Гражданскому обществу - гражданское просвещение

Вспомнить пароль
Запомнить пароль
 Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании / Отзывы  

Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании

Мадрид - Сеговия. 30 - 3.04
Испанские СМИ о семинаре в Сеговиидата:05 апреля 2014   время:12:18 ;  автор:- Редакция сайта -

Интеллектуальный взгляд на испанскую модель самоуправления на совместном семинаре Московской Школы и Foundation Valsain.

Читать (испанский)

___________

RadioSegovia.com о посещении городского совета Сеговии делегацией Московской Школы в ходе совместного семинара Школы и Valsain Foundation.

Читать (испанский)

_________________

Segoviaaldia.es о начале совместного семинара Московской Школы и Valsain Foundation, посвященного территориальному делению Испании.

Читать (испанский)

___________________

Эксперты и участники подчеркивают "интеллектуальное видение автонономной модели". Salamanca24horas.com о совместном семинаре Московской Школы и Valsain Foundation.

Читать (испанский)

___________________

Москва выбрала Сеговию, чтобы обсудить территориальное устройство страны. Eladelantado.com о семинаре о совместном семинаре Московской Школы и Valsain Foundation.

Читать (испанский)

___________________

Делегация Московской Школы посетила мэрию Сеговии

Читать (испанский)

P.S.: Программа

Фотографии



Подробнее
Роль муниципалитетов в переходе от диктатуры к демократии - выпускник-2012 Рустем Басыров о семинаре в Испаниидата:27 апреля 2014   время:14:55 ;  автор:Басыров Рустем Ришатович

Интервью выпускника Московской школы 2012 года, заведующего отделом по взаимодействию с общественными институтами Управления по общественно-политическому развитию Администрации главы Республики Башкортостан Рустема Басырова, посвященное семинару Школы «Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании», проходившему в г. Мадрид и Сеговия с 31 марта по 3 апреля 2014 года.

Рустем Ришатович, расскажите подробнее о самом семинаре, где он проходил, кто в нем участвовал?

Прежде всего, хочу заметить, что я выезжал в Испанию как частное лицо, а не как госчиновник. Для этого, как требует законодательство, взял отпуск, приобрел билеты и так далее.

Это уже не первый подобный семинар, в котором мне удалось поучаствовать. Ранее я уже участвовал в мероприятиях, проводимых в рамках американского образовательного проекта «Открытый мир», Стокгольмского института переходной экономики, германского фонда Адэнауэра. Для меня, и как ученого, и как чиновника освещаемые на этих семинарах темы важны, поскольку непосредственно входят в сферу моих профессиональных интересов. Так, в Швеции мы рассматривали накопленный там опыт модернизации страны и возможность его использования в России, в Германии изучали современное состояние германо-российских отношений, роль властных элит, институтов гражданского общества, СМИ, церкви, особенности разных моделей демократического развития.

Что касается семинара в Испании, то он проходил в городе Сеговия, в автономной области (автономном сообществе) Кастилия и Леон на северо-западе страны. Среди участников было немало россиян. Здесь и представители региональных и местных органов власти, и гражданские активисты, и журналисты, и руководители общественных объединений. С принимающей стороны также были представители органов государственной власти и местного самоуправления, университетская профессура, политики, общественные деятели.

В рамках заявленной темы – «Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании» – на семинаре были рассмотрены вопросы: взаимоотношения региональных и местных органов власти с центром; территориального устройства Испании; разграничения полномочий и предметов ведения между центром, регионами и муниципалитетами; развития Испании после завершения периода диктатуры Франко (с 1975 по настоящий год).

На открытии семинара присутствовали глава фонда «Вальсаин», доктор юриспруденции, бывший еврокомиссар по правам человека Альваро Хиль Роблес, региональный представитель правительства Кастилия и Леон в Сеговии, а также первый секретарь Посольства России в Испании. Доктор Роблес в своем выступлении пожелал участникам плодотворной работы, выразил уверенность, сто семинар послужит делу укрепления отношений между Испанией и Россией, не только на уровне Мадрида и Москвы, но и на уровне регионов и отдельных муниципалитетов.

Что вы можете сказать об Испании? Изменились ли ваши представления об этой стране после поездки в Кастилию и Леон? В российских СМИ Испания практически не представлена. Пишут, что эта страна как и Греция стоит на пороге глубокого экономического кризиса, что она входит в число самых бедных европейских стран? Так ли это?

Поездка, безусловно, дала мне многое в понимании этой страны, ее народа, культуры, познании проблем, с которыми сталкиваются испанцы, путей их преодоления.

У Испании богатая история. И хотя Испания считалась королевством, большую часть прошлого века в стране правили военные. Одна хунта сменяла другую, что привело к отречению в 1931 году от своего престола последнего из Бурбонов, Альфонса XIII. Лишь в 1947 году Испания была опять объявлена королевством, однако до 1975 года престол оставался незанятым при регентстве «каудильо» Франко. После смерти диктатора, королем был провозглашен Хуан Карлос I, который приступил к демонтажу фашистского режима и демократическим преобразования. В декабре 1978 года в стране была принята новая конституция. А в 1985 году Испания стала членом Европейского Союза.

Что касается экономики, то Испания действительно переживает не лучшие времена. Экономические кризисы 1993 года и 2008-2012 годов тяжело отразились на экономике страны, обнажив ряд традиционных слабостей Испании, негативно влияющих на ее конкурентоспособность. Прежде всего, это низкая по сравнению со странами северо-восточной Европы и Азии производительность труда.

Для испанской экономики характерен высокий уровень безработицы, которая даже в годы бурного экономического роста не опускается ниже 8-10%. Сегодня экономисты говорят уже о 26% безработных. А в Сеуте (владение Испании на побережье Марокко), Андалузии и Эстремадуре она еще выше. Что касается безработицы среди молодежи, то здесь ситуация действительно критическая: в прошлом году в Испании и Греции она приблизилась к отметке 60%. Для любой другой европейской страны это стало бы настоящей катастрофой, но только не для Испании. Скорее всего, официальные цифры безработицы не отражают реального положения дел на рынке труда, поскольку не учитывается наличие большого теневого сектора экономики. Как бы то ни было, Испания по объему ВВП продолжает оставаться четырнадцатой экономикой в мире и пятой – в Европейском союзе.

Что представляет Испания сегодня с точки зрения государственного устройства?

Очень схематично. По конституции 1978 года Испания – это конституционная парламентская монархия. В Основном Законе Испании записано, что король является символом государственного единства и постоянства, «гарантом правильного функционирования государственных институтов». Однако его решения могут вступить в силу только после согласования их с председателем правительства.

Конституция наделила законодательной властью двухпалатный парламент, Генеральные Кортесы. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате (Конгрессу депутатов). Принятые им законопроекты должны представляться на рассмотрение верхней палаты (Сената). Примечательно, что Конгресс может большинством голосов преодолеть вето Сената.

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство — Совет министров, оно ответственно перед Кортесами за свою деятельность. Кандидатуру его председателя предлагает монарх, и одобряют Кортесы. Как правило, премьер-министром становится лидер партии, располагающей большинством мест в Конгрессе депутатов. Остальные члены правительства назначаются и увольняются Королем по предложению главы правительства. Высшим консультативным органом правительства является Государственный совет.

Вся территория Испании поделена на области, представляющие собой автономные сообщества. Они имеют свои парламенты и правительства, пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. Каждое автономное сообщество руководствуется уставом, имеющим статус органического закона – закона, имеющего особый статус, занимающего пограничное положение между конституционными и обычными законами. Деятельность органов автономных областей контролируется Правительством, Конституционным и Счетным судами.

Исполнительная власть на местах осуществляется муниципальными советами (их более 8,5 тыс.) Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе с областными парламентами посылают своих представителей в сенат Национального Законодательного собрания в Мадриде.

Надо заметить, что еще задолго до установления режима Франко, Испания уже имела богатый опыт местного и регионального самоуправления. При Франко страна превратилась в жестко централизованное государство, мадридское правительство осуществляло власть на всех уровнях. Права, которыми располагали органы местного самоуправления, были ликвидированы. И только после смерти диктатора и восстановления демократии им вновь были предоставлены значительные полномочия.

Государственное устройство Испании напоминает федеративное устройство. Так ли это?

Отчасти, да. Однако есть нюансы, и они весьма существенны. Чтобы понять это, достаточно задаться вопросом, чего больше всего опасается власть и отчасти сами испанцы? Утраты единства испанской нации и целостности страны. В статье 2 Основного Закона записано: «Конституция основана на нерушимом единстве испанской Нации, общем и неделимом Отечестве всех испанцев; она признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними».

А в статье 138 закреплено, что (п. 1) «государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности, закрепленного в статье 2 Конституции, заботясь об установлении справедливого и адекватного экономического равновесия между различными частями испанской территории и уделяя особое внимание островным территориям» и (п. 2) «различия в Уставах разных автономных Сообществ ни в коем случае не должны давать им экономических или социальных преимуществ».

И далее, в статье 139: (п. 1) «все испанцы имеют одинаковые права и обязанности на всей территории Испании»; (п. 2) «никакие власти не могут принимать мер, которые прямо или косвенно препятствуют свободе передвижения и выбора местожительства лиц и свободе перемещения имущества по всей территории Испании».

Основную угрозу целостности страны власть видит в призывах к федерализации Испании, которая, по мнению политиков, приведет к расколу страны, прежде всего, по этническому признаку. Так, лидеры сепаратизма в Стране Басков и Каталонии сегодня настойчиво добиваются независимости этих испанских областей, хотя именно эти автономные сообщества располагают самыми широкими полномочиями по сравнению с другими провинциями. Напомню, что 25 марта Конституционный Суд Испании объявил референдум в Каталонии о статусе автономии неконституционным.

Надо заметить, что в испанской конституции много места уделено территориальному устройству страны, формированию и функционированию органов местного самоуправления.

Собственно эта тема и являлась предметом обсуждения на прошедшем семинаре.

Да. Территориальное устройство страны включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные сообщества, причем все они пользуется автономией при ведении своих дел, обладают всей полнотой прав юридического лица.

Муниципии представляют собой отдельные муниципалитеты (населенные пункты), в которых на прямых выборах население избирает советников, а те – алькальдов. Таким образом, создаются муниципальные советы.

Провинции представляют собой объединение определенного количество муниципиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Причем в соответствии с п. 1 статьи 141 Конституции, «любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона». Руководство и автономное управление провинциями осуществляется Собранием представителей или другими представительными органами.

Таким образом, по конституции Испания представляет собой совокупность автономий местных сообществ.

Да, Испания территориально очень самобытна и сложно организована. С точки зрения организации территорий (сосуществование регионов в рамках единого государства) она уникальна. До сих пор в стране не утихает дискуссия о том, исчерпала ли себя модель автономных сообществ, в каком направлении должно дальше развиваться государство.

Что интересно. С принятием в 1978 году демократической конституции в Испании процесс совершенствования структуры власти в центре и на местах не остановился. Он продолжается и сегодня. Поразительно, но испанцы до сих пор сомневаются, правильно ли они все сделали… Этот вопрос они задают в связи с усилением на фоне экономического кризиса сепаратистских настроений в отдельных, прежде всего экономически развитых, регионах, в которых все резче слышны высказывания типа «Испания нас грабит». Кризис действительно больше ударил по развитым регионам, однако именно они больше других провинций получают помощь из центра.

По испанской конституции невозможно дать независимость какой-либо территории без согласия граждан всей страны, поскольку суверенитет принадлежит всему испанскому народу. Поэтому в 1981 году в Испании была создана конституционная комиссия по обсуждению территориальных вопросов, опирающаяся в своей деятельности на мнение подавляющего большинства граждан страны. Реальность такова, что в Испании в рамках конституционного процесса практически невозможно легитимным путем осуществить отделение какого-либо региона, если в нем не нарушаются права местного сообщества. А их соблюдение строго контролируется Конституционным Судом.

Вы хотите сказать, что все проблемы разделения полномочий между центром и регионами в Испании разрешены?

Нет, конечно. Но этому в Испании уделяют первостепенное значение. Повторюсь, все возникающие проблемы государственного устройства, взаимодействия властей по схеме «Мадрид – региональная власть – провинциальная власть – местное самоуправление» в стране стремятся решать в рамках развития конституционного процесса и политической культуры на основе Хартии о местном самоуправлении, принятом Советом Европы в 1985 году. И это не просто слова, а руководство к действию, принципиальная позиция испанского руководства.

Например, в 2011 году в Конституцию Испании был вписан принцип бюджетной стабильности. Что он означает? Мадрид обязан прийти на помощь региону, если у того возникает финансовый кризис. Более того, в Основном законе (статья 142) записано, что «местные бюджеты должны располагать достаточными средствами для выполнения функций, возлагаемых законом на соответствующие представительные органы самоуправления, и формируются в основном из местных налогов, а также из участия в налоговых сборах Государства и автономных Сообществ».

Испанские регионы имеют собственные предметы ведения, законодательно прописана процедура изменения статуса региона и т.д. Конституция Испании закрепляет полномочия региона, причем после 5-летнего срока их можно расширить (к сожалению, в России соответствующий федеральный конституционный закон до сих пор даже еще не разработан). В стране, не являющейся федеративным государством, де-юре и де-факто отдельные испанские регионы располагают сегодня большими полномочиями, чем федеральные земли в Германии и регионы в России!

В Испании 17 автономных регионов и у каждого из них свой индивидуальный набор полномочий, который определяется статутом в соответствии с Конституцией и утверждается Генеральными Кортесами. Существует также практика подписания соглашений между регионами на горизонтальном уровне.

Неравенство субъектов испанской «федерации» постоянно требует внесения корректив во взаимоотношения их с центром. Процесс передачи полномочий от регионов к центру и обратно не останавливается. Национальные регионы хотят выделиться, а остальные регионы хотят «подтянуться» за ними.

Надо отметить, что в Испании много и плодотворно работает Конституционный Суд. Именно он формирует судебную практику для выстраивания автономии областей, их полномочий и взаимоотношение с центром.

О внимании, которое власти Испании уделяют развитию местного самоуправления, свидетельствует принятие в 2013 году закона о рационализации и устойчивости местной власти. Суть этого закона сводится к следующему:

- у каждого уровня власти – только свой круг полномочий;

- местные органы власти вправе осуществлять лишь те полномочия, на которые у них есть финансирование;

- закон исключает исполнение некоторых полномочий в социальной сфере и здравоохранении;

-здравоохранение передано на уровень регионов;

-происходит передача ряда полномочий на уровень провинций;

-муниципалитеты обязаны публиковать ежегодные отчеты о себестоимости предоставляемых муниципальных услуг и т.д.

Еще один красноречивый факт. В 1999 году в стране был принят закон о защите местных автономий от законодательных актов центра или регионов...

В тоже время наши испанские коллеги считают большим минусом отсутствие в Испании органов, которые бы на практике осуществляли координацию де-факто «федеративных» отношений. Они обратили внимание на серьезные недоработки в построении партийной системы, заключающиеся, в частности, в жестком централизме в деятельности политических партийных организаций. В чем это проявляется? Ну, например, региональные партийные лидеры не отчитываются перед своими избирателями, а подотчетны лишь перед партийными боссами в Мадриде. Естественно, снять таких лидеров, если у граждан возникает такая необходимость, без решения центрального партийного руководства практически невозможно.

Итак, мы прояснили, что Испания сегодня – это государство автономий.

Испания – унитарное государство, которое постоянно находилось в состоянии децентрализации (Страна Басков, например, вообще имеет максимум полномочий). Но по сути, это федерация. Так исторически сложилось. Так удобно. Государство не может навязывать ограниченную автономию. Автономии различны, специфичны. Повторюсь, испанцы не любят термин «федерация», хотя у испанских автономных областей больше полномочий, чем у некоторых субъектов в федеративных государствах. Вообще, испанцы пребывают в постоянной дискуссии. Они считают, что это хорошо, правильно, нужно и полезно.

Главный вопрос, на который испанцы сегодня ищут ответ, исчерпала ли себя модель автономий? Вот уже более 200 лет вокруг территориального устройства Испании идут жаркие споры, они стали причиной возникновения трех кровопролитных гражданских войн в XIX веке. И сегодня, по мнению испанских политиков и ученых, проблема территориального обустройства остается исторически до конца нерешенной.

После смерти Франко переход к демократии граждане Испании понимали как децентрализацию страны. Все уже по горло были сыты тоталитарным режимом, диктатом центра. Все жаждали федерализации страны. Но этого не произошло. Конституция 1978 года так и не установила четкой модели федерации. По образному выражению самих испанцев, их страна сегодня – это постоянное выстраивание федеративного дома без чертежей. На самом деле федеративный процесс начался с автономизации, и конституция страны позволяла и дальше его продолжать. В результате достигнута очень высокая степень децентрализации страны, даже выше, чем в некоторых федерациях. Еще раз повторю, де-факто это федеративная модель государства. Социалистическая партия Испании даже предлагала закрепить это в Основном Законе страны, но не нашла поддержки. Сегодня власть Мадрида, по сути, виртуальная. Она практически не предоставляет услуг гражданину. Граждане с ней не сталкиваются, поскольку и образование, и полиция, и здравоохранение и т.д. – это все сосредоточено в регионах и на местах. У центра остались лишь оборона, внешние сношения, налоги и пенсии.

Схожи ли проблемы муниципалитетов в Испании и в нашей стране?

Отчасти, да. Это прозрачность расходов местных бюджетов, коррупция, неправомерное применение норм в градостроительной сфере и т.д. Например, возьмем градоустройство и контроль в данной сфере. Иногда нарушения не связаны напрямую с коррупцией как таковой. Какие механизмы контроля предусмотрены в Испании? Возможность проверки гражданами всех муниципальных актов и оспаривания их в судах. Надо отметить, что испанцы очень часто оспаривают через судебные иски законность тех или иных муниципальных решений. Суд остается весьма действенным механизмом контроля.

Еще одна проблема – большая задолженность муниципалитетов на содержание бассейнов, стадионов и т.д. Сейчас законом определено, что без бюджетного обеспечения ничего строить нельзя. И это правильно.

Надо полагать, что и на уровне муниципалитетов идут политические баталии, бушуют предвыборные страсти и т.д.

Большая проблема, с которой столкнулись власти Испании – низкий процент явки избирателей на муниципальных выборах. Но она характерна не только для этой страны, а в целом для Европы. Вы знаете, что и у нас в России эта проблема присутствует. Так, в начале апреля в досрочных выборах мэра Новосибирска приняло участие менее трети избирателей.

В Испании политические партии, участвующие в выборах, в том числе муниципальных, могут создавать различные объединения. Причем, закон не запрещает создание региональных политических партий. Существует такая мощная лоббистская организация как испанская федерация провинций и муниципалитетов.

А налоговая политика?

Местные образования оставляют себе 13% доходов, остальные делятся поровну между регионами и центром. К оставшимся доходам плюсуются трансферты из центра. Вообще, это сложнейшая тема – региональные налоги. Главные налоги – НДС и НДФЛ. Существенная их часть остается в регионе. В целом, у регионов остается до 50% всех налогов. Около 60% всех доходов государства уходят в регионы и муниципалитеты. Если в регионы передаются полномочия – передаются и финансовые средства. Как я уже говорил, это заложено в конституции страны.

Сегодня в Испании из каждых 100 евро, собранных в виде налогов, 50 евро расходуют регионы, 32 евро – центр, 18 евро – муниципалитеты. Только 20% госслужащих работает на центр, 60 % – на регионы, 20 % – на муниципалитеты.

Однако есть и проблемы. Например, 50% средств, собранных в Каталонии, остаются в Каталонии, тогда как 20 лет назад все собираемые налоги оставались в регионе. Граждане плохо понимают, куда идут их деньги. К тому же функции многих органов власти дублируются, четкое разграничение между ними отсутствует. Прежде всего это касается сферы занятости, жилищной политики.

Складывается впечатление, что Каталония – это сплошная «головная боль» для испанских властей.

Каталония – это вообще особый случай. С самого начала процесса автономизации (федерализации) ее не устраивала степень ее самостоятельности. Это парадокс. Ведь на самом деле уровень этих полномочий у Каталонии выше, чем у любой федеральной земли в Германии. Думается, что причина здесь скорее политико-ментальная, чем политическая. Ведь каталонцы никогда полностью не принимали принципа «кофе для всех». Они всегда настаивали на ассиметричном подходе к регионам, более 200 лет выступали за свой особый статус, в то время как другие испанские регионы об этом и не помышляли. В 2006 году Каталония получила новый статут автономии, однако Конституционный Суд Испании опротестовал его как противоречащий Конституции страны. Несмотря на вынесенный Конституционным Судом вердикт о неконституционности намеченного на 9 ноября 2014 года референдума о независимости Каталонии, региональные власти все же намерены его провести.

Вообще, я должен заметить, что любой федерализм (а автономизация регионов есть лишь одна из форм федерализма) – очень динамичная, сложная и противоречивая система. Процесс федерализации – это всегда торг между центром и местными элитами за полномочия, наполняемость бюджетов и т.д. (сегодня 11 из 17 испанских автономий получают дотации из центра). При этом важнейшим компонентом и двигателем федерализации выступает национальный вопрос, что наглядно видно на примере Страны Басков и Каталонии.

Что представляет собой автономная область Кастилия и Леон?

Кастилия и Леон - самый крупный регион в Испании. Территория этой области простирается от границы с Португалией на западе до Риохи и Арагона на востоке. Кастилия и Леон - это колыбель Реконкисты. Именно с этих земель началось объединение всех испанских земель и развитие испанского языка. В средние века здесь располагались два самостоятельных королевства – Леон и Кастилья, которые в последствие были объединены в одно государство. Современная провинция Кастилия и Леон была создана в результате принятия постановления о независимости 1983 года, когда произошло объединение двух исторических районов – Леона и части Старой Кастилии.

В этой области сосредоточено более четверти всех муниципальных образований Испании (9 провинций и 2248 муниципалитетов). Численность населения в них различна. Есть муниципалитеты всего по 20 жителей. (Всего же в Испании более 8 тысяч муниципальных образований с численностью от 6 (!) до 3 млн. жителей).

Высшим органов законодательной власти в области является парламент, состоящий из 84 депутатов. Сейчас там 53 депутата от «Народной партии» (правые), 29 – от Социалистической партии и два депутата-центриста. Только 19 депутатов работает на постоянной основе. Среди местных законодателей в основном врачи, учителя, медсестры, ветеринары, библиотекари, пожарники, то есть рядовые граждане. Помощники депутатам не положены. Лишь на уровне фракции можно иметь 5 помощников. Испанское правительство имеет своих представителей в каждом регионе и каждой провинции.

Помимо Сеговии, удалось ли побывать в других муниципалитетах?

Да, мы также посетили город Ла Гранха. Население 5,5 тысяч жителей, городской бюджет – 5,8 млн. евро. 70% бюджета формируется за счет собственных доходов. Мэр Ла Гранхи – работающий школьный учитель. Большинство депутатов представительного органа – социалисты.

В Сеговии же большинство депутатов в местном представительном органе также социалисты. Население города – 55 тыс. человек, бюджет – 62 млн. евро. Средняя зарплата учителей, врачей, городских служащих в городе – 1300-1400 евро в месяц. Основная часть доходов бюджета города – трансферты от мадридского правительства. Есть региональные трансферты, целевые, на конкретные проекты и статьи расходов.

Что бы из того, что Вы увидели, Вам хотелось бы перенести на российскую землю?

Это очень сложный вопрос. Понимаете, я вообще не склонен считать, что какую-либо модель общественно-политического развития можно с легкостью взять и перенести в другое общество. Более верным представляется вопрос о том, чему мы можем научиться у наших партнеров? Я часто думаю над этим. После каждой своей поездки в Европу не перестаю размышлять и обсуждать увиденное и услышанное там со своими коллегами, друзьями и единомышленниками: будь то шведский опыт, германская модель демократии или опыт Испании.

Сильное впечатление в Испании на меня произвело бережное отношение жителей к той местности, где они живут и трудятся. Это проявляется и во взаимодействии их с природой, с окружающей средой, и при разрешении проблем выживания и развития сообщества. Испанцы умеют создавать гармонию природного, социокультурного, политического, ментального ландшафтов. Главными принципами строительства муниципального ландшафта выступают легальность, законность, защита муниципальных интересов.

Я думаю, у них это получается потому, что главным действующим лицом процессов преобразований является гражданин, а основным механизмом действия выступает участие. Наши испанские коллеги постоянно повторяли, что в современном мире для обеспечения стабильного развития важна демократическая политическая педагогика, включение (через лидеров общественных ассоциаций) на местном уровне граждан в разработку действенных механизмов распределения потребностей и ресурсов. Общественность, повторяли они, – это тоже орган местного управления. История их страны свидетельствует, что именно муниципалитеты были главным институтом перехода от диктатуры к демократии.

Общаясь с испанцами, я не переставал удивляться отсутствию у них какой-либо агрессии друг к другу: как на бытовом уровне, так и в политической сфере. Это страна, где все стараются договориться друг с другом по любому поводу. У них нет стремления во что бы то ни стало подчинить, подавить, встроить в раз и навсегда заданную схему. Такой уровень политической культуры, я считаю, был бы особенно важен и ценен для нас, россиян. Ведь у нас огромная страна, очень сложно устроенная. Причем, по нашей конституции мы провозгласили федеративное ее устройство, с гарантированным местным самоуправлением. По прошествии двадцати с лишним лет реформ, к сожалению, приходится признать, что и в вопросе строительства федерации, и в сфере совершенствования механизмов местного самоуправления российскому обществу еще предстоит решать очень много вопросов.

Источник: Политическое образование

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Где больше ценят русского человека? - выпускник-2011 Алексей Кулеш о семинаре в Испаниидата:27 апреля 2014   время:15:09 ;  автор:Кулеш Алексей Викторович

Рассматривая за окном автобуса скудную растительность на холмах и пригорках провинции Сеговия, вслед за Ерофеевским Веничкой я размышлял о том, "где больше ценят русского человека - по ту или эту сторону Пиренеев". И размышления эти были совершенно не пафосными, просто так нелепо устроено человеческое сознание- в необходимости сравнивать то и это, вчера и сегодня, здесь- и там... Тем более, что база для сравнения была подходящая - Испанская империя в эпоху своего расцвета занимала площадь, сравнимую с площадью СССР до распада; Испания, как и Россия, пережила диктатуру; в Испании, как и в России, много этнических групп с особой культурой и языком; в Испании, как и в России, несколько богатых регионов вынуждены поддерживать регионы-доноры. Даже система бюджетного выравнивания в РФ была скопирована с испанской. Правда, и это отличие существенное, Испания уже давно пережила фантомные боли Великой Империи.

Даже первые лица нашей страны, словно готовя нас к этой поездке, говорили с экранов телевизоров и газетных страниц о "пятой колонне" в России. Правда- вот незадача- намекали-то они на внешнюю угрозу, а испанская "пятая колонна" - атрибут жесточайшей гражданской войны, в которой пали более полумиллиона соотечественников. И красно-черные колонны на улицах столицы моей Родины напомнили историю Испанской фаланги, когда вслед за безумным ликованием и патриотическим угаром неминуемо будет Герника, и отчаянное полотно Пикассо, и ложь официальных СМИ, бригады иностранных наемников, и книги Хемингуэя, и трупы, и кровь.. И гигантский крест над Долиной Павших, в знак примирения нации и в память о жертвах войны.

Но вернемся к семинару: непреодолимое различие между системами местного самоуправления в России и в Испании заключено, на мой взгляд, в их разном историческом происхождении. Испанская система "выросла" из многовековой необходимости самостоятельно устраивать городские дела в условиях феодального государства и практически полной автономии в смысле финансовой поддержки. Российская же система- это "отрезанная" нижняя конечность государственной власти, которая, будучи отрезанной, немедленно перестала функционировать и запросила помощи у Центра. Центр эту помощь предоставить согласился, однако в обмен на условия: теперь конечность опять пришита, хоть и криво, и двигаться уже свободно не может, и уже всем представляется совершенно бесполезной частью организма. Испанское же самоуправление ничуть не лишнее, органично занимает место в системе "у самой земли", при необходимости самостоятельно (!) принимая решение о перехвате полномочий у региона, о финансировании программ и сборе налогов и т.д.

При этом, что бы ни говорили, абсолютно эффективной системы управления социумом человечество не создало. Человек научился управлять (до некоторых пределов) материей, научился, копируя алгоритмы действий, добиваться устойчивого ожидаемого результата. Но не может сделать того же с социумом. Внешне одинаковые общественные институты превращаются в своих антиподов, перестают эффективно работать, вызывают раздражение своей неповоротливостью. Социологические опросы в Испании показывают, что большинство респондентов ассоциируют слово "Политика" со словами "Коррупция" и "Неэффективность". Но при этом ни разу, ни у одного ученого, политика, с которыми мы имели честь общаться, я не услышал ни тени страха, испуга, желания развернуться вновь к спасительной диктатуре, где так уютно- не нужно принимать самостоятельных решений, не нужно потом отвечать за результаты своих действий перед согражданами. И в этой смелости- в способности договариваться и достигать компромиссов, в понимании бесперспективности жестких авторитарных режимов в условиях постиндустриального общества- надежда и сила.

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Добрые и открытые для общения люди - выпускник-2013 Елена Маркова о семинаре в Испаниидата:27 апреля 2014   время:15:11 ;  автор:Маркова Елена Владимировна

В Испании удивительно все: люди, климат, национальная кухня.

Сиеста – это очень славная и необычная традиция обязательного послеобеденного отдыха. Она длится с 13.30 до 16.00, что не мешает проводить время в кафе и ресторанчиках, гулять с маленькими и большими собачками, наслаждаться видами и красотами этого города. Может быть, поэтому средняя продолжительность жизни среди мужчин – 80 лет.

И кстати, Испания – страна, где легализованы однополые браки. Такие пары имеют право на усыновление детей. Принятие этого закона в свое время поддержали 67% католиков.

Это уникальная страна, в которую непременно хочется вернуться. Такая разная и необычная, кажется, что здесь есть все. Климат Сеговии – резко-континентальный, как и в регионе, где я проживаю. Есть много похожих мест, но очень жаль, что мы не смогли все эти места сохранить в таком состоянии, как в Сеговии. От этого мне по-настоящему грустно. Восхищаюсь испанцами и их заботой о своем великом культурном наследии.

Хоть тема и касалась в основном местного самоуправления, но помимо этого рассматривалось отношение людей. Их отношения к своему округу, их заботе о малой Родине. Если в нашей стране, особенно в последнее время усиливаются все отношения «Сверху вниз», то там эти отношения строятся «Снизу вверх». Это меняет многое. Инициативы муниципалитетов и их полномочия на самом низовом уровне слышат. Им помогают. Они работают и имеют для этого стимул.

В современных российских реалиях невозможно представить, что наши российские муниципалитеты, наделенные полномочиями без финансового обеспечения, жертвующие своими скудными бюджетами на оплату штрафов и невыполнение решений суда смогли бы похвастаться ухоженными улицами, светлыми двориками, покрытыми многовековой брусчаткой, освещенными улицами и уложенным на века асфальтом. Когда я задавала этот вопрос одному из экспертов, он дал четкий ответ, что ни один совершенный закон не может должным образом работать, если у человека нет гражданской ответственности. В России работают над законами.

Интереснейшим для меня оказалось посещение Регионального Парламента Кастилья и Леон. В Парламенте 84 депутата, представлены 3 фракции: Народной партии, Социал-демократов и смешанной. Депутаты входят в комитеты (17 представителей в каждом): «Сельского хозяйства и животноводства», «Развития инфраструктуры», «По делам парламента». По словам депутатов, хоть и большинство из них представители «Народной партии» (38), диалог и консенсус в парламенте – обычная вещь. Также есть практика проведения выездных заседаний фракции, смешанная фракция проводит «Уличные кампании», где у жителей, за 12 дней было заполнено 1523 опросника с наказами для избранников. На 38 депутатов от Народной партии – 5 помощников. Но кто-то тратит выделенные на помощников деньги, например, на нужды регионального отделения политической партии.

По словам представителя «Народной партии «Наблюдается такая тенденция, что в регионах, где у власти большинством представлены социалисты, идет подавление инициатив «Народной партии», есть опасность, что если не получится договориться, то придется реформировать Конституцию отдельно для Мадрида и регионов.

Все жители имеют право голоса, голосуют по месту жительства при помощи специальных списков, которые формируются заранее, но по судебному решению человека можно лишить права голоса. Там никогда не меняют границы избирательных округов, это четко прописано в законе. Даже когда властвовал диктатор, такого не было.

Эксперты, говорили, что некоторое время назад эта страна была похожа на нашу. И сейчас – очень много проблем.

Мне очень пригодился опыт и выступления экспертов, как из Испании, так и России. Каждое выступление было по-своему полезно и точно пригодится мне в работе, да и в жизни.

Хочу сказать огромное спасибо Школе, Елене Михайловне, Юрию Петровичу, Анастасии, нашим переводчикам Александру и Ксении, всем экспертам и огромному сообществу, благодаря которому у людей из разных уголков нашей страны, есть возможность побывать и посмотреть, сравнить, применить опыт других, в чем-то похожих и совсем разных стран, провинций, регионов и муниципалитетов, и, возможно, поменять что-то в лучшую сторону у себя.

Для меня Испания запомнилась своими замечательными пейзажами, добрыми и открытыми для общения людьми, отличным климатом, невероятной кухней и конечно отношением к такому важному уровню власти – местному самоуправлению.

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Другая традиция формирования территориального управления - выпускник-2010 Галина Денисова о семинаре в Испаниидата:07 мая 2014   время:13:53 ;  автор:Денисова Галина Сергеевна

С 30 марта по 3 апреля я участвовала в работе семинара «Муниципальное управления и территориальное развитие в Испании». В таких случаях говорят: «посчастливилось» и «повезло». Именно в этих метафарах я воспринимаю свою поездку в Испанию в целом, и свое участие в семинаре. Бесспорно, все началось с ярких эмоций и ощущения «вживую» образов, известных с детства. Приехали в Сеговию, и здесь – акведук! А я его впервые «увидела» глазами Маяковского. Могу напомнить:

«Мой стих века переживет, и в жизнь войдет весомо, грубо, зримо, -

Как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима!»

Так и захотелось воскликнуть что-то вроде: «Так вот ты какой…!» А потом – узкие, знакомые по репродукциям средневековые улочки Сеговии! Очень интересная экскурсия, которой нас одарила принимающая сторона. И еще одно событие – средневековый замок Алькасар, совсем как в рыцарских романах Вальтера Скотта! Об этом и о других интересных местах Сеговии и Мадрида можно рассказывать много, что и делают все туристы.

Но мы – не совсем обычные туристы. И восприятие всей этой историко-культурной среды менялось по мере погружения в проблематику семинара. А мы обсуждала становление территориального управления в Испании. А Сеговия – то географическое место, где начинается объединенная Испания, где впервые соединилась Кастилия и Лион. В контексте наших обсуждений формирования современного конституционального строя совсем по-другому воспринимается тронный зал замка Алькасар: посмотрите на слайдах – в зале два абсолютно равных трона! В Королевском дворце в Мадриде в тронном зале – тоже два трона! Это уважение к королеве, некое «гендерное равенство» в королевской семье?! Отнюдь! Это – визуализация представлений о равенстве территорий, объединенных в Испанию. За королевой и королем – свои территории, свои традиции; они равноценны и равноправны. Это совсем другая традиция формирования территориального управления, чем в Российской империи с ее абсолютной монархической властью. Другой интересный признак формирования единого государства, который дает Сеговия – здесь возник первый монетный двор Испании! Вот где символ единства государства – единая монета!

Иными словами, совсем не случайно Сеговия была выбрана для обсуждения проблемы самоуправления территорий Испании. Известный грузинский мыслитель первой трети ХХ в. Кита Мегрелидзе замечал, что «сама действительность стремится к мысли». Этот тезис четко проявился здесь. Историческая среда Сеговии – тот культурный текст, который нам объяснял испанское понимание равноценности территорий. Отсюда первый вывод: организаторы семинара блестяще создали ситуацию погружения в политическую традицию Испании!

Второй важный компонент семинара – его логистика. Наша теоретическая работа выстроилась сообразно проблематике территориального управления:

1. Знакомство с конституционными рамками территориального администрирования в Испании. И здесь мы обнаружили, что за внешне централизованным государством скрывается реальная федерация территорий! Но здесь же и возникает проблема, которая в последние десятилетия будируется Каталонией и Страной басков: как ты яхту назовешь – так она и поплывет! Номинация тоже имеет силу. Федерализм в словесной оболочке унитарного государства с автономией территорий не адекватно воспринимается! Здесь мы соприкоснулись с целым рядом интересных исторических коллизий, например, с замыслом диктатора Франко восстановить королевскую монархию, что и было им сделано. Для этого Франко назначил своим преемником Хуана Карлоса, потомка Бурбонов. Интересен и исторический ответ нового короля – реальный поворот к демократизации Испании! Благодаря королю и назначенному им премьеру-министру А.Суаресу Испания получила не только легализацию оппозиционных партий, но и Конституцию, в основе которой – автономизация территорий. В пору научную диссертацию писать на тему: «Роль королевской власти в формировании федерализации Испании»!

2. Знакомство с практикой регионализации власти и муниципального уровня управления. Обсуждение роли городов (мэрии) в управлении. Здесь интересен сюжет о введении в 2011 г. статьи Конституции, устанавливающей принцип конституционной стабильности. Он ограничивает возможности муниципалитетов и регионов в управлении собственными финансовыми ресурсами, если их решения могут вызвать дестабилизацию всей системы управления. Интересной была дискуссия о взаимодействии муниципального и регионального уровней территориального управления в Испании.

3. Обсуждение проблемы отношения государства к регионам. Дискуссия по вопросу политического потенциала модели автономии территорий. Она актуализирована стремлением Каталонии к утверждению собственной независимости.

4. Обсуждение проблемы представленности муниципальных интересов в Европарламенте, выстраивания горизонтальных связей муниципалитетов разных стран на уровне Европарламента. В этом контексте, становится понятна уверенность Каталонии в собственных силах, - она свою перспективу связывает с Европарламентом.

Каждая из обсуждаемых теоретических проблем (за исключением, пожалуй, конституционной теории) находила свое продолжение в нашем знакомстве с реально действующими чиновниками регионального и муниципального уровней. Для нас были организованы встречи с руководителями муниципалитетов разного уровня, с лидерами различных партий в Провинциальном Совете Сеговии. Замечательная организация логистики семинара в этом и проявилась: не только теоретическое обсуждение проблем, но обязательное их уточнение с практиками управления!

Третья позиция, которая была реализована в семинаре: мы знакомились со всеми проблемами территориального управления по «первоисточникам», «из первых рук»! Мы общались не просто с академическими профессорами, а с теми учеными, которые разрабатывали Конституцию, имели опыт работы в различных конституционных и парламентских комитетах, в Европарламенте. Конечно, это бесценный опыт!

Четвертое. Не менее яркое впечатление вызвала работа менеджерского состава Московской школы. Я не говорю об открытости и предельной доброжелательности наших менеджеров, которая всеми нами воспринимается как норма по умолчанию (хотя мы понимаем весь огромный пласт работы, который за этим стоит). Я хочу акцентировать внимание на другом – на подборе экспертов с российской стороны, которые попытались создать на семинаре ситуацию «3D»-формата. Замысел был в выстраивании сравнительного анализа: реализация территориального управления в Испании и в России. Для обеих стран эта проблема остро актуальна. Каждая из стран идет своим путем и по-разному видит этот процесс.

При всем эвристическом потенциале замысла, на мой взгляд, он не был полностью реализован. Уточню сразу: все доклады, представленные россиянами, были хороши и интересны. Но, подчеркну, испанская сторона была представлена соавторами конституционной реформы. Этот уровень предполагает в качестве участника диалога от нас, например, Сергея Шахрая или Олега Румянцева. Участников этого уровня мне не хватило. Хотя и здесь, могу заметить, что целью семинара был не диалог о конституционных преобразованиях и не научный симпозиум, а наше знакомство с испанским опытом решения проблемы территориального управления.

Из всего состава докладов, представленных нашей стороной, хочу выделить выступление Екатерины Жиляковой, главного редактора журнала «Муниципальная власть». Блестящий анализ российского новейшего опыта реализации муниципальной реформы! В этом контексте, выступление практика Андрея Кабанова, зам. председателя правительства Ивановской области, у меня вызвало некоторое разочарование. Его исторический экскурс о становлении федерализма в России еще в советский период был не бесспорен и фрагментарен (к сожалению, у нас не было достаточно времени для дискуссии по этому поводу). А вот тот опыт, которым владеет Андрей как член команды правительства Ивановской области, и который мог бы пролить свет на противоречия реализации федерализма в нашей стране, остался за кадром его выступления. Вот это жаль!

Ну и наконец, еще одно наблюдение: представители испанской стороны заняли сциентистскую (или позитивистскую) позицию: они не оценивали и не идеологизировали испанский путь демократических преобразований и конституционализма, они его беспристрастно анализировали. Пожалуй, только в одном вопросе, когда мы их провоцировали своими размышлениями, они допускали оценочные суждения. Это был вопрос о Каталонии. Здесь в мягкой, но четкой форме была представлена общая позиция: единство государственности – аксиоматическая ценность, и поэтому нужно уметь договариваться всем территориям, составным частям государства. В этом отношении, сегодняшние испанские политики и юристы отходят от девиза, который вышит над королевским троном (корректнее, но непривычнее – над тронами!) в замке Алькасар: «Развязать узел или разрубить – все едино!» Из всех наших дискуссий я поняла, что ответ не предполагает альтернативы: только развязывать и только договариваться!

В сухом остатке: огромная признательность всем организаторам семинара: и московским просветителям, и испанской стороне! Я действительно считаю, что мне повезло стать участником этого интеллектуального действия! Дискуссии в Сеговии задали мне несколько импульсов: во-первых, познакомится с политической историей Испании; во-вторых, провести аудит собственных представлений о региональном и муниципальном уровнях организации управления в нашей стране; в третьих, связать собственные научные исследования в сфере межэтнических отношений на Юге России, с проблематикой реализации муниципального управления.

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Опыт консенсуса - выпускник-2010 Александр Соколов о семинаре в Испаниидата:12 мая 2014   время:08:02 ;  автор:Соколов Александр Владимирович

Еще из курсов политической истории зарубежных стран мне запомнился пример уникального консенсуса – пакт Монклоа. Он позволил мирно и успешно трансформировать авторитарную политическую систему Испании в современную демократическую. Это было своеобразное соглашение элит о том, как и куда в дальнейшем развиваться стране. В результате за короткий срок Испания смогла построить развитое гражданское общество, правовое и демократическое государство.

С некоторыми из их базисных элементов удалось познакомиться в ходе семинара Школы «Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании». Ключевым является система местного самоуправления. Полномочия и ресурсы для их осуществления достаточно четко разделены между уровнями управления и властными институтами на каждом из них.

Весьма сложным, но достаточно успешным является согласование не только интересов между уровнями управления (поселение-провинция-регион-страна), но и между различными партиями. Вполне естественно, что складываются ситуация, когда правящими на разных уровнях управления оказываются различные партии. Их руководители пытаются договориться между собой в интересах развития своих территорий.

Еще сложнее ситуация, когда для назначения соответствующей администрации / правительства приходится формировать коалицию из нескольких партий. Каждая из партий, естественно, стремиться выполнить именно свои обещания избирателям. Каждая видит свой приоритет и ориентир развития. Поэтому им достаточно сложно договариваться и формировать перспективы развития в ситуации необходимости принятия и реализации решений как на одном уровне управления (в парламенте, коалиционном правительстве), так и между разными уровнями власти, в которых разные партии являются доминирующими.

Оригинальным примером межпартийного взаимодействия является фракция из двух представителей разных партий в парламенте Кастилья-и-Леон. Им приходится постоянно согласовывать свои позиции друг с другом в той ситуации, когда интересы партий далеко не всегда совпадают.

Как неоднократно подчеркивалось в ходе семинара, сильное местное самоуправление – залог успешного и демократического развития страны. Важно, что многие местные власти Испании готовы брать на себя ответственность за развитие территорий. Ярким примером является город Сан-Ильдефонсо (Ла Гранха). Понимая важность и приоритетность туризма и образования для своего будущего, город взял на себя выполнение функций в данных сферах за счет своих собственных ресурсов, даже не смотря на то, что они формально возложены на бюджет провинции.

Отдельного внимания заслуживают отношения Испании и Европейского союза. Страна уже 29 лет является членом этого интеграционного объединения. Одним из важнейших его принципов является субсидиарность: каждый уровень управления наделен теми полномочиями, которые он наиболее эффективно может выполнять. Его пытаются реализовать на различных уровнях управления и в самой Испании.

Конечно, нельзя говорить, что проблем в Испании в системе управления нет. Они, конечно, есть. И об одной из них мы достаточно часто слышим – желание некоторых территорий получить существенно большую автономию, либо – независимость. Центральную власть это не может не беспокоить. И в ходе семинара эта проблема также обсуждалась. Но, что важно, эксперты подчеркивали – проблема настолько значительна, что ее можно решить только широким консенсусом. И вновь – переговоры, соглашения и консенсус.

И мы видим, что консенсус, заложенный в Пакте Монклоа, поддерживается и ежедневно реализуется в системе управления Испанией.

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Федерализм, который не требует жертв - выпускник-2004 Георгий Чижов о семинаре в Испаниидата:13 мая 2014   время:08:16 ;  автор:Чижов Георгий Львович

Испанское государство не называется федеративным. Ассоциации с этим словом плохие. Три гражданские войны в XIX веке из-за распределения полномочий, едва не развалившаяся на части Республика начала 1930-ых… Нынешняя Конституция страны не установила чёткой модели децентрализации, позволила создавать автономные регионы, не давая их точного описания.

Семинар МШГП в автономном сообществе Кастилия-и-Леон заставил вновь «вернуться к истокам»: вспомнить, что такое федерализм и децентрализация «в теории», и как ненавязчиво и многогранно реализованы соответствующие принципы в испанской практике. Возможность представилась поистине уникальная. Руководитель Фонда «Вальсаин» (а в недавнем прошлом – один из фактических создателей современной Испании) доктор Альваро Хиль-Роблес щедро поделился интеллектуальным богатством, пригласив в качестве экспертов блестящих профессоров: своих коллег, учеников и даже своего учителя.

Скрупулёзно и педантично они разобрали все уровни территориального и местного самоуправления Испании: от нормативной базы до слабых мест и противоречий. Полномочия местных сообществ здесь шире, чем в большинстве государств, официально именуемых федеративными. В России же реального федерализма становится всё меньше – констатировали российские участники. А на неизбежно возникающий вопрос – почему? – жёсткий и точный ответ дала Екатерина Жилякова: местное самоуправление для нас – это органы власти, а не община.

Завершение строительства пресловутой «вертикали власти», окончательный переход к ручному управлению – эти привычные реалии, казалось, неожиданно перекликались с темой доклада профессора Мигеля Бельтрана де Фелипе «Исчерпала ли себя модель государства автономий?» Только ответ мы получили неожиданный, европейский: модель исчерпана, поскольку достигнут максимальный уровень передачи полномочий – дальше некуда.

Вызовов перед испанской моделью стоит, тем не менее, немало. В частности, Каталония, имеющая высочайший уровень самоуправления, но поднимающая вопрос о полном государственном суверенитете. Впрочем, рецепты борьбы с сепаратизмом здесь иные, нежели привычные для нас. «Если Каталония когда-нибудь выйдет из состава Испании, мы все к ней немедленно присоединимся», - спокойно шутит Альваро Хиль-Роблес.

Дома встречают совсем иные реалии: и обнадёживающие, и тревожные. Кабинет министров Украины принял 1 апреля концепцию коренной реформы местного самоуправления. Ключевым в построении новой модели власти «снизу вверх» должен стать принцип субсидиарности. То есть большинство вопросов рядового гражданина будут решаться на самом базовом, ближайшем к нему уровне власти. Основным субъектом такой модели через систему налогообложения становится «громада» – та самая община в точном переводе на русский. Само государство при этом останется унитарным, но областные государственные администрации при этом будут ликвидированы – их заменят исполкомы, формируемые областными Радами (Советами).

А в некоторых городах Донбасса не вполне понятные вооружённые люди требуют не вполне понятной «федерализации», заявляя, правда, при этом, что там, где появились они, - уже не Украина… И выражение «испанский опыт» вдруг обретает вместо отчётливо позитивного современного значения какой-то зловещий смысл. Ведь неспроста испанское государство не называется федеративным…

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Как можно развивать то, что имеешь - выпускник-2012 Алексей Гордин о семинаре в Испаниидата:13 мая 2014   время:08:21 ;  автор:Гордин Алексей Анатольевич

Московская школа гражданского просвещения (МШГП) и Фонд "Valsaín" (директором которого является известный европейский омбудсмен Альваро Хиль-Роблес) провели с 31 марта по 3 апреля 2014 года в Испании, в основном в г.Сеговия, семинар по муниципальному управлению и территориальному развитию. В программу семинара входили лекции испанских профессоров из различных университетов, а также встречи с мэрами и парламентариями. Предполагалось ознакомление выпускников МШГП, так или иначе, профессионально связанных с местным самоуправлением, с испанским опытом развития местного самоуправления.

Семинары в Испании МШПИ не проводила уже несколько лет, но, благодаря усилиям основателя Школы Елены Немировской и Альваро Хиль- Роблеса это мероприятие состоялось. В г.Сеговия расположена штаб-квартира Фонда "Valsaín", который занимается развитием демократических институтов в Испании.

Сам семинар был построен по следующему принципу: сельский муниципалитет (мэрия Ла Гранха) – городское муниципальное образование (мэрия г.Сеговии) – муниципальное образование районного уровня (провинциальный Совет Сеговии) – региональный уровень (Парламент Кастилья-и-Леон). Нужно отметить, что основы российского 131-ФЗ «О местном самоуправлении» была взята именно из испанской модели.

В целом о полит-экономической ситуации в Испании можно сказать следующее. В стране экономический кризис, на фоне которого поднимаются сепаратистские движения, прежде всего в Каталонии и Стране Басков. Основной вопрос в политической повестке Испании – исчерпала ли себя модель автономий в Испании? Ни Правительство Испании, ни кастильские провинции не поддерживают данные течения, несмотря на многочисленные акции протеста. В Испании 19 автономий, 52 провинции и 8127 муниципалитетов. Льготы, в т.ч. и по налогам имеет только Страна Басков. Такое устройство сложилось еще в 1982 году и сейчас пересматривается. Однако решения нет. Доля гос.сектора в экономике 39-41% ВВП. Государственные субсидии к бюджету муниципального образования составляют в Испании 50/50%. Однако и при этом у многих муниципальных образований огромные задолженности, т.к. либо живут не по средствам, либо неэффективно используют денежные средства. Например, Мадрид.

Удивительным фактом для меня оказалась гражданская активность испанцев. Электоральная активность очень высокая и составляет 80-100% избирателей. Депутаты муниципалитетов и провинций вообще не получают денежного жалования, а в Кортесах на 5 депутатов – 1 помощник. Муниципалитеты занимаются предоставлением муниципальных услуг, распределяя средства налогоплательщиков через подрядные организации, и, несмотря на отсутствие громоздких аппаратов, система работает весьма не плохо.

Возвращаясь к сессиям, мне импонировал новый экспертный формат МШГП, который заключается в привлечении экспертов из числа выпускников Школы. Таковыми экспертами выступили: Кабанов А., Чижов Г., Жилякова Е., Станских С., Соколов А., Пономарев С. Скажу только одно – это было великолепно, актуально и достойно!

Из испанских экспертов лично для меня был наиболее интересен профессор Виктор Гутьеррес Кастильо, который является представителем Андалузии в ЕС. Он рассказал о новых веяниях в ЕС касательно автономий и провинций. О таком институте как Комитет регионов при ЕС, который занимается выражением мнений муниципалитетов и провинций в Европе. КР состоит из 344 членов, Испания представлена 21 делегатом. О программе «Горизонт - 2020», которая отводит огромную роль городов в дальнейшем развитии ЕС. Городская Европейская Политика – именно так будет обозначаться новая политика ЕС. Это подтверждает, что именно города, а не государства, в перспективе станут основными субъектами политики.

С профессиональной точки зрения для меня поездка была очень полезной - с точки зрения общения с российскими коллегами, ибо состав делегации был подобран очень грамотно и профессионально, так и с испанскими чиновниками. В очередной раз нам продемонстрировали, как можно развивать то, что имеешь, любя свой город, свою провинцию, активно участвуя в их жизни. Не имея ресурсов кроме своих мозгов, рук и энергии, жить достойно и с верой в будущее. Несмотря на кризис, на отток населения в другие страны в поисках лучшей доли, испанцы ищут варианты выхода из сложившейся ситуации, не меняя своего отношения к жизни и к истории страны.

Огромное спасибо легендарному Альваро Хиль-Роблесу, его ученикам и коллегам, за тот опыт, который я (буду говорить за себя лично…) получил в результате этой поездки. До сих пор рассказываю своим коллегам о мэре-учителе из городка Ла-Гранха, который после основной работы приходит в мэрию решать проблемы (безвозмездно!), вместе с коллегами-депутатами, своего маленького городка. В памяти осталась фраза, запавшая в душу. В разговорах с депутатами и чиновниками любого уровня мы всегда слышали одно: «Мэрия – это дом всех горожан…»!

Ну и конечно, ОГРОМНОЕ спасибо всему коллективу Московской Школы Гражданского Просвещения (для нас просто – ШКОЛЫ) под руководством Елены Михайловны и Юрия Петровича за те возможности развития, общения и связанного с этим дальнейшего желания жить и работать. Именно благодаря Школе мы не сидим на месте, и, используя те возможности, которые нам даны, пытаемся делать в своих областях, городах, поселках, на мой взгляд, правильные и нужные вещи.

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Рустем Басыров, Гузель Ситдикова: Испанский опыт. Как построить в России работающие общественные институты - газета "Стерлитамакский рабочий" о семинаре в Испаниидата:25 мая 2014   время:12:57 ;  автор:- Редакция сайта -

Рустем Басыров – заведующий отделом по взаимодействию с общественными институтами Администрации Президента республики – недавно вернулся из Испании, где участвовал в работе семинара по вопросам развития местного самоуправления. Поездка стала возможной благодаря усилиям как российской стороны (Московской школы гражданского просвещения), так и испанской – фонда «Вальсаин». Пригодится ли испанский опыт в российском контексте, чему мы можем научить испанцев и как распорядиться прошлым своей страны – об этом и многом другом мы и решили поговорить.

Гузель Ситдикова: – Каждая страна в общественном сознании представляет собой некий миф. И не всегда этот миф имеет под собой основания. Скажем, Испания представляется страной страстных и темпераментных людей, привыкших горячо обсуждать любые темы. Какой вам показалась Испания?

– Рустем Басыров: Очень интересной. Эта страна подарила миру великую культуру, достаточно назвать имена Сервантеса, Пикассо, Гойи, Веласкеса… А по культуре можно судить и нации в целом, о том, какой жизненной силой она обладает. Испанские пейзажи просто великолепны! Признаться, учитывая европейские настроения вокруг России, мы ехали с некоторой тревогой. Однако наши опасения не оправдались, мы не почувствовали никакой враждебности со стороны испанцев. Напротив, они легко вступают в диалог.

– Расскажите, как вы знакомились с опытом местного самоуправления.

– Уникальность зарубежных семинаров Московской школы гражданского просвещения в том, что используется метод погружения в культуру, социум, политику, быт, во взаимоотношения людей. (Сразу же хочу подчеркнуть, что на подобные семинары я всегда выезжаю как частное лицо: оформляю отпуск по месту службы, оплачиваю расходы из личных средств). В Испании я изучал опыт территориального устройства в регионах. Семинар проходил в одном из старейших и развитых автономных сообществ Испании – Кастилия и Леон. Жили в маленьком городке, где проживают 50 тысяч человек, были и у соседей, где население составляет 5 тысяч человек.

При таком количестве жителей нельзя организовать «потёмкинские деревни»: всё на виду. Учитывая специфику российской делегации – а в нашей группе были депутаты, муниципалы, госслужащие, журналисты, эксперты, то есть «тёртые калачи», все – с большим опытом работы, – нас трудно обвести вокруг пальца. Опытному управленцу из муниципалитета достаточно походить по улицам, заглянуть в почтовое отделение, взглянуть на ценник в продуктовых магазинах, на состояние инфраструктуры, дорожного покрытия, проехать в общественном транспорте, зайти в мэрию и посмотреть, сколько граждан сидит в очереди на приём к чиновникам, какие фасады и кровля у домов, чтобы получить представление об уровне городского хозяйства и экономике, о доходной части бюджета, о степени благополучия и благосостояния граждан.

– Чем для нас интересен опыт Испании?

– Испания – страна с тяжёлой историей. Там не было развитых демократических традиций: Средневековье – это конгломерат борющихся друг с другом королевств и трудный процесс объединения страны. В 20 веке – кровопролитная гражданская война и режим диктатуры Франко. В 1975 году со смертью диктатора страна освободилась и начала строить государство, основываясь на демократических ценностях, причём главенствующая роль в демократизации общественных институтов принадлежала регионам и муниципалитетам. Прошло сорок лет, и Испания стала совершенно другой – это демократическая, развитая, современная страна. Многие мои коллеги-историки объясняют развитие территории господством традиций, своеобразием особого исторического пути, культуры. Испанский опыт показывает, что, имея в своём багаже наследие диктатуры, можно за исторически короткий промежуток времени достичь впечатляющих успехов в деле формирования демократических институтов. Опыт 70-летней советской истории уникален, я с уважением отношусь к этому времени, но назвать его демократическим периодом очень тяжело.

– Я не могу не спросить о таком испанском регионе, как Каталония. Конституция Испании запрещает самоопределение территорий, но каталонцы уже давно добиваются государственной независимости. Каковы настроения в Испании по этому вопросу с учётом крымского контекста?

– Случай с Каталонией как раз говорит об уникальности испанского опыта. Вспомним проблему баскского сепаратизма. В отличие от каталонцев, баски отстаивали свою независимость с оружием в руках, у басков были распространены даже террористические организации. Каталония, как и Страна Басков, – строптивый и интересный регион. Сами испанцы говорят: «Мы приступили к строительству испанского дома без чертежей и генплана. Наши регионы постоянно пребывают в диалоге с центром по самым разным поводам – свобода и статус автономий, налоги и проч. И нам нравится эта ситуация вечных переговоров». Это привело к тому, что сегодня в Испании проблемы национального сепаратизма нет. За столом переговоров баски добились больших привилегий, чем они добились бы с оружием в руках. Более независимого региона в Испании, чем Страна Басков, сейчас попросту нет.

Несмотря на то, что референдум по независимости Каталонии Конституционный суд Испании признал нелегитимным, референдум этот всё же состоится, говорят испанские эксперты. Но испанцы уверены в том, что каталонцы не проголосуют за выход из Испании. Официально Испания – не федерация, но взаимоотношения между центром и регионами достигли такого уровня развития, что мы вполне можем говорить о федеративном устройстве государства. Их автономные области настолько самостоятельны, что некоторые земли в Германии или Штаты в США могут только мечтать о такой свободе. Мне кажется, что проблема европейского сепаратизма – это проблема налогообложения и денег, а не проблема языка или прав граждан, это не политическая проблема. Хотя мы все с интересом будем наблюдать за развитием ситуации с Каталонией. Испанцы – достаточно взрывная по темпераменту нация, но культуре спора, дискуссии и компромиссов нам следует у них поучиться. Они умеют договариваться друг с другом.

– Если говорить метафорично о странах, то США для нас – это плавильный котёл, где всё смешалось: культура, языки, обычаи. Россия, по мысли Герцена, похожа на двуглавого орла на своём гербе. Мы одновременно смотрим на Запад и на Восток, но сердце у нас одно. Что можно сказать в этом отношении об Испании?

– В Испании великолепно работает феномен местной и региональной идентичности. Гражданское «я» формируется на местном и региональном уровне. Там люди прежде всего – барселонцы, сеговийцы, кастильцы, а уже потом испанцы. Да, представительные органы формируются по общенациональным партийным спискам. Но всё, что касается прав автономного сообщества Кастилия и Леон, то есть реализации регионального интереса, регулируется на месте: местные депутаты, несмотря на принадлежность разным партиям, выступают сообща. Местная политика реально делается регионами и муниципалитетами. Отсюда – свои налоги и даже свои зарубежные торговые представительства. Испанцы рассуждают примерно так: мои налоги, моя зарплата, преступность и безопасность моих улиц и площадей, экология и транспорт – всё это формируется в моём городе и регионе, а Мадрид – это армия и Евросоюз, это от меня далеко.

По численности муниципалитеты в Испании очень разные, но все, в соответствии с Конституцией, обладают абсолютно одинаковыми правами. И, согласно Европейской хартии местного самоуправления, которую ратифицировала и Россия, муниципалитеты должны обладать достаточными финансовыми основаниями для исполнения своих полномочий.

– Благодаря Московской школе гражданского просвещения, вы воочию увидели, как работает местное самоуправление в Швеции, Америке, Германии, а теперь ещё и в Испании. Это совершенно разные страны, каждая – со своим уникальным прошлым и настоящим. Тем не менее есть ли что-то общее между их моделями местного самоуправления?

– Есть общие черты. Независимо от национальной специфики в этих странах всё концентрируется вокруг человека. И я мечтаю, чтобы и в России, в полном соответствии с её Конституцией, человек, его права и свободы, наконец, стали бы высшей ценностью государства. Безусловно, готовых схем построения «рая на земле» нам никто не предложит. Их попросту нет. В то же время я не являюсь сторонником исторического фатализма. Убеждён, что мы не имеем права постоянно пенять на свою историю и опускать руки. Если есть желание, гражданская и политическая воля, можно строить развитое демократическое государство и сильное местное самоуправление при любых исходных данных. В 2011 году Россия отметила 150-летие отмены крепостного права. Полтора века назад большинство крестьян были рабами, существовали сословные суды, рекрутская повинность, телесные наказания… Человек был полностью задавлен всей тяжестью имперского государства. Сегодня Россия – европейское государство с базовыми европейскими ценностями. Кто бы и что ни говорил, у нас с европейцами один взгляд на место и роль гражданина в обществе, его статус, права и свободы.

Что я увидел общего между различными нациями, так это то, что они не собираются никого учить. Среди иностранных экспертов и собеседников я встречал только позитивное, уважительное отношение к нашей стране и нашей истории. Немцы постоянно повторяли мне, что прошли через национал-социализм, испанцы – через диктатуру. «Нам ли кого-то учить?», – говорили они напрямую. Россиянам просто показывали, как, имея в прошлом тяжёлый опыт авторитарного режима, за исторически короткие сроки можно построить работающие институты: независимый суд, демократические выборы, отстоять верховенство права и политические свободы.

Источник: Стерлитамакский рабочий

P. S.: Программа семинара

Отзывы

Фотографии

Испанские СМИ о семинаре



Подробнее
Путь : Главная / Семинары / Зарубежные семинары / Муниципальное управление и территориальное развитие в Испании / Отзывы
Россия, Москва, Старопименовский переулок дом 11 корп. 1, 2-й этаж,
  телефон: +7 (495) 699-01-73
Все материалы на данном сайте опубликованы некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Указано согласно закону №121-ФЗ от 20.07.2012 в результате принудительного включения в реестр