Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / Николай Злобин: НКО, закон о лоббизме и точность определений 

Николай Злобин: НКО, закон о лоббизме и точность определений

Николай Злобин: НКО, закон о лоббизме и точность определений 09 июля 2012, 06:23 автор: Злобин Николай Васильевич

Государственная дума в первом чтении рассмотрела вопрос об изменениях законодательства по НКО, имеющим иностранные финансовые источники. Хочу подытожить свою позицию по этому вопросу.

1. Я считаю, что такие положения закона в России необходимы. Участие иностранных денег в общественно-политической жизни любой страны должны регулироваться соответствующими правилами и законами. Поэтому я поддерживаю устремления авторов поправок и их намерения. Они никак не противоречат принципам демократии.

2. Однако, как говорится, дьявол всегда в деталях. Многие положения предлагаемых поправок, на мой взгляд, нуждаются в переработке и уточнениях. Более того, я полагаю, что ссылки на американский закон об агентах иностранного влияния не совсем корректны. Во-первых, тот закон не только создавался в определенный исторический период, но и был частью общей системы американского политического и правового устройства. Он и сейчас элемент социального контекста, которого в России просто нет. Более того, за почти 75 лет этот закон оброс множеством поправок и исправлений, которые сильно изменили его суть. Практически все организации, которые — добровольно, кстати — регистрируются по нему в США в качестве иностранного агента, являются организациями лоббистскими.

3. Считаю, что России нужен закон о лоббизме. Нынешняя Россия — страна дикого, нецивилизованного лоббизма, как иностранного, так и внутреннего, групп специальных экономических, политических, социальных интересов. Практически весь лоббизм здесь серый. Такая ситуация только на руку коррупционерам внутри страны и недругам России за рубежом. Без регулирования лоббистской деятельности, на мой взгляд, невозможно отделить от нее деятельность настоящих НКО. Получается, что поправки в закон об НКО автоматически делают их лоббистами, что концептуально ошибочно. Это особенно важно для России, где огромное количество компаний действуют через офшоры, то есть являются формально иностранными.

4. Мне представляется неверным полагать, что получение денег из иностранного источника по определению делает ту или иную организацию иностранным агентом. Агентом ее может сделать только конкретная деятельность в соответствии с инструкциями иностранного спонсора. Основой для наказания НКО служит расхождение ее деятельности с деятельностью, заявленной в учредительных документах. По крайней мере так в мировой практике. В России, по-моему, полно организаций, которые, не имея иностранных источников финансирования, наносят стране большой вред. Есть немало организаций, которые на иностранные деньги способствуют решению сугубо российских проблем.

5. Неопределенность дефиниции «политической деятельности» позволяет расширительное ее толкование, включая, например, научную работу в области теории политики, написание аналитических докладов и публикацию книг на иностранные гранты, издание СМИ с иностранным участием, получение гранта для поездки на конференцию и т. д. По меньшей мере надо отделить в законе «практическую политику» от теории или гражданского контроля.

6. Под действие закона в предлагаемом сегодня виде будут попадать только законопослушные и прозрачные организации. Не секрет, что есть каналы «черного» финансирования тех или иных организаций из стран, гораздо менее прозрачных, чем США или Германия. Поэтому без достижения полной прозрачности финансирования всех НКО нельзя будет проставить под контроль эти, гораздо более опасные для страны финансовые потоки.

7. В свое время из американского закона об иностранных агентах были исключены образовательные, информационные, научные и т. д. организации, независимо от источника их финансирования. Это, в частности, помогло США быстро создать передовые научно-исследовательские центры и колледжи, огромные сети их выпускников и сотрудников по всему миру. России стоит присмотреться к этому опыту.

8. Необходимо, наконец, разработать стимулы, в том числе налоговые, для национального бизнеса участвовать в финансировании гражданского общества в России. В принципе, чем больше идет денег на работу НКО из негосударственных источников внутри страны, тем меньше есть необходимость привлекать финансы из-за рубежа.

9. Необходимо содержательно и юридически разделить политическую деятельность и правозащитную. Правозащитники не могут восприниматься как политические активисты. Права человека надо защищать вне зависимости от характеристики власти в стране и чьих-то политических взглядов. Критика власти по вопросам нарушения прав человека не является политической деятельностью.

10. Необходимо навести порядок с такими определениями, как общественная организация, неправительственная, полуправительственная организация, некоммерческая структура, акционерное общество, совместное некоммерческое предприятие и т. д. А то неизбежно будут создаваться юридические нонсенсы, типа ситуации с религиозными организациями, которые в России представляют практически все всемирные религии. К слову, самым большим получателем государственных денег из США является Минобороны России и многочисленные организации, созданные им и занимающиеся совместным контролем над вооружением, военной аналитикой и двусторонними программами, типа «программы Нанна — Лугара». Если военная политика — не политическая деятельность, то что это такое? Есть НКО, получающие деньги из нескольких государств, в том числе из самой России. Деньги из-за рубежа в Россию идут не только из государственных источников, но и из коммерческих, из иностранных НКО, международных структур. Есть в России организации, получающие деньги из-за рубежа только на одну из своих многочисленных программ и т. д. Но в законе нет понятия «частичного агента». Я уж не говорю про НКО в области образования, культуры, здравоохранения, имеющие финансирование извне. Во всей этой сфере тоже есть своя «политическая составляющая».

Можно привести еще целый ряд аргументов и спорных положений. Но повторю еще раз: я полагаю, что грамотное правовое регулирование гражданского общества, обеспечение прозрачности и открытости его финансирования, особый контроль над деньгами из-за рубежа, включая их налогообложение, в России необходимо. Закон, который сейчас обсуждается в Думе, важен и нужен. Однако он должен быть эффективным, четким и выполняемым. Закон, который не будет никем выполняться в силу различных причин, в первую очередь собственной неясности и противоречивости, только нанесет вред собственной цели. Закон не должен быть политизирован и носить оскорбительный или дискриминационный характер. Однако и работа над ним не должна быть политизирована. Я категорически возражаю против того, чтобы люди, работающие над ним и принимающие участие в его обсуждении, приравнивались к людям из «списка Магнитского» и против них вводились какие-либо санкции. Это то, против чего надо бороться в России обеим сторонам: нельзя превращать своих политических оппонентов во врагов собственного государства и использовать против инакомыслящих с обеих сторон карательные меры.

Источник: Сноб



нет комментариев




Путь : Главная / / Николай Злобин: НКО, закон о лоббизме и точность определений
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр