Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Гульжанат Абуталимовна Минатулаева (Арифмезова)  
Гульжанат Абуталимовна Минатулаева (Арифмезова)

Гульжанат
Абуталимовна Минатулаева (Арифмезова)

Выпускник 2013 года Страна: РоссияРегион: ДагестанНаселенный пункт: МахачкалаМесто работы: журналист-фрилансерДолжность: ЖурналистОбразование: высшее экономическоеОбщественная и политическая деятельность: участие в общественных мероприятияхМотивы для участия в программах Школы: хочу начать активную деятельностьЗнание языков: английский начальныйFacebook: https://www.facebook.com/garifmezovaTwitter: garifmezovaСайт (или блог): http://guerra14.livejournal.com/
Публикации

Гуля Арифмезова. БесЦЕНные проверки 04.12.2009 Гуля Арифмезова. БесЦЕНные проверки Прокуратура Дагестана выявила, что аптеки, работающие на дагестанском рынке, нарушают постановление Правительства РФ, ограничивающее торговую наценку – не более 23 %. Некоторые аптеки реализуют лекарства с розничной надбавкой до 102 %. Однако вряд ли прокуратура полагала, что её проверка только усугубляет проблему фальсификата на рынке лекарственных средств и способствует коррупции в этой сфере. Напомним, что, согласно постановлению Правительства РФ 26.042002 № 71 «О порядке формирования и применения цен на жизненно необходимые и важные лекарственные средства и изделия медицинского назначения в Республике Дагестан», предельные оптовые надбавки установлены в размере 23 % от фактической отпускной цены производителя либо организации оптовой торговли, а предельные розничные надбавки установлены в размере 27 %. Проверка, проведённая Прокуратурой Дагестана совместно с Управлением Росздравнадзора по РД, выявила превышение ограничений наценки практически по всей территории республики. Нарушения зафиксированы в аптеках Бабаюртовского, Карабудахкентского, Хунзахского, Ногайского, Кайтагского, Левашинского, Ботлихского районов. Практически по всем фактам нарушений превышение торговой наценки колеблется от 30 до 50 %. Из известных аптек в список нарушителей попали и рекордсмен наценок «АС-престиж» – 102 % наценки, и популярная аптека «Витрум». По выявленным фактам прокуратурой возбуждено 17 дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14,6 КоАП РФ. Но так ли обоснована подобная, в некоторой степени даже социалистическая оценка деятельности частных аптек? Для начала оценим объёмы рынка фармацевтической продукции Дагестана. Если предположить, что ежедневно каждый житель нашей республики тратит в среднем около 100 рублей в день на медикаменты, то месячный оборот лекарственных средств в республике составит около 2 млрд рублей. Бюджет ФОМСа РД за прошлый год составил 6,5 млрд руб. Из них на лекарства расходуется порядка 16 % – 17 % этой суммы, то есть 1 – 1,5 млрд. То есть эта сумма сопоставима со всем оборотом фармацевтической продукции в республике. Так вот, на сегодняшний день вся информация о конкурсах и аукционах доступна на сайте dagtorgi.ru (официальный сайт Республики Дагестан для публикации информации о размещении заказов). Анализ данных конкурсов и аукционов на поставку медикаментов и изделий медицинского назначения лечебным учреждениям показывает, что в тендере участвуют и выигрывают чаще всего одни и те же аптеки: это, как правило, аптеки Аптечного управления, часто встречающийся в статусе победителя некий ИП Сулейманов «Аптечный склад», «Медфармаснаб» и прочие. Периодически мелкие заказы на сумму от 15 до 50 тысяч достаются различным аптекам, но это, скорее, условности. Из отслеженных нами с начала года контрактов на общую сумму более 170 миллионов рублей чуть менее половины заключено с ГУ «Аптечное управление» (более 78 миллионов), далее (в порядке убывания суммы контракта) – с группой «аптек-фаворитов» (на сумму более 62 млн) и прочие заказы на сумму около 22 млн. В 2007-м году «Черновик» проводил подобный анализ на основе данных о тендерах, публикуемых в «Дагправде». Ничего не изменилось, только поменялся круг «избранных»: за период с мая 2006 по февраль 2007 было разыграно (согласно объявлениям) контрактов на 60 млн рублей. Из тех 60 млн рублей контрактов и тогда почти половину получили государственные аптеки Аптечного управления Минздрава РД, львиная доля оставшихся средств была распределена между аптеками «Ибн-Сина», «Сантэ», «Дагфарм», Медфармснаб (МФС). Процентное соотношение доли Аптечного управления и Ко на фармрынке даёт нам представление о состоянии аптечного рынка в целом. По нашим оценкам, не менее 70 % рынка занято этими несколькими, аффилированными так или иначе с министерством аптеками. Аптеки аптечного управления чаще всего полупустые и широким ассортиментом не отличаются. Имея гарантированного покупателя на дорогостоящий сегмент препаратов, поставляемый напрямую в больницы и поликлиники, этим аптекам не так важна борьба за розничного покупателя. Поэтому они могут позволить себе и заниженные расценки, и скудный ассортимент. Ставшее крупнейшим поставщиком Аптечное управление не учитывает покупательский спрос своих розничных аптек, практически эти аптечные пункты с минимальным набором предложенных покупателю медикаментов становятся просто вывесками. Аналогичным образом препараты, продающиеся в сети аптек «МФС», например, дешевле на 20 % по некоторым видам лекарств. Условно это можно назвать перекрёстным субсидированием, когда в розницу товар дешевле за счёт сбыта этих же препаратов большими партиями по более высоким ценам государственным и муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям. От цены – к качеству А как же соотношение цена – качество? Владелец аптеки, согласившийся дать сведения на условиях анонимности, рассказал, что торговая наценка в 23 – 27 % невыгодна продавцам розничной сети: она не позволяет окупить все расходы, именно поэтому часто аптеки закупают фальсификат, соблазнившись завышенной ценой в накладной. Продавать эти препараты выгоднее. И формировать торговую наценку простым сложением цифр, по меньшей мере, несправедливо. Если исходить из подобной логики, выгоднее торговать фальсификатом, благо на бумагах всё будет как полагается. На одной из сессий Народного собрания председатель комитета по социальной политике Мурзадин Авезов озвучил цифру: на рынке лекарств – 50 % фальсификата, его оценка вызвала резкую реакцию министра здравоохранения Ильяса Мамаева, возразившего, что фальсификата 3 – 4 %. Обратим внимание на контроль качества медицинских препаратов. Средства на медикаменты, разыгрываемые на торгах, в основном поступают в ЛПУ из средств ФОМСа. Но правом проверять качество закупленных препаратов обладает Росздравнадзор. То есть ФОМС выделяет средства, но гарантии, что на выделенные средства приобретут качественный препарат, он не имеет. Единственное косвенное свидетельство фальсификата – отсутствие улучшений у больных после приёма лекарства. Гарантировать качество призван Росздравнадзор, у которого нет собственной независимой лаборатории. Большинство заказов на поставку лекарственных средств выигрывает Аптечное управление Минздрава РД и аптеки, так или иначе аффилированные с министерством. Круг замкнулся: Минздрав выигрывает конкурсы, которые организуют, в том числе и подведомственные, а также зависимые от него больницы, а надзирает за качеством его поставок не Росздравнадзор, а сам Минздрав, потому что реально только у него есть лаборатории. К сожалению, при всех благих намерениях прокуратура поработала на руку коррупции и большей закрытости рынка лекарственных средств. В списках аптек, завысивших торговую наценку, не оказалось ни одного крупного поставщика республиканских и муниципальных ЛПУ. Итак, в основе борьбы за доступные цены на лекарства лежит борьба с коррупцией, а не с её последствиями в виде кособокого ценообразования. Общественно-политический еженедельник Черновик Гуля Арифмезова. Таблетка от жадности 29.01.2010 Гуля Арифмезова. Таблетка от жадности Пока Госдума во втором и третьем чтениях обсуждает пакет законопроектов, регулирующих рынок медикаментов, в Дагестане государственные и муниципальные учреждения активно заключают контракты на поставки лекарств на полгода-год. Декабрь-январь – пиковое время тендеров и аукционов для ЛПУ. Многие крупные аукционы ещё не закрыты. Но как бы ни изощрялся законодатель, устойчивая коррупционная система поставок лекарств в ЛПУ Дагестана обладает высокой степенью адаптируемости к любым нововведениям. Ты – мне, я – тебе… Анализ данных конкурсов и аукционов на поставку медикаментов и изделий медицинского назначениялечебным учреждениям показывает, что в тендере участвуют и выигрывают чаще всего одни и те же аптеки (см. материал «Бесценные проверки» в № 49 от 4 декабря 2009 года). В 2007 году «Черновик» проводил подобное исследование (см. материал «Порассуждаем» в № 49 от 26 октября 2007 года): результаты существенно не отличаются. Закономерностью этого рынка является передел сфер влияния как территориально, так и по видам лекарств. Так, анализируя результаты торгов, данные о которых размещены на сайте dagtorgi.ru за декабрь 2009 – начало января 2010 года, мы видим, что аптека МФС вот уже три года подряд выигрывает в тендерах на поставку онкологических препаратов в республиканские больницы. Аптечная сеть «36,6» стабильно получает государственные заказы на поставку лекарств в городские больницы Махачкалы. «Дагфарм» обеспечивает районы (Хунзахский, Левашинский) и т. д. По данным «ЧК», аптека МФС аффилирована с бывшим вице-премьером Дагестана Гитиномагомедом Гаджимагомедовым. Мало кто знает, что представленный на многих аукционах как ИП Сулейманов «Аптечный склад» – Арсен Сулейманов – хозяин сети аптек «Ибн-Сина». На этом рынке существует узкий круг участников аффилированых к ресурсным точкам здравоохранения, в данном случае имеются в виду Минздрав и Аптечное управление (АУ). Бросается в глаза в этом списке лидеров набирающее обороты московское ОАО «Фармимэкс», специализирующееся на закупках и оптовых поставках лекарств. Фирма (запущена в 2005 г. в рамках реформы здравоохранения), войдя на местный рынок как оператор системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО – получают все представители льготных категорий граждан), стабильно выигрывает тендеры на поставку лекарств у самых крупных учреждений Дагестана. Один из самых крупных аукционов РКБ по поставке препаратов свёртывания крови выиграл именно «Фармимэкс». Так вот, «Фармимэкс» официально заключил договор с Аптечным управлением МЗ РД и сделал его практически своим дистрибьютором на условиях сетевого маркетинга. Поставка препаратов им осуществляется через АУ. Теперь Аптечное управление не только закупает препараты у этой фирмы, но и пользуется всеми плюсами сетевой торговли (бонусы за каждую проданную партию лекарств, вознаграждение продавца и т. д.). Что характерно, цену единицы поставляемого препарата не определить: в извещениях и заявках этой информации нет, как и количества заказываемого препарата, – только сумма заказа. А отпускаться лекарства будут опять же через АУ. К слову, «Фармимэкс» – правопреемник Главного аптечного управления МЗ СССР, а затем и России. В 1992 году МЗ России приватизировал своё АУ, на месте которого и образовался «Фармимэкс». Когда работают принципы сетевого маркетинга, дистрибьютору-менеджеру невыгодно впускать на рынок ещё кого-либо: чем выше продажи, тем выше прибыль. Чтобы ограничить вхождение дистрибьюторов других фармацевтических компаний на дагестанский фармрынок, в секторе поставок государственных и муниципальных ЛПУ появляются невыполнимые требования к участникам тендеров, например, ссылка на некую инструкцию, согласно которой участвовать в тендерах можно только при наличии 42 договоров с аптеками в районах. По сути, запрет на вхождение в рынок из-за непредставленности в рынке противоречит букве и духу антимонопольного законодательства и принципам свободного предпринимательства. Обратите внимание: аптеки Аптечного управления чаще всего полупустые и широким ассортиментом не отличаются. То же можно сказать и об аптеках «Дагфарм», «Ибн-Сина». В них дешёво – факт, но они могут себе позволить и заниженные цены, и скудный ассортимент, имея гарантированные оптовые контракты по ценам, судя по закрытости информации, гораздо выше рыночных. Чё почём? Как ни странно (а может, наоборот – ничего удивительного), все те меры, которыми занято федеральное правительство, «реформируя» аптечный рынок, ведут к обратным результатам: появляются качественные и доступные для населения препараты, повышается охрана здоровья и т. п. Госрегулирование цен на лекарства может привести к тому, что некоторые виды лекарственных препаратов, производство и поставки которых станут нерентабельными для фармацевтических компаний, исчезнут из аптек. Производители, чтобы удержать марку на прежнем уровне, могут перейти на оборот более дешёвых аналогов, что порой означает и менее качественных. С ростом ограничений в аптеки будет попадать всё больше фальсификата (лаборатория по оценке качества лекарственных препаратов есть только у Минздрава, а если основной оборот лекарственных средств идёт как раз через Аптечное управление Минздрава, то на строгость контроля надеяться не приходится). Простые граждане с советских времен считают, что за цену лекарств в аптеках напрямую отвечает государство. Они не хотят разбираться, кто виноват в высоких ценах, и меры правительства – это, прежде всего, попытка показной заботы о народе. Госрегулирование цен на лекарства – чистой воды политический популизм: дабы сохранить рейтинги до парламентских и президентских выборов, до которых остаётся не так уж много времени, власть пытается не допустить роста социальной напряжённости. Можно было бы ограничиться рыночными методами регулирования цен на лекарства. На самом деле всё гораздо проще: необходима конкуренция. Проверка Прокуратурой РД и УФАС по РД сложившейся системы поставок лекарственных средств для местных, государственных и муниципальных ЛПУ способствовала бы ограничению роста цен, повышению качества и исключению фальсификата из оборота рынка фармацевтических препаратов, расчётам на уровне простых арифметических действий по выявлению и пресечению «спекуляций». Цены в аптеках – это градусник. И бороться с ними методами административного жаропонижения – безнадёжное дело. Общественно-политический еженедельник Черновик Гуля Арифмезова. Без лицензии 04.12.2009 Гуля Арифмезова. Без лицензии 60 больниц республики были признаны Роспотребнадзором непригодными для оказания медицинских услуг. На данный момент в спешном порядке устраняются недостатки для продления лицензии на медицинскую деятельность. Правда, буквально за неделю – с 22 ноября по 1 декабря – из этих 60 лицензию смогли продлить 15 лечебных учреждений. В этом году истекает срок лицензии (она выдаётся на 5 лет) у большинства медицинских учреждений. Для её получения требуется в том числе и заключение Роспотребнадзора. Учреждения, не устранившие обнаруженные нарушения в срок, не прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Нарушения, как говорят в Роспотребнадзоре, типичные для всех лечебных учреждений: постоянно откладывающийся капитальный ремонт, отсутствие вентиляции в помещениях, нехватка медицинского и диагностического оборудования. Большинство медучреждений Махачкалы в спешном порядке провели капитальный ремонт, но многим ещё предстоит продлениелицензии. По сей день в Махачкале остаются без лицензий муниципальные поликлиники №№5, 9, женские консультации №№1 и 4. В общем, по республике остаются нелицензированными 29 участковых больниц, 73 врачебные амбулатории и два Республиканских противотуберкулёзных диспансера – Дербентский и Избербашский. Теперь в некоторых больницах и поликлиниках, не продливших вовремя лицензию на медицинскую деятельность, стали выдавать вместо положенного листка нетрудоспособности обычные справки. После сезонного гриппа пациентов стало ощутимо больше, а в бухгалтериях не могут оформить пособие по справке: она не является документом. К примеру, в администрации Махачкалы попытались решить проблему, перенаправив больных в лицензированные поликлиники, расположенные максимально близко к месту проживания. Жителям сельских районов сложнее: ЦРБ Сулейман-Стальского, Ахтынского, Хивского и Магарамкентского районов до сих пор остаются без лицензий. Не устранены все недостатки. Люди из сёл вынуждены ехать в республиканские больницы. «Все документы для продления лицензии, в том числе и заключение Роспотребнадзора, руководители лечебных учреждений должны предоставить за полтора месяца до окончания срока предыдущей лицензии. Столько же времени отводится нам по закону для принятия решения. Многие из них не успели уложиться в эти сроки. Как итог – нынешняя ситуация», – говорит начальник отдела лицензирования Министерства здравоохранения республики Хулатда Магдиев. «ЧК» публиковал серию публикаций и фоторепортажей о состоянии ЛПУ республики (№ 26 от 29.06.2007 – «Почувствуйте разницу», № 7 от 15.02.2008 – «Не люди – койко-дни», № 8 от 20.02.2009 – «Белые халаты в тёмных палатах» и прочие)и связывал плачевную ситуацию с коррупцией в сфере здравоохранения и с ограничениями административно-бюрократического характера в ней. Общественно-политический еженедельник Черновик Сюжеты можно просмотреть по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=vosElTs01gQ https://www.youtube.com/watch?v=cBN42xmoR_w https://www.youtube.com/watch?v=DAwqUnyG9DI

Награды и благодарности

их очень много, последняя от Министерства по информационной политике и массовым коммуникациям за серию работ по борьбе с экстремизмом и терроризмом


2013Право, политика, экономика, СМИ
Голицыно
21 - 27.07
Путь : Главная / Гульжанат Абуталимовна Минатулаева (Арифмезова)
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр