Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
  Путь : Главная / / Семимиллиардный человек: пространство "Россия" - выпускник-2012 Евгения Храмова о встрече выпускников в Голицыне 

Семимиллиардный человек: пространство "Россия" - выпускник-2012 Евгения Храмова о встрече выпускников в Голицыне

Семимиллиардный человек: пространство 07 мая 2014, 15:06 автор: Храмова Евгения Валерьевна

"Общественное мнение приобретает всё больший вес и становится всё более многообразным, чем взгляды людей, определяющих политику".

Хакан Алтинай, "Глобальная гражданственность"

В воображаемом диалоге с семимиллиардным человеком Хакан Алтинай попытался представить концепцию социобиологической безопасности для человека из ближайшего будущего. Мир без оспы и ядерных взрывов, где основным концептом становится человеческая жизнь, превышающая длину таковой в позапрошлом веке вдвое. За плечами семимиллиардного человека риски огромного опыта, накопленного поколениями от геноцида до лавины онлайновой информации, которую не каждый способен принять, а тем более переработать. Всё это - так называемая внешняя среда. А какова должна быть среда внутренняя этого "семимиллиардника", этого "глобализированного" человека?

Внешняя среда, формируемая высокими скоростями и мгновенно реализующимися рисками, создает запрос на его качественное состояние. А это ни что иное, как инновационность. Вне зависимости от принадлежности к нации, расе, вне привязки к какому либо обществу существует единое, применимое ко всем понимание внутренней среды семимиллиардного человека - его новизна, то есть новое состояние в рамках ограниченных и неограниченных обществ и сообществ, микроклиматических человеческих пространств и глобализирующихся территориальных новообразований.

Анализируя высказывания Евгения Гонтмахера, инноватор - это свободно мыслящий человек, способный приводить в движение такие общественные категории, которыми оперирует впоследствие всё общество. Однако, заключенный в рамки общественной несвободы, человек, не способен стать инноватором. И дело здесь даже не в политической сфере жизнедеятельности этого самого общества, а скорее во внутриличностном восприятии каждым из нас, ныне живущим гражданином, степени своей собственной внутренней несвободы. Эта персонификация личной несвободы здесь в России прежде всего связывается с расхождением в понимании цивилизации относительно европейского мироощущения. Существующее понятие "европейская цивилизация" предполагает не географическое, а смысловое восприятие. Его базовыми принципами являются: во-первых, система отношений человека с государством, а во-вторых, вполне логичное выполнение государством той части функций, которое передало ему общество в полном объеме. На стыке этих двух базовых принципов произошла смена качества отношений "гражданин-государство": от противостояния к договорной системе круглого стола. На место страстей пришёл переговорный процесс. Это простое понимание инноватора в контексте европейской цивилизации выводится из дискурса российской действительности тезисом отмежевания "Россия - не Европа". Но, если "мы - не Европа", то куда мы "плывём"? Где наша "сермяжная правда"? Заданный Е. Гонтмахером вопрос и риторичен и содержит в себе ответ одновременно.

Риторика его вполне раскрываема видением "особого пути" России Львом Аннинским. Основанное на теории Льва Гумилёва, оно безупречно философски прекрасно. Современные общественно-политические категории: "государственность", "направление развития" и "стратегия развития" заменяются "русским миром", "тропинкой" и "судьбой России". Что в основе своей непонятно в первую очередь федерализованным до мозга костей представителям многонациональных регионов, в том числе и русскоговорящим.

Ответ, содержащийся в самом вопросе Евгения Гонтмахера, на наш взгляд заключается в следующем: спрошенное "куда?" само по себе для России большой прорыв, поскольку делает запрос на поиск цели, которую ранее тяжело было заметить у российского обывателя. Общество занялось целеполаганием, что уже является признаком рациональности мышления и ухода от фатализма. А уход от фатализма - это вектор из пессимизма безысходности внешних, казалось бы всё более гнетущих, условий. Великолепным подтверждением наличию того вектора - слова Людмилы Михайловны Алексеевой: "Когда мне говорят, что мы возвращаемся в сталинский Советский Союз... Ну, неправда это!" А Людмила Михайловна - носитель опыта гражданственности, накопленного российскими поколениями. Она - тот человек, что представляет семимиллиарднику Х. Алтиная его мир, она - тот инноватор Е. Гонтмахера, что обрёл внутреннюю свободу в условиях несвободы внешней и сумел её реализовать, она - не включённая в фатум "русского мира" самодостаточная личность, она - один из ручейков гражданского общества в России, абсолютно уверенно определяет, что "уничтожить уже народившееся гражданское общество, невозможно".

Соответственно сегодня на этой огромной территории, именуемой Россией, мы можем позиционировать семимиллиардника в мире глобальной гражданственности. Он имеет в наличии частично сформировавшееся вокруг него пространство гражданского общества, он пытается найти путь из состояния внутренней несвободы задавшись вопросом "куда?", он способен отмежеваться от фатума "русского мира", влекущего его назад, он однозначно движется вперёд, подтверждая это самим фактом поставленного вопроса. Грядущий семимиллиардник имеет точку бифуркации для выбора направления движения и это направление будет не обратным.

P.S.: Программа семинара

Видеозаписи

Фотографии

Отзывы



нет комментариев




Путь : Главная / / Семимиллиардный человек: пространство "Россия" - выпускник-2012 Евгения Храмова о встрече выпускников в Голицыне
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр