Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / Daria Igorevna Chernysheva  
Daria Igorevna Chernysheva

Daria
Igorevna Chernysheva

Выпускник 2014 года Страна: RussiaРегион: Moskovskaya OblastНаселенный пункт: MoscowМесто работы: studentДолжность: student-masterОбразование: политолог, факультет политических наук, АлтГУ, 2013.
Магистр, кафедра публичной политики. ВШЭ, 2015.
Общественная и политическая деятельность: 2012 - ассистент в Фонде социальной поддержки и гражданских инициатив, Алтайский край. г. Барнаул.
с 2013 - помощник арбитражного управляющего
Мотивы для участия в программах Школы: СМИ и общество - это актуальная тема в России. Более того, моя исследовательская деятельность: "РПЦ как политический актор в российском публичном дискурсе" тесно связана со СМИ: как РПЦ формирует категориальный аппарат политиков и общественности в СМИ. Знание языков: английский - свободноFacebook: нетTwitter: нет
Публикации

• Чернышева Д. И. Современность Алексиса де Токвиля// История и теория политической науки: сборник статей / под. Ред. В.Я. Баркалова. – Вып. 3. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2010. • Чернышева Д. И. Гражданская религия в Америке по Р.Беллу// История и теория политической науки: сборник статей / под ред. В.Я. Баркалова. – Вып. 4. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2011. • Чернышева Д. И. Медведев Д.А. как политический двойник// История и теория политической науки: сборник статей / под ред. В.Я. Баркалова. – Вып. 5. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. • Чернышева Д. И. Проблема взаимоотношений РПЦ и государства в современной России// VI Всероссийский конгресс политологов «Россия в глобальном мире: Институты и стратегии политического взаимодействия». Материалы. Москва, 22-24 ноября 2012. – М.: Российская ассоциация политической науки, 2012. • Чернышева Д. И. Союз РПЦ и государства в России на современном этапе// История и теория политической науки: сборник статей / под ред. В. Я. Баркалова. – Вып. 6. – Барнаул: Издательская группа «Си-пресс», 2013.

Награды и благодарности

нет

Избежать оптического обмана - Дарья Чернышева о семинаре в Зеленогорске
дата 05 апреля 2014
время 09:45
автор Chernysheva Daria Igorevna

Информационное пространство раздирает на куски. Каждый второй «в интернетах» превратился в политолога-экономиста-эксперта по выращиванию гераней практически глобального масштаба. Публика пытается тянуть одеяло на себя и убедить именно в своей правоте. В ход идут очевидно пропагандистские приемы, народ попадает в эти сети и продолжает с ожесточением дискуссию. Каждый уверен в очевидности и логичности своей позиции так, что любые пути к диалогу отсекаются на корню, оставляя лишь место базарной ругани. Прекрасно проиллюстрировал это Даниил Хармс:

Семен Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семёнович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит.

Семен Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семёнович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит.

Семен Семёнович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семен Семёнович не желает верить в это явление и считает это явление оптическим обманом.

Оптический обман – это сегодня любое событие, так как до пользователя доходят лишь искажения и интерпретации. В таком раздоре разобраться практически нереально, поэтому легче всего примкнуть к любой группе и разделять ее позицию механически. Чтобы составить собственное мнение, нужен не только обширный и разнообразный спектр СМИ, но и определенные знания. В то же время «просвещение», «критическое осмысление», «гражданская активность», - в современной России это слова, которые, считается, даже порой неудобно произносить вслух в приличном обществе. Слишком частое употребление негативно отразилось на их восприятии. Однако, именно эти «неудобные» темы стали основными на семинаре «Право. Политика. Экономика. СМИ» Московской школы гражданского просвещения, который прошел в Зеленогорске с 11 по 15 марта. МШГП – это дискуссионная площадка, для тех, кто готов критически осмысливать действительность.

Одним из направлений семинара была тема ответственности - гражданской и личной. Эту идею прекрасно сформулировала Соня Лихт из Белградского фонда политических деятелей: «Строительство лучшей жизни общества – это не задача элиты; это задача общества, наша с вами задача, поэтому мы должны влиять на нее». Необходимо помнить о том, что мы несем ответственность не только за то, что происходит в нашем доме, но и, хотя бы, в своем дворе. Поэтому так важно образование, которое не заканчивается школьной или университетской программой, углубление которого является личным выбором каждого.

Однако личность формируется не изолированно, а внутри социума, который непосредственно влияет на формирование определенного типа сознания. Есть общественные системы, где воспитание складывается таким образом, что человек способен выбрать из предложенных вариантов ценностей, идеалов, убеждений и самостоятельно сложить свою личность, взяв по кирпичику отовсюду. А есть такие, где подобных вариантов нет, поскольку чрезмерно заботливое государство заранее знает, какая система координат наиболее полезна для его граждан.

Нельзя сказать, что выбора совсем нет, просто шансы на осознанный выбор значительно уменьшаются. Почему? Потому что дискуссия исчезает из общественно-политического дискурса: есть определенное, практически сакральное видение, которое и транслируется через СМИ, а самое страшное, что и через учебники истории.Такие учебники – это некий полуфабрикат быстрого приготовления, упрощенная история для однозначного усвоения, имеющая такой же эффект, как обед в Макдоналдсе. Забежал, быстро поел, быстро усвоил, получил гастрит. История же должна учить думать, а не заучивать даты, это блюдо особого приготовления. Человек должен выбрать его из толстенной кулинарной книги, прочитать, как готовить, сходить за продуктами, самостоятельно приготовить и добавить соли и перца по вкусу.

Оказывается, история – штука еще и неоднозначная, изменчивая, меняется в зависимости от того, какое настроение у политической элиты сейчас. Объективно история течет линейно, события нанизываются на нитку времени последовательно, как шашлык на шампур. Субъективно историю можно представить как конструктор, кусочки которого складываются по-разному. В таком случае идет намеренный слом хронологий, когда события развиваются вне логики времени. Например, Высшая школа экономики недавно произвела исследование особенностей коллективной памяти российских студентов, в ходе которого выяснилось, что хронологий новейшей истории России им представляется примерно так: Горбачев был сразу после Сталина. Это не значит, что студенты глупы и недоразвиты. Нет, просто в их (и не только их) восприятии важных и значимых для России событий во временном промежутке между Сталиным и Горбачевым нет!

Исследование также выяснило, чем гордятся и чего стыдятся молодые люди в истории своего государства. Получилось, что все поводы для гордости и стыда находятся в прошлом. Именно доминанта героического прошлого является основной характеристикой коллективной памяти в настоящем. Это лакмусовая бумага того, где находится российское общество и государство и откуда оно черпает свои образы для подражания. Все бы ничего, только невозможно сформировать нормальной идентичности, опираясь на устаревший костыль. Напомним: сегодня актуальной проблемой для государства является поиск коллективной и национальной идентичности. А раз в настоящем не на что опереться, тогда проще взять с полки истории нечто трагическое и величественное одновременно, например, войну, которую все хорошо знают и помнят (спасибо школьной программе), и предложить в качестве главного идентификатора. Существует, правда, риск заплатить за такое единство милитаризацией массового сознания. При таком типе массового сознания оставаться патриотом в мирное время очень сложно, и нужно искать другую объединяющую основу. С другой стороны, всегда найдутся маленькие победоносные войны, чтобы исправить положение.

С повышением градуса публичной дискуссии растет поляризация, позиции становятся все более однозначными, упрощаются. Упрощается личная позиция, общественное мнение, взгляд на историю. Простые конструкции легко усваиваются, в них легко поверить. Реальность же не может быть описана в категориях «хорошо» или «плохо», как пытается это сделать любой «эксперт по общемировым вопросам». В совокупности особенностей сознания и восприятия нарастает и транслируется агрессия, которая приводит только к утрате взаимопонимания. Агрессия – удел мужика с дубиной, а не цивилизационного человека. Читайте книги, господа, вместо того, чтобы засорять поле продуктами своего оптического обмана.

Источник: Liberty.ru

P. S.: Программа семинара (pdf)

Видеозаписи

Аудио

Фотографии

PowerPoint-презентация Екатерины Шульман

PowerPoint-презентация Владимира Гельмана



нет комментариев
Путь : Главная / Daria Igorevna Chernysheva
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр