В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства. Для реализации данного права в ряде федеральных законов уже имеются соответствующие правовые нормы, а также санкции за их неисполнение. В частности, в ст. 33 федерального закона от 24.11. 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что «... органы исполнительной власти субъектов РФ, … привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке».
Построение системы "Открытое правительство" фактически распространяет данную норму на все сферы государственного и муниципального управления. При этом, целями «Открытого правительства» объявлены
-повышение качества государственного и муниципального управления,
-развитие гражданской ответственности за решения, принимаемые органами власти,
которые планируется достичь путём вовлечения экспертного сообщества и населения в процесс государственного и муниципального управления. Предполагается, что институты гражданского общества способны привлечь для управления дополнительные информационные, интеллектуальные, организационные и др. ресурсы, а органы власти при этом «поделиться ответственностью» с гражданами за качество общественного управления.
Заметим, что идея вовлечения граждан в процесс государственного управления не нова. Ещё семь лет назад распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года №1789 «О Концепции административной реформы РФ на 2006-2008 гг. и Плане мероприятий по проведению административной реформы в 2006-2008гг.» (с изменениями на 10 марта 2009 года) были определены следующие основные направления реформирования исполнительной власти:
• управление по результатам,
• стандартизация и регламентация,
• предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров,
• предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме,
• оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции,
• повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества,
• модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
К сожалению, по прошествии семи лет, многие регионы не могут похвастаться большими достижениями в реализации направления «повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества», в результате чего до сих пор в большинстве субъектов федерации отмечаются следующие проблемы госуправления:
• представления власти о потребностях и интересах граждан зачастую не соответствуют действительности;
• власть не знает как решать многие возникающие проблемы ввиду их сложности, новизны и отсутствия готовых решений, а также не может обеспечить эффективное выполнение решений, многие из которых так и остаются на бумаге;
• власть не может оценить и спрогнозировать возможные последствия принимаемых решений; а также не может быстро и адекватно среагировать на проблемы, возникающие в ходе осуществления решений;
Справедливости ради следует сказать, что данные проблемы не являются спецификой только российской власти, они отмечаются во многих странах мира. При этом учёные многих стран, в попытках найти решение этих проблем, приходят к выводу о необходимости вовлечения независимых экспертов и гражданских организаций в процесс управления обществом.
Вместе с тем, многолетняя практика нашей деятельности в данном направлении показывает, что для участия экспертов и гражданских организаций в процессе государственного и муниципального управления, как минимум, необходимо наличие следующих базовых условий
• информационная открытость органов власти;
• правовые условия (законы, регламенты,..) для регулярного участия экспертов и гражданских организаций в процессе управления;
• технологии совместной деятельности власти и гражданского общества по решению задач государственного управления;
• положительная мотивация у экспертов и гражданских организаций для участия в процессе государственного и муниципального управления, а также необходимые знания и умения;
• положительная мотивация у специалистов органов власти, а также необходимые знания и умения по вовлечению экспертов и гражданских организаций в процесс управления.
К сожалению, следует признать, что пока эти условия не созданы, и при этом в федеральных документах по «Открытому правительству» три последние условия даже не обозначены. А вместе с тем, экспертов в сфере государственного и муниципального управления в регионах, не говоря уже о муниципалитетах, катастрофически мало. Члены и руководство многих общественных объединений граждан зачастую плохо ориентируются в своих правах, установленных федеральным и региональным законодательством, большинство не может назвать их полного перечня, не говоря уже об обязанностях, механизмах и правовых основах деятельности органов власти всех уровней по их обеспечению. В этих условиях о конструктивном и компетентном диалоге власти и гражданского общества говорить нельзя. Более того, формальное участие институтов гражданского общества в процессе разработки и принятии властных решений зачастую позволяет региональным и муниципальным органам власти манипулировать общественным мнением и принимать решения, не отвечающие общественным интересам.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что система «Открытое правительство», с одной стороны, действительно создаёт новые и весьма благоприятные условия для реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства. Но, с другой стороны, требует от институтов гражданского общества нового качества, знаний и умений, как то
-умение чётко формулировать и продвигать во власть интересы, потребности и проблемы своей социальной группы;
-умение компетентно оценивать деятельность чиновников, а также существующую политику органов власти, действующие и принимаемые законы, целевые программы и иные властные решения на предмет их соответствия общественным интересам;
-в случае необходимости предлагать альтернативные, более эффективные решения актуальных проблем.
В частности, общественные объединения родителей, представляющие интересы своих детей-инвалидов, для конструктивного участия в деятельности региональных «Открытых правительств», как минимум, должны знать
-какие законодательно установленные государственные услуги в сфере образования, здравоохранения и социальной поддержки, в каком возрасте и на каких условиях должны получать их дети-инвалиды;
-как на практике осуществляется предоставление данных услуг в конкретном регионе (муниципалитете) и какие здесь проблемы;
-каковы лучшие отечественные и зарубежные практики реализации прав и законных интересов детей-инвалидов.
Несмотря на то, что в сети Интернет имеется сегодня достаточно много сайтов, описывающих права детей-инвалидов, однако эта информации, как правило, носит достаточно обобщённый характер и её практическое применение в конкретной территории весьма затруднительно. Что же касается технологии продвижения каких-либо прав через механизмы «Открытого правительства», то такой информации сегодня нет в сети Интернет и этому не учат ни в школе, ни в вузе, ни в системе дополнительного образования.
Очевидно, что для реализации механизмов «Открытого правительства», необходимо развёртывать систему гражданского просвещения, которая, как минимум, должна формировать у граждан умения
-анализировать региональную социальную политику в целом или её отдельные составляющие;
-оценивать региональную социальную политику на предмет её соответствия закону и интересам граждан, принципам эффективного расходования бюджетных средств и т.д.;
-разрабатывать альтернативные варианты региональной социальной политики и продвигать их в органы власти.
Без этого нового качества институтов гражданского общества цели системы «Открытое правительство» (повышение качества государственного и муниципального управления; развитие гражданской ответственности за решения, принимаемые органами власти) достичь будет невозможно.
Подробнее



