах; знакомство с новыми участниками проекта; развитие потенциала участников в качестве экспертов в сфере гражданского просвещения в своих регионах; поддержание профессиональных сообществ, заинтересованных в гражданском образовании в регионах. Полагаю, что в процессе работы все эти задачи были успешно решены.

В первый день семинара партнёры из Ростова-на-Дону и Ставрополя представили результаты реализации проектов, запущенных в прошлом году. Проведённая работа позволила говорить о двух моделях реализации проекта по развитию гражданского образования. Первая - "направляющая" модель, в которой руководство проектом осуществляет преподавательский состав кафедры социальных коммуникаций и технологий Южного федерального университета и лично заведующая кафедрой д.с.н., проф. Денисова Г.С., при этом участниками проекта являются преподаватели школ города Ростова-на-Дону и области. Опыт коллег из Ростова показывает, что идея социально-активной личности освоена педагогическими коллективами школ на вербальном уровне ("мы уже давно так работаем"), но не осознается ими как ценность, также педагоги не владеют технологиями формирования социально активной личности. Успешность внедрения идей и технологий гражданского образования зависит, в первую очередь, от заинтересованности администрации школы. И если этой заинтересованности нет, то, как правило, такая школа не включается в проект. Кроме плотного взаимодействия со школами, входящими в состав региональной инновационной площадки (а их на сегодняшний день уже семь), проведена серьёзная работа и в университете: утверждена учебная программа и сделаны 2 набора студентов на программу «Обществознание и правовая защита детства», проведено обучение преподавателей кафедры в области интерактивных методов обучения в сфере прав человека.

Вторая модель, которую условно можно назвать партиципативной, представлена коллегами из Ставрополя. Здесь действует девять проектных площадок в школах города, при этом в каждой школе есть свой руководитель проектной площадки, который вместе с педагогами и детьми определил тематику проекта, реализуемого в школе. В работу проектных площадок включены и университеты Ставрополя, и музеи, и учреждения дополнительного образования. Общую координацию проекта в регионе осуществляет Ольга Бодрова, председатель правления Фонда Мира на юге и Северном Кавказе. Представленный опыт был с интересом воспринят представителями Ярославской и Волгоградской областей, включающимися в проект.

Безусловным открытием семинара стали новые тренеры - Игорь Корниенко, руководитель регионального центра прикладной психологии и социальной работы, руководитель исследовательской лаборатории Львовского областного института подготовки учителей (Львов, Украина) и Мажена Рафальска, эксперт-тренер Совета Европы (Польша). Их первое занятие было посвящено выявлению уровня компетентности и ожиданий участников семинара. Работая с группами, в парах, мы рассматривали комплексный подход к гражданскому просвещению на основе Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образования в области прав человека, которая, кстати, была принята и Российской Федерацией как полноправным членом Совета Европы.

Первый весенний и день - он же второй день семинара был посвящён анализу задач регионального координатора проектов гражданского образования и специфики работы с различными субъектами проекта. Очень интересную сессию провела Мажена Рафальска, представив процесс трансформации польской системы образования, начиная с 1989 г., когда главой польского правительства стал Тадеуш Мазовецки, первый некоммунистический премьер-министр, по 2013 г. Рассматривая процессы, происходившие в польском образовании на протяжении почти четверти века, все участники семинара без труда провели параллели с изменениями нашей системы образования. Но при всей схожести этих процессов школы в Польше, в отличие от наших, получили достаточно большую автономию и находятся в ведении местных органов самоуправления.

Семинар в Голицыно был очень продуктивным и позволил не только представить промежуточные результаты реализации проекта в регионах, но и включить в этот процесс представителей новых регионов, обсудить предстоящие варианты межрегионального сотрудничества. И, что не менее важно, мы все вместе смогли создать замечательную творческую атмосферу, когда тебя окружают единомышленники, для которых гражданское образование - это неотъемлемая часть их профессиональной и гражданской жизни. Огромное спасибо Московской школе гражданского просвещения и Европейскому центру Вергеланда за эту замечательную, плодотворную встречу, вдохновение и полёт мысли!



нет комментариев
«Орлёнок»: осмысление опыта гражданской жизни
дата 01 августа 2013
время 13:43
автор Федотова Юлия Александровна

«Орлёнок» - это особое пространство, «впитывающее» в себя благодаря приезжающим сюда детям и взрослым из всех концов России практики, отношения и всю цветущую сложность гражданской жизни. Причём на протяжении всех 53 лет своего существования.

Что такое «Орлёнок»?

Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» появился в период так называемой «хрущёвской оттепели» в 1960 году и стал наряду с «Артеком», основанным гораздо раньше (1925 г.), крупнейшим детским воспитательно-оздоровительным учреждением.

«Орлёнок» начала 60-х гг. – это палаточный летний лагерь, куда на лето приезжало около 1500 детей из разных концов СССР.

Современный «Орлёнок» - это федеральный детский центр, размещающийся на территории около 300 га, в котором действуют семь детских лагерей, из них четыре круглогодичных: «Солнечный», «Звёздный», «Стремительный», «Штормовой», три летних «Комсомольский», «Дозорный», «Олимпийский». Кроме этого, в «Орлёнке» есть школа, отдел детского творчества, астрономическая обсерватория, Дом авиации и космонавтики, Дворец культуры и спорта, библиотека, музей, и, конечно же, большой спортивный комплекс. О каждом лагере, педагогическом отделе можно рассказывать бесконечно, поскольку у каждого объекта – своя интереснейшая история, особая нажитость, совершенно особенные люди. Например, Дом авиации и космонавтики в 1969 году открывал Алексей Леонов – большой друг «Орлёнка», с лёгкой руки которого практически весь первый отряд космонавтов побывал в нашем центре, ежегодно у нас проводится специализированная смена «Объединённые космосом».

Ежегодно «Орлёнок» принимает около 20 тысяч детей 11-16 лет из всех регионов РФ. «Орлёнок» полностью автономен в обеспечении своей жизнедеятельности, это небольшой город со своей собственной инженерной инфраструктурой, автобазой, грузопассажирским пирсом, медицинским корпусом, почтовым отделением.

«Орлёнок» изначально задумывался как лагерь комсомольского и пионерского актива, куда направлялись дети по рекомендациям советов пионерских дружин и комитетов комсомола общеобразовательных школ. Кроме того, внутреннее пространство тогдашнего «Орлёнка» существенно отличалась и от «Артека», да и вообще от авторитарной системы воспитания того времени - «бездетной педагогики», «педагогики массовых мероприятий».

Педагогические истоки. Коммунарство

И здесь не обойтись без небольшого лирического отступления про педагогические истоки «Орлёнка». 60-е гг. 20 века дали России такой педагогический феномен, как коммунарство. Опыт коммунарства, коллективных творческих дел, стали хрестоматийными. По мнению Наты Крыловой, коммунарство – это классика современной педагогики свободы, которая сохраняется благодаря духу творческих поисков столь разных и одновременно столь близких друг другу педагогов – И.П. Иванова, Ф.Я. Шапиро, А.В. Мудрика, О.С. Газмана, А.Н. Лутошкина, В.П. Бедерхановой и многих других.

Коммунарство возникло в середине 50-х гг. 20 в. в Ленинграде. Именно там родилась знаменитая Фрунзенская коммуна, у истоков которой стояли И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро и Л.Г. Борисова. Ими и была придумана новая методика воспитания, которая являлась своеобразным осмыслением педагогического опыта А.С.Макаренко и С.Т. Шацкого, школ-коммун 20-х гг. Несмотря на то, что коммунарство вошло во все учебники педагогики, осмыслено во множестве диссертаций, рассказать о том, что собой представляло это движение, эта методика, очень сложно. Об этом, кстати, говорил и первый «биограф» коммунарства – Симон Соловейчик. И об этом до сих пор говорят многие люди, в чьей жизни была Фрунзенская коммуна.

Можно выделить несколько основных принципов, на которых «стояло» коммунарство: установка на постоянное добротворчество, абсолютная бескорыстность; забота о людях, пять само-: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ; особые, равные отношения со взрослыми, с педагогами; творчество и коллективизм, по выражению В.Караковского, "в самом высоком смысле слова". Безусловной инновацией был принцип «Сегодня я подчиняюсь, а завтра руковожу» - принцип сменности актива. И ещё важная деталь: коммунарство никто не организовывал сверху, это сообща рождённая идея и воплощённая инициатива детско-взрослого сообщества: жить ярко, интересно, помогать людям: «Наша цель — счастье людей», «Живи для улыбки товарища», «Каждое дело творчески - иначе зачем?»

Распространению коммунарства в стране очень помогал заочный Клуб юных коммунаров (КЮК), созданный С.Л. Соловейчиком при газете «Комсомольская правда».

Летом 1962 года в «Орлёнке» появился отряд из 51 комсомольца, которые лучше всех выполнили задания заочного Клуба юных коммунаров (в скобках замечу, что лагерь был пионерский, и отряд старших школьников – это был определённый выход за рамки). А из Фрунзенской коммуны эту смену приехали семь ребят-коммунаров и трое вожатых – Виктор Малов, Ирина Леонова и Любовь Балашкова. Задача была простая и очень сложная – сделать практикой жизнь по-коммунарски: содружество детей и воспитателей, свобода творчества, духовное возрождение. И всё получилось! С этого сбора пошла цепная реакция: возвращаясь из «Орлёнка» в свои школы, ребята искали близких им по духу учителей, создавали секции Клуба юных коммунаров, вдохновляли взрослых и одноклассников работать, жить как на сборе в «Орлёнке». Этот удачный опыт было решено продолжить, и в 1963 году в «Орлёнке» прошёл 1-й Всесоюзный сбор комсомольцев–школьников, на который приехало уже 500 ребят. Это был огромный риск: с таким количеством старшеклассников никто не работал в детских лагерях, тем ценнее было рождённое на сборе понимание того, что в «Орлёнке» можно и нужно работать со старшеклассниками, что такие смены оказывают значительное влияние на личность подростка, дают хороший результат.

Я полагаю, что идеи коммунарства и его педагогическая технология – коллективно-организаторская деятельность – это уникальная, не имеющая аналогов практика формирования и развития гражданственности молодёжи. И её вполне возможно рассматривать как ресурс для организации жизнедеятельности современных подростков, с одной стороны, и как противостояние таким «оболванивающим» проектам, как «Идущие вместе», «Молодая гвардия» и иже с ними.

Но вернёмся в «Орлёнок» начала 60-х гг. Группа педагогов (Л.А. Балашкова, В.А. Малов, А.В. Мудрик, О.С. Газман, В.Ф. Хозов и др.) во главе с легендарной начальницей «Орлёнка» - орлятской мамой Алисой Фёдоровной Дебольской, вбирая передовой педагогический опыт того времени, разрабатывали уникальную методику работы с подростками в условиях детского лагеря. Коллектив впитывал и модифицировал лучшие региональные практики воспитания и образования детей, которые по сути своей были социально направленными: из Ленинграда привезли коммунарство, из Новосибирска – игровую ролевую деятельность, из Москвы – макаренковскую педагогическую систему и др. Сообща рождались законы и традиции «Орлёнка», которые были не декларируемыми, а реально действующими, и вожатым нужно было овладеть очень непростым умением - проводить коллективные обсуждения и принимать законы. Законы были очень простыми и очень содержательными. Например, закон поднятой руки: если тебе необходимо сказать что-то важное, высказаться в отряде, в группе, просто подними правую руку. Это уважение к говорящему, поэтому выслушай, не перебивая, а если критикуешь – предлагай.

Алиса Фёдоровна сумела создать замечательную, творческую атмосферу: в «Орлёнок» не только и не столько педагоги, сколько интересные талантливые люди, очень разные, с разным опытом. Музыканты, художники, врачи, спортсмены, инженеры становились вожатыми и работали с детьми. На слёте ребят-победителей физических, химических, математических олимпиад 1965 года вожатыми работали физтеховцы Александр Серебров (будущий лётчик-космонавт), Александр Филиппенко (ныне замечательный актёр), Николай Кузнецов (будущий директор Института проблем передачи информации РАН, доктор технических наук), Вячеслав Каменский (ныне заместитель директора Института физических проблем им. П.Л. Капицы, доктор физико-математических наук) и др. В «Орлёнок» приезжали преподаватели из московских, ленинградских университетов, Академии наук, Новосибирского Академгородка.

Гостем «Орлёнка» в 1965 году был и Игорь Семёнович Кон, который говорил: «Лично для меня «Орлёнок» доказал наглядно на все времена: даже в условиях политической реакции, страха, всеобщего почти что ханжества и карьеризма – можно сделать что-то с человеческим лицом. Причем, сославшись на известные цитаты классиков и даже руководителей режима. В этом и заключалась скрытая подрывная сила новой педагогики: если принять слова, звучавшие с трибун, всерьез и посмотреть вокруг, то что-то с чем-то драматически не совпадало…»

1966 год. Разгром

Конечно же, долго такое продолжаться не могло. Усиленно закручивались гайки пресловутой вертикали. В ЦК ВЛКСМ нашлись люди, инициировавшие отторжение идей коммунарского движения, участникам которого в те годы была предъявлена масса обвинений – например, в том, что они противопоставляют себя ленинской пионерии, ленинскому комсомолу, хотят создать свою организацию на местах и пр. Таким образом, постепенно стали закрываться коммунарские клубы, также был закрыт Всесоюзный клуб юных коммунаров в «Комсомольской правде». Вся эта ситуация не могла не отразиться на «Орлёнке» - одном из главных носителей идей коммунарства. В 1966 году в «Орлёнок» приехала комиссия ЦК ВЛКСМ. В результате работы этой комиссии появилось постановление ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостатках в воспитательной деятельности лагеря «Орленок» (июль 1966 г.), после которого произошла смена руководства лагеря. Спустя много лет А.Ф. Дебольская, вспоминая об этих событиях, сказала: «Нас ведь убили тогда, в 1966 году». Основой этого «приговорного» постановления выступил другой документ - постановление Секретариата ЦК ВЛКСМ «О работе Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок» (протокол № 60 п.13 от 18.03.1966 г.), где и были изложены основные «грехи» орлятских педагогов-новаторов. Сегодня этот документ читается не без улыбки, особенно, например, такие пассажи: «…В «Орлёнке отсутствует главное: жизнь и деятельности В.И. Ленина не стала основой всей воспитательной работы. В лагере нет ни одного портрета В.И. Ленина». Или:  «В лагере утвердилась система форм, методов и приёмов работы, направленных не на воспитание делом, а на бесконечную болтовню ребят. Они только и делают, что спорят, анализируют себя и свои поступки, прожитый день». Однако этот документ изменил судьбу не только многих людей, но и самого «Орлёнка».

Борьба за выживание добрых ростков

И всё-таки «Орлёнок» выжил, несмотря на активное «закручивание гаек» и «взятие ситуации под контроль» вышестоящей организацией. Можно выделить две важные тенденции 70-х гг.: наличие формальной, административной, «заказной педагогики» как результата вмешательства партийных функционеров в педагогическую среду лагеря, а также присутствие ценностей, изначально заложенных в орлятскую педагогику Ивановым И.П., Газманом О.С., Мудриком А.В., Дебольской А.Ф., которые сохранялись, но в неформальном, «андеграундном» виде. Алексей Бруднов, работавший в этот период вожатым в «Орленке», характеризует это время как «скрытую борьбу за выживание добрых ростков, которые пытались растоптать»[4], а также отмечал, что администрация старалась превратить «Орленок» в некое подобие «Артека» - символ вечного праздника и показушного благополучия советских детей, в то время как оставшиеся малочисленные старые кадры пытались сохранить «гуманное лицо» лагеря. Дух инновации, привнесённый коммунарством, при официальном отторжении сохранялся в качестве смысловых аспектов в культурном пространстве лагеря (в законах, традициях, песенной культуре, символике и пр.). В 70-80-х гг. в «Орлёнке» проходит множество слетов, сборов, фестивалей, которые, с одной стороны, подтверждают статус «Орленка» как лагеря ЦК ВЛКСМ общероссийского масштаба, а с другой, транслируют опыт лагеря в пионерские и комсомольские дружины страны. И ещё важный момент: именно в этот период начинает активно работать Школа пионерских вожатых «Ориентир», которая была открыта в 1967 году, но по-настоящему её деятельность «развернулась» в 70-е гг. Создателям Школы удалось найти очень тонкое и верное соотношение коллективного и личностно ориентированного воспитания, которое определялось девизом «Дойти до каждого!»: сделать так, чтобы каждый участник коллектива был активным участником совместной деятельности, чтобы каждому нашлось дело по душе, чтобы каждый мог привнести вклад в общее дело.

Лично для меня и моей семьи этот период важен ещё и тем, что в 1977 году в «Орлёнке» встретились мои родители, приехавшие сюда в Школу пионерских вожатых, а меня вместе с моими мамой и папой воспитывал весь вожатский отряд «Товарищ» детского лагеря «Солнечный».

Второе дыхание. «Комсомольский»

Конец 80-х - первая половина 90-х годов – это, пожалуй, самый кризисный период в истории «Орлёнка» как, впрочем, и всей страны. В 1990 г. была распущена Всесоюзная пионерская организация, в 1991 г. не стало СССР, и тогда же был распущен ВЛКСМ. Все эти процессы не могли не отразиться на существовании «Орленка». С отсутствием пионерской и комсомольской организаций сам статус «Орленка» становится неопределенным, не говоря уже о главных целях, задачах и содержательных аспектах деятельности. Именно в это время разрушается целостность педагогической системы «Орленка», распадаются связи и основы деятельности, происходит жесткая автономизация детских лагерей в рамках «Орлёнка», возникает критическая ситуация с кадровым составом, ежегодная сменяемость которого достигла 80-90%. Материальная база резко ухудшилась, финансирование практически прекратилось. Парадоксально, но именно в этих условиях в «Орлёнке» происходит всплеск социальной активности и педагогического творчества. Начальники детских лагерей «Орлёнка», пытающиеся выжить в новых условиях смены руководства, отсутствия моноидеологии, отсутствия всякого финансирования, начинают выстраивать  партнёрские отношения с различными общественными и государственными структурами для реализации детских программ. Со временем у лагерей появляются постоянные заказчики и организаторы тематических и специализированных программ, в функционал которых входит как финансовая помощь детским лагерям, так и привлечение специалистов для реализации своих программ. Такое сотрудничество способствовало обогащению опыта представителей педагогических коллективов лагерей, освоению ими новых форм работы с детьми и в целом стимулировало формирование новой парадигмы воспитания.

Ярким примером такого сотрудничества является деятельность педагогического коллектива детского лагеря «Комсомольский». В 1990 году в лагере прошёл уже ставший легендарным Сбор-90 - Всесоюзный сбор учащихся-комсомольцев. Модель этой смены была разработана группой учёных Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Е. И. Казаковой и Ю. И. Виноградова совместно с научным работником НИИ общих проблем воспитания АПН России А.И. Гавриковым. Смена проходила в форме игры, рассчитанной на полную самоорганизацию старшеклассников в течение всех 30 дней пребывания в лагере. Идея игры — город «Комсомольский» со своими горсоветом, верховным судом, научным и компьютерным центром, телевидением и т.п. Это сегодня никого не удивишь выборами и PR кампаниями, а тогда это было впервые, и мэром города стал одиннадцатиклассник Индулис Залитис из Латвии. Это было уникальное пространство – как для взрослых, так и для школьников, - пространство диалога, возможности выразить своё мнение и быть услышанным.

Подобные партнёрские отношения складывались у каждого лагеря, и в «Орлёнке» до сих пор с особой теплотой встречают педагогов из Челябинска, Костромы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, ведь в памяти сохранились те замечательные программы регионального взаимодействия 90-х годов.

А что сегодня?

Сегодня «Орлёнку» приходится балансировать между коммерчески ориентированными тематическими программами, которые позволяют зарабатывать дополнительные денежные средства, и государственным заданием, сформулированным нашим непосредственным учредителем – Министерством образования и науки РФ. Это задание выражается в определённом количестве детей, принять которых наш центр обязан в течение года. Вместе с тем содержательные основы своей деятельности мы по-прежнему формулируем сами, опираясь на разнообразные стратегические федеральные документы, как то: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы и т.п.

Сегодня в центре происходит смена поколений начальников детских лагерей, которые активно ищут новое содержание деятельности, а, значит, и лицо своего лагеря. И в «Солнечном» это добровольчество, «Звёздном» - социальная идентичность и диалог, в «Стремительном» - гражданская позиция, гражданское самоопределение, в «Комсомольском» - социокультурная деятельность, в «Олимпийском» - олимпийское образование и здоровый образ жизни, в «Штормовом» и «Дозорном» - гражданское и патриотическое воспитание.

Сегодня в «Орлёнке» возрождаются международные смены, которые не проходили уже много лет. В 2011 году на смену «Диалог культур через диалог личностей» приехали ребята из 9 стран. Они учились выстраивать конструктивный диалог, знакомились с культурным многообразием своих стран.

В 2012 гг. «Орлёнок» получил статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО, и в детском лагере «Солнечный» прошёл молодёжный форум «Вода и Всемирное наследие». Форум был направлен на привлечение общественного внимания степени экологического воздействия человека на воду, актуализацию для молодого поколения необходимости применения технологий «Чистой воды», значимости культурного и исторического наследия воды.

«Орлёнок» также выступил одним из инициаторов возрождения общения с педагогами  крупнейших детских центров на постсоветском пространстве: с 2010 г. мы проводим Фестиваль «Содружество», который собирает наших друзей и единомышленников из России, Украины, Беларуси, Казахстана и Болгарии.

И ещё один интересный проект, который мы реализуем с 2010 года - образовательная программа «Твой след на планете». Суть этой программы – познакомить детей с раздельной утилизацией бытовых отходов, поскольку в «Орлёнке» внедрена система фракционного сбора мусора. Для многих детей это настоящее открытие. Конечно, мы понимаем, что, вернувшись домой, не каждый ребёнок будет сортировать мусор просто потому, что в родном городе нет соответствующей инфраструктуры, но важно, что он здесь задумывается над тем, какой след он оставляет и какими простыми действиями, способами можно сократить собственное негативное влияние на окружающую среду и как можно найти единомышленников для совместных действий в этом направлении.

Я очень надеюсь, что «Орлёнок» сможет и дальше активно воспринимать опыт регионов России, связанный с гражданским образованием, творчески его осмысливать и дарить подросткам, которые сюда приезжают, радость открытий, опыт проживания и участия, важность осмысления себя и других, потребность диалога.



нет комментариев
Путь : Главная / Юлия Александровна Федотова
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр