Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / Интеграция мигрантов и партисипативная демократия - выпускник-2013 Кристина Пиковская о семинаре во Франции 

Интеграция мигрантов и партисипативная демократия - выпускник-2013 Кристина Пиковская о семинаре во Франции

Интеграция мигрантов и партисипативная демократия - выпускник-2013 Кристина Пиковская о семинаре во Франции 01 ноября 2013, 11:39 автор: Пиковская Кристина Богдановна

Вопросами миграционной политики, дискриминации, толерантности я, то ли в силу своего возраста, то ли в силу того, что напрямую с этими проблемами не сталкивалась, заинтересовалась сравнительно недавно. Мне всегда казалось, что проблемы, связанные миграцией, во всех странах, в общем-то, очень похожи - это проблема интеграции мигрантов в сообщество, усвоения ценностей принимающей страны, вовлечения мигрантов в институты партисипативной демократии, борьба с дискриминацией и многие другие вопросы. На прошлой неделе я поняла, насколько разнятся подходы государств к миграционной политике, интеграции мигрантов в местное сообщество, партисипативной демократии.

С 20 по 25 октября АНО «Московская Школа Гражданского Просвещения» совместно с Посольством Франции в России проводила рабочий визит во Францию под названием «Демократия и правовое государство, культурное многообразие и социальная консолидация». Участниками семинара стали руководители проектов, посвященных проблемам толерантности, уполномоченные по правам человека, региональные политические деятели, представители интеллектуальной элиты, журналисты - выпускники Школы. В их числе оказалась и я. И сейчас я просто хотела рассказать, что я узнала, что увидела и поняла после ознакомления с французскими институтами и их сравнения с российскими.

В первый день семинара мы посетили офис Координации SUD. SUD расшифровывается как «солидарность, срочность, развитие». Эта Координация является общегосударственной платформой для ряда неправительственных некоммерческих организаций, действующих в сфере интеграции и развития. Координация в какой-то степени напоминает профсоюз, имеет соответствующие права и является активной общественно-политической силой. Основной функцией Координации является диалог между государством, гражданским обществом и международным сообществом по вопросам миграции. Другим направлением деятельности является сотрудничество с Французским агентством по развитию и совместное финансирование проектов НПО. Третье направление – защита мигрантов. В общем, это направление подразумевает риторику: Координация поднимает вопрос о проблемах мигрантов на разных уровнях. Организации, подобные Координации SUD, на европейском уровне объединяются в организацию Concorde, которая работает непосредственно с еврокомиссарами. А региональные организации типа Concorde объединяются в сеть FIP. FIP - это международная сеть платформ НПО. Основными задачами этой платформы является установление диалога, содействие развитию гражданского общества, формулирование общей позиции по разным проблемам и поддержка некоммерческого сектора. В основе деятельности FIP лежит неправительственная дипломатия. Ряд мероприятий организации соответствуют классическим направлениям содействия международному развитию – борьба с бедностью, развитие демократии, защита окружающей среды и т.д. Также на форуме FIP представители организаций разрабатывают программу Целей развития тысячелетия после 2015 г. (поскольку срок ЦРТ, установленный ООН в 2015 г. истекает, и нужна новая повестка дня). Представители Координации SUD и FIP спрашивали нас о возможности установления контакта с российской платформой НКО. Поскольку такой платформы в России нет, мы, в свою очередь, стали спрашивать о возможности ее создания. Нам привели много примеров из других стран, например, Индии, Бразилии, США. Представители Координации настаивали на том, что необходимость такого объединения должна вырасти снизу. Искусственное образование попросту не приживется, или же будет включать узкий круг НКО.

В тот же день мы отправились в ЮНЕСКО. После экскурсии по зданию ЮНЕСКО нас ждала встреча, посвященная проблемам социальной солидарности. Деятельность в ЮНЕСКО разделена по разным секторам, но упор делается на взаимодействие между ними. Ряд программ ЮНЕСКО поддерживают культурное многообразие и право на его выражение, ЮНЕСКО проводит исследования по различным аспектам миграции и социальным проблемам, например, проблеме торговли людьми. Также организация выпускает различные пособия, посвященные развитию молодежи, проблемам толерантности и т.д.

Программа второго дня состояла из серии визитов в Кремлен-Бисетре, городе в южной части Парижского региона. Численность населения города – всего 26500 человек. Город входит в Сообщество городов Валь-де-Бьевр. Это государственная структура, целью которой является межгородское сотрудничество. В ведении Сообщества находятся обустройство территории, экономическая и городская политика, а также проблемы трудоустройства. Все остальные вопросы решаются городами самостоятельно. В Кремлен-Бисетре есть прекрасная социальная программа, направленная на развитие социальных связей, поддержку культуры и спорта, а также поддержку родителей. Интересным является тот факт, что в силу постоянного перемещения семей от Парижа к периферии, связанного с расширением семей, население Кремлен-Бистера за последние 6 лет обновилось на 40% (!). Поэтому социальные программы постоянно обновляются, и они очень востребованы у широкого круга жителей. Мне очень понравилась молодежная политика в городе. До 2005 г. молодежью, в общем-то, никто не занимался. Но после анализа потребностей населения (это исследование проводится по всей Франции и является основой всех программ в сфере социальной политики) были выделены приоритетные направления поддержки молодежи. Например, очень популярным в городе стал проект «Выйти за стены», который расширял среду социализации молодых людей, делая более доступными различные культурные мероприятия. Также проводится серия мероприятий по сопровождению, например, помощь в составлении резюме или подготовке домашнего задания. Справедливости ради стоит отметить, что в России большая часть таких мероприятий осуществляется школами или институтами.

В Кремлен-Бисетре мы обедали в муниципальной столовой. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что обед из 4 блюд для пенсионеров стоит всего 1 евро! Вообще быть пенсионером в Кремлен-Бисетре очень удобно. Мэрия города проводит ряд программ для пожилых людей, чтобы они принимали участие в общественной жизни. Например, пенсионеров часто назначают кураторами для молодежи, чтобы они помогали молодым людям в поиске работы или других проблемах повседневной жизни. Также есть мероприятия типа совместных поездок на пикники или экскурсий, когда пенсионерам выделяется автобус, который привозит их на место назначения, а потом забирает. Мэрия также поддерживает развитие промежуточных форм проживания между домом и домом престарелых, когда пожилым людям, которые еще могут о себе заботиться, предоставляется помощник по дому, который пару раз в неделю закупает продукты, помогает с домашним хозяйством и т.д.

Интересным учреждением является медиатека «Эхо» в Кремлен-Бисетре. Она располагается в замечательном современном здании в центре города рядом с крупным супермаркетом. На основе того же анализа потребностей населения были выделены основные направления работы медиатеки с молодежью – обучение гражданственности, равный доступ к досугу, повышение успеваемости. Кроме проекта «Выйти за стены», медиатека реализует проект «Единое окно», который подразумевает помощь в выполнении домашнего задания, поиске стажировок, профориентации и т.д. В медиатеке есть отличная детская секция. Пока нам все показывали и рассказывали, в медиатеку пришли несколько семей. Дети совершенно свободно брали игрушки, книги, бегали по залу, но при этом атмосфера была все же очень тихой и спокойной. В соседнем зале сидели примерно десять подростков, которые делали вместе домашнее задание и работали над какими-то проектами. Было совершенно очевидно, что медиатека «Эхо» является очень популярным в городе местом, хотя никаких мероприятий по привлечению посетителей она никогда не проводила. Удивительно, что, хотя российские библиотеки устроены по подобному принципу (используют новые технологии, проводят мероприятия для детей и подростков), они не являются популярными, спрос на них есть только у узкого круга читателей.

В Кремлен-Бисетре мы посетили Социальный центр им. Жермен Тийон. Центр проводит работу с семьями мигрантов. Основная цель – обмен практиками воспитания детей, а также поддержка социальных связей. В Центре существуют разные кружки – рукоделие, кулинария, игра на гитаре, живопись, скульптура и т.д. Во время нашего посещения работал кружок караоке и – параллельно ему – кулинарный кружок. Несколько семей мигрантов вместе готовили блинчики и угощали друг друга, посетителей Центра и нас.

Мне показалось, что социальная политика Кремлен-Бисетра нацелена на разные социальные группы и удовлетворяет потребности всего населения. Политика в отношении пожилых людей, на мой взгляд, наиболее удачна. Но молодежная политика имеет некоторые недостатки. Например, основное направление – это все-таки помощь в подготовке домашнего задания. Получается, что молодых людей не поощряют к тому, чтобы они сами делали что-то полезное для общества. В России ребята становятся волонтерами еще со школы. В моей школе мы постоянно собирали средства для детских домов, военных госпиталей, выступали со спектаклями в детских домах или детских садах для детей с ограниченными возможностями. Мне кажется, что такая политика мэрии города воспитывает только потребителей.

Несколько встреч, посвященных проблеме интеграции мигрантов, было запланировано в Дижоне, главном городе Бургундии.

Вопросами миграции и миграционной политики во Франции занимается Министерство внутренних дел. Существуют региональные Офисы по вопросам миграции и интеграции, которые подведомственны Министерству внутренних дел. Мы посетили такой Офис в Бургундии. Нам рассказали об основных направлениях его деятельности: помощь для приезда иностранцев во Францию в рамках воссоединения семей или привлечения рабочей силы; прием беженцев; помощь при возвращении на родину; обеспечение интеграции мигрантов. Этот Офис практикует нечто совершенно непонятное и непривычное для России: после того, как иностранец, к примеру, подает заявление на политическое убежище или просто хочет приобрести статус мигранта во Франции, он заключает с Офисом Контракт по интеграции. Потенциальный мигрант обязуется пройти курс обучения гражданственности, жизни во Франции, французскому языку. Также сотрудники Офиса проводят с ним собеседование для определения профессиональной компетенции на языке, предпочтительном для мигранта. Срок выполнения контракта - 1, максимум - 2 года. Если обязательства не будут выполнены, префект может просто не продлить вид на жительство. Такая система, на мой взгляд, позволяет провести первый этап интеграции в местное сообщество. В ней существует ряд недостатков, например, с ее помощью не решается проблема нелегальных мигрантов, также, лекции в Офисе доступны не на всех языках, и некоторые иностранцы просто не могут их понять, но в целом, тесное сотрудничество с иностранцами позволяет не пропустить тот момент, когда иностранец, прибывающий в страну, готов и способен интегрироваться. В России же, при отсутствии подобных программ, обычно сетуют на то, что мигранты исключены из сообщества.

В Дижоне мы нанесли визит региональную дирекцию по вопросам молодежи, спорта и социальной консолидации, основной целью которой является обеспечение получения иностранцами равных прав с гражданами. Интересным мне показалось то, что все программы (причем не только в этой Дирекции, но и в других учреждениях) вырабатываются на основе анализа потребностей населения. Правда, выяснилось, что эти исследования проводятся далеко не ежегодно, так что социальные программы, наверное, успевают значительно устареть.

В Дижоне мы также посетили Центр приема людей, подавших заявления на политическое убежище. Центр располагается в здании бывшего отеля, одновременно в нем могут проживать 40 семей. В Центре семьи остаются до момента предоставления им статуса беженцев. Каждой семье выделяется ежемесячное пособие, правда, прожить на такую незначительную сумму крайне сложно. Работать эти люди не могут, но как нам сообщили, многие все же работают нелегально. Таких центров в Дижоне несколько, и все они находятся в ведомстве Красного Креста.

Мы снова приехали в Париж, где нас ожидала заместитель Омбудсмэна по вопросам борьбы с дискриминацией. Мы узнали о существовании Закона о дискриминации, в котором определены 19 критериев дискриминации, такие, как пол, возраст, происхождение, состояние здоровья и т.д. Оказывается, дискриминация мигрантов не является самой распространенной формой. Наибольшее число обращений к Омбудсмэну – 26% - связано с дискриминацией по состоянию здоровья и инвалидности. Как и в России, определенные социальные группы дискриминируются, в основном, при приеме на работу, а также при обращении в государственные службы, попытке получения определенных товаров и услуг (например, при кредитовании) или при получении жилья. Заместитель омбудсмэна привела примеры деятельности аппарата Уполномоченного, когда действительно были достигнуты результаты. Особенно мне запомнился пример про слабовидящих людей. По закону Франции водитель такси может отказать в провозе собаки в своей машине. Но собаки-поводыри являются исключением. В аппарат Уполномоченного поступил сигнал о том, что это право слабовидящих людей нарушается. Аппарат провел самостоятельное исследование и эти нарушения действительно подтвердились. После этого Омбудсмэном были направлены письма в соответствующие транспортные компании с напоминанием об этом исключении, сделанном для слабовидящих людей и с предупреждением о возможных санкциях. Такие действия помогли решить существующую проблему.

В последний день семинара мы посетили один из отделов администрации Парижа. Этот отдел занимается разработкой городской политики и интеграцией мигрантов. Кстати, в Париже проживает 446 тысяч мигрантов и 335 тысяч иностранцев – представители 110 национальностей. 40% всех мигрантов во Франции оседают именно в Парижском регионе. Несмотря на то, что политикой интеграции во Франции может заниматься только государство, ряд мероприятий проводятся на муниципальном уровне. Вообще во Франции появляется тенденция к передаче части полномочий на местный уровень, что, на мой взгляд, является логичным: у каждого региона и даже города своя специфика, в том числе и в отношении проблем миграции, интеграции и дискриминации, и искать решения этих проблем лучше на местах, а не применять унифицированную для всего государства политику. В частности, Брюссель, выдавая рекомендации, теперь обращается напрямую к муниципальным образованиям. Основными направлениями деятельности отдела по городской политике и интеграции являются помощь в изучении языка, приеме иностранцев, восстановление общежитий, выделение субсидий различным ассоциациям в сфере интеграции, а также подготовка иностранцев и мигрантов к голосованию на муниципальных выборах. Правда, последнее направление не очень развивается, потому что мигранты и так активно участвуют в политической жизни. Администрация города также проводит мультикультурные мероприятия – организует выставки по истории миграции, выпускает путеводители по музеям миграции на упрощенном французском языке, работает над сохранением памяти об истории миграции. Другими направлениями деятельности являются преподавание французского языка и обустройство общежитий. Кстати, жители общежитий, которые занимаются приготовлением пищи для всех других жителей, получают зарплату как повара. Все эти мероприятия финансируются как из государственного, так и из муниципального бюджета, но основная нагрузка все же идет на муниципальный бюджет.

Отдельным направлением деятельности администрации является борьба с дискриминацией. Это направление рассматривается как последствие политики интеграции. Администрация организует конференции, круглые столы по этим вопросам, осуществляет поддержку экономических субъектов для профилактики дискриминации, разрабатывает педагогические программы и т.д. Особое внимание почему-то уделяется проблеме дискриминации народа рома. Сначала мы подумали, что речь идет о цыганах. Но оказалось, что это не так. Нам долго объясняли разницу между этими народами. В итоге я так поняла, что единственная разница в том, что народ рома, в отличие от цыган, не относится к кочующим народам. Как нам сообщили, рома бегут от тяжелой экономической ситуации в Болгарии, Румынии во Францию, разбивают лагеря на обочинах дорог в не самых благополучных районах, но они не могут интегрироваться, потому что их не берут на работу, их лагеря постоянно сворачивает полиция, и все это мешает процессу школьного обучения, и в конце концов, они попадают в замкнутый круг. И все-таки я не поняла, почему именно им уделяется столько внимания на муниципальном уровне. Представителям многих национальностей сложно интегрироваться во французское общество. Кажется, результатом всего этого в скором времени станет дискриминация других групп мигрантов в пользу народа рома.

На этом наш рабочий визит во Францию закончился. Лично мне было очень интересно сравнить Францию и Россию с точки зрения миграционной политики, развития партисипативной демократии и социальной консолидации. У Франции есть ряд преимуществ по этим направлениям. Во Франции нет квот для мигрантов, что не создает дополнительных проблем с нелегальной миграцией. Во Франции работа с иностранцами и мигрантами четко определена и расписана поэтапно, причем работа по интеграции начинается с первых дней пребывания в стране, а не когда придется. Во Франции широкий круг вопросов по интеграции мигрантов передается на муниципальный уровень. Во Франции есть замечательные программы по поддержке и интеграции в сообщество пожилых людей. Во Франции чиновники идут на контакт с гражданами намного более охотно (например, мэрия Кремлен-Бисетра проводит огромную работу с обращениями граждан). Во Франции учитываются запросы населения при разработке социальных программ. Во Франции много внимания уделяется поддержке и развитию социальных связей. Во Франции эффективнее работает аппарат Уполномоченного по правам человека (гражданин может обратиться в аппарат в любой момент, а не после прохождения всех кругов ада судебных инстанций, как в России). Во Франции отлично скоординирована работа неправительственных некоммерческих организаций.

В то же время, во Франции не решена проблема нелегальных мигрантов. Во Франции не решен вопрос о трудоустройстве нелегальных мигрантов. Во Франции отдается приоритет отдельным группам мигрантов, выделяемых по национальному признаку, перед остальными. Во Франции односторонняя молодежная политика. Во Франции не всегда молодежь рассматривается как отдельная социальная группа со своими специфическими проблемами. Во Франции недостаточно часто обновляются данные о потребностях населения.

На встрече в мэрии Кремлен-Бисетра нам сказали, что в основе всех мероприятий лежат три принципа: СЛУШАТЬ, ПРЕДЛАГАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ. Наверное, не стоит слепо копировать опыт Франции или, наоборот, отвергать его, не думая. Наверное, стоит присмотреться и прислушаться к тому, что происходит в России и в других странах со схожими проблемами, предложить пути решения этих проблем на основе опыта – своего и других стран, и уже наконец-то сделать что-то, чтобы решить проблемы интеграции мигрантов, выстраивания социальных связей, включения особенно уязвимых социальных групп в сообщество.

P.S. Программа семинара

Фоторепортаж



нет комментариев




Путь : Главная / / Интеграция мигрантов и партисипативная демократия - выпускник-2013 Кристина Пиковская о семинаре во Франции
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр